Одним из основных направлений документа должно стать развитие отечественной сырьевой базы. Союз производителей продукции легкой промышленности Казахстана совместно с консорциумом "Жасампаз", ставшие инициаторами "дорожной карты", планируют к 2021 году наладить производство натуральных хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажа и кожи. Более того, предполагается провести технологическую модернизацию отрасли, что означает открытие новых, расширение старых, а также реанимирование всех простаивающих предприятий страны на условиях собственного финансирования и государственно-частного партнерства.
Отметим, еще одним оператором программы значится НПП "Атамекен". Именно на площадке палаты предпринимателей был подписан первый контракт между ТОО "ПИК Astana Ютария ltd" и турецкой компанией "Гузельче Макина", которая обязуется в ближайшее время установить высокотехнологичное швейное оборудование на фабрике казахстанской компании, внедрить новые технологии и организовать рабочий процесс в соответствии со всеми европейскими стандартами. Набор и обучение специалистов, в том числе людей с ограниченными возможностями, будет производиться самой компанией "Ютария".
Турецкая компания обещает вывести фабрику на производительную мощность 100 тысяч костюмов в год, обеспечив при этом работой 125 тысяч человек. По их данным, это повлечет за собой увеличение отчисления налогов и обязательных платежей в бюджет Казахстана на 35-40%. А в 2018 году, по словам генерального директора компании "Гузельче Макина" Ахмета Гузельче, фабрика и вовсе выйдет на рынки России и Европы.
"Это проект больше не коммерческий, а социальный, его стоимость составила 500 миллионов тенге. Казахстан интересен иностранным инвесторам, и мы надеемся на очень прочные долгосрочные связи, которые внесут огромный вклад в казахстанско-турецкие отношения. Этот контракт открывает новые перспективы для отечественной легкой промышленности", – отметил он.
Проектировать фабрику будет инженер-проектировщик текстильных фабрик, на которых сегодня отшиваются коллекции Hugo Boss, Zara, Roy Robson, Carl Gross, Massimo Dutti, Сезаи Иброшка. По его словам, это его 12-я фабрика.
Огромный интерес к казахстанскому рынку проявляет Поднебесная, которая на сегодняшний день является для Казахстана больше сырьевым придатком. Китайская легкая промышленность считается одной из лидирующих на мировом рынке, производя 40% хлопка, 64% нитей, 41% тканей и 50% одежды всего мирового производства. По данным председателя Казахстанско-китайской ассоциации содействия торговле Каната Бейсека, на конец 2016 года объем инвестиций Китая в Казахстане превысил 36 млрд долларов, стоимость контрактов по подрядным работам достигла 22,8 млрд долларов, а размер сделок превысил 17 млрд. В рамках программы "Один пояс, один путь", отметил он, все больше китайских производителей легкой промышленности выходят на рынок Казахстана, а казахстанские, наоборот, на китайский.
"При нашей ассоциации создан консалтинговый центр по торговле и инвестициям, по законам и политике, центр юридической поддержки, департамент по налаживанию связей с органами власти, правительством. Весь этот сервис можно предоставить для казахстанских предприятий на территории Китая, если будет интерес. Наша ассоциация готова помогать казахстанским предприятиям по любым вопросам, связанным с Китаем. Если будут какие-то продукты, которые заинтересуют китайцев, мы также готовы продвигать продукцию казахстанских предпринимателей на китайском рынке", – заверил он.
На вопрос казахстанских предпринимателей, почему из Китая ввозится много контрафактной продукции и как в этом вопросе может помочь Поднебесная, Канат Бейсек ответил: дело не в китайских производителях, а в казахстанских компаниях, которые покупают такой продукт.
"Это потребность ваших компаний. Наша ассоциация встречалась со многими предпринимателями Казахстана, и основной их просьбой было найти дешевый товар. Если данный вопрос со стороны казахстанских предпринимателей будет решен, мы можем поднять вопрос на уровне правительства Китая. К примеру, установить какие-то стандарты качества на таможне", – уточнил он.
Отметим, по итогам 2015 года внутренний рынок потребления продукции легкой промышленности составил 1,4 млрд. долларов, из которых на отечественное производство приходилось всего 7,3%, на импортную продукцию – 92,7%. За январь-июнь 2016 года наблюдалось снижение импорта, он составил 441,2 млн. долларов, а экспорт – 149,2 млн. долларов.
"Одна из причин преобладания импорта над экспортом состоит в том, что экспорт в основном представлен сырьевыми товарами с низкой стоимостью, а импорт главным образом составляет готовая продукция с высокой добавленной стоимостью. Значительные объемы импорта продукции легкой промышленности создают конкуренцию отечественным товарам. Тем не менее, в отрасли наблюдаются положительные сдвиги", – объясняли ранее в Казахстанском институте развития индустрии.
Развитие производства с высокой добавленной стоимостью, по словам координатора проектных работ Союза производителей продукции легкой промышленности Бахыт Молдабаевой, как раз является одной из важнейших задач новой "дорожной карты".
"Перспективы Казахстана во многом зависят от степени его успешной интеграции в мировую экономику. При этом перед страной стоит задача не любой ценой интегрироваться в мировое хозяйство, а занять в нем место, адекватное ее экономическому потенциалу. Для решения этой задачи прежде всего необходимо знать, какими ресурсами наша страна сегодня располагает для полноценной интеграции, и что необходимо сделать, чтобы эти ресурсы задействовать и по возможности приумножить имеющийся экономический потенциал. Целью данной работы является подготовка предложений по развитию легкой промышленности Казахстана, которые будут способствовать развитию отечественного производства и открытию новых конкурентоспособных предприятий, способных выйти на внешние рынки", – прокомментировала она новый документ.
Отметим, программа "дорожной карты" поделена на два этапа. На первом, с 2017 по 2018 год, планируется довести долю казахстанского содержания в некоторых видах продукции до 40%, разработать два неправительственных стандарта, создать дополнительно 861 рабочее место, а также реализовать шесть инвестиционных проектов по строительству и поддержке фабрик по производству текстиля, костюмных тканей, костюмов, пряжи, мужских сорочек, а также швейной фабрики.
На втором этапе предполагается, что доля легкой промышленности в ВВП составит более 1%, доля казахстанского содержания в некоторых видах продукции будет доведена до 60%, количество рабочих мест увеличится до тысячи, казахстанские школьники будут обеспечены формой отечественных производителей на 80%, а ежегодные налоговые поступления в бюджет страны от отечественных производителей продукции легкой промышленности увеличатся на 30%.
В "дорожной карте" затрагивается также вопрос подготовки кадров для отрасли. По словам проректора Казахского университета технологий и бизнеса Мереке Танкибаевой, с этим пока в стране все плохо. В качестве примера она привела свой вуз, из которого в этом году было выпущено 60 дизайнеров и всего семь человек по специальности "конструктор легкой промышленности". Причина, по ее мнению, не столько в непривлекательности профессии, сколько в отсутствии поддержки самого бизнеса.
"Семь специалистов – это ничто для дальнейшего развития отрасли. Я считаю, нужно реанимировать старую советскую традицию адресной подготовки кадров от предприятий. Мы бы могли на базе нашего университета вместе с бизнесом решать вопросы обеспечения легкой промышленности кадрами, как это делается сегодня во многих ведущих странах. Я знаю, что малым предприятиям нужен специалист многопрофильный, универсальный, не только со специфическими знаниями своей отрасли, он должен быть одновременно маркетологом, экономистом, знать иностранные языки. Именно такую модель мы могли бы готовить для наших предприятий, тем более что государственный стандарт сейчас позволяет самостоятельно задавать образовательную траекторию", – обратилась она к отраслевикам.
Мереке Танкибаева напомнила про Италию, которая 50 лет назад после очередного кризиса выжила благодаря развитию легкой промышленности. Тогда перед итальянцами была поставлена задача поднять имидж и экономику страны за счет дизайна, разработать и продвинуть бренд Made in Italy. Именно на этом пути, по мнению проректора, находится сейчас Казахстан. Она уверена: через 10-15 лет бренд Made in KZ также будет востребован в мире.
Отметим, всего на реализацию "Дорожной карты по развитию легкой промышленности на 2017-2021 годы" за счет собственных инвестиций предусмотрено 21,451 млрд тенге. Но уточняется, что объемы финансирования будут пересматриваться при появлении новых инвестиционных проектов.
Алина Альбекова