Внедрение обязательной системы медицинского страхования (ОСМС), которая должна была заработать уже в этом году, было отложено до 1 января 2020 года, а затем снова перенесено на 2019 год. Однако Фонд социального медстрахования (ФСМС), выступающий главным администратором системы, уже с 2017 года начал принимать обязательные взносы от работодателей в виде взносов на каждого работника. К слову, на сегодня застрахованными считаются 5,3 миллиона человек.
Президент Академии профилактической медицины и владелец частной клиники Алмаз Шарман высказался в пользу медстрахования, напомнив, что Казахстан давно шел к этому.
"Был шаг вперед, два назад, были определенные сложности, но все это можно считать подготовкой к внедрению модели медицинского страхования. Да, она прогрессивная, не самая лучшая, в ней есть проблемы, но, тем не менее, на данном этапе пришла пора внедрять ее, поскольку она повышает ответственность как системы здравоохранения, так и самих потребителей", – прокомментировал он abctv.kz.
Финансирование казахстанского здравоохранения, по мнению ученого-медика, сегодня оставляет желать лучшего. В Казахстане эта цифра около 2% ВВП, тогда как в развитых странах 9-10%, а в США все 17%. И во многом благодаря внедренной системе медстрахования. По мнению Алмаза Шармана, это самая распространенная модель оплаты медицинских услуг в мире. Правда, формат везде разный. К примеру, в Германии это государственное социальное медстрахование, в Америке – частные страховые медорганизации. В Казахстане же планируется сделать смешанную.
"В Америке страховой полис самозанятому, который владеет каким-либо бизнесом, обходится ежемесячно в 1,5 тысячи долларов, потому что там медицина очень дорогая. Наши взносы в 1-2% вообще несоразмерны взносам европейцев или американцев. С другой стороны, наша модель не идеальна. Любой работодатель, отчисляя взносы в фонд, хочет быть уверенным в адресности помощи, но не может из-за большого количества выявленных, но нигде не фиксированных самозанятых. В этом плане нужна планомерная работа", – констатировал он.
Зато для пациентов такую модель Алмаз Шарман назвал очень даже "идеальной". Он уверен: у казахстанцев, которые рано или поздно начнут производить взносы в фонд из собственного кармана, появится ответственность за собственное здоровье. А это, учитывая принцип "деньги следуют за пациентом" повлечет за собой повышение ответственности врача.
Государственные поликлиники, по мнению председателя правления фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Елены Бахмутовой, уже почувствовали конкуренцию со стороны частных медорганизаций, куда в последнее время стали активно прикрепляться казахстанцы. Дабы избежать фальсификации со стороны поликлиник, фондом даже было решено внедрить новую услугу – прикрепление населения через центры обслуживания населения (ЦОН). К слову, за каждого пациента только в рамках ГОБМП государство ежемесячно выплачивает по 947 тенге.
"С внедрением пакета социального медстрахования появится дополнительное финансирование, благодаря чему будут увеличены расходы на оказание медицинских услуг населению. Поставщики понимают свою выгоду. Они смогут оказывать услуги по пакету ГОБМП за счет денег из бюджета, а также услуги по пакету медстрахования за счет средств из фонда. Сегодня это больше 43 миллионов тенге", – разъяснила она.
Напомним, с прошлого года фонд выступает перед медицинскими поставщиками в качестве стратегического закупщика услуг в рамках действующей на сегодня системы государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), распределяя бюджетные средства между государственными и частными медорганизациями.
На сегодняшний день заключено более 1400 договоров с поставщиками. Около 45% из них – это частные медорганизации. Так, из 150 поставщиков, заключивших договоры в этом году, 130 приходится на частный сектор. Наибольшая активность частников отмечена не только в Астане и Алматы, но и в регионах. Среди них Карагандинская, Джамбульская и Южно-Казахстанская области. К слову, все поставщики начали оказывать услуги по договорам уже с января 2018 года.
"Мы в пилотном режиме на базе пакета ГОБМП сейчас отработаем все необходимые процедуры, как с закупом услуг, так и с администрированием оплаты поставщикам в соответствии с оказанным объемом и качеством этих услуг. В дальнейшем аналогичные процедуры будут использоваться при запуске пакета социального медстрахования", – сообщила Елена Бахмутова.
Стать поставщиком услуг, как оказалось, могут не все медорганизации. Для начала нужно попасть в базу потенциальных поставщиков, предоставив к рассмотрению специалистов фонда документы на производственную базу, уставные документы, лицензию и перечень учредителей. Именно из этой базы впоследствии, уточнили в фонде, будут сформирована база основных поставщиков, а также выбраны субподрядчики и соисполнители для них. Специалисты фонда уверены: это исключит участие в системе "недобросовестных" поставщиков.
С поставщиками-"нарушителями" разговор тоже предполагается короткий – расторжение договора. Только в Астане с начала года три частные медицинские организации лишились статуса "поставщиков". В базе потенциальных поставщиков зарегистрировано 114 поставщиков медуслуг, из которых договоры заключили с 81 организацией. По словам руководителя отдела закупа медицинских услуг филиала ФСМС Балкенже Барсаевой, мониторинг соответствия потенциальных поставщиков договорным обязательствам проводится регулярно.
"Мы выявляем много нарушений. Есть факты, когда нам предоставляют недостоверные документы. К примеру, заявляют не то место дислокации, тогда как по правилам закупа при изменении базы поставщик обязан уведомить нас об этом в течение 10 дней. Когда поставщик приобретает или меняет оборудование, принимает на работу нового специалиста или увольняет, он должен уведомлять об этом фонд. Мы не хотим расторгать договоры в одностороннем порядке, но, если так получается, поставщики автоматом поступают в список недобросовестных поставщиков. А это значит, что до пяти лет они не имеют права участвовать в закупе медуслуг", – предупредила она.
Учитываться при оплате услуг будут также индикаторы объема оказанных услуг и их качество, которые будут отслеживать независимые эксперты, Комитет охраны общественного здоровья и специалисты фонда. Стопроцентной экспертизе, которая будет регулироваться специальным приказом министра здравоохранения № 54, будут подлежать все случаи дефекта, летальности и необоснованных госпитализаций.
Отслеживать качество медуслуг смогут и сами пациенты при помощи специального мобильного приложения "ФМС: народный контроль". Правда, казахстанцы скачивать приложение не торопятся, на сегодня пользователями значатся чуть больше тысячи человек.
Балкенже Барсаева уточнила: до конца этого месяца все поставщики получат свои выплаты. Правда, только 80% от общего финансирования. Остальные 20%, а это 200 миллиардов тенге, планируется оставить в резерве и распределить по итогам полугодия только между "качественными" поставщиками, преимущественно между учреждениями первичной медико-санитарной помощи. По ее мнению, качество медуслуг в Астане страдает во многом по причине перенасыщенности государственных поликлиник, к которым сегодня официально прикреплено более миллиона человек, при возможностях, рассчитанных только на 750 человек. Представитель ФСМС констатировала: в Астане необходимо построить еще пять поликлиник, с учетом ежегодного прироста населения.
Разгрузить сегодня государственные поликлиники помогло привлечение частного бизнеса, заметил в свою очередь руководитель отдела информирования населения и рассмотрения обращений филиала ФСМС по Астане Руслан Ескендир. И в дальнейшем, по его словам, эта тенденция будет только увеличиваться.
"Сегодня многие пациенты, придя в поликлинику, сталкиваются с очередями и некачественными услугами в поликлиниках. Мы уверены, что с появлением здоровой конкурентной среды сервисное обслуживание значительно улучшится", – прокомментировал представитель столичного филиала ФСМС.
Более того, по его словам, полностью будет пересмотрена система финансирования поликлиник. Если раньше 70% бюджета уходило в стационары и лишь 30% доставалось поликлиникам, с внедрением фонда соцмедстрахования это деление будет пересмотрено в пользу поликлиник.
"Предупредить болезнь значительно дешевле и легче, чем лечить ее. По затратам лечение одного пациента в стационаре соразмерно лечению четырех пациентов в условии амбулаторий. Исходя из этого, вопрос финансирования будет переориентирован со стационарной на амбулаторно-поликлиническую помощь, то есть на профилактику заболеваний. Мы будем стараться составить пропорции хотя бы 50 на 50 с дальнейшей тенденцией объема финансирования на поликлиники. Применение профилактических мероприятий и стационарозамещающей помощи, то есть развитие дневных стационаров, позволит улучшить здоровье нации", – уверен Руслан Ескендир.
По данным Балкенже Барсаевой, в ближайшее время будут пересмотрены тарифы за койко-сутки в дневном стационаре. Если сегодня это 33-35 тысяч тенге, то планируется сделать от 70 до 120 тысяч тенге. По ее мнению, 14-17 дней пребывания пациента при отсутствии затрат на питание и круглосуточное наблюдение для дневных стационаров может стать неплохим стимулом для развития этого вида услуг.
"Но лечение в дневном стационаре – это не просто получение процедур, это еще и бесплатное медикаментозное лечение. Я делала мониторинг по нашим госучреждениям и заметила, что у нас ограничиваются только инъекционными препаратами. Коллеги, я прошу вас, не надо вводить в заблуждение наших пациентов. Если вы беретесь лечить больных, вы должны обеспечить полный комплекс лечения. Почему больной, выходя из дневного стационара, должен идти платно на физиолечение? А вы знаете, не каждый себе может позволить. Если больной не получает комплекс процедур, получается, мы прерываем его лечение, соответственно, того качества, на которое мы рассчитываем, мы не получим", – заметила представитель столичного филиала ФСМС.
Балкенже Барсаева напомнила поставщикам: не будет качества – не будет оплаты.
Алина Альбекова