/img/tv1.svg
RU KZ
Нефть, вода и антикоррозийные трубы

Нефть, вода и антикоррозийные трубы

Для возобновления добычи нефти на Кашагане было закуплено 16 400 труб, каждая длиной примерно 12 метров и весом около 10 тонн.

12:11 21 Октябрь 2016 4429

Нефть, вода и антикоррозийные трубы

Автор:

Мы помним, как все начиналось... 
Предстоящее воскресенье, 23 октября,  было заявлено министром энергетики Казахстана Канатом Бозумбаевым как официальная дата возобновления добычи на месторождении Кашаган.

Хотя первая партия кашаганской нефти уже ушла на экспорт неделю назад, о чем первым сообщило министерство энергетики республики, а следом уже пресс- служба Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и «КазТрансОйла».

А на этой неделе премьер-министр Бахытжан Сагинтаев в Акорде отчитался перед главой государства, что нефтегазовое месторождение Кашаган возобновило добычу с объемом 90 тысяч баррелей в день.

Осторожная сдержанность властей в отношении этого сложного месторождения вполне объяснима. После неоднократных отсрочек добыча нефти на месторождении Кашаган была приостановлена в 2013 году после обнаружения утечки газа и дефектов трубопровода. 

Причиной утечки трубопровода, как определили эксперты, стало «сульфидное растрескивание под напряжением на сварных швах и корпусе трубы из - за непредвиденного образования в стали участков повышенной твердости».

Как известно, трубы для Кашагана поставлялись двумя японскими компаниями – «Sumitomo» и «JFE». Подрядчиком по укладке трубопроводов выступала итальянская  компания «Saipem».

Оператор проекта - NCOC (North Caspian Operating Company) после тщательного анализа повреждений, принял решение полностью заменить все 200 километров труб, соединяющих месторождение с заводом по очистке нефти «Болашак» на берегу.

Понятно, что все это влекло за собой большие расходы и требовало времени. Но акционеры NCOC договорились с казахстанской стороной классифицировать затраты на первоначальные трубопроводы и их монтаж как невозмещаемые по Соглашению о Разделе Продукции (СРП). 

И опыт - сын ошибок трудных
Вопрос: «Кто виноват?» сегодня, когда и средства нашлись, и работы по укладке труб досрочно завершены, уже не так важен. Сегодня всех волнует другое: «Были ли учтены предыдущие ошибки? Что предпринято для обеспечения безопасной нефтедобычи на Кашагане в дальнейшем?»

В первую очередь, как стало известно, консорциум поменял производителей труб, заключив контракты с немецкой компанией «Буттинг» и с японской  Marubeni. Всего было закуплено 16 400 труб (общая длина 200 км), каждая длиной примерно 12 м и весом около 10 тонн.

Новые трубопроводы от предыдущих отличаются тем, что сделаны из композитной стали, состоящей из двух слоев. Первый слой – плакирующий. Он выполнен из (КСС), который будет контактировать с сернистой нефтью и газом. Второй слой -  защитный, сделанный из углеродистой стали особого состава для придания требуемой прочности и стойкости.

Помимо этого, каждая труба прошла испытания, как в процессе изготовления, так и после доставки на строительную площадку. И, согласно характеристике специалистов, такая сталь с плакировкой из коррозионностойкого сплава  уже положительно зарекомендовала себя на других проектах в мире, где также наблюдается высокое содержание сернистого газа. 

Специалисты консорциума также предусмотрели и новый маршрут прокладки труб.  Так, в море строительство велось на расстоянии примерно 150 метров от старых трубопроводов. А вот наземный трубопровод был проложен в той же траншее, из которой был демонтирован старый. 

Еще одно «слабое звено», которому было уделено особое внимание – это сварка и монтаж труб. Консорциум тщательнее отнесся к выбору методов сварки и  отбору сварщиков. Как заверили журналистов в Консорциуме, сварные швы перед приемкой подвергаются неразрушающей дефектоскопии (в основном, рентгенодефектоскопии).

Кроме этого, трубопроводы от острова D до завода «Болашак» оборудованы датчиками давления, способными обнаружить любые изменения уровня давления.  В случае появления малейшей утечки в трубопроводах, электронная система выведет аварийный сигнал на мониторы в центральную диспетчерскую. Плюс регулярное патрулирование с вертолета.  

Все предпринятые меры предосторожности дают надежду, что добыча Кашаган будет вестись без неприятных «сюрпризов»  и оправдает вложенные в него миллиарды долларов и, наконец-то, принесет долгожданную прибыль казахстанской казне.

Как ранее было заявлено, в первые месяцы после возобновления морских операций и пусконаладки, добыча на Кашагане ожидается на проектном уровне 180 000 баррелей в сутки. После начала обратной закачки попутного (сернистого) газа и оптимизации к концу 2017 года на первом этапе Кашагана предполагается достичь проектного уровня добычи 370 тысяч баррелей в сутки. 

На будущих этапах, при положительном развитии сценария проекта освоения Кашагана, добыча может увеличиться до номинальной проектной мощности на уровне 450 тысяч баррелей в сутки.

Кульпаш Конырова, Астана

Минэнерго ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана

19 Декабрь 2019 12:58 10718

Это необходимо для дальнейшего развития проекта.

Министерство энергетики ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана. Об этом сегодня на площадке центральных коммуникаций сообщил вице-министр Асет Магауов.

"В рамках дальнейшего развития проекта мы ожидаем от консорциума определиться со стратегией по полномасштабному освоению месторождения Кашаган и начать проектирование", – подчеркнул вице-министр.

По его словам продление эффективной эксплуатации месторождения на долгосрочный период стало приоритетом работы. В текущем году на Карачаганаке активно реализуются проекты продления уровня добычи на Карачаганаке (стоимостью 4,5 млрд долл. США), которые позволят сохранить уровень добычи на долгосрочный период. Тенгизский проект является основным драйвером нефтегазовой отрасли. В текущем году активно реализуется проект будущего расширения Тенгиза (36,8 млрд долларов), который позволит повысить годовой уровень добычи на 12 млн тонн с 2023 года.

По предварительным итогам объем добычи нефти за текущий год составит порядка 90,4 млн тонн, тем самым закрепляя рекорд 2018 года (90,36 млн тонн). В конце 2016 года с запуском Кашагана нефтедобыча вышла на новый уровень, годовой объем вырос более чем на 8 млн тонн в 2017 году, составив 86,2 млн тонн, в 2018 году объем добычи вырос на 4 млн тонн, составив 90,36 млн тонн.

"Возвращаясь к вопросам производства, хотелось бы отметить, что в текущем году консорциумом НКОК достигнут рекордный уровень добычи в 390-400 тыс. баррелей в сутки. Реализуемые сегодня проекты расширения первого этапа Кашагана (стоимостью 2 млрд долларов США) направлены на достижение добычи в 420 тысяч баррелей в сутки в 2022 году и 500 тысяч баррелей в сутки в 2027 году", – сообщил вице-министр.

По данным министерства, крупными иностранными сервисными компаниями приняты обязательства по местному содержанию: "Бонатти" – от 65%, "ГАТЕ" от 80%, "Велесстрой" – 72%, "Сенидми Курылыс" – 73%, CCEP – 65%.

Для изучения пяти перспективных бассейнов – Аральский, Сырдарьинский, Прииртышский, Шу-Сарысуйский, Северо-Тургайский – будут предусмотрены государственные инвестиции. Повышение степени изученности бассейнов позволит в дальнейшем привлекать частные инвестиции в недропользование.

Производство нефтепродуктов в сравнении с прошлым годом выросло по бензинам на 15%, дизтопливу – на 10%, авиатопливу – на 75%. В этом году для поддержания производства заводов с июля был открыт экспорт по автобензину. Ежемесячно на экспорт уходит порядка 20-30 тыс. тонн автобензина. Таким образом, в среднесрочной перспективе прогнозируется профицит на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В текущем году для стимулирования развития проектов производства продукции с высокой добавленной стоимостью был разработан механизм ценообразования товарного газа – сырья для таких проектов. Законопроект находится на рассмотрении мажилиса. В ожидании данного механизма наблюдается рост числа инвесторов, желающих организовать в Казахстане нефтегазохимические производства.

Таким образом, наиболее экономически выгодным для республики проектам будет предоставляться доступное газовое сырье. Таким, как производство циклогексана, метанола, полиэтилентерефталата и др.

Инвесторами проявлен интерес к проектам по переработке бензола в циклогексан (мощность 150 тыс. тонн/год) и параксилола в полиэтилентерефталат (мощность 430 тыс. тонн/год), производству метанола (мощностью 1800 тыс. тонн/год), порошкового полипропилена (мощность 80 тыс. тонн/год) и метил-трет-бутилового эфира/этил-трет-бутилового эфира (мощность 60 тыс. тонн/год), констатируют в министерстве.

Майра Медеубаева

Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

29 Декабрь 2018 18:41 7095

Отечественная «нефтянка» потихоньку наращивает мощности.

Учитывая тот факт, что надежды Казахстана построить экспорт-ориентированную экономику не сырьевой направленности пока в процессе реализации, отечественная «нефтянка» была и остается основным поставщиком прибыли в государственную казну.

Каким был уходящий год для отрасли? Специалисты и эксперты характеризуют его, как период наращивания мощностей, как в нефте – и газодобыче, так и в трубопроводной системе для увеличения поставок на экспорт.

По данным министерства энергетики республики, объем добычи нефти по итогам уходящего года должен составить 87 млн тонн, что превысит план примерно на 5%. Показатель роста небольшой, но, тем не менее, он важен с точки зрения доходов для казны.

Свою лепту в общую нефтедобычу внес самый сложный и многообещающий проект республики – Кашаган. По итогам 11 месяцев здесь было добыто 12 миллионов тонн нефти, что почти на 21 процент выше плана.

Несмотря, что месторождение проработало весь год без эксцессов, нефтяники международного консорциума, зная, насколько сложен технически этот Кашаганский проект, до сих пор осторожны в прогнозах и, на всякий случай, держат «пальцы скрещенными».

«Молодое»,  по меркам специалистов, месторождение Тенгиз в этом году выдало почти треть нефти от всего годового объема  – 25, 9 миллионов тонн. Сегодня здесь идет планомерная и сосредоточенная работа над новым проектом расширения.

Третий крупный проект – Карачаганак дал за 11 месяцев текущего года стране 11, 1 миллионов тонн «черного золота», превысив план всего лишь на полтора процента.

Процесс наращивания мощностей, как было сказано выше, происходит и в трубопроводной системе страны. По официальным данным, за 11 месяцев текущего года экспорт казахстанский нефти составил 66 миллионов тонн, что почти на четыре  больше показателя аналогичного периода прошлого года

По итогам 2018 года, скорей всего, показатель экспорта по нефти будет еще выше. В прошедший четверг, 28 декабря на Морском терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) была отгружена 60-миллионная тонна с начала 2018 года.

Напомним, что КТК остается главной магистралью, по которой львиная доля казахстанской нефти поставляется на мировые рынки. В этом году КТК идет на  новый рекорд годовой отгрузки на терминале. Напомним, что в 2017 году через трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск на экспорт направлено 55,1 миллионов тонн нефти, а в 2016 году на мировые рынки  было отгружено т. 44,3 миллиона тонн.

Как сообщила пресс-служба Каспийского трубопроводного консорциума, из 60 миллионов тонн нефти, отгруженных к утру 28 декабря, около 53 миллионов тонн – это казахстанская нефть, оставшиеся семь миллионов тонн черного золота поступило в трубопроводную систему КТК с территории России.

С прицелом на Китай

Параллельно с ростом добычи нефти в республике растет и добыча «голубого топлива». Так, по данным минэнерго, за 11 месяцев уходящего года было добыто 50,5 миллиардов кубометров  газа (план на 11 месяцев – 47,6 миллиардов кубометров, план на 2018 год – 53,4 миллиардов кубометров). Чуть меньше трети из всего объема добываемого газа (план на 2018 год – 18,5 миллиардов кубометров), уйдет на экспорт.

Главное направление экспорт – соседний Китай. Как любят говорить нефтяники и газовики: «нефть и газ текут туда, где предлагают хорошую  цену». Именно поэтому и в этом секторе идет планомерная работа над наращиванием экспортных газо-магистралей.

Как известно, недавно национальный оператор Казахстана, АО «КазТрансГаз», запустил высокотехнологичную компрессорную станцию ​​«Туркестан», которая позволит увеличить экспорт казахстанского газа в Китай.

Строительство было реализовано в рамках инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент с 10 миллиардов кубометров в год до 15 миллиардов кубометров в год.

Эксплуатация новых станций позволит национальному оператору в области поставок газа и газа обеспечить бесперебойную поставку газа в южные регионы Казахстана для удовлетворения растущего спроса каждый год, особенно в пиковые периоды в течение отопительный сезон.

Сегодня потребность юга республики в голубом топливе составляет около 5 миллиардов кубометров газа в год. Наряду с этим значительно увеличиваются объемы поставок газа по трансазиатскому магистральному газопроводу «Центральная Азия – Китай», что увеличит экспорт казахстанского газа в Китай.

Принцип «сообщающихся сосудов»

Несмотря на то, что долгоиграющий процесс модернизации трех крупнейших казахстанских НПЗ в республике, практически, завершился, и объем переработки нефти в уходящем году чуть вырос, однако, обещанный правительством «бензиновый рай» для казахстанцев так и не наступил. Владельцы авто недовольны нестабильностью цен на ГСМ и постоянно возникающим его дефицитом.

По данным минэнерго, по итогам 11 месяцев объем внутренней переработки нефти составил порядка 15 миллионов тонн нефти при плане на 11 месяцев в 14,6 миллионов тонн и при прогнозе на весь 2018 год в 16 миллионов тонн. Таким образом, переработка нефти внутри страны выросла на 8,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Причиной роста цен на ГСМ специалисты называют принцип «сообщающихся сосудов». Это когда цены на бензин выше в соседних странах, то он тут же утекает сквозь открытые границы туда. Так, средняя розничная цена бензина марки АИ-92 в Казахстане – 154,8 тенге. Цена одного литра дизельного топлива в Казахстане – 193,2 тенге.

Для сравнения: розничная цена бензина в Российской Федерации – 230,5 тенге, в Узбекистане – 273 тенге, в Кыргызстане – 234 тенге за литр. Цена дизельного топлива в Российской Федерации – 246,5 тенге, в Кыргызстане – 250,8 тенге, в Узбекистане – 208 тенге.

Единственная мера, которую предпринимает правительство республики для недопущения роста цен на топливо в Казахстане – это введение временного запрета на вывоз нефтепродуктов (дизельного топлива) за пределы Казахстана. К сожалению, эта мера вводится, практически всегда, с некоторым запозданием.

ОПЕК и ценовая конъюнктура

Сырьевой характер экономики (особенно, для нефтедобывающих стран) делает ее уязвимой и зависимой от цен на нефть. Республиканский бюджет формируется с учетом мировой цены на нефть. Уходящий год заставил поволноваться, как самих нефтяников, так и экономистов и законотворцев.

2018 год характеризовался большими скачками цен на углеводороды. После долгожданного роста, в четвертом квартале наблюдалось снижение мировых котировок на нефть, что отрицательно отразилось на планах на прибыль и на планах по инвестициям нефтегазовых компаний.

Как соблюсти баланс между добычей нефти и ценами на нее, чтобы не пострадали, в первую очередь, экономики нефтедобывающих стран? Вопрос этот постоянно в центре внимания членов ОПЕК.

В начале декабря уходящего года состоялось пятое заседание ОПЕК+, по итогам которого принято решение об ограничении уровня добычи стран ОПЕК+ на шесть месяцев начиная с января 2019 года.

Как сообщили в минэнерго, «Казахстан с самого начала изъявил готовность присоединиться к данному решению, и намерен принимать все необходимые меры по достижению принятых на себя обязательств по сокращению добычи нефти на 40 тысяч баррелей в сутки». Но это будет уже в будущем году. 

Кульпаш Конырова