Нефть и не только: что Казахстан предлагает миру

26107

За семь месяцев экспорт принес Казахстану $28,6 млрд. Основная доля сделок по-прежнему приходится на сырьевые товары.

Нефть и не только: что Казахстан предлагает миру Фото: Серикжан Ковланбаев

По данным комитета по статистике, за семь месяцев 2020 года экспорт казахстанской продукции за рубеж упал на 13,3% относительно аналогичного периода 2019 года. От внешней торговли республика получила 28,6 млрд долларов. При этом снижение отмечается по большинству основных экспортных товаров – от проката и пшеницы до нефти и ферросплавов. Чем торгует Казахстан со своими парнерами в год коронавируса, карантинов и закрытых для свободного передвижения границ? InBussiness.kz представляет обзор 10 главных экспортных товаров республики по итогам января-июля 2020 года. Немного фактов:

  • В 8 из 10 случаев объем сделок оказался меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
  • В 7 из 10 случаев на одну страну приходится минимум 50% всех продаж.
  • В 5 из 10 случаев основным импортером товара является Китай.
  • 9 из 10 позиций – это продукция горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. И только один товар относится к агропромышленному комплексу.

10. Железные руды и концентраты

В январе-июле 2019 года Казахстан экспортировал железные руды и концентраты (включая пирит) в пять стран мира. Через год их осталось четыре, при этом продажи в две из них крайне низки – суммарный объем сделок в Кыргызстан и Канаду не превышает 0,8 млн долларов. А ключевым покупателем, на которого приходится 88% всего экспорта, остается Россия. И именно снижение по этому направлению во многом и определило общую динамику – за год выручка от продаж в Россию упала на 16%, во все страны мира – на 14,9%.

В целом за семь месяцев 2020 года за рубеж было продано товаров на 321,7 млн долларов, что является далеко не самым худшим результатом – за шесть лет выше было лишь однажды (как раз в 2019-м). Но физический объем продаж сейчас на самом низком уровне по крайней мере с 2013 года – менее 4,9 млн тонн, более чем вдвое ниже показателей 2013-2014 гг. 

9. Цинк

С необработанным цинком ситуация в целом схожая. Ключевой покупатель сократил объем закупок – экспорт в Китай снизился на 30%, составив 241,1 млн долларов. Более чем вдвое сократилась выручка от продаж в Россию (до 37,3 млн) и Украину (до 9,1 млн). Но есть и хороший момент: в январе-июле 2019 года экспорта в Турцию не было, а сейчас эта страна занимает второе место по объемам закупок – 46,1 млн долларов.

Еще одна общая черта – физический объем экспорта находится на минимальном уровне за последние как минимум восемь лет – 11,3 млн тонн. Для сравнения: за аналогичный период предыдущего года объем составлял 15,9 млн тонн, что является максимумом за тот же период времени.

8. Нефть и нефтепродукты из битуминозных пород

Еще один важный для экономики Казахстана сырьевой товар – еще одно крупное снижение. За семь месяцев за рубеж ушло чуть более 1,2 млн тонн – снижение составило более 45%. Физический объем продаж упал на 39%, до четырехлетнего минимума. Из 19 стран мира, в которые в 2019-м продавалось сырье, шесть перестали покупать совсем, еще девять значительно сократили импорт. В их числе и Нидерланды – ключевой покупатель. В январе-июле 2020 года в этом направлении продано товаров на 236,4 млн долларов, за аналогичный период предыдущего года – 497,3 млн.

7. Пшеница и меслин

В январе-июле 2020 года Казахстан продал за рубеж 2,56 млн тонн пшеницы и меслина. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года физический объем экспорта упал на 22,4%, или почти 740 тыс. тонн. Сократилась и выручка от продаж – с 612,1 млн до 557,2 млн долларов. Физический объем продаж сократился как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье, однако с доходами от экспорта ситуация иная.

За семь месяцев 2020 года в страны СНГ было продано почти 2,1 млн тонн муки (-16,8% относительно уровня предыдущего года). При этом сумма сделок выросла с 441,9 млн до 446,3 млн долларов. Основными покупателями являются Узбекистан (1,4 млн тонн и 286,6 млн долларов) и Таджикистан (500 тыс. тонн на 117,5 млн долларов). При этом Казахстан практически перестал экспортировать пшеницу в Азербайджан (1,7 млн против 43,6 млн годом ранее) и значительно сократил продажи в Туркменистан (9,1 млн против 33,5 млн долларов).

Что касается прочих стран, то тут обращает на себя внимание рост экспорта в Афганистан: объем сделок вырос за год с 25,3 млн до 58,1 млн долларов. Зато продажи в Китай стали приносить вдвое меньше (23,1 млн долларов против 49,9 млн). Есть потери и на других рынках, например, экспорт в Турцию снизился с 28,9 млн до 1,9 млн долларов, а в Грузию прекратился совсем (-11,6 млн долларов).

6. Плоский прокат

Падение мировых цен на плоский прокат привело к тому, что физический объем экспорта за год вырос на 14,9% (почти до 1,2 млн тонн), но выручка упала на 6,6% – до 575,4 млн долларов. Это наименьшее значение за последние четыре года, при этом в последние три показатели неуклонно снижаются. В первую очередь – из-за снижения продаж в Россию. В январе-июле 2020 года продажи составили 367 млн долларов, что почти на четверть меньше показателя за аналогичный период предыдущего года.

Часть освободившегося объема была направлена в Китай, куда за семь месяцев было продано 235,6 тыс. тонн проката. Только в июле физический объем продаж оказался вдвое больше, чем за семь месяцев 2019-го (36,3 тыс. тонн против 17,6 тыс.). Общий объем выручки от продаж в Поднебесную составил 89,6 млн долларов – в 13 раз больше прошлогодних показателей.

5. Ферросплавы

С каждым годом за рубеж из Казахстана уходит все больше ферросплавов – отгрузки растут уже пятый год подряд, превысив по итогам января-июля 1,1 млн тонн. С другой стороны, денег поступает все меньше и меньше, причем тенденция также стабильная, так как выручка падает четвертый год. По итогам семи месяцев экспорт составил 974,5 млн долларов.

Казахстанская продукция уходит в 41 страну мира, но более 60% всей выручки обеспечивают всего две из них – Китай (413,3 млн долларов, -7,4%) и Япония (198 млн долларов, -34,1%). Вообще, экспорт упал в восемь стран, которые являются основными потребителями ферросплавов и обеспечивают почти 90% зарубежных продаж. Более или менее значимое "приобретение" только одно – Турция. За семь месяцев сюда продано продукции на 7,7 млн долларов.

4. Природный газ

Очередной сырьевой товар, физический экспорт которого находится на минимальном уровне по крайней мере за последние восемь лет. За семь месяцев за рубеж ушло 11,3 млрд кубометров природного газа. Больше всего – около 4,6 млрд – ушло в Китай, который и заплатил больше всех – 932 млн долларов. Это лишь немногим ниже уровня предыдущего года – 974,9 млн.

Зато в страны постсоветского пространства наблюдается значительное снижение прокачки. Так, физический объем поставок на Украину упал в 5,9 раза (до 619,9 млн кубометров и 88,2 млн долларов), в Россию – в полтора раза (до 3,7 млрд кубометров и 65,8 млн долларов). В целом продажи газа принесли 1 млрд 263,5 млн долларов. Это заметно меньше, чем в январе-июле 2019-го (более 1,5 млрд долларов), но зато выше, чем в предыдущие как минимум шесть лет.

3. Продукты неорганической химии

На третьем месте в списке основных экспортных товаров республики находится продукция неорганической химии, среди которых – уран. За семь месяцев она принесла 1 млрд 318,9 млн долларов, что является максимальным значением за последние четыре года. И это первый товар из ренкинга, экспорт которого за год вырос. Причем значительно – на 26,8%.

В основе роста – увеличение выручки от продаж в Китай – плюс 266,3 млн долларов, до 528,6 млн. Только в июле экспорт принес более 136 млн долларов – это больше половины от уровня семи месяцев 2019-го. Помимо этого, выросли продажи в Индию – на 64,7 млн долларов (до 86,3 млн). Из серьезных снижений – США. Если в январе-июле 2019-го объем продаж составлял 102,1 млн долларов, то год спустя – 18,6 млн.

2. Медь

Экспорт основного промышленного металла приносит Казахстану все больше средств – рост по итогам первых семи месяцев отмечается уже четвертый год подряд. В январе-июле 2020 года на зарубежных продажах было заработано 1,53 млрд долларов. Но и отгрузить для этого пришлось рекордное количество товара – более 290 тыс. тонн, что на 11,2% больше показателей за аналогичный период предыдущего года.

Однако о большой диверсификации говорить не приходится:

  • В январе-июле 2019 года казахстанская медь продавалась в 16 стран мира, сейчас – в 10.
  • Ни одного нового клиента не появилось, зато семь стран отказались от казахстанской продукции. Впрочем, они и не были крупными потребителями: суммарно – 11,8 млн долларов за семь месяцев прошлого года.
  • Из оставшихся девяти стран экспорт упал в пять. Суммарно по этим направлениям снижение продаж составило 163,3 млн долларов. При этом в их числе два крупных потребителя: ОАЭ (-95 млн до 18 млн долларов) и Соединенное Королевство (-60,1 млн до 26 млн).

Одновременно с этим вырос экспорт в Китай – сразу на 170,7 млн долларов, или более чем на 20%. Как итог: общий экспорт меди в Поднебесную превысил 1 млрд долларов – две трети от общего объема.

1. Сырая нефть

Если кратко говорить об экспорте нефти, то получится следующее: за рубеж ее утекает все больше (43,6 млн тонн – максимальное значение минимум за восемь лет), а в ответ приходит все меньше денег (15,8 млрд долларов – минимум за три года). В этом отношении показателен июль:

  • это первый месяц как минимум с сентября 2016 года, когда торговля нефтью принесла менее 1 млрд долларов (724,1 млн);
  • по сравнению с июлем 2019 года объем сделок упал в 3,3 раза;
  • по сравнению со средней месячной выручкой в первом полугодии 2020 года – в 3,5 раза.

Экспорт упал в семь стран, которые были ключевыми покупателями казахстанской нефти в январе-июле 2019 года. Суммарное снижение выручки от сделок с Италией, Францией, Нидерландами, Кореей, Испанией, Швейцарией и Румынией превысило 4 млрд тенге. Практически прекращен экспорт в Малайзию – это еще минус полмиллиарда долларов.

Хотя не обошлось и без положительных моментов. Начались продажи в Бруней (+281,2 млн долларов), резко вырос экспорт в Индию (+962,6 млн долларов, до 1,6 млрд тенге) и Китай (+341,2 млн долларов, до 1 млрд долларов). Таким образом, наблюдается интересная картина: большинство стран, торговля с которыми сильно сокращается, находятся в Европе, а тех, с кем растет, – в Азии.

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться