Мы помним, как все начиналось...
Предстоящее воскресенье, 23 октября, было заявлено министром энергетики Казахстана Канатом Бозумбаевым как официальная дата возобновления добычи на месторождении Кашаган.
Хотя первая партия кашаганской нефти уже ушла на экспорт неделю назад, о чем первым сообщило министерство энергетики республики, а следом уже пресс- служба Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и "КазТрансОйла".
А на этой неделе премьер-министр Бахытжан Сагинтаев в Акорде отчитался перед главой государства, что нефтегазовое месторождение Кашаган возобновило добычу с объемом 90 тысяч баррелей в день.
Осторожная сдержанность властей в отношении этого сложного месторождения вполне объяснима. После неоднократных отсрочек добыча нефти на месторождении Кашаган была приостановлена в 2013 году после обнаружения утечки газа и дефектов трубопровода.
Причиной утечки трубопровода, как определили эксперты, стало "сульфидное растрескивание под напряжением на сварных швах и корпусе трубы из - за непредвиденного образования в стали участков повышенной твердости".
Как известно, трубы для Кашагана поставлялись двумя японскими компаниями – "Sumitomo" и "JFE". Подрядчиком по укладке трубопроводов выступала итальянская компания "Saipem".
Оператор проекта - NCOC (North Caspian Operating Company) после тщательного анализа повреждений, принял решение полностью заменить все 200 километров труб, соединяющих месторождение с заводом по очистке нефти "Болашак" на берегу.
Понятно, что все это влекло за собой большие расходы и требовало времени. Но акционеры NCOC договорились с казахстанской стороной классифицировать затраты на первоначальные трубопроводы и их монтаж как невозмещаемые по Соглашению о Разделе Продукции (СРП).
И опыт - сын ошибок трудных
Вопрос: "Кто виноват?" сегодня, когда и средства нашлись, и работы по укладке труб досрочно завершены, уже не так важен. Сегодня всех волнует другое: "Были ли учтены предыдущие ошибки? Что предпринято для обеспечения безопасной нефтедобычи на Кашагане в дальнейшем?"
В первую очередь, как стало известно, консорциум поменял производителей труб, заключив контракты с немецкой компанией "Буттинг" и с японской Marubeni. Всего было закуплено 16 400 труб (общая длина 200 км), каждая длиной примерно 12 м и весом около 10 тонн.
Новые трубопроводы от предыдущих отличаются тем, что сделаны из композитной стали, состоящей из двух слоев. Первый слой – плакирующий. Он выполнен из (КСС), который будет контактировать с сернистой нефтью и газом. Второй слой - защитный, сделанный из углеродистой стали особого состава для придания требуемой прочности и стойкости.
Помимо этого, каждая труба прошла испытания, как в процессе изготовления, так и после доставки на строительную площадку. И, согласно характеристике специалистов, такая сталь с плакировкой из коррозионностойкого сплава уже положительно зарекомендовала себя на других проектах в мире, где также наблюдается высокое содержание сернистого газа.
Специалисты консорциума также предусмотрели и новый маршрут прокладки труб. Так, в море строительство велось на расстоянии примерно 150 метров от старых трубопроводов. А вот наземный трубопровод был проложен в той же траншее, из которой был демонтирован старый.
Еще одно "слабое звено", которому было уделено особое внимание – это сварка и монтаж труб. Консорциум тщательнее отнесся к выбору методов сварки и отбору сварщиков. Как заверили журналистов в Консорциуме, сварные швы перед приемкой подвергаются неразрушающей дефектоскопии (в основном, рентгенодефектоскопии).
Кроме этого, трубопроводы от острова D до завода "Болашак" оборудованы датчиками давления, способными обнаружить любые изменения уровня давления. В случае появления малейшей утечки в трубопроводах, электронная система выведет аварийный сигнал на мониторы в центральную диспетчерскую. Плюс регулярное патрулирование с вертолета.
Все предпринятые меры предосторожности дают надежду, что добыча Кашаган будет вестись без неприятных "сюрпризов" и оправдает вложенные в него миллиарды долларов и, наконец-то, принесет долгожданную прибыль казахстанской казне.
Как ранее было заявлено, в первые месяцы после возобновления морских операций и пусконаладки, добыча на Кашагане ожидается на проектном уровне 180 000 баррелей в сутки. После начала обратной закачки попутного (сернистого) газа и оптимизации к концу 2017 года на первом этапе Кашагана предполагается достичь проектного уровня добычи 370 тысяч баррелей в сутки.
На будущих этапах, при положительном развитии сценария проекта освоения Кашагана, добыча может увеличиться до номинальной проектной мощности на уровне 450 тысяч баррелей в сутки.
Кульпаш Конырова, Астана