/img/tv1.svg
RU KZ
Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Эксперт Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) считает достаточной систему статистики в сфере казахстанского туризма.

19:45 31 Август 2017 5873

Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Автор:

Анна Терещина

Фото: Санат Имангалиев

Доктор Нагоре Эспиноза приехала в Казахстан по приглашению Visit Almaty, туристского информационного центра акимата Алматы и Комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта. В интервью abctv.kz доктор Эспиноза отметила: главная цель визита – проанализировать систему статистики Казахстана в сфере туризма, представить международный опыт и адаптировать его к потребностям страны. Все замечания и рекомендации по улучшению существующей модели статистического учета будут переданы в Мадрид – головной офис ЮНВТО, а затем уже официально переданы правительству Казахстана.

– Госпожа Нагоре, в какие сроки будут представлены Ваши рекомендации нашему правительству?

– Я планирую подготовить отчет для ЮНВТО приблизительно к 20 сентября. Не знаю наверняка, насколько долгим будет этот процесс, потому что Всемирная туристская организация будет рассматривать, анализировать материал. Но я уже сейчас могу сказать, что рекомендации будут несложными, чтобы вам было легко их выполнить, и ориентированы на практику и потребности Казахстана. Опять же реализация этих рекомендаций займет некоторое время, потому что к их выполнению нужно будет подключить всех ключевых игроков, которые заняты сегодня в индустрии. Это и государство, и бизнес, задействовать новых игроков. Возможно, понадобится дополнительное финансирование. Эти вопросы быстро все не решаются.

– Вы видели ту методологию, по которой работают сегодня наши статорганы. Можете сделать какие-то предварительные выводы по ней?

– Насколько я поняла, ваш комитет по статистике использует ту методологию, которая была рекомендована ранее ЮНВТО. Если честно, они очень хорошо ознакомились с ней и научились применять ее на практике, хотя она немного сложная. Основа построена, и довольно неплохая, все работает на вполне нормальном уровне. Однако нельзя на этом останавливаться, надо идти дальше, выходить на регионы, маленькие города. Там все сложнее и запутаннее. На мой взгляд, у вас есть проблема в недопонимании бизнесом важности статистических данных и неумении ими пользоваться. Еще мне показалось, что регионы не на должном уровне контактируют с центральным офисом по статистике.

Многие говорят, что сайт очень сложный для использования. Уверяю вас, ни один сайт в мире по статистике не выглядит хорошо, потому что их цель не сделать его красивым, а дать честные и актуальные данные. Другой вопрос, что сами статистики считают, что их дело – дать цифры, а дальше уже пусть кто как хочет, так и разбирается. Это неправильный подход, с людьми нужно работать, объяснять какие-то непонятные моменты.

– Говоря про регионы, что Вы имели в виду?

– Информация, которая есть у вас сейчас, может не отражать всю реальность происходящего в стране. Возможно, там есть недочеты, потому что не все дают достоверные данные. Я понимаю, что бизнес у вас сегодня не обязан отчитываться, они могут давать неправильные данные либо вообще их не давать, хотя, по закону о статистике, существуют обязательства. Я понимаю, что многим не хочется сидеть и заполнять детальные формы, какие-то непонятные бумаги, но это нужно делать. Но давайте будем честными: аналитические данные нужны не столько государству или простым гражданам, сколько самому бизнесу. Если цифры будут реальными, государство будет знать, в каких местах есть проблемы, где нужно подтянуться, это может стать рычагом для активного развития бизнеса, занятого в индустрии туризма. Каждый из нас должен делать свое дело и нести за это ответственность. Информация должна быть правдивой и отправляться своевременно. А если я, к примеру, государственный орган, и мне подчиняются концертные залы, стадионы, я должен постоянно у них запрашивать данные, и они мне должны ее предоставлять. Все ключевые игроки, будь то Национальный банк, пограничная служба, министерство иностранных дел или сельского хозяйства – абсолютно все должны взаимодействовать между собой, чтобы получать полную и правдивую картинку по статистике. В Испании, к примеру, все дают честные данные. Если у них высокая заполняемость, они так и говорят: у нас 90 процентов заполняемости. Они не убегают от налогов, потому что знают, что им самим нужна точная информация для дальнейшего развития, видения рынка. Если мы добьемся этого, то уже дальше можно двигаться в сторону устойчивого развития.

– В чем эта устойчивость измеряется?

– Пока мы не можем сказать, что та страна устойчива, а эта нет. Но мы этот вопрос сейчас рассматриваем, изучаем. В ЮНВТО есть группа экспертов, одним из которых я являюсь. Мы берем рекомендации по статистике туризма и данные по окружающей среде, сегментируем их и пытаемся вывести какую-то общую основу для подсчетов устойчивости развития.

Как сделать развитие туризма устойчивым и как измерять эту устойчивость – эти вопросы сегодня стоят и перед начинающими дестинациями, и перед развитыми странами, как Испания или США.

Возьмите, к примеру, Европу, Северную Америку, Колумбию – это страны, которые развивают туризм для людей с ограниченными возможностями. Это хорошо, потому что бизнес и государство движутся вперед в этих вопросах. Но в вопросе, как это измерять, появляются уже трудности. Вообще, туризм сам по себе очень сложно измерять. К примеру, в кафе, где половина зала – это местные жители, а половина – туристы, как мы узнаем, сколько дохода приходится на долю туриндустрии? Мы же не будем у каждого интересоваться, кто он. На этой стадии одно из преимуществ вашей страны – это ваша граница. Вы имеете возможность фиксировать всех, кто въезжает в страну. В Европе нет границ, это все шенгенская зона, нам приходится в этом плане немного труднее. Мы проводим опросы в местах размещения и на контрольных пунктах. Здесь важна выборка параметров опроса, чтобы в итоге получить репрезентативные данные. Это намного дороже, чем ваша система, потому что нам нужно сделать больше опросов, чем ваши пограничные службы делают на входе.

– Какие рекомендации Вы могли бы дать по учету туристов?

– Вы должны учитывать всех посетителей: куда они едут, в каком порядке посещают города, с какой целью. Часто так бывает, что, к примеру, китайский турист прилетел в Астану, хотя ехал в Алматы, чтобы посмотреть горы. Это его основная цель. Или российский турист прилетел в Астану, но на самом деле ехал на Балхаш порыбачить. Если вот эти данные будут разложены по полочкам, то мы будем видеть, кто и куда едет, зачем едет, какой процентаж. У бизнеса появится конкретная картинка для правильного выбора своей целевой группы для маркетинга.

Сегодня болезненный вопрос для государственных органов всех стран: как регулировать людей, которые арендуют квартиры у других владельцев, помимо государства. Это сложно делать. Если здесь туристические потоки небольшие, то в Испании или Америке это миллионы человек. Как прийти к балансу, сколько в одном доме должно жить местных жителей и сколько квартир должно сдаваться приезжим туристам, как сделать налогообложение правильным в таких случаях – это сложный вопрос на сегодняшний день. Мы пытаемся понять, как можем сосуществовать с компаниями, которые предоставляют услуги по аренде квартир.

– На Ваш взгляд, какие шансы есть у казахстанского туризма стать развитой дестинацией и какие наши недочеты Вы бы могли отметить, как человек с опытом и масштабным видением туризма?

– Казахстан вполне может быть интересен иностранным туристам – как место новых туристических открытий и возможных приключений. Это еще неизведанная страна в отличие от Испании или Турции, которые уже все знают и прошли вдоль и поперек.

Я знаю, что Казахстан сегодня не сильно ориентирован на туризм, делая акцент больше на другие области экономики, которые на данный момент приносят больше доходов. Но я считаю, что у вас огромный туристический потенциал, вам есть что предложить туристам, и вы можете на этом хорошо зарабатывать, создавать рабочие места. Другой вопрос, что сегодня в мире мало что знают о вашей стране.

Анна Терещина

Почему дешевых туров за границу уже не будет, и как достигнуть качества на родине

Казахстанский туризм: этим летом спасали Алаколь, Каспий и Боровое.

24 Сентябрь 2020 08:10 2125

На фоне пандемии коронавируса и жестких ограничений в стране впервые за много лет в полную силу заработал внутренний туризм. Тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не имея возможности вылететь на излюбленные турецкие и индийские берега, казахстанцы оценили отдых на родных озерах – Алаколе, Боровом и Каспийском море. Как отразился карантин на всей туристической отрасли, мы расскажем на примере одной компании. Айсулу Естемемова в интервью корреспонденту Inbusiness.kz восстановила хронологию выживания туристического бизнеса с введением первых запретов в Казахстане. 

Айсулу, все мы знаем, что туризм одним из первых пострадал в результате пандемии коронавируса. Насколько это было шоковым обстоятельством для Вашего бизнеса? Какие решения Вы приняли тогда, это было полное приостановление? Как поступили с сотрудниками, какая ситуация была с текущими клиентами?

С середины февраля мы активно начали проводить мониторинг всех туристических и новостных порталов касательно COVID-19. Мы понимали, что нашу страну, стороной пандемия не обойдет, и морально были готовы. Наблюдали за графиком передвижения данного вируса. С начала марта приостановили все продажи и оповещали туристов об опасности выезда за границу. Не проплаченные партнерам суммы вернули туристам, проплаченные туры депонировали (перевели) на депозит туристов с сохранением курса доллара и евро. Персонал пришлось отправить в отпуск без содержания.

Подсчитывали ли Вы ущерб от карантинных месяцев для Вашего бизнеса? Мы знаем, что многие предприниматели, спасая свое дело, ушли в онлайн, доставку, переоринтировали бизнес. Были ли у Вас попытки как-то оставаться на плаву, понимаю, абсурдно об этом говорить, но все же – например, платные онлайн-экскурсии по странам, совсем бредово?

Конечно, ущерб был ощутимым. Тем не менее мы не опускали руки. В период жесткого карантина вели переговоры с местными туристическими зонами отдыха – Боровое, Алаколь, Кольсай и так далее и готовили предложения нашим туристам касательно туров по Казахстану, так как каждый день от туристов получали звонки и сообщения с просьбой найти любой тур, пусть даже по республике. Как сняли блокпосты, сразу же организовали отдых внутри Казахстана.

Айсулу, а что было сделано со стороны профильных отраслевых организаций, призванных решать проблемы участников рынка – те же туристские ассоциации, фонд «Туристик Камкор»?

«Туристик Камкор» совместно с туроператорами организовали рейсы по нескольким направлениям и вернули наших соотечественников на родину. Турагенства Казахстана сплоченно начали писать петиции на имя главы государства, в профильное министерство, чтобы максимально выгодно сохранить деньги туристов с пониманием, что ситуация форс-мажорная. Нам всем вместе удалось добиться сохранения оплаченных туров по курсу доллара и евро на момент оплаты.

А как складывались дела до карантина? Куда казахстанцы летали? Насколько активно? Как, в принципе, у нас сегодня обстоят дела с выбором страны, можно ли смело утверждать, что из Казахстана можно улететь в любую точку мира? Без привязки ко все еще действующим карантинным ограничениям, конечно же. 

До карантина казахстанские туристы летали абсолютно по всему миру. Самые популярные направления: Турция, ОАЭ, Египет, Европа, Мальдивы, Шри-Ланка, Таиланд, Бали, ГОА и Греция. На сегодняшний день наши туристы уже летают на отдых в Турцию, Египет, ОАЭ и Мальдивы через ОАЭ. На днях открыли нам авиасообщение Польша и Россия.

То есть рынок начинает медленно восстанавливаться. Как работает сейчас Ваш бизнес?

С этого месяца мы возобновили продажи заграничных туров. Какие-то текущие расходы начали перекрывать. Десятки туристов ежедневно обращаются в нашу компанию за турами. Конечно, горящих туров по 100.000 тенге уже нет и поток заметно снизился, тем не менее, если границы не закроются, предполагаю, что туристический рынок восстановится ближе к лету следующего года.

Что касается внутреннего туризма, насколько это дорогое удовольствие? А главное – что Вы думаете о соотношении цены и качества во внутреннем туризме?

Да. Внутренний туризм в этом году был более чем популярным. Особый спрос был на Алаколь, Актау и Боровое. Качество оставляет желать лучшего однозначно! Думаю, было бы правильно в каждом туристическом регионе открыть школы по подготовке персонала с привлечением лучших рестораторов и рекомендованных экспатов с единой сертификацией, которая будет давать гарантию качества.

Какие прогнозы сегодня? Вдруг случится наплыв клиентов, засидевшихся в длительном заточении, как только откроются все границы?

Мы готовы к труду и обороне всегда, но, несмотря на то, что ситуация в стране приобретает положительный окрас, давать какие-либо прогнозы еще рано. Будем решать задачи по мере их поступления.

Делаете ли Вы ставку на новогодние праздники в этом году? Как часто казахстанцы позволяют себе отдых класса люкс? Или все-таки это стандартные Турция, Египет, ОАЭ?

Вы сами ответили на свой вопрос. Эти три направления действительно топоовые. На Новый год уже готовим предложения. Касательно отдыха класса люкс – это направление для определенной целевой аудитории, которая, так же как и все, имеет место быть.

Что Вам известно о готовности других участников – звеньев туризма, те же авиаперевозчики – как с ними сегодня налажены взаимовыгодные договоренности?  

Другие участники туристического бизнеса, как и мы, настроены позитивно. В нашей сфере унывать нельзя, так как мы дарим радость. Авиаперевозчики и некоторые отельеры в случае закрытия границ готовы возвращать средства туристов. Остальные предупреждают о переносе на следующий год.

Много говорят о второй волне коронавируса. У Вас уже есть антикризисный план? Какие настроения в принципе у участников туристического рынка сейчас?  

Мы разработали антикризисный план, так как готовы ко второй волне. Но удастся осуществить его лишь в том случае, если не возобновят жесткий карантин и разрешат отдых нашим соотечественникам небольшими компаниями в зонах отдыха.

Мадина Ерик

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Почувствуй себя кочевником

Путешествие на колесах безопасно и в пандемию.

15 Сентябрь 2020 16:44 1991

Понятие «караванинг» – путешествие в доме на колесах – только начинает набирать обороты в Казахстане, хотя такой способ передвижения всегда был присущ кочевникам. Данный вид туризма давно обкатан в Европе и Америке. Сегодня он продвигается и у наших соседей по Таможенному союзу. Путешествие в автодоме интересно и выгодно по целому ряду позиций. Прежде всего, отдыхающие не привязаны к конкретному отелю, месту. Это дает возможность многое увидеть за небольшой отрезок времени. Это комфортно и, наконец, экономически выгодно. И еще один момент – в период всеобщей пандемии это безопасно для ваших близких.

Кто-то возразит: а как же наши дороги? Они есть и очень хорошие, возможно, не везде, но тут важно правильно составить маршрут путешествия.

16 сентября стартует караванинг-экспедиция, в ходе которой представители Kazakh Tourism совместно с Казахстанской ассоциацией кемпингового туризма и караванинга проинвентаризируют отрезок маршрута по Шелковому пути с точки зрения развития этого вида туризма. В качестве маршрута выбран отрезок по транспортному коридору Западная Европа — Западный Китай, от границы КНР до границы с Узбекистаном. Более подробно о новом виде путешествия – в наших следующих публикациях.


Подпишитесь на наш канал Telegram!