/img/tv1.svg
RU KZ
Нефть и не только: что Казахстан предлагает миру

Нефть и не только: что Казахстан предлагает миру

За семь месяцев экспорт принес Казахстану $28,6 млрд. Основная доля сделок по-прежнему приходится на сырьевые товары.

08:13 30 Сентябрь 2020 6244

Нефть и не только: что Казахстан предлагает миру

Автор:

Алексей Никоноров

Фото: Серикжан Ковланбаев

По данным комитета по статистике, за семь месяцев 2020 года экспорт казахстанской продукции за рубеж упал на 13,3% относительно аналогичного периода 2019 года. От внешней торговли республика получила 28,6 млрд долларов. При этом снижение отмечается по большинству основных экспортных товаров – от проката и пшеницы до нефти и ферросплавов. Чем торгует Казахстан со своими парнерами в год коронавируса, карантинов и закрытых для свободного передвижения границ? InBussiness.kz представляет обзор 10 главных экспортных товаров республики по итогам января-июля 2020 года. Немного фактов:

  • В 8 из 10 случаев объем сделок оказался меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
  • В 7 из 10 случаев на одну страну приходится минимум 50% всех продаж.
  • В 5 из 10 случаев основным импортером товара является Китай.
  • 9 из 10 позиций – это продукция горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. И только один товар относится к агропромышленному комплексу.

10. Железные руды и концентраты

В январе-июле 2019 года Казахстан экспортировал железные руды и концентраты (включая пирит) в пять стран мира. Через год их осталось четыре, при этом продажи в две из них крайне низки – суммарный объем сделок в Кыргызстан и Канаду не превышает 0,8 млн долларов. А ключевым покупателем, на которого приходится 88% всего экспорта, остается Россия. И именно снижение по этому направлению во многом и определило общую динамику – за год выручка от продаж в Россию упала на 16%, во все страны мира – на 14,9%.

В целом за семь месяцев 2020 года за рубеж было продано товаров на 321,7 млн долларов, что является далеко не самым худшим результатом – за шесть лет выше было лишь однажды (как раз в 2019-м). Но физический объем продаж сейчас на самом низком уровне по крайней мере с 2013 года – менее 4,9 млн тонн, более чем вдвое ниже показателей 2013-2014 гг. 

9. Цинк

С необработанным цинком ситуация в целом схожая. Ключевой покупатель сократил объем закупок – экспорт в Китай снизился на 30%, составив 241,1 млн долларов. Более чем вдвое сократилась выручка от продаж в Россию (до 37,3 млн) и Украину (до 9,1 млн). Но есть и хороший момент: в январе-июле 2019 года экспорта в Турцию не было, а сейчас эта страна занимает второе место по объемам закупок – 46,1 млн долларов.

Еще одна общая черта – физический объем экспорта находится на минимальном уровне за последние как минимум восемь лет – 11,3 млн тонн. Для сравнения: за аналогичный период предыдущего года объем составлял 15,9 млн тонн, что является максимумом за тот же период времени.

8. Нефть и нефтепродукты из битуминозных пород

Еще один важный для экономики Казахстана сырьевой товар – еще одно крупное снижение. За семь месяцев за рубеж ушло чуть более 1,2 млн тонн – снижение составило более 45%. Физический объем продаж упал на 39%, до четырехлетнего минимума. Из 19 стран мира, в которые в 2019-м продавалось сырье, шесть перестали покупать совсем, еще девять значительно сократили импорт. В их числе и Нидерланды – ключевой покупатель. В январе-июле 2020 года в этом направлении продано товаров на 236,4 млн долларов, за аналогичный период предыдущего года – 497,3 млн.

7. Пшеница и меслин

В январе-июле 2020 года Казахстан продал за рубеж 2,56 млн тонн пшеницы и меслина. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года физический объем экспорта упал на 22,4%, или почти 740 тыс. тонн. Сократилась и выручка от продаж – с 612,1 млн до 557,2 млн долларов. Физический объем продаж сократился как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье, однако с доходами от экспорта ситуация иная.

За семь месяцев 2020 года в страны СНГ было продано почти 2,1 млн тонн муки (-16,8% относительно уровня предыдущего года). При этом сумма сделок выросла с 441,9 млн до 446,3 млн долларов. Основными покупателями являются Узбекистан (1,4 млн тонн и 286,6 млн долларов) и Таджикистан (500 тыс. тонн на 117,5 млн долларов). При этом Казахстан практически перестал экспортировать пшеницу в Азербайджан (1,7 млн против 43,6 млн годом ранее) и значительно сократил продажи в Туркменистан (9,1 млн против 33,5 млн долларов).

Что касается прочих стран, то тут обращает на себя внимание рост экспорта в Афганистан: объем сделок вырос за год с 25,3 млн до 58,1 млн долларов. Зато продажи в Китай стали приносить вдвое меньше (23,1 млн долларов против 49,9 млн). Есть потери и на других рынках, например, экспорт в Турцию снизился с 28,9 млн до 1,9 млн долларов, а в Грузию прекратился совсем (-11,6 млн долларов).

6. Плоский прокат

Падение мировых цен на плоский прокат привело к тому, что физический объем экспорта за год вырос на 14,9% (почти до 1,2 млн тонн), но выручка упала на 6,6% – до 575,4 млн долларов. Это наименьшее значение за последние четыре года, при этом в последние три показатели неуклонно снижаются. В первую очередь – из-за снижения продаж в Россию. В январе-июле 2020 года продажи составили 367 млн долларов, что почти на четверть меньше показателя за аналогичный период предыдущего года.

Часть освободившегося объема была направлена в Китай, куда за семь месяцев было продано 235,6 тыс. тонн проката. Только в июле физический объем продаж оказался вдвое больше, чем за семь месяцев 2019-го (36,3 тыс. тонн против 17,6 тыс.). Общий объем выручки от продаж в Поднебесную составил 89,6 млн долларов – в 13 раз больше прошлогодних показателей.

5. Ферросплавы

С каждым годом за рубеж из Казахстана уходит все больше ферросплавов – отгрузки растут уже пятый год подряд, превысив по итогам января-июля 1,1 млн тонн. С другой стороны, денег поступает все меньше и меньше, причем тенденция также стабильная, так как выручка падает четвертый год. По итогам семи месяцев экспорт составил 974,5 млн долларов.

Казахстанская продукция уходит в 41 страну мира, но более 60% всей выручки обеспечивают всего две из них – Китай (413,3 млн долларов, -7,4%) и Япония (198 млн долларов, -34,1%). Вообще, экспорт упал в восемь стран, которые являются основными потребителями ферросплавов и обеспечивают почти 90% зарубежных продаж. Более или менее значимое «приобретение» только одно – Турция. За семь месяцев сюда продано продукции на 7,7 млн долларов.

4. Природный газ

Очередной сырьевой товар, физический экспорт которого находится на минимальном уровне по крайней мере за последние восемь лет. За семь месяцев за рубеж ушло 11,3 млрд кубометров природного газа. Больше всего – около 4,6 млрд – ушло в Китай, который и заплатил больше всех – 932 млн долларов. Это лишь немногим ниже уровня предыдущего года – 974,9 млн.

Зато в страны постсоветского пространства наблюдается значительное снижение прокачки. Так, физический объем поставок на Украину упал в 5,9 раза (до 619,9 млн кубометров и 88,2 млн долларов), в Россию – в полтора раза (до 3,7 млрд кубометров и 65,8 млн долларов). В целом продажи газа принесли 1 млрд 263,5 млн долларов. Это заметно меньше, чем в январе-июле 2019-го (более 1,5 млрд долларов), но зато выше, чем в предыдущие как минимум шесть лет.

3. Продукты неорганической химии

На третьем месте в списке основных экспортных товаров республики находится продукция неорганической химии, среди которых – уран. За семь месяцев она принесла 1 млрд 318,9 млн долларов, что является максимальным значением за последние четыре года. И это первый товар из ренкинга, экспорт которого за год вырос. Причем значительно – на 26,8%.

В основе роста – увеличение выручки от продаж в Китай – плюс 266,3 млн долларов, до 528,6 млн. Только в июле экспорт принес более 136 млн долларов – это больше половины от уровня семи месяцев 2019-го. Помимо этого, выросли продажи в Индию – на 64,7 млн долларов (до 86,3 млн). Из серьезных снижений – США. Если в январе-июле 2019-го объем продаж составлял 102,1 млн долларов, то год спустя – 18,6 млн.

2. Медь

Экспорт основного промышленного металла приносит Казахстану все больше средств – рост по итогам первых семи месяцев отмечается уже четвертый год подряд. В январе-июле 2020 года на зарубежных продажах было заработано 1,53 млрд долларов. Но и отгрузить для этого пришлось рекордное количество товара – более 290 тыс. тонн, что на 11,2% больше показателей за аналогичный период предыдущего года.

Однако о большой диверсификации говорить не приходится:

  • В январе-июле 2019 года казахстанская медь продавалась в 16 стран мира, сейчас – в 10.
  • Ни одного нового клиента не появилось, зато семь стран отказались от казахстанской продукции. Впрочем, они и не были крупными потребителями: суммарно – 11,8 млн долларов за семь месяцев прошлого года.
  • Из оставшихся девяти стран экспорт упал в пять. Суммарно по этим направлениям снижение продаж составило 163,3 млн долларов. При этом в их числе два крупных потребителя: ОАЭ (-95 млн до 18 млн долларов) и Соединенное Королевство (-60,1 млн до 26 млн).

Одновременно с этим вырос экспорт в Китай – сразу на 170,7 млн долларов, или более чем на 20%. Как итог: общий экспорт меди в Поднебесную превысил 1 млрд долларов – две трети от общего объема.

1. Сырая нефть

Если кратко говорить об экспорте нефти, то получится следующее: за рубеж ее утекает все больше (43,6 млн тонн – максимальное значение минимум за восемь лет), а в ответ приходит все меньше денег (15,8 млрд долларов – минимум за три года). В этом отношении показателен июль:

  • это первый месяц как минимум с сентября 2016 года, когда торговля нефтью принесла менее 1 млрд долларов (724,1 млн);
  • по сравнению с июлем 2019 года объем сделок упал в 3,3 раза;
  • по сравнению со средней месячной выручкой в первом полугодии 2020 года – в 3,5 раза.

Экспорт упал в семь стран, которые были ключевыми покупателями казахстанской нефти в январе-июле 2019 года. Суммарное снижение выручки от сделок с Италией, Францией, Нидерландами, Кореей, Испанией, Швейцарией и Румынией превысило 4 млрд тенге. Практически прекращен экспорт в Малайзию – это еще минус полмиллиарда долларов.

Хотя не обошлось и без положительных моментов. Начались продажи в Бруней (+281,2 млн долларов), резко вырос экспорт в Индию (+962,6 млн долларов, до 1,6 млрд тенге) и Китай (+341,2 млн долларов, до 1 млрд долларов). Таким образом, наблюдается интересная картина: большинство стран, торговля с которыми сильно сокращается, находятся в Европе, а тех, с кем растет, – в Азии.

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кремниевый завод в Экибастузе по-арабски

Новый инвестор обещает чистые технологии, насколько это возможно.

19 Октябрь 2020 10:58 1811

Тема строительства завода по производству технического кремния в Экибастузе вновь в эпицентре обсуждения. На смену китайскому инвестору пришел арабский.

Не по вкусу

Жители города горняков идею строительства завода, а возникла она четыре года назад, встретили отрицательно. Главный аргумент – промышленных объектов в регионе достаточно. Дважды прошедшие общественные слушания горожане не приняли. Одна из причин в увеличении запланированной мощности: вместо четырех печей с общим объемом производства 33 тысячи тонн технического кремния в год на выбранной площадке намеревались разместить 16 печей с проектной мощностью 135 тысяч тонн.

Экибастуз был выбран не случайно. Поскольку производство энергоемкое, требуется надежный источник энергии и, насколько это возможно, дешевой. Электроэнергия Экибастузской ГРЭС-1 из этого числа.

Проект оказался долгоиграющим. У инвестора изменилось финансовое положение, и он отказался от идеи. Горожане облегченно выдохнули, но ненадолго. Проект оказался достаточно привлекательным, и за его реализацию взялся новый инвестор.

Планы

По словам главного технолога проекта Николая Зобина, новый инвестор, изучив предыдущую рабочую документацию, решил отказаться от нее, взяв за основу принципиально новые технические решения. Прежде всего это коснется газоочистного оборудования. Специалисты уверяют, что выбросы завода составят около 0,8% от объемов одной из крупных энергостанций региона.

Эксперты подчеркивают, что это будет производство технического, а не поликристаллического кремния. Это значит, что в процессе не будет задействован хлор. Технически это будет выглядеть следующим образом: кварц смешивается со щепой, углем и коксом. Все загружается в дуговую печь и плавится. Уголь используется как компонент продукта, а не как топливо.

К слову, новая компания отказалась от 40 гектаров земли, которые планировалось использовать предыдущим инвестором под полигон для складирования промышленных отходов. В новом, по заверению главного технолога, отходы будут эффективно использоваться. А еще здесь нашли возможность сократить объем использования воды в пять раз. К слову, к этому разработчиков подтолкнули местные экологи, посоветовав использовать современную технологию.

Проектом предусмотрена и система утилизации тепла – газов. При потреблении печью 15-18 МВт мощности возвращать в производство планируется 6-7 МВт, что повысит энергоэффективность производства.

Проект «позеленеет»

В ходе производства кремния возникнет побочный продукт – микросилика, которая применяется для цементного производства. Но в Казахстане на нее спроса нет. Потенциальный покупатель имеется в России.

Уже сегодня технические специалисты компании задумались о теме парниковых газов и возможности их сокращения. Идея заключается в выращивании биологически активной пищевой добавки на основе микроводорослей хлореллы и спирулины. Для этого необходимы углекислый газ, тепло и солнечный свет – все то, что будет иметь новый завод. Сами микроводоросли используются в сельском хозяйстве для повышения продуктивности животноводства и растениеводства. По мнению Николая Зобина, данный проект может стать пилотной площадкой для внедрения этой инновационной идеи в промышленном масштабе. Но это пока планы. Для начала необходимо построить завод, о котором говорят уже несколько лет. Его стоимость оценивается в $75 миллионов при проектной мощности 35 тысяч тонн технического кремния в год. Сфера его применения – производство сплавов металлов, органических соединений, электроники и солнечной энергетики.

Для справки. Canarax Trading LLC зарегистрирована в ОАЭ, специализируется на торговле металлами (черные и цветные сплавы). Миссия компании состоит в том, чтобы развивать и эксплуатировать устойчивые, прибыльные и эффективные производственные операции по производству ферросплавов и неферросплавов, уделяя особое внимание производству минералов и металлов для международной алюминиевой промышленности.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Точки роста в кризис: как «Казфосфат» наращивает экспорт продукции?

Лидер казахстанской химической промышленности ТОО «Казфосфат» укрепляет свое положение на мировом рынке фосфорсодержащих продуктов, несмотря на вызовы, связанные с пандемией, и высокую конкуренцию. 

06 Октябрь 2020 14:06 2186

По итогам восьми месяцев 2020 года объем производства компании составил 152,3 млрд тенге, что на 5,4% больше, чем в 2019 г. Доля экспорта за этот же период составила 89%, причем по результатам полного года экспорт прогнозируется до 91%.

Основные производственные мощности сосредоточены в Жамбылской области. Предприятие производит 22 наименования различной фосфорсодержащей продукции, включая фосфориты для собственной переработки, фосфор желтый, фоскислота, триполифосфат натрия, фосфорно-калийные удобрения, аммофос и трикальцийфосфат кормовой.

Продукция компания широко применяется в различных сферах: желтый фосфор и продукты его переработки применяются в производстве средств защиты растений, инсектицидов, средств пожаротушения, пластификаторах, средствах для обработки металлических поверхностей и полупроводников. Кроме того, продукция применяется в пищевых добавках (соли фосфорной кислоты), моющих средствах и средствах личной гигиены, удобрениях в сельском хозяйстве, кормовых фосфатах в животно- и птицеводстве.

Рынки сбыта

Предприятие продолжает экспортировать готовую продукцию в 26 стран мира. География стран – импортеров казахстанской фосфорсодержащей продукции включает в себя следующие страны: Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Доминиканская Республика, Венгрия, Германия, Дания, Индия, Испания, Кипр, Китай, Кыргызстан, Литва, Нидерланды, Польша, Россия, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Франция, Чехия, Швейцария, а также Япония.

Долгосрочное сотрудничество с БРК

Компании во многом удалось сохранить темпы работы и объемы экспорта в кризис благодаря мерам господдержки.

«Казфосфат, как экспортер готовой продукции, получает поддержку государства через представление займов в национальной валюте и субсидирование процентов. К примеру, АО «Банк развития Казахстана» (дочерняя структура холдинга «Байтерек») в рамках программы поддержки экспортеров в 2015 году открыло кредитную линию на закуп сырья, материалов и услуг для предэкспортной операции в тенге по хорошей ставке. Срок данной линии истек в августе 2020 г. Сейчас подписали соглашение об открытии кредитной линии на новый срок до 2023 года», – рассказал генеральный директор ТОО «Казфосфат» Мукаш Искандиров.

Это не первое для компании сотрудничество с БРК, ранее банк выделил 5 млрд тенге в рамках межбанковского кредитования для реконструкции цеха по производству экстракционной фосфорной кислоты, который позволил увеличить объем производства и продаж фосфорных удобрений в два раза. В данное время мощность производства составляет до 500 тыс. тонн в год.

«Вот уже на протяжении пяти лет между Банком развития Казахстана и «Казфосфатом» складываются надежные партнерские отношения. Банк является оператором государственной программы «Нұрлы Жол» и в рамках своего мандата поддерживает отечественных экспортеров, в частности компанию ТОО «Казфосфат». На сегодняшний день в банке для «Казфосфата» открыта возобновляемая кредитная линия на сумму 7 млрд тенге, цель финансирования – это закуп сырья для дальнейшего производства готовой продукции, поставляемой на экспорт», – добавила к сказанному банкир дирекции по работе с клиентами БРК Мадина Баймен.

Влияние пандемии на спрос продукции

Неопределенность на рынках, связанная с пандемией, привнесла свои коррективы на рынок химической промышленности. Спрос в автомобильной, авиационной отраслях, спрос на энергоресурсы и цены на нефть являются доминирующими факторами, что неизбежно отражается на отрасли переработки фосфора в целом.

Однако нельзя сказать, что кризис, вызванный COVID-19, влияет только негативно на различные сферы применения продукции «Казфосфата». В то время как производство химических веществ, используемых в автомобильной промышленности, переживает значительное снижение (около 25% в годовом исчислении). Это происходит из-за прерывания цепочки поставок и остановки автомобильных производств на месяцы. При этом наблюдается растущий спрос (до 30%) на такие виды продукции, как пищевые фосфаты, химикаты для средств домашнего ухода и личной гигиены. Относительно стабильная ситуация сохраняется в области строительства.

Таким образом, спрос на фосфорсодержащие продукты претерпевает изменения исходя из запросов рынка. Само руководство компании смотрит на ситуацию со здоровой долей оптимизма.

«COVID-19 негативно сказался и на цепочках поставок сельскохозяйственной продукции. Однако многие правительства уже отреагировали и внедрили планы поддержки продовольственных цепочек и фермеров, так как стабильная работа агроиндустрии сказывается и на продовольственной безопасности стран. Кроме того, снижение потребления удобрений в определенный сезон обычно влечет повышенный спрос в следующие сезоны. Одним из наших преимуществ является отсутствие производителей аммофоса в Центральной Азии, где мы можем продавать продукт по более высокой цене. Кроме того, санкции на поставку удобрений из РФ на Украину дают нам возможность размещать большие объемы аммофоса на данном рынке по выгодной цене. Отсутствие конкуренции в Афганистане и налаженная логистика дают нам прогноз на увеличение поставок на данный рынок», – подчеркнул глава компании Мукаш Искандиров.

Планы и прогнозы

Предприятие планирует увеличить производство удобрений в два этапа и запустить мощности до 1,5 млн тонн удобрений в год. Также постоянно идет работа по улучшению качества уже выпускаемой продукции, что позволит обеспечить стабильное присутствие на мировом рынке. Уже начато строительство второй очереди производства минеральных удобрений на 500 тысяч тонн в год. Этот проект «тянет» за собой и инвестиции в горнодобывающий комплекс компании, в приобретение дополнительного подвижного состава. Ответственность компании перед обществом включает в себя не только успешную производственную деятельность, обеспечение достойных условий труда, но и заботу о работниках и их семьях, взаимодействие с населением области. ТОО «Казфосфат» стремится не только обеспечить достойный уровень жизни своих работников, но и содействовать социально-экономическому развитию области.

Экологическая безопасность и кадры

В долгосрочной перспективе, помимо наращивания экспорта, предприятие акцентирует внимание на экологической безопасности и кадровой политике.

В компании имеется политика в области экологической безопасности, которая предусматривает планомерное снижение негативного воздействия и повышение экологической безопасности, распространение экологического знания среди работников и партнеров. Для нас немаловажно развитие компетенций наших сотрудников в области охраны окружающей среды, а также об экологичном использовании продукции.

Вокруг производственных мощностей «Казфосфата» обустроена санитарно-защитная зона площадью 56,6 га, где высажены более 20 тысяч деревьев и около 10 тысяч кустарников в течение пяти лет. Эта зеленая зона является защитой населения от воздействия вредных производственных факторов, а именно снижение пылегазовых выбросов и шума.

Сегодня на предприятиях ТОО «Казфосфат» работают 6172 человека, где 35% – это молодые специалисты. Средняя заработная плата по сравнению с 2019 годом увеличилась почти на 11%, производительность труда за восемь месяцев 2020 г. увеличилась на 8,8%.

«Наши трудовые ресурсы представляют большую ценность. Жизнеспособность предприятий, особенно в кризисные моменты, во многом зависит от здоровых отношений между руководством и работниками, опирающиеся на уважение прав работников. Ответственность компании перед обществом включает в себя не только успешную производственную деятельность, обеспечение достойных условий труда, но и заботу о работниках и их семьях, взаимодействие с населением области. Поэтому для нас важно предупреждать производственный травматизм и выявлять опасности и риски на рабочих местах, а также обеспечить достойный уровень жизни своих работников и содействовать социально-экономическому развитию Жамбылской области», – завершил Мукаш Искандиров.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!