В столице Казахстана в среду завершились двухдневные переговоры по урегулированию ситуации в Сирии в рамках астанинского процесса. По итогам встреч страны-гаранты – Иран, Россия и Турция подписали декларацию, в которой еще раз подтвердили свое мнение, что сирийский конфликт не имеет военного решения.
Тем временем до установления полного мира в этой арабской республике еще далеко, так как здесь столкнулись интересы многих стран. Одна из причин – нефть и газ.
"Главным вызовом Сирии сегодня является наличие американской и турецкой оккупации на части территории нашей страны. Эта оккупация нарушает все нормы международного права и принципы ООН и соглашения в рамках астанинского процесса и соглашения в Сочи, которое было подписано между Путиным и Эрдоганом", – сказал глава делегации Сирийского правительства Башар аль-Джафари, выступая на пресс-конференции по итогам переговоров в среду.
По его словам, Турция оккупировала три региона Сирии, то есть в общей сложности восемь тысяч квадратных километров.
"Это свидетельствует о лицемерии турецкой политики. Что касается американской оккупации, то все, что произошло, является вооруженным покушением военных сил США, чтобы захватить нефтяные и газовые месторождения Сирии. Американская сторона также осуществляет продажу этих ресурсов Турции в обход официальных властей страны", – подчеркнул Башар аль-Джафари.
Именно поэтому в декларацию, состоящую из 14 пунктов, вошел пункт, гласящий, что страны-гаранты "выразили свое неприятие в связи с незаконным захватом и распределением доходов от продажи нефти, которые должны принадлежать Сирийской Арабской Республике".
По мнению Башара аль-Джафари, из-за того что значительная часть страны оккупирована внешними силами, проведение политического процесса (то есть невоенным путем. – Прим. автора) в Сирии крайне затруднено.
"Нынешняя ситуация в Сирии – это фактически война против России и Ирана. Политика США в Сирии – это сведение счетов с другими странами. Сирия фактически стала платформой для этих целей", – отметил глава сирийского правительства.
Он также отметил, что с территории Сирии хищническим способом вывозятся памятники старины.
"Мы довели эту информацию до ЮНЕСКО и в Совет безопасности в Нью-Йорке. Правительство Сирии знает, кто ворует памятники и как эти каналы вывоза памятников старины осуществляются со стороны Турции", – подчеркнул Джафари.
В рамках астанинского процесса большое внимание уделялось ситуации в многострадальной провинции Идлиб. На вопрос журналистов, каким видит официальный Дамаск будущее Идлиба, Башар аль-Джафари ответил, что главная цель – это освобождение этой провинции от террористов.
"Будущее Идлиба – это будущее всей Сирии. Правительство стремиться освободить Идлиб от террористов, а также остальные части Сирии, которые попали под внешнюю оккупацию со стороны США, Турции и Израиля. Идлиб должен освободиться от влияниний, которые поддерживают США, Франция, Великобритания и Саудовская Аравия", – заявил Башараль-Джафари.
По его словам, большинство террористов, орудующих в Идлибе, – это иностранцы, которые получают помощь и поддержку от международных разведок, которые помогают им перемещаться из Сирии в Ливан и в Нигерию.
"Все это огромная логистическая сеть, и только большие державы могут осуществлять эти передвижения", – резюмировал глава правительства Сирии.
Следующая международная встреча по Сирии в астанинском формате в Нур-Султане в марте 2020 года.
Кульпаш Конырова