Наука ради науки

15869

Многие разработки казахстанских ученых, несмотря на поручение Президента коммерциализировать науку, до производства так и не доходят.

Наука ради науки

Три года назад в Научно-производственном центре онкологии и трансплантологии было совершено открытие, так и не увидевшее света. Заведующий отделением реконструктивно-пластической хирургии и комбустиологии, кандидат медицинских наук Кабылбек Абугалиев совместно с коллегами из Национального центра биотехнологий разработал абсолютно новый способ создания органических повязок для ожоговых ран и трофических язв, которые стали бы эффективным аналогом импортным повязкам. Стоимость такого продукта, в случае его производства составит от 400 до 600 тенге.

"Мы берем пленку с поверх­ности брюшных мышц КРС, убираем все животные клетки, оставляя только коллагеновый матрикс, который у всех млекопитающих имеет однородную структуру. На поверхности этого коллагена выращиваем клетки кожи и осуществляем трансплантацию", - объясняет в двух словах трудоемкий процесс сам автор идеи.

По его словам, повязка, сделанная по казахстанской методике, улучшает результаты кожной пластики - рана либо ликвидируется совсем, либо существенно уменьшается в размерах. А в отличие от марлевой повязки, способна удерживать влагу и жизненно необходимые элементы в коже, а также уменьшать неприятные ощущения пациентов при перевязках.

Разработчики апробировали свой продукт сначала на подопытных крысах, и только потом на пациентах. Заведующий ожоговым отделением КГП "Областной центр травматологии и ортопедии" имени профессора Х.Ж. Макажанова Василий Макренко, который также использовал новые повязки в своей работе, уверяет, что они безвредны и гарантируют полное заживление раны.

"Мы использовали эти повязки около 30 раз. Не скажу, что это панацея от всех болезней, однако повязки дают очень хороший эффект. Конечно, у них есть свои специфические особенности – они не совсем подходят для свежей раны. Но, в остальных случаях, думаю, они будут востребованы амбулаториями и стационарами нашей страны, которые занимаются хирургией и травматологией. Конечно, полностью заменить марлевые повязки они не смогут из-за экономических соображений. Но, было бы хорошо, если бы такие повязки у нас появились", - делится он своими впечатлениями. 

Но положительные результаты и опыт коллег еще не гарантия того, что разработка уйдет в массовое производство. Авторы открытия столкнулись с бюрократическими проволочками и отсутствием поддержки со стороны инвесторов и государства. Финансирование прекратилось в тот момент, когда научное открытие было сделано. Все, что смогли предложить изобретателю - медаль "Шапагат" за спасение больных с тяжелыми ожогами, и дипломом "Шапагат" за вклад в инновационное развитие страны.

"Органическое покрытие для ран относится к препаратам медицинского назначения, поэтому внедрять его в нашей стране очень тяжело. Дело в том, что к отечественным производителям требования такие же, как и к крупным зарубежным компаниям. Конечно, определенные стандарты необходимы, но нельзя обобщать всех. К нам, отечественным разработчикам относятся так, будто приехала какая-то иностранная богатая компания, и хочет зарегистрировать свой продукт. Но у крупных компаний есть целый штат, который занимается подобными делами, у нас есть только идея и продукт, который нужно продвигать. Я разговаривал с рядом казахстанских разработчиков, оказалось, есть случаи, когда разработка проходила процедуру регистрации целых 10 лет. А одному знакомому разработчику даже сказали, что заниматься открытиями вообще не стоит, так как все это за рубежом уже есть. А зачем тогда нам наука?", - вопрошает Кабылбек Абугалиев.

По его  мнению, в Казахстане сегодня никто не пытается получить от разработок и открытий какую-то отдачу – ни государство, ни бизнесмены, а наука носит больше фундаментальный, нежели прикладной характер.

"Нас приглашают на бизнес-конференции, но, когда мы начинаем рассказывать о своих открытиях и разработках, в зале не остается ни одного бизнесмена. Им проще купить и перепродать, чем вкладываться в нашу науку. В западных странах все наоборот, там предприниматели  "охотятся" за новыми идеями, и выходят на разработчиков с уже готовым предложением по производству нового продукта", - отмечает разработчик.

Одна надежда у него остается на госпрограмму по поддержке отечественных изобретателей, которая была запущена Министерством образования совместно с Национальным агентством по технологическому развитию. Грант предусматривает полное финансовое сопровождение научной разработки вплоть до начала производства.

Кабылбек Абугалиев отмечает, что ежегодно в Казахстане ожоги различной степени тяжести получают порядка 16 тысяч человек, из которых 5-6 тысяч находится на длительном лечении. Из этих 6 тысяч порядка 500-1000 человек нуждаются в органических повязках. По предварительным подсчетам разработчиков, в год пострадавшим от ожогов казахстанцам необходимо около 50 тысяч повязок.

Напомним, в Плане Нации, объявленном президентом в 2015 году, 64 шагом является разработка Закона "О коммерциализации результатов научной и (или) научно- технической деятельности", содержащего механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство, переориентация структуры научных грантов и программ на нужды госпрограммы индустриально-инновационного развития. В августе 2016 года, из госбюджета на проект по развитию перспективных инноваций было выделено более 100 миллионов долларов. Вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова тогда отметила, что МОН РК пытается привлечь частный сектор к развитию науки и национальной инновационной системы Казахстана. Первый этап реализации проекта как раз предусматривает конкурс на грантовое финансирование научных сотрудников.

Азамат Сыздыкбаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться