/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Эксперт Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) считает достаточной систему статистики в сфере казахстанского туризма.

19:45 31 Август 2017 5713

Нагоре Эспиноза: «Ваша граница – ваше преимущество»

Автор:

Анна Терещина

Фото: Санат Имангалиев

Доктор Нагоре Эспиноза приехала в Казахстан по приглашению Visit Almaty, туристского информационного центра акимата Алматы и Комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта. В интервью abctv.kz доктор Эспиноза отметила: главная цель визита – проанализировать систему статистики Казахстана в сфере туризма, представить международный опыт и адаптировать его к потребностям страны. Все замечания и рекомендации по улучшению существующей модели статистического учета будут переданы в Мадрид – головной офис ЮНВТО, а затем уже официально переданы правительству Казахстана.

– Госпожа Нагоре, в какие сроки будут представлены Ваши рекомендации нашему правительству?

– Я планирую подготовить отчет для ЮНВТО приблизительно к 20 сентября. Не знаю наверняка, насколько долгим будет этот процесс, потому что Всемирная туристская организация будет рассматривать, анализировать материал. Но я уже сейчас могу сказать, что рекомендации будут несложными, чтобы вам было легко их выполнить, и ориентированы на практику и потребности Казахстана. Опять же реализация этих рекомендаций займет некоторое время, потому что к их выполнению нужно будет подключить всех ключевых игроков, которые заняты сегодня в индустрии. Это и государство, и бизнес, задействовать новых игроков. Возможно, понадобится дополнительное финансирование. Эти вопросы быстро все не решаются.

– Вы видели ту методологию, по которой работают сегодня наши статорганы. Можете сделать какие-то предварительные выводы по ней?

– Насколько я поняла, ваш комитет по статистике использует ту методологию, которая была рекомендована ранее ЮНВТО. Если честно, они очень хорошо ознакомились с ней и научились применять ее на практике, хотя она немного сложная. Основа построена, и довольно неплохая, все работает на вполне нормальном уровне. Однако нельзя на этом останавливаться, надо идти дальше, выходить на регионы, маленькие города. Там все сложнее и запутаннее. На мой взгляд, у вас есть проблема в недопонимании бизнесом важности статистических данных и неумении ими пользоваться. Еще мне показалось, что регионы не на должном уровне контактируют с центральным офисом по статистике.

Многие говорят, что сайт очень сложный для использования. Уверяю вас, ни один сайт в мире по статистике не выглядит хорошо, потому что их цель не сделать его красивым, а дать честные и актуальные данные. Другой вопрос, что сами статистики считают, что их дело – дать цифры, а дальше уже пусть кто как хочет, так и разбирается. Это неправильный подход, с людьми нужно работать, объяснять какие-то непонятные моменты.

– Говоря про регионы, что Вы имели в виду?

– Информация, которая есть у вас сейчас, может не отражать всю реальность происходящего в стране. Возможно, там есть недочеты, потому что не все дают достоверные данные. Я понимаю, что бизнес у вас сегодня не обязан отчитываться, они могут давать неправильные данные либо вообще их не давать, хотя, по закону о статистике, существуют обязательства. Я понимаю, что многим не хочется сидеть и заполнять детальные формы, какие-то непонятные бумаги, но это нужно делать. Но давайте будем честными: аналитические данные нужны не столько государству или простым гражданам, сколько самому бизнесу. Если цифры будут реальными, государство будет знать, в каких местах есть проблемы, где нужно подтянуться, это может стать рычагом для активного развития бизнеса, занятого в индустрии туризма. Каждый из нас должен делать свое дело и нести за это ответственность. Информация должна быть правдивой и отправляться своевременно. А если я, к примеру, государственный орган, и мне подчиняются концертные залы, стадионы, я должен постоянно у них запрашивать данные, и они мне должны ее предоставлять. Все ключевые игроки, будь то Национальный банк, пограничная служба, министерство иностранных дел или сельского хозяйства – абсолютно все должны взаимодействовать между собой, чтобы получать полную и правдивую картинку по статистике. В Испании, к примеру, все дают честные данные. Если у них высокая заполняемость, они так и говорят: у нас 90 процентов заполняемости. Они не убегают от налогов, потому что знают, что им самим нужна точная информация для дальнейшего развития, видения рынка. Если мы добьемся этого, то уже дальше можно двигаться в сторону устойчивого развития.

– В чем эта устойчивость измеряется?

– Пока мы не можем сказать, что та страна устойчива, а эта нет. Но мы этот вопрос сейчас рассматриваем, изучаем. В ЮНВТО есть группа экспертов, одним из которых я являюсь. Мы берем рекомендации по статистике туризма и данные по окружающей среде, сегментируем их и пытаемся вывести какую-то общую основу для подсчетов устойчивости развития.

Как сделать развитие туризма устойчивым и как измерять эту устойчивость – эти вопросы сегодня стоят и перед начинающими дестинациями, и перед развитыми странами, как Испания или США.

Возьмите, к примеру, Европу, Северную Америку, Колумбию – это страны, которые развивают туризм для людей с ограниченными возможностями. Это хорошо, потому что бизнес и государство движутся вперед в этих вопросах. Но в вопросе, как это измерять, появляются уже трудности. Вообще, туризм сам по себе очень сложно измерять. К примеру, в кафе, где половина зала – это местные жители, а половина – туристы, как мы узнаем, сколько дохода приходится на долю туриндустрии? Мы же не будем у каждого интересоваться, кто он. На этой стадии одно из преимуществ вашей страны – это ваша граница. Вы имеете возможность фиксировать всех, кто въезжает в страну. В Европе нет границ, это все шенгенская зона, нам приходится в этом плане немного труднее. Мы проводим опросы в местах размещения и на контрольных пунктах. Здесь важна выборка параметров опроса, чтобы в итоге получить репрезентативные данные. Это намного дороже, чем ваша система, потому что нам нужно сделать больше опросов, чем ваши пограничные службы делают на входе.

– Какие рекомендации Вы могли бы дать по учету туристов?

– Вы должны учитывать всех посетителей: куда они едут, в каком порядке посещают города, с какой целью. Часто так бывает, что, к примеру, китайский турист прилетел в Астану, хотя ехал в Алматы, чтобы посмотреть горы. Это его основная цель. Или российский турист прилетел в Астану, но на самом деле ехал на Балхаш порыбачить. Если вот эти данные будут разложены по полочкам, то мы будем видеть, кто и куда едет, зачем едет, какой процентаж. У бизнеса появится конкретная картинка для правильного выбора своей целевой группы для маркетинга.

Сегодня болезненный вопрос для государственных органов всех стран: как регулировать людей, которые арендуют квартиры у других владельцев, помимо государства. Это сложно делать. Если здесь туристические потоки небольшие, то в Испании или Америке это миллионы человек. Как прийти к балансу, сколько в одном доме должно жить местных жителей и сколько квартир должно сдаваться приезжим туристам, как сделать налогообложение правильным в таких случаях – это сложный вопрос на сегодняшний день. Мы пытаемся понять, как можем сосуществовать с компаниями, которые предоставляют услуги по аренде квартир.

– На Ваш взгляд, какие шансы есть у казахстанского туризма стать развитой дестинацией и какие наши недочеты Вы бы могли отметить, как человек с опытом и масштабным видением туризма?

– Казахстан вполне может быть интересен иностранным туристам – как место новых туристических открытий и возможных приключений. Это еще неизведанная страна в отличие от Испании или Турции, которые уже все знают и прошли вдоль и поперек.

Я знаю, что Казахстан сегодня не сильно ориентирован на туризм, делая акцент больше на другие области экономики, которые на данный момент приносят больше доходов. Но я считаю, что у вас огромный туристический потенциал, вам есть что предложить туристам, и вы можете на этом хорошо зарабатывать, создавать рабочие места. Другой вопрос, что сегодня в мире мало что знают о вашей стране.

Анна Терещина

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 755

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 1113

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!