/img/tv1.svg
RU KZ
Насколько реально купить автомобиль онлайн?

Насколько реально купить автомобиль онлайн?

Представители дилерских центров в Казахстане отмечают, что в июне процент онлайн-продаж вырос.

08:10 30 Июль 2020 8154

Насколько реально купить автомобиль онлайн?

Автор:

Айнур Омиралина

Фото: kolesa.kz

В первом полугодии 2020 года объем электронной торговли в розничном товарообороте Казахстана вырос более чем в 1,5 раза. По словам премьер-министра республики Аскара Мамина, этот сегмент «имеет огромные перспективы и оказывает мультипликативное влияние на сопутствующие секторы экономики». В дальнейшем правительство намеренно оказать всевозможную поддержку казахстанским цифровым торговым площадкам. И если с онлайн-покупками продуктов питания, бытовой техники и прочей «мелочи» все более или менее понятно, то насколько серьезно можно относиться к интернет-продажам автомобилей?

Стоит ли овчинка выделки…

Да, во время жесткого карантина многие автодилеры ушли в онлайн. И, как показала практика, казахстанцы воспользовались этой услугой. Но на тот момент для многих это было обусловлено неясной ситуацией с курсом тенге. И люди, которые запланировали покупку нового авто и уже определились с моделью, поторопились его приобрести, пока цены остались на прежнем уровне.

Но рано или поздно страна выйдет из локдауна. И за новым автомобилем можно будет просто прийти в автосалон. Так стоит ли сейчас вкладывать средства в развитие автомобильных онлайн-продаж? К примеру, насколько они были востребованы в период «затишья» в апреле? Да и в целом что может мотивировать покупателя на онлайн-покупку в «мирное» время?

Эксперты считают, что в первую очередь это безопасность. Во всех пониманиях данного слова. Начиная с бесконтактной формы обслуживания (а это еще долго будет оставаться актуальным), заканчивая оформлением полного пакета документов. Кроме того, оперативность самого процесса и экономия времени, которое значительно сокращается в процессе приобретения автомобиля онлайн. Дополнительным бонусом при внесении предоплаты является CashBack на банковскую карточку клиенту, который составляет около 3% в зависимости от банка.

Представители дилерских центров отмечают, что как раз в июне процент онлайн-продаж вырос. В частности, у Audi Almaty он составил 25% против 20% в мае. С такими же показателями закончил первый летний месяц и Porsche Almaty. У Cadillac Almaty процент онлайн-продаж вырос с 33% до 38%.

Дилерские центры Volkswagen в Нур-Султане, Алматы, Уральске и Атырау отметили рост до 6%. Кстати, в разрезе городов наибольшую готовность к покупке авто через Интернет выразили алматинцы (+6%) и жители Атырау. А вот в Нур-Султане и Уральске онлайн-продажи практически не выросли. Хотя и не упали.

О том же говорит и директор диджитал-подразделения дилерской группы Orbis Auto Марат Кокенов. Комментируя ситуацию с онлайн-продажами, он отметил, что как раз в период «жесткого» карантина они были минимальными. Во многом это связано с тем, что какие-то клиенты отложили покупку на более поздний срок. Либо пересмотрели свои предпочтения в сторону более бюджетного автомобиля. Плюс в период самоизоляции покупатели не могли полностью оплатить авто онлайн, а также оформить машину на себя. В марте и апреле была возможность только внести предоплату за автомобиль с помощью банковской карты.

«Что касается ситуации после смягчения, то там очевидно был значительный «скачок» в продажах новых автомобилей. А доля онлайн-продаж в ряде наших дилерских центров увеличилась на 3-5%. Покупатель почувствовал, что можно приобрести авто онлайн, затратив минимальное количество времени, а также работает сарафанное радио, клиенты делятся друг с другом подобной возможностью», – рассказал он.

Процесс налаживается?

Кроме того, если в марте многие дилеры были не готовы к переходу в онлайн, то уже в мае система продаж и взаимодействия с государственными структурами была отлажена.

К примеру, во время карантина не было возможности постановки на арест автомобиля в ЦОН (необходимая процедура при оформлении автомобиля в кредит), не было возможности постановки авто на первичный учет, а также существовали банковские ограничения при онлайн-оплатах, не было возможности полностью произвести расчет за авто – только предоплата.

Сейчас на сайте можно выбрать новый автомобиль или автомобиль с пробегом, оценить свой автомобиль для программы Trade In, получить кредитный расчет на желаемых условиях, внести за автомобиль предоплату либо полностью оплатить автомобиль, поставить автомобиль на первичный учет, приобрести автозапчасти с доставкой на дом.

«Отработаны все механизмы онлайн-платежей. Покупателям предоставляется возможность внести предоплату за авто картой банка либо через платежный сервис PayBox. При этом клиент получает кешбэк около 3% в зависимости от банка. После предоплаты остаток суммы производится по счету онлайн, который дилер формирует на основании предоплаты, при этом клиент не платит никакие проценты за совершение сделки. Комиссию за эквайринг дилеры берут на себя. Кроме того, мы завершили процесс фискализации данных, теперь при оплате онлайн клиент получает вместе с подтверждением оплаты и фискальный чек», – отмечает Марат Кокенов.

Многие эксперты отрасли считают, что локдаун выявил все слабые стороны интернет-маркетинга. И вне зависимости от дальнейшей ситуации алгоритм «дистанционного» взаимодействия с клиентом необходимо отработать.

Перемены неизбежны

Создатели сервиса Newauto.kz отмечают, что в условиях карантина всем нам так или иначе приходится учиться жить, работать, делать покупки дистанционно. Если говорить об автомобильном рынке, то, конечно, большинство клиентов предпочитают покупать автомобиль с обязательным посещением дилерского центра. Но некоторые этапы выбора и покупки автомобиля уже давно перешли в онлайн.

«На newauto.kz мы и до карантина наблюдали постоянный прирост аудитории, которой нравится выбирать автомобиль, не выходя из дома, в удобное для себя время. За время карантина количество посетителей сайта newauto.kz увеличилось более чем на 40%. Вслед за клиентом в онлайн активно переходят и компании, и от этого онлайн-сервисы становятся только лучше. И если продолжать создавать в онлайн-режиме комфортные условия для клиентов, то, скорее всего, часть из них уже не вернется в офлайн», – считает Ольга Придчина, директор по маркетингу, рекламе и PR сервиса newauto.kz.

Салонные беседы

Автодилеры отмечают, что онлайн-покупатели уже разделились на две категории. Первые – это те, кто уже определился с выбором машины. Здесь все достаточно просто. Вторые – те, кто автомобиль увидели, к примеру, в соцсетях. И «живьем» они с ним не знакомы. Этим клиентам нужна онлайн-презентация: консультация по телефону, фото авто, видеообзор, ссылки на обзоры в Интернете, живые фото и видео авто.

И, как показывает практика, специалистов онлайн-продаж надо готовить отдельно. Потому что это совершенно другая специфика. Впрочем, к примеру, официальный импортер Audi в Казахстане отмечает, что те, кто выбирают этот бренд, все же предпочитают приехать в автосалон и увидеть автомобиль воочию.

Поэтому для их онлайн-консультантов важно «продать» именно «визит в шоу-рум»:

«В период самоизоляции мы наработали базу клиентов. И выяснили, что все чаще наши покупатели приходят к нам именно через онлайн. Клиент Audi не принимает решение о покупке автомобиля день в день, и для нас очень важно наладить с ним контакт. Поэтому социальные сети сегодня – это глобализация наших маркетинговых возможностей».

При этом автосалон запустил онлайн-продажу запасных частей и активно разрабатывает онлайн-магазин. А вот Toyota City Almaty считает, что самоизоляция просто ускорила процессы, которые и без этого были неизбежны:

«Мы внедрили автоматическую интеграцию между CRM-системами Toyota Motor Kazakhstan и нашей локальной CRM-базой. Раньше эти системы велись параллельно. Также была сделана интеграция с соцсетями и создан интернет-магазин с приставкой shop. Там есть актуальный склад автомобилей, который подгружается системой и доступен клиентам».

В Cadillac Almaty отметили, что на их официальном сайте сейчас можно найти и забронировать подходящую модель Cadillac в нужной комплектации из имеющихся в наличии в дилерском центре. С помощью интернет-магазина можно сравнить разные модели и комплектации, просматривать детальные изображения кузова и салона выбранного автомобиля. Раньше у компании была услуга бронирования автомобиля онлайн, но при этом все равно нужно было прийти в дилерский центр для заключения договора. Сейчас покупатель может оставить заявку на сайте, менеджер автосалона с ним свяжется и при необходимости оформит все документы онлайн:

«Если нужен кредит, менеджер произведет расчет с помощью кредитного калькулятора и свяжется со специалистом, который поможет его оформить. Если Trade In, то покупатель может вызвать оценщика на дом или прислать фотографии автомобиля, оценка пройдет дистанционно», – отметили в дилерском центре.

Nissan внедрили онлайн-витрину:

«Это решение от наших партнеров из России. В нем существует выбор актуального склада и возможность внесения предоплаты. Более того, при оплате или переговорах по какому-либо конкретному автомобилю в CRM-системе автоматически создается рабочий лист».

Volkswagen и Porsche внедрили автоматическую подгрузку лидов и создали оплату по ссылке:

«Продавец генерирует ссылку через личный кабинет Сбербанка или PayВox, вносит данные клиента и автомобиля, направляет ссылку клиенту, который вводит только данные платежной карты. Все платежи абсолютно защищены».

Практически все дилеры отмечают, что для них основным вопросом и работой сегодня является онлайн подача заявки на кредит. Поэтому как бы там ни было, а для автобизнеса ответ на вопрос «стоит ли расширяться в онлайн» очевиден. Стоит.

«Мы живем в век цифровых решений, и вся эта ситуация с пандемией, карантином и самоизоляцией дала мощный толчок в оптимизации процессов и развитии онлайн-обслуживания наших клиентов. Я думаю, в ближайшие один-два года доля интернет-продаж составит не менее 40% от общих продаж автосалона», – считает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз

16 Октябрь 2020 08:17 3546

Несмотря на карантин, выручка оператора ГЧП-проекта в этом году растет в 1,5 раза, а расширение площадей рискует существенно увеличить доходы столицы.

К концу текущего года площадь платных парковок в Нур-Султане вырастет в 10 раз, до 5 тыс. мест. Об этом inbusiness.kz заявили в ТОО «Парковочное пространство Астаны», являющемся оператором ГЧП-проекта по созданию, управлению и эксплуатации парковочного пространства. Компания полностью готова к запуску расширения. Более точную дату расширения площадей платных парковок в компании не назвали, сославшись на то, что вопрос находится в ведении акимата столицы. В акимате на момент написания материала не предоставили ответ на запрос inbusiness.kz.

Основная цель платных парковок – снижение нагрузки на дорожную сеть города, уменьшение транспортных потоков, а также обеспечение безопасности дорожного движения, отмечают в компании-операторе ГЧП-проекта. Партнер компании от государства в лице акимата города Нур-Султан нарастит доходы как за счет увеличения выручки от роста парковочных мест, так в перспективе и от увеличения своей доли в выручке с 5% до 25%. Еще больше глядя на практику, заработает акимат столицы через штрафы.

Автолюбители столицы – держите карман шире

Всего, согласно тарифам оператора парковочных мест, одно машино-место может максимально генерировать до 1200 тенге за один рабочий день, или в среднем около 30 тыс. тенге в месяц (при полной загрузке и 25 рабочих днях в календарном месяце). Другими словами, годовая предельная выручка от действующих в «боевом» режиме 487 парковочных мест может достигать 175,3 млн тенге. После расширения площадей платных парковок потенциальная максимальная выручка может составить до 1,8 млрд тенге.

Структура распределения выручки компании следующая: 5% доходов – выручка государственного партнера в лице акимата столицы, остальные 95% – доходы частного партнера. В настоящее время проект находится в инвестиционном периоде. Но после выхода на проектные показатели доля госпартнера вырастет в пять раз, до 25% от выручки и без учета налогов.

В рамках расширения компания инвестировала в 2020 году свыше 600 млн тенге из более чем 1,2 млрд совокупных капвложений с момента запуска проекта. Из 600 млн тенге инвестиций 30% было направлено на закуп новых паркоматов, 10% – проектирование улиц согласно правилам организации дорожного движения и еще 10% – на закуп программно-аппаратных комплексов (системы фото- и видеофиксации). Также около 30% было направлено на организацию парковочных мест, а именно установку дорожных знаков и разметок, прочие расходы с созданием платных парковочных мест составили до 20%. Бюджетных инвестиций в расширение проекта нет, подчеркнули в компании-операторе.

После выхода на проектные показатели структура распределения платы за парковку будет выглядеть следующим образом: из часовой таксы в 100 тенге 12 тенге будут налоги, 9 тенге – обустройство парковочной зоны, 10 тенге – расходы на амортизацию, 21 тенге – расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сопровождение системы управления, 23 – возврат инвестиций, 5 тенге – оплата труда сотрудникам, 5 тенге уйдут на оплату комиссии платежному агенту и 7 тенге – выплаты государственному партнеру, а также 8 тенге – прибыль частного партнера.

Парковочные доходы растут в 1,5 раза, несмотря на карантин

Выручка ТОО «Парковочное пространство Астаны» далека от максимально возможных значений, но динамика положительная. Даже без расширения площадей платных парковок рост выручки в текущем году на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 28,89 млн тенге. Примечательно, что просадка наблюдалась только в апреле, когда выручка обвалилась на 98% на фоне жесточайшего режима карантинных ограничений.

Диаграмма. Динамика выручки от платных парковок в г. Нур-Султан

Источник: ТОО «Парковочное пространство Астаны», 2020 год

Не исключено, что рост поступлений косвенно связан с расширением площадей. Ведь, несмотря на тестовый режим, прием платежей на готовых к запуску новых парковочных местах возможен и осуществляется. В ТОО «Парковочное пространство Астаны» заявили inbusiness.kz, что большая часть выручки в этом году связана с эксплуатацией действующих парковочных мест, однако не исключили и вклад ошибочных транзакций.

«На новых зонах паркоматы в рабочем состоянии, для того чтобы пользователи смогли протестировать и научиться ими пользоваться. Тестовый режим означает, что парковочная система тестирует разные виды оплат, загруженность парковочных зон, систем фото-, видеофиксации и т. д. Как правило, пользователи за один раз уже понимают принципы работы паркомата и процесс оплаты безналичным способом. Мы информируем жителей и гостей столицы о тестовом периоде», – подчеркнули в компании – операторе ГЧП-проекта.  

Примечательно, в начале текущего года ТОО «Парковочное пространство Астаны» подавало гражданский иск о применении процедуры реабилитации по обязательствам компании. Этот факт отражен в определении специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султана от 20 февраля 2020 года под председательством судьи Конахбаева Б. Ш. В самой компании не прокомментировали детали данного иска, сославшись на конфиденциальность.

К слову, в 2019 году компания оплатила корпоративный подоходный налог в 1,27 млн тенге, что говорит о вероятной прибыли почти в 5,1 млн тенге. На этом фоне, согласно данным комитета госдоходов министерства финансов РК, в начале 2020 года отчиталась о вероятных убытках в 5,4 млн тенге (КПН составил минус 1,34 млн тенге).

В июне текущего года сменился собственник ТОО «Парковочное пространство Астаны», следует из справки министерства юстиции РК. Прежний владелец – Рустем Исенов реализовал 100% пакет в пользу своего некогда бизнес-партнера Ержана Толеубекова по АО УК «Республика», а также до недавнего времени занимавшего пост председателя правления АО «Цеснабанк» (ныне Jysan Bank).  Ряд основных средств компании – оператора ГЧП-проекта, по данным минюста РК, находились в залоге у АО «Цеснабанк». Вероятно, банк являлся основным кредитором компании.

«Финансовое состояние компании на сегодняшний день является стабильным, важно отметить, что она имеет все необходимые ресурсы для успешной реализации проекта ГЧП», – подчеркнули в компании – операторе проекта, комментируя цифровой след от инициированной процедуры банкротства.

Экономика штрафа

Как уже было отмечено выше, главными бенефициарами проекта, судя по сухим цифрам, являются государство в лице в лице властей столицы и бюджет столицы. Госкомпания с учетом планов по расширению площадей платных парковок в 10 раз увидит рост выручки за счет роста эффекта масштабов; второй момент – рост доли компании в выручке компании-оператора в пять раз, до 25%, после выхода на проектные показатели.

Акимат города Нур-Султана со своей стороны рискует неплохо заработать на штрафах. При стоимости одного часа парковки в 100 тенге или максимальных 1200 тенге в сутки, штраф за неуплату составляет 3 МРП, или 8334 тенге; при повторном нарушении – 5 МРП, или 13890 тенге.

Всего с момента запуска платных парковок в столице с текущей площадью в 487 машино-мест общее число нарушений превысило 200 тыс. на общую сумму более 500 млн тенге. Для сравнения, налоговые поступления за время (с 2018 года) деятельности платных парковок в бюджет и доли от выручки составили 21,7 млн тенге, заявили inbusiness.kz в компании – операторе ГЧП-проекта. По данным КГД минфина РК, с 2015 по 2020 год включительно компания официально перечислила в бюджет более 63 млн тенге.

За январь-сентябрь текущего года число зафиксированных нарушений за неуплату парковочного сбора составило 11 тыс., подчеркнули в ТОО «Парковочное пространство Астаны». Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года зафиксировано 23,18 тыс. нарушений. Общий объем выписанных штрафов за неоплату парковки на 1 сентября 2019 и 2020 годов составило 176 млн и 91,6 млн тенге соответственно, заявили в компании. Поскольку большая часть новых парковочных мест расположена поодаль от административного центра, в жилых районах, несложно предположить, что объем нарушений и штрафов в казну города за неоплаченную парковку после запуска вырастет если не на порядки, то в разы.

Султан Биманов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Двойники. У дорогих автомобилей часто бывает темное прошлое

11 Октябрь 2020 08:52 6345

Специалисты сходятся во мнении, что примерно 70% дорогих автомобилей на вторичном рынке имеют темное прошлое и «скрученный» пробег – самое меньшее из зол, о котором автовладелец узнает уже постфактум.

«Этого человека я знаю больше десяти лет, но теперь мне кажется, что все эти годы он вынашивал свой дикий, мошеннический план», – как рассказала Диана Грежнова (здесь и далее имена и фамилии героев изменены. – Ред.), история «обмена и обмана» началась зимой 2020-го, когда она решила обменять свой Porsche Cayenne на Range Rover Vogue.

Про свидетеля, имеющего право на защиту

Когда Грежнова обменивала свой Porsche Cayenne (2006) на подержанный Range Rover Vogue (2013) с доплатой в $11 тысяч, она, разумеется, знала о мошенниках, продающих автомобили с перебитыми номерами кузова (VIN) и с фальшивыми техпаспортами, но за покупку была спокойна. Сделку она совершала не с незнакомым продавцом б/у авто на каком-то рынке, а с человеком, которого хорошо знала и доверяла, который не скроется и не убежит, если что-то не так. Тем не менее зарегистрировать свою покупку ей не удалось – проверка показала, что VIN оказался перебитым, а сам автомобиль находится в залоге.

Дальше история разворачивалась по классическому сценарию: хороший знакомый сказал, что автомобиль был «чистый», а про залог он предупреждал. Тогда Грежнова аннулировала у нотариуса доверенность на Porsche Cayenne, чтобы можно было вернуть свой автомобиль, и написала заявление в правоохранительные органы. Позже она узнает, что ее Porsche был продан, спустя два месяца после того, как она отменила доверенность у нотариуса. Несколько раз ее заявления о возбуждении уголовного дела «по признакам состава уголовного правонарушения «Мошенничество», ст. 190, ч. 1, УК РК» отказывались принимать. Доказать, что был совершен «обман и злоупотребление доверием» оказалось не просто. У Грежновой нет никаких письменных доказательств о сделке: нет переписки, сообщений, нотариально заверенных документов – все обсуждалось устно.

В ответе на ходатайство адвоката следователь СО УП Медеуского района Алматы 24 июля напишет: «в настоящее время точная сумма материального ущерба не установлена, в связи с чем не имеется оснований для переквалификации состава уголовного правонарушения (…) не имеется достаточных доказательств для признания гр-на Тлена Игоря подозреваемым и проведения допроса в качестве подозреваемого, однако последний был допрошен в качестве свидетеля, имеющего право на защиту».

Темное прошлое Range Rover Vogue

Вместе с адвокатом Диана Грежнова выяснила, что «двойник ее нового автомобиля» находится в российской базе розыска.

«Я не знаю, какой из них является подлинным – российский или этот, – говорит Грежнова. – Но, по сути, купив машину с фальшивыми документами и перебитыми номерами, я лишилась денег и транспорта».

По заявлению Дианы и факту обнаружения краденой машины полицейские несколько раз отказывали в возбуждении уголовного дела. Она не может доказать следователям, что купила автомобиль с уже перебитыми номерами кузова и двигателя – версия прежнего хозяина автомобиля и ее рассказ разнятся. Следствие в тупике, а Грежнова – в безвыходной ситуации: автомобиль не хотят регистрировать.

Саму машину правоохранительные органы сначала конфисковали как вещественное доказательство, но потом автомобиль предложили вернуть под обязательство не продавать и не разукомплектовывать. Но такой вариант Диану Грежнову не устраивает, ведь за автомобиль нужно выплатить еще и выданную за него сумму залога плюс проценты, которые с каждым днем увеличиваются.

Если купил дорогой двойник

Специалисты говорят, что категорически нельзя покупать машину по доверенности – нужно сразу заключать договор купли-продажи и переоформление автомобиля на себя. Кроме того, в договоре, нотариально заверенном, нужно указать полную сумму сделки, что послужит гарантией возмещения в случае судебных разбирательств.

«На самом деле таких историй очень много, причем крайними обычно становятся добросовестные покупатели, – рассказывает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – Несколько лет назад с подобной ситуацией столкнулся один мой товарищ, который, как бы ему ни говорили, что «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», решил купить автомобиль Prado на $5 тысяч дешевле. Когда он его перегнал из Шымкента в Алматы, выяснилось, что его черный Prado раньше был белым джипом, угнанным в Голландии. При этом он проверял автомобиль в Шымкенте у начальника РЭО и криминалиста-сверщика».

Как рассказал Эдоков, его знакомый написал многочисленные иски в суд, указав ответчиками, кроме продавца авто, и департамент внутренних дел ЮКО, и управление дорожной полиции регистрационного пункта № 1.

Добросовестные покупатели, столкнувшись с проблемами при оформлении договора купли-продажи при регистрации машины, предъявляют претензии продавцу, который обычно отказывается возвращать автомобиль, утверждая, что с автомобилем было все в порядке.

Дело было в Актау

В июле этого года суд № 2 Актау разбирал похожую ситуацию. По материалам уголовного дела, истец купил автомашину Lexus у своего коллеги по работе, которого считал своим другом.

«Тот уверял и клялся, что машина очень хорошая, не попадала в ДТП. Она имеет чистую историю: под залогом и арестом не состоит. Поверив ему на слово, мужчина купил машину и остался доволен приобретением. Спустя время в Нур-Султане его остановили сотрудники дорожной полиции и предъявили постановление об изъятии, забрали автомобиль и отвезли на штрафную стоянку» – пишет lada.kz

По данным издания, в суде было установлено, что продавец ранее знал об угоне автотранспорта. После угона он был вывезен из Казахстана в Россию. Позже был завезен обратно уже с новыми перебитыми номерами.

«Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, а в случае изъятия товара у покупателя продавец обязан возместить покупателю понесенные убытки. В этой связи суд вынес вердикт в пользу покупателя, обязав продавца возместить стоимость автомашины», – сообщили в пресс-службе суда № 2 Актау.

Чем закончится история Диана Грежновой, пока говорить рано. 8 октября адвокат Грежновой написал жалобу прокурору Алматы Берику Жуйриктаеву на бездействие следователей СО УП Медеуского района города Алматы (по делу Грежновой недавно поменяли следователя. – Прим.), а также на отсутствие контрольно-надзорных функций со стороны прокуратуры Медеуского района Алматы.

Катерина Клеменкова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!