/img/tv1.svg
RU KZ
Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Эксперт Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) считает достаточной систему статистики в сфере казахстанского туризма.

19:45 31 Август 2017 5752

Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Автор:

Анна Терещина

Фото: Санат Имангалиев

Доктор Нагоре Эспиноза приехала в Казахстан по приглашению Visit Almaty, туристского информационного центра акимата Алматы и Комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта. В интервью abctv.kz доктор Эспиноза отметила: главная цель визита – проанализировать систему статистики Казахстана в сфере туризма, представить международный опыт и адаптировать его к потребностям страны. Все замечания и рекомендации по улучшению существующей модели статистического учета будут переданы в Мадрид – головной офис ЮНВТО, а затем уже официально переданы правительству Казахстана.

– Госпожа Нагоре, в какие сроки будут представлены Ваши рекомендации нашему правительству?

– Я планирую подготовить отчет для ЮНВТО приблизительно к 20 сентября. Не знаю наверняка, насколько долгим будет этот процесс, потому что Всемирная туристская организация будет рассматривать, анализировать материал. Но я уже сейчас могу сказать, что рекомендации будут несложными, чтобы вам было легко их выполнить, и ориентированы на практику и потребности Казахстана. Опять же реализация этих рекомендаций займет некоторое время, потому что к их выполнению нужно будет подключить всех ключевых игроков, которые заняты сегодня в индустрии. Это и государство, и бизнес, задействовать новых игроков. Возможно, понадобится дополнительное финансирование. Эти вопросы быстро все не решаются.

– Вы видели ту методологию, по которой работают сегодня наши статорганы. Можете сделать какие-то предварительные выводы по ней?

– Насколько я поняла, ваш комитет по статистике использует ту методологию, которая была рекомендована ранее ЮНВТО. Если честно, они очень хорошо ознакомились с ней и научились применять ее на практике, хотя она немного сложная. Основа построена, и довольно неплохая, все работает на вполне нормальном уровне. Однако нельзя на этом останавливаться, надо идти дальше, выходить на регионы, маленькие города. Там все сложнее и запутаннее. На мой взгляд, у вас есть проблема в недопонимании бизнесом важности статистических данных и неумении ими пользоваться. Еще мне показалось, что регионы не на должном уровне контактируют с центральным офисом по статистике.

Многие говорят, что сайт очень сложный для использования. Уверяю вас, ни один сайт в мире по статистике не выглядит хорошо, потому что их цель не сделать его красивым, а дать честные и актуальные данные. Другой вопрос, что сами статистики считают, что их дело – дать цифры, а дальше уже пусть кто как хочет, так и разбирается. Это неправильный подход, с людьми нужно работать, объяснять какие-то непонятные моменты.

– Говоря про регионы, что Вы имели в виду?

– Информация, которая есть у вас сейчас, может не отражать всю реальность происходящего в стране. Возможно, там есть недочеты, потому что не все дают достоверные данные. Я понимаю, что бизнес у вас сегодня не обязан отчитываться, они могут давать неправильные данные либо вообще их не давать, хотя, по закону о статистике, существуют обязательства. Я понимаю, что многим не хочется сидеть и заполнять детальные формы, какие-то непонятные бумаги, но это нужно делать. Но давайте будем честными: аналитические данные нужны не столько государству или простым гражданам, сколько самому бизнесу. Если цифры будут реальными, государство будет знать, в каких местах есть проблемы, где нужно подтянуться, это может стать рычагом для активного развития бизнеса, занятого в индустрии туризма. Каждый из нас должен делать свое дело и нести за это ответственность. Информация должна быть правдивой и отправляться своевременно. А если я, к примеру, государственный орган, и мне подчиняются концертные залы, стадионы, я должен постоянно у них запрашивать данные, и они мне должны ее предоставлять. Все ключевые игроки, будь то Национальный банк, пограничная служба, министерство иностранных дел или сельского хозяйства – абсолютно все должны взаимодействовать между собой, чтобы получать полную и правдивую картинку по статистике. В Испании, к примеру, все дают честные данные. Если у них высокая заполняемость, они так и говорят: у нас 90 процентов заполняемости. Они не убегают от налогов, потому что знают, что им самим нужна точная информация для дальнейшего развития, видения рынка. Если мы добьемся этого, то уже дальше можно двигаться в сторону устойчивого развития.

– В чем эта устойчивость измеряется?

– Пока мы не можем сказать, что та страна устойчива, а эта нет. Но мы этот вопрос сейчас рассматриваем, изучаем. В ЮНВТО есть группа экспертов, одним из которых я являюсь. Мы берем рекомендации по статистике туризма и данные по окружающей среде, сегментируем их и пытаемся вывести какую-то общую основу для подсчетов устойчивости развития.

Как сделать развитие туризма устойчивым и как измерять эту устойчивость – эти вопросы сегодня стоят и перед начинающими дестинациями, и перед развитыми странами, как Испания или США.

Возьмите, к примеру, Европу, Северную Америку, Колумбию – это страны, которые развивают туризм для людей с ограниченными возможностями. Это хорошо, потому что бизнес и государство движутся вперед в этих вопросах. Но в вопросе, как это измерять, появляются уже трудности. Вообще, туризм сам по себе очень сложно измерять. К примеру, в кафе, где половина зала – это местные жители, а половина – туристы, как мы узнаем, сколько дохода приходится на долю туриндустрии? Мы же не будем у каждого интересоваться, кто он. На этой стадии одно из преимуществ вашей страны – это ваша граница. Вы имеете возможность фиксировать всех, кто въезжает в страну. В Европе нет границ, это все шенгенская зона, нам приходится в этом плане немного труднее. Мы проводим опросы в местах размещения и на контрольных пунктах. Здесь важна выборка параметров опроса, чтобы в итоге получить репрезентативные данные. Это намного дороже, чем ваша система, потому что нам нужно сделать больше опросов, чем ваши пограничные службы делают на входе.

– Какие рекомендации Вы могли бы дать по учету туристов?

– Вы должны учитывать всех посетителей: куда они едут, в каком порядке посещают города, с какой целью. Часто так бывает, что, к примеру, китайский турист прилетел в Астану, хотя ехал в Алматы, чтобы посмотреть горы. Это его основная цель. Или российский турист прилетел в Астану, но на самом деле ехал на Балхаш порыбачить. Если вот эти данные будут разложены по полочкам, то мы будем видеть, кто и куда едет, зачем едет, какой процентаж. У бизнеса появится конкретная картинка для правильного выбора своей целевой группы для маркетинга.

Сегодня болезненный вопрос для государственных органов всех стран: как регулировать людей, которые арендуют квартиры у других владельцев, помимо государства. Это сложно делать. Если здесь туристические потоки небольшие, то в Испании или Америке это миллионы человек. Как прийти к балансу, сколько в одном доме должно жить местных жителей и сколько квартир должно сдаваться приезжим туристам, как сделать налогообложение правильным в таких случаях – это сложный вопрос на сегодняшний день. Мы пытаемся понять, как можем сосуществовать с компаниями, которые предоставляют услуги по аренде квартир.

– На Ваш взгляд, какие шансы есть у казахстанского туризма стать развитой дестинацией и какие наши недочеты Вы бы могли отметить, как человек с опытом и масштабным видением туризма?

– Казахстан вполне может быть интересен иностранным туристам – как место новых туристических открытий и возможных приключений. Это еще неизведанная страна в отличие от Испании или Турции, которые уже все знают и прошли вдоль и поперек.

Я знаю, что Казахстан сегодня не сильно ориентирован на туризм, делая акцент больше на другие области экономики, которые на данный момент приносят больше доходов. Но я считаю, что у вас огромный туристический потенциал, вам есть что предложить туристам, и вы можете на этом хорошо зарабатывать, создавать рабочие места. Другой вопрос, что сегодня в мире мало что знают о вашей стране.

Анна Терещина

Экскурсия в город-призрак и пещеру Дракона

Байжансай и пещера Акмечеть находятся в Байдибекском районе Туркестанской области.

13 Август 2020 11:51 576

Экскурсия в город-призрак и пещеру Дракона

Фото: Мира Бахытова

Поселок городского типа Байжансай был построен в труднопроходимом ущелье Каратауского хребта не случайно, здесь некогда были залежи полиметаллических руд, их открыли в 1928 году. В Байжансае добывали свинцово-цинковую руду. Именно из этого цинка в годы Великой Отечественной войны на Чимкентском свинцовом заводе отливали ту самую «каждую восьмую пулю для фронта». В годы расцвета в Байжансае жили до пяти тысяч человек, был свой аэропорт, Ан-2 летал из Шымкента за четыре рубля, московское обеспечение, хорошие зарплаты. Богатые руды быстро выработали, спад пошел в семидесятых годах прошлого века, затем постепенно город совсем умер. Еще несколько лет назад, когда гиды, местные любители-краеведы и историки, привозили сюда первых туристов, пытаясь раскрыть очарование места, здесь жили всего пара семей. Они почему-то были готовы мириться с труднодоступностью, 30 км по ущелью в режиме полного каменистого бездорожья, а с октября по апрель в Байжансай вообще не попасть, снег перекрывает эту единственную наземную артерию. И тогда город и правда напоминал призрак, почти Припять после катастрофы. Сегодня это, можно сказать, превратилось в любимый аттракцион для изможденных карантином и закрытыми границами жителей Шымкента и области. Джипы караванами, вдоль реки целые палаточные лагеря. С одной стороны, это неплохо, интересная локация, да и внутренний туризм нужно развивать, с другой, он потерял свой аромат опустошенности и жуткой безысходности. Останки этого населенного пункта находятся в 170 км от Шымкента, причем последние 30 придется проехать по каменистой дороге узкого ущелья, пересекая по пути 18 мостов, за которыми уже давно никто не следит.

Пещера Дракона

Практически по дороге в Байжансай находится еще одна удивительная, но на этот раз природная локация, которую стоит посетить, это пещера Акмечеть, это также Байдибекский район. Высота сводов – 32-35 метров, длина – 162, ширина – 64 метра. Внутри свой микроклимат, круглый год сохраняется температура 18-20 градусов, растет тутовник, живут разные виды птиц и мелких животных. Их мы не видели. Появился и местный житель – эдакий ответ на возросший турспрос – предлагает молитву, рассказывает о священности места, якобы в пещере можно избавиться от разных болезней и даже бесплодия, предлагает на потребу разные фенечки. Легенд вокруг Акмечети великое множество. То ли дракон тут жил, кошмарил окрестности. То ли войско скрывалось от непогоды во времена Джунгарских набегов. То ли, наоборот, тут спрятали женщин с детьми при вражеском наступлении.

Московские геологи еще в 1973 году предположили, что пещера могла появиться от падения метеорита, мне лично такая теория по душе.

Мира Бахытова, Туркестанская область


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

Идею создания в Казахстане аналога проекта «Живые уроки», который реализуется в России с 2015 года, туроператоры начали предлагать в 2018 году. Однако поддержки в лице госорганов предприниматели найти не смогли.

12 Август 2020 15:59 532

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

В апреле 2020 года между НПП и «Казахтуризмом» была подписана дорожная карта по развитию туризма. Проект «Живые уроки» стал одним из важных компонентов дорожной карты.

Оригинальный проект осуществляется при содействии министерства культуры РФ, «Ростуризма» и субъектов РФ – участников проекта. За два с половиной года к «Живым урокам» присоединились 36 субъектов РФ. Образовательные экскурсии и туры в рамках проекта разработаны в соответствии с учебными программами разных предметов на базе природного, культурно-исторического, производственного и научного потенциала российских регионов.

«Живые уроки» хорошо вписываются во внеклассную деятельность, на которую в школах выделяется примерно 10 часов в неделю. Некоторые регионы придумали паспорт школьника, куда проставляются печати о посещенных уроках. На первых порах мы столкнулись с проблемой, когда туроператоры активно вошли в проект, но оказались не готовы музеи. Переделать программы под образовательные предметы не все смогли. Туроператоры также не всегда понимали, какие требования стоят перед ними. Когда ведется работа с детьми, то, помимо качественных программ, которые дополняли бы школьные предметы, должно быть полноценное питание, места размещения, хорошие дороги», – рассказала о реализации проекта в РФ генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что министерства культуры и образования в целом поддерживают проект.

«Для того чтобы проект стал действительно глобальным, необходима синергия усилий бизнес-сообщества с МИО, понимание от министерства образования – какие именно дополнения в школьной программе можно сделать за счет «живых уроков». Например, проводить уроки физики и географии в музее Экспо, уроки биологии и рисования – в зоопарке и нацпарках, развививать профориентацию через промышленный туризм,» – отметила Юлия Якупбаева.

Для качественной реализации проекта АО Kazakh Tourism совместно с бизнес-сообществом и НПП начнет разработку методики «Живых уроков»: определение мест проведения уроков, знакомство с учебными программами, составление критериев по отбору педагогов для проведения уроков, иллюстрации и подготовка дополнительного материала.

«Пока мы наметили четыре направления, которые подойдут для уроков истории, физики, биологии и литературы. Это Алматы, Нур-Султан, Туркестан – Тараз и Семей – Жидебай. Планируется, что участниками пилотного проекта могут стать дети медработников, отличники и активисты, учащиеся седьмых-девятых классов. Также в связи с ограничениями на групповые передвижения между регионами, пока уроки рассматриваются без передвижения групп в соседние области. Коллеги, хотелось бы начать активную работу и до конца августа разработать методологию», – рассказал директор департамента организации мероприятий Даниэль Сержанулы.

Спикер добавил, что рассматривается несколько вариантов субсидирования, однако необходимо понять позволят ли нормативные акты такого рода финансирование.

В свою очередь представитель МОН Раиса Шер отметила, что к подготовке проекта нужно подойти серьезно, учитывать нагрузку на детей и сделать программу интересной:

«Живые уроки» – хорошая инициатива, необходимая. Но, может, не называть проект «уроки»? Это сразу заставит детей скучать, нужно подойти к вопросам креативно. Сегодня не каждый ребенок согласится во внеурочное время пойти в музей. В регионах есть маршруты, но возникают вопросы безопасности, питания и т. д. Возможно, надо начать со сбора данных программ. Мы готовы активно подключиться к работе», – отметила Раиса Шер.

Участники совещания в качестве успешного опыта предложили использовать опыт детских туров во время ЭКСПО. В течение лета 2017 года столицу посетило более 400 тысяч детей из регионов Казахстана.

«В каждом регионе есть комплекс маршрутов для детей. И их уже можно использовать в проекте. Что касается специалистов, думаю, найдем специалистов с большим опытом, наработками. Нам стоит начать мониторинг, чтобы понять, какой фундамент для создания «Живых уроков» уже имеется. Стоимость маршрутов не будет высокой, но встает вопрос, как добраться, например, из Актау до Алматы. Самолет – удовольствие дорогое», – сказала директор туркомпании «Турист» из Актау Евгения Слюсарева.

Директор туркомпании «Гвидон-тур» из Нур-Султана Татьяна Верницкая предложила сделать программу Kids go free круглогодичной.

«Мы можем расширить программу на групповой туризм. Не каждая многодетная мама может выехать со всеми детьми, но отправить одного ребенка на экскурсию семья может. Нельзя делать программу полностью социальной, какую-то часть должны оплачивать родители. Мы же можем определять малообеспеченные семьи и спонсировать. Не одноразовые экскурсии должны быть, чтобы был комплекс. При этом такие программы должны быть доступны для городских школьников, сельских ребят, для этого нужна детальная планировка тура, чтобы туроператор смог просчитать стоимость такой экскурсии», – отметила Татьяна Верницкая.

Завершая совещание, Юлия Якупбаева подчеркнула, что необходимо разрабатывать методологию с учетом возможного передвижения детей между регионами.

«Детям из Алматы не так интересно ходить в зоопарк, в котором они были уже много раз, в отличие от школьников, например, из Алматинской области. То есть должны быть варианты реализации проекта – региональные и межрегиональные. Аналогично должен обсуждаться вопрос финансирования. Однозначно нужно подключить к работе управления культуры на местах. Нам нужно будет подготовить музеи и гидов. «Пилоты» можно делать на базе частных школ, у которых есть финансирование, и регионов, у которых накоплена база турпродуктов. Одновременно нужно будет решать вопросы удешевления и улучшения качества логистики, питания, безопасности и т. д. Поэтому к методологии нам надо подойти серьезно и привлечь специалистов и экспертов. Мы создадим проектную группу, куда пригласим всех заинтересованных участников», – резюмировала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!