RU KZ
Накормить Китай

Накормить Китай

16:23 29 Август 2016 6949

Накормить Китай

Автор:

Жанболат Мамышев

Казахстан начал поставки рыбы в КНР и планирует уже в этом году экспортировать в Китай мед и говядину.

По словам вице-министра сельского хозяйства РК Гульмиры Исаевой, начало поставок мяса в Китай запланировано на второе полугодие текущего года. Она отметила, что процедура получения доступа на рынок КНР состоит из четырех этапов: «Документарный анализ», «Аудит ветеринарной службы», «Оценка системы контроля за безопасностью пищевой продукции», «Включение предприятий в реестр». При этом в настоящее время Казахстан завершает прохождение второго этапа.

«Мы, не побоюсь этого слова, сделали очень большой прорыв в проведении переговоров с китайской стороной. Мы завершили документальный анализ, мы завершили процедуру прохождения аудита. Нам разрешат объединить два этапа. Это один из немногих случаев, когда китайская сторона разрешает совместить следующие два этапа. Это «Оценка системы контроля за безопасностью пищевой продукции» и «Инспектирование конкретных предприятий», то есть как бы в одной инспекции будет совмещено два этапа», - сказала г-жа Исаева журналистам.

«Получается, по итогам этой инспекции часть предприятий получит конкретное разрешение для того, чтобы быть включенными в реестр на поставку продукции. Мы четко понимаем, что поставка продукции осуществится во втором полугодии этого года. Мы вообще ожидаем, что это будет буквально в течение двух месяцев, мы уже все эти процедуры завершим и уже реально наши фермеры будут поставлять продукцию», - добавила вице-министр.

Потенциально Казахстан может уже поставлять в Китай с момента открытия рынка Поднебесной 30 тыс. тонн говядины ежегодно.

«Рынок Китая огромен. Мы там со своим мясом конкурентны. Почему? Потому что, во-первых, у нас пастбищная система содержания, которая позволяет нам производить мясо с низкой себестоимостью. Потом, у нас сейчас создается сеть мясокомбинатов. Все эти мясокомбинаты создаются по современным технологиям. Китайцы, когда приезжали в первый раз в мае, убедились, что на всех этих мясокомбинатах стоит современное европейское оборудование, что используются международные технологии», - рассказывает Гульмира Исаева.

Казахстанская говядина, полагает она, может позиционироваться на китайском рынке как мясо премиум-класса.

«Мы ожидаем, что в результате этой инспекции по контролю безопасности продовольственной продукции мы как раз-таки и получим это одобрение и наши фермеры, которые никуда не могут продать свое мясо, получат возможность поставлять свою продукцию. У нас есть еще преимущество, мы можем идти как премиум-класс. Мы проводим здесь совместно работу с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – прим. автора). И как раз-таки здесь нужна система сертификации производства. Мы хотим все это оперативно провести, чтобы завтра наше мясо проходило не просто как мясо, а как органическое и тогда оно будет лежать совершенно на других полках китайских магазинов», - сказала вице-министр.

Позиционирование казахстанского мяса как органического позволит увеличить доходы от экспорта в несколько раз. «К примеру, цена килограмма мяса в Китае варьируется от шести до восьми долларов - очень хорошая цена для казахстанского производителя, даже если оно будет проходить как обычное мясо. А представьте, оно будет в три-пять раз выше уже с отметкой, что это органическое», - приводит г-жа Исаева пример.

Чтобы избежать конкуренции между отдельными казахстанскими производителями на китайском рынке разрабатывается единый бренд Qazaq organic food, под которым производители мяса смогут реализовывать свой товар на рынке Китая.

«Мы привлекли KAZNEX INVEST. Совместно разрабатываем и где-то в сентябре-октябре будет запущен зонтичный мясной бренд. Бренд называется Qazaq organic food. Вот такой бренд мы создаем при помощи аккредитованных компаний, которые будут изучать производство, сертифицировать и давать право фермерам ставить лейбл на продукции и выходить на китайский рынок. Почему мы приняли решение, что эти бренды должны быть зонтичными, общими? Потому что сейчас одному фермеру казахстанскому с одной торговой маркой будет очень сложно пробиться на рынок Китая», - сказала вице-министр.

По ее мнению, создание единого бренда позволит эффективнее конкурировать с другими поставщиками мясной продукции на китайский рынок.

«Снять ограничения и открыть доступ не означает, что все казахстанские фермеры будут успешными в Китае. Нет, там надо конкурировать, там много известных мировых игроков. Поэтому надо помочь», - сказала Гульмира Исаева.

По ее словам, в Китае потребители предпочитают приобретать ежедневно по 200-300 граммов мяса, чтобы каждый день на столе было свежий продукт, что налагает определенные требования к упаковке мясной продукции на экспорт в эту страну.

«Китайцы привыкли ходить в магазин каждый день и покупать маленькими порциями по 200-300 граммов, поэтому у них вся ставка на свежесть продукции», - сказала она.

Вице-министр отметила, что казахстанская сторона ведет переговоры с китайским правительством по возможности предоставления для реализации казахстанской мясной продукции в торгово-логистических центрах КНР, в частности в китайском Чунцине.

«Мы ведем переговоры с «Атамекеном», чтобы объединить усилия нескольких фермеров и сделать так называемый казахстанский павильон, где будут выставляться образцы продукции. А этот Чунцин находится прямо в центре Китая, куда съезжаются менеджеры со всех регионов, которые скупают продукцию, видят ее зрительно, могут попробовать и посредством электронных торгов, не выезжая уже в сам Казахстан, формируют запросы и закупают», - сказала вице-министр.

Г-жа Исаева считает, что хорошим делом для продвижения казахстанской продукции будет и возможность отследить место происхождения мяса, то есть китайские покупатели смогут посмотреть в интернете где именно и в каких экологических условиях выпасался скот.

Куриные лапки
Помимо говядины Казахстан теоретически сможет поставлять в Китай ежегодно 360 тыс. тонн баранины. Кроме того, на экспорт в КНР может пойти 2 млн куриных яиц ежегодно и невостребованные в стране лапки, головы и желудочки птицы - 10 тыс. тонн в год.

«Мы говорим, что прогноз до конца года – мы можем в год 30 тыс. тонн говядины. По птицеводству мы сейчас ведем переговоры по деликатесам. Вы знаете, что китайцы едят после определенной обработки лапки, головы, желудочки. Мы просчитали, что мы такие объемы можем (экспортировать в Китай – прим. автора)», - сказала она.

На очереди и экспорт казахстанского меда – его планируется поставить восемь тонн в год.

«30 августа - 6 сентября к нам приезжает инспекция по меду, которая объедет и посмотрит процесс медоносного сбора, наши пасеки, медоперерабатывающие предприятия. Мы ожидаем, что уже в четвертом квартале этого года мы начнем поставку нашего меда в Китай», - сказала вице-министр.

В отличие от вышеперечисленных видов продукции казахстанская рыба уже экспортируется в Китай. «В январе-мае 24 рыбоперерабатывающих предприятия Казахстана поставляют продукцию на рынок Китая. Еще по одному предприятию мы ведем работу и в ближайшее время получим доступ в реестр. За пять месяцев 465 тонн рыбной продукции. В основном судак, карась, окунь, щука, сазан, лещ. Тоже очень хорошо воспринимается наша рыбная продукция на рынке Китая», - сказала она.

Пшеница пошла навалом
Подписанный в декабре прошлого года новый протокол с китайской стороной позволил казахстанскому бизнесу экспортировать пшеницу не в мешках, как это раньше было, а навалом в герметичных контейнерах, зерновозах. «На сегодняшний день уже экспортировано около 60 тыс. тонн пшеницы. Мы сейчас ведем переговоры об увеличении квоты на поставку казахстанской пшеницы до 400 тыс. тонн. В данном случае препятствием было техническое оснащение пропускных пунктов с китайской стороны и на последних переговорах китайская сторона сообщила нам о том, что они уже завершают работы по техническому переоснащению пунктов и соответственно пропускная способность пунктов на границе вырастет до 400 тыс. тонн», - говорит вице-министр.

При этом в МСХ надеются на увеличение данной квоты до 1 млн тонн. «В будущем мы надеемся, что мы получим квоту в объеме миллион тонн и китайская сторона готова далее технически оборудоваться для того, чтобы пропускать большее количество зерна, муки в Китай», - сказала г-жа Исаева.

По ее словам, в настоящее время пропускная способность на казахстанско-китайской границе составляет 60-80 тыс. тонн в зависимости от того как идет зерно – в мешках или навалом.

«Когда в сентябре китайцы запустят все пункты с новым назначением, то пропускная способность будет 400 тыс. тонн», - проинформировала она.

Также планируется начать поставки соевых бобов.

«По сое прогноз до конца этого года можем поставить 20-30 тыс. тонн. Спрос рождает предложение. Наши фермеры не могут увеличить производство, потому что нет рынков сбыта. Это сдерживающий фактор. Сейчас откроем рынок и у всех будет стимул диверсифицироваться и уходить от культур, которые неконкурентны на рынке», - пояснила она.

В настоящее время казахстанские аграрии уходят от монокультуры, переходя на масличные культуры и соевые. «Сейчас будет самый хороший спрос со стороны Китая на масличные, соевые. Вы знаете, что по растительному маслу мы уже поставляем продукцию – тоже большой спрос. Это подсолнечник, рапс, лен. Вы знаете, что китайцы после определенной технической очистки используют те масла, которые у нас не являются популярными с точки зрения пищевой продукции? Мы с вами большей частью потребляем подсолнечное масло – они же потребляют льняное, рапсовое, сафлоровое», - сообщила Гульмира Исаева.

В настоящее время МСХ подал заявку и ведет работу с китайской стороной по возможности экспорта 29 культур растительного происхождения. «Мы их сейчас сгруппировали в три приоритета. В первую группу приоритета вошли такие культуры как ячмень, кукуруза, рапс, лен, сафлор, абрикосы, яблоки, груши, арбузы, дыни, кормовые культуры. Мы по ним сейчас проводим переговоры». Хотела бы сказать, что по кормам очень большой спрос идет со стороны СУАР – там очень большая численность сельскохозяйственных животных, но в тоже время ограниченные площади выпаса. Они нам предлагают сотрудничать и мы можем для них делать концентрированные корма и отправлять в СУАР, чтобы они могли использовать их в рационе кормления своих животных», - рассказала вице-министр.

Также г-жа Исаева напомнила, что МСХ прорабатывает возможности выхода отечественной продукции не только на китайский рынок, но и рынки мусульманских стран.

«Мы с ними согласовываем сертификаты для того, чтобы поставлять продукцию на их рынки. Но там другие ориентиры. Если для Китая мы делаем упор на органическую продукцию, то здесь будут требования халал. Мы точно так же разрабатываем бренд и будем сертифицировать нашу продукцию халал», - сказала она.

По ее словам, в настоящее время в Казахстане понятие «халал» обесценилось и необходимо его ребрендировать, чтобы завоевать доверие потребителей из мусульманских стран.

«Это не покупной знак, а его надо заслужить. Вопрос выхода на рынки третьих стран гораздо шире, и он не только в том, чтобы произвести продукцию. Чтобы ее успешно реализовать, надо полностью систему производства модернизировать», - сказала Гульмира Исаева.

В свою очередь заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Дана Жунусова отметила, что НПП активно участвует в переговорном процессе с китайской стороной.

«Мы изучаем, мы присутствуем полностью в этом процессе, мы вырабатываем позицию, советуемся – хотим ли мы поставлять, какая номенклатура нас приоритетно интересует. Вся номенклатура, которая сейчас обсуждается, полностью продиктована самим бизнесом», - сказала она.

«Мы выступим с инициативой в адрес других уполномоченных органов по своим сферам, чтобы создать рабочую группу на площадке НПП со всеми ассоциациями, предпринимателями, где бы мы подключили все 16 регионов по каждому виду продукции: мед, мясо птицы, говядина, то, что уже идет на подходе инспекции», - добавила г-жа Жунусова.

По ее словам, требования КНР по каждому виду ввозимой в КНР сельхозпродукции изучаются и в доступном виде доносятся до казахстанских предпринимателей.

«Если ты мед намереваешься экспортировать, то на двух языках предоставляется информация, что нужно поступить вот так и вот так», - пояснила замглавы НПП.

Жанболат Мамышев