DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Нелетная авиабезопасность

Нелетная авиабезопасность

Авиакомпании Казахстана выступили против ГЧП-проекта КГА, которым власти обложат международный пассажиропоток.

07 Июнь 2018 07:00 13708

Нелетная авиабезопасность

Автор:

Майра Медеубаева

В Министерство национальной экономики (МНЭ) РК поступил на экспертизу проект государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере авиабезопасности, частные инвестиции в который составят около 5 млрд тенге. Положительное заключение МНЭ даст дорогу заключению договора ГЧП сроком на 10 лет. Отбивать инвестиции будут за счет пассажиров международных рейсов, летящих в/из Казахстана, следует из информации, озвученной на круглом столе в Национальной палате предпринимателей (НПП) «Атамекен».

По условиям ГЧП инвестор берет на себя обязательства по созданию системы, программного обеспечения, сервисной поддержки, трансфера технологий. Услуги хостинга по рекомендации Министерства по инвестициям и развитию (МИР) будет предоставлять АО «Национальные информационные технологии».

Вице-президент АО Air Astana Денис Иванов на встрече заявил, что авиаперевозчик выступает против схемы финансирования ГЧП, предложенной в соответствии с финансово-экономической моделью проекта. Другой вице-президент компании, Айдар Кашкарбаев, курирующий юридические вопросы, отметил, что изначально проект предполагал сбор в три доллара за одну поездку, что только для клиентов АО Air Astana может обернуться годовыми расходами в 15 млн долларов.

Не трудно предположить, что снижение сбора на треть (с трех до двух долларов) может пропорционально снизить издержки пассажиров национального авиаперевозчика до 10 млн долларов, что, впрочем, тоже немало. Однако надо учесть, что за рубеж летают не только клиенты АО Air Astana. Общий размер допрасходов казахстанцев за авиабезопасность ответственные госорганы не предоставили. А расплатятся не только клиенты, но и бизнес, только опосредованно.

«В результате [принятия этого проекта] увеличится стоимость билетов, что не способствует в целом привлечению пассажиропотока, туристического потока», – подчеркнул г-н Кашкарбаев.

Бессмысленный проект в глазах Air Astana

По словам представителя авиакомпании, введение сбора противоречит национальному и международному законодательству в данной области, а также рискует привести к значительным расходам авиаперевозчиков, снижая их конкурентоспособность.

Он напомнил, что, согласно статье 24 «Закона о транспорте», предусмотрено предоставление перевозчиками информации в уполномоченный орган о забронированных билетах, но не о персональных данных пассажиров.

«Законом об использовании воздушного пространства не предусмотрено взимание сбора с авиакомпаний за обслуживание информационных систем. В мировой практике лишь семь стран имеют подобный сбор против 210 государств, которые не производят его за счет пассажиров. Также нас интересует вопрос соответствия проекта духу ГЧП и «желтых страниц», – отметил г-н Иванов.

Менеджер по развитию Air Astana Данияр Курманалин рассказал журналистам, что в Австралии, Таиланде, ОАЭ взимается плата в размере одного доллара с каждого пассажира за обслуживание информационной системы. По словам менеджера, внедрение подобной системы в Казахстане будет выгодно авиакомпаниям в том случае, если это будет интерактивная площадка, взаимодействующая с перевозчиками.

Зарубежные компании, работающие с подобными системами, имеют возможность передать информацию на стойку регистрации в Казахстане о том, что человек, зарегистрировавшийся на рейс, не должен лететь, так как его депортируют. Причиной может быть нахождение в так называемом черном списке.

«Предложенная система является обычной предварительной информацией о пассажирах. При этом органы нацбезопасности заранее получат сведения о тех, кто летит на борту, но авиакомпании данной информацией владеть не будут. Поэтому, если нежелательное лицо сядет на борт, оно пролетит по маршруту, здесь его встретят и депортируют обратно за счет авиакомпании. Мы понесем те же издержки», – поясняет Курманалин.

Также он рассказал о том, что Air Astana в свою очередь предлагала услуги для реализации проекта.

«Мы говорили о том, что бесплатно предоставим форматы, как разрабатывается система, то есть IT-помощь, – продолжает собеседник. – На что нам ответили, что средств (у государства), чтобы участвовать в подобных проектах, нет».

Кроме того, в авиакомпании считают, что возложение конечной стоимости проекта на пассажира приведет к ущемлению конкурентных преимуществ.

«К примеру, если пассажир летит из Парижа в Пекин, при равной стоимости билетов через Москву и Астану, но у нас добавляется четыре доллара за безопасность. Это сказывается на цене билета. В таком случае европейскому пассажиру выгоднее лететь через Москву», – констатировал Курманалин.

За что платим?

Старший государственный инспектор по авиационной безопасности Комитета гражданской авиации (КГА) МИР Клышбек Рожаев рассказал, что государство в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) взяло на себя обязательства по созданию базы данных.

«Наше управление в 2016 году инициировало данный проект [ГЧП]. Мы объявили конкурс. Участие приняла только одна компания, с которой и заключили договор ГЧП. В течение двух лет были проведены многочисленные консультации, создана межведомственная комиссия, в которой участвовали специалисты всех заинтересованных госорганов, а также представители авиакомпаний, в том числе Air Astana, Scat и другие», – отметил чиновник.

В свою очередь Адиль Утембаев, председатель правления ТОО KPPF, дочерней организации НУХ «Байтерек», оказывающей консультативное сопровождение республиканских проектов ГЧП, подчеркнул, что для целей обеспечения авиационной безопасности государство должно создать подобную базу данных.

«Для реализации проекта необходима сумма первоначальных инвестиций. У государства было два пути – заложить сумму в бюджет и закупить через госзакупки или пойти через механизм ГЧП, когда первоначальные инвестиции производятся частным партнером. В данном проекте МИР выбрал ГЧП», – отметил Утембаев.

По его словам, в полном соответствии с законодательством о ГЧП были поданы необходимые документы, размещены объявления в печатных изданиях с целью выявления потенциальных конкурентов, но больше предложений не поступало.

«В полном соответствии с законодательством МИР продолжил прямые переговоры путем создания необходимых комиссий. В настоящее время проект находится на экспертизе в МНЭ. Касательно вопросов Air Astana отвечу, что данный проект полностью соответствуют духу ГЧП и принципам Предпринимательского кодекса, «желтых страниц», – констатировал предправления.

В то же время, по мнению спикера, обсуждение вопроса необходимо разграничивать.

«Если речь идет о том, что неправильно выбирали частного партнера и компания противоречит конкуренции «желтых страниц», то это взаимоотношения государства и частного партнера, которые ведутся в рамках законодательства. Если же Air Astana говорит о взаимоотношениях государства, авиакомпании и пассажиров – это другой момент. Проект получил положительное заключение от всех органов безопасности», – резюмировал глава KPPF.

Директор Secure Tech Малик Бердигалиев является частным партнером, который инициировал данный проект ГЧП. По его словам, два с половиной года назад компания изучала рынок информационных организаций, представляющих телекоммуникационные и IT-услуги в авиационной отрасли. Сравнивали системы швейцарской SITA, американской IBM, французской ТНК Idemia Identity and Security (в прошлом Morpho Sufran). Остановили свой выбор на последней компании, так как она предлагала наиболее свежие решения.

«В Париже мы провели переговоры с Idemia Identity and Security и подписали соглашение о создании казахстанско-французского консорциума. В 2016 году в частном порядке инициировали проект согласно закону о ГЧП, статья 44. В качестве консалтинга привлекли «дочку» холдинга «Байтерек» – KPPF, которая в то время называлась «Центр сопровождения проектов ГЧП». Заключили договор и приступили к разработке концепции в соответствии с законодательством», – рассказал abctv.kz инвестор.

В рамках финансового анализа было выявлено, что развитие транзитного потенциала является приоритетным направлением, поэтому сборы на транзитных пассажиров полностью исключили в качестве возврата инвестиций.

«Конкурентные права авиакомпаний по сравнению с российскими перевозчиками в этом отношении не ущемляются. На пассажира, следующего по маршруту Пекин – Астана – Париж, сбор не накладывается. Таким образом, Пекин – Москва – Париж, Пекин – Астана – Париж находятся в равной конкурентной среде. Сборы предполагается накладывать только на международных пассажиров», – отметил Малик Бердигалиев.

Количество международных пассажиров ежегодно составляет порядка 4 млн человек.

Также инвестор напомнил, что из бюджета не выделяются средства на реализацию проекта, государственных гарантий в финансовом плане по этому проекту нет, все финансовые риски несет инвестор. В рамках проекта государство получает доходы в виде налогов и услуг квазигосударственного сектора – услуг хостинга АО «Национальные информационные технологии», где будет располагаться дата-центр информационной системы.

«Частный партнер будет платить за услуги хостинга, арендовать серверы, коммуникации. Сервер будет находиться в ведении государства, в структуре АО «НИТ». Частный партнер не будет иметь доступа к информации о пассажирах. О том, какие органы и авиакомпании смогут получать данные по пассажирам, решит государство в лице создаваемого национального оператора, который станет администратором данной системы», – резюмировал спикер.

По данным компании, в случае сбоя работы системы расходы по ремонту и обслуживанию берет на себя инвестор. В случае если пассажиропоток будет падать, к примеру понизится с 4 млн до 1 млн человек, по словам Малика Бердигалиева, увеличение сборов не предполагается, инвестор берет на себя все риски, связанные с проектом.

Платформа будет интегрироваться с компьютерной системой Amadeus, которая обеспечивает доступ к бронированию авиабилетов и содержит информацию о 95% мест на регулярных рейсах авиакомпаний всего мира. Системой пользуются свыше 36 тыс. представительств различных авиакомпаний для бронирования и продажи билетов, а также 134 авиакомпании для хранения и управления ресурсами (расписанием, рейсами, тарифами).

Экономика ГЧП-проекта

Проект государственно-частного партнерства рассчитан на 10 лет, по истечении данного срока он будет передан в ведение государства. Если посчитать примерную окупаемость проекта, то есть 4 млн человек умножить на два доллара, выходит 8 млн долларов, или 2,6 млрд тенге, в год против инвестиций в 5 млрд тенге.

При таком раскладе проект может окупиться за два года. Однако в консорциуме отмечают, что окупаемость проекта, доказанная финансово-экономической моделью, составляет семь лет. Так как инвестор будет нести текущие операционные расходы, оплату услуг хостинга, налоги, обслуживание системы и так далее.

Также возникает вопрос, связанный с ситуацией, когда человек купил билет, но не полетел, возвращается ли ему два доллара? Отвечая на этот вопрос, Малик Бердигалиев отметил, что это зависит от политики продажи билетов самих авиакомпаний, у которых есть невозвратные, возврат со штрафом и возвратные билеты:

«Лично мы в рамках проекта не собираемся брать деньги с тех, кто не прилетел или не улетел из Казахстана. Если человек сдал билет, в любом случае мы не получим этих денег. Это зона ответственности решений авиакомпаний».

К слову, консорциум не будет напрямую получать средства от пассажиров. Этим будет заниматься национальный оператор, которого планируют создать в ближайшее время путем раздела КГА и передачи части функций в новый орган. К слову, говоря об инвесторе. ТОО SecureTech Corporation в 2016 году вошла в группу компаний INTESSA, владение которой, в свою очередь, приписывают казахстанскому бизнесмену Санжару Рахметжанову.

На момент написания материалов авиакомпании Scat и Air Astana не дали ответов, какие издержки рискуют понести компании в связи с введением сборов. В свою очередь в КГА также не уточнили, сколько пассажиров международных рейсов было депортировано за последнее время из международных рейсов в/из Казахстана.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как накопить на безбедную старость?

Эксперты рассказали, как начать копить и куда вкладывать свои деньги.

28 Апрель 2020 12:45 3516

Как накопить на безбедную старость?

Пока весь мир стоит «на паузе», приостановлена экономическая деятельность, население находится на самоизоляции, вопрос накопления на будущее отходит на второй план. Тем не менее жизнь после карантина и кризиса продолжится, и придет время позаботиться о своей старости. Inbusiness.kz спросил у аналитиков и экспертов, как грамотно копить на старость.

Сегодня средняя сумма пенсионных накоплений казахстанцев в ЕНПФ составляет около миллиона тенге. У граждан, которые регулярно отчисляют средства с 1998 года, на пенсионном счету накопилось около 5 млн тенге. Много это или мало, судить, конечно, каждому, однако обеспечить себе достойную старость вполне возможно. И делать это лучше как можно раньше, говорят эксперты.

В идеале копить на старость лучше, начиная уже с первой зарплаты, на это может уйти до 15-20 лет. Если просто на постоянной основе регулярно откладывать 10% с любого дохода, то время выхода на пенсию человек сможет сам отрегулировать, отмечает эксперт по личным финансам, коуч и бизнес-тренер Айгуль Абдраимова.

«Здесь работает правило сложного процента, когда доход реинвестируется и на проценты начисляются проценты, – поясняет генеральный директор ТОО DAMU Capital Management Мурат Кастаев, – и чем раньше человек начинает инвестировать, тем быстрее и большую сумму он накопит».

Можно настроить автоматический перевод определенной суммы на ваш депозитный счет. На первом этапе Айгуль Абдураимова советует использовать накопительные программы с суммой взноса 6000, 10 000, 20 000, 50 000 тенге – с разными сроками накопления.

«Создать капитал под силу абсолютно любому казахстанцу, – говорит Айгуль Дильдабековна. – Но сделать это людям обычно мешают отсутствие элементарного финансового плана, низкий уровень грамотности в этом вопросе, а также ложные убеждения, лень, отсутствие мотивации и целей. Все это можно более подробно и основательно изучить, пройдя курсы и тренинги по финансовой грамотности».

Эксперт также назвала возможные источники дохода для накоплений на старость для рядовых казахстанцев со средним уровнем достатка. Кроме депозитов, это также могут быть дивиденды от акций, но в обоих случаях вначале нужно будет создать первоначальный капитал. Среди других вариантов заработка могут быть: доход от сдачи в аренду квартиры или комнаты, а также машины, дополнительная смена на выходных в местном магазине, свой бизнес, овладение новыми навыками, к примеру занятия по йоге, ремонт компьютеров, различные услуги соседям, кулинария на продажу, копирайтинг, переводы и т. д.

Эксперт инвестиционного дома «Астана-Инвест» Серик Козыбаев обращает внимание и на то, что мода на сетевой маркетинг как источник дополнительного дохода постепенно уходит. Он также предостерегает от финансовых пирамид. И считает, что первые накопления не обязательно классифицировать как «на старость». Их можно потратить на образование, а позже – и на остальные варианты. 

В этом с ним солидарен и Мурат Кастаев:

«Образование – это способность зарабатывать больше и больше инвестировать. Также не стоит забывать инвестировать в свое здоровье, а значит, в способность зарабатывать».

«На первом этапе мы советуем создать «подушку безопасности» – сумму, достаточную для покрытия шести месяцев расходов, – говорит Мурат Кастаев. – Этот резерв необходим на случай потери источника дохода, крупных непредвиденных расходов и т. д. Данную сумму лучше держать в тенге на банковском депозите, позволяющем дополнительные взносы и снятия без ограничений и потери процентов. На втором этапе мы рекомендуем продукты страхования. Человек должен обезопасить себя от возможных крупных потерь/расходов и застраховать свои активы (недвижимость, автомобиль) и свою способность зарабатывать (страхование жизни и здоровья). И уже на третьем этапе, когда вопросы резерва безопасности и страхования решены, можно спокойно начать заниматься инвестициями».

Куда и как вкладывать накопления?

Эксперты советуют распределить инвестиции в разные инструменты – депозиты, акции, облигации, золото, недвижимость и др., а также в разные валюты и по возможности в ценные бумаги разных стран мира. Какими должны быть пропорции – на этот случай нет универсальных советов, все зависит от целей инвестора, терпимости к риску, долгосрочности инвестирования и других индивидуальных параметров, отмечает Мурат Кастаев. Все эти расчеты инвестору помогут сделать финансовые или инвестиционные консультанты. Но в целом эксперт советует такой расклад: не более 10% инвестиций в золоте, не более 15% – в недвижимости, остальная сумма делится поровну между акциями, облигациями и депозитами.

Он отмечает, что некоторые инструменты, к примеру недвижимость или золото, имеет смысл подключать, только когда инвестиционный портфель измеряется десятками тысяч долларов.

«Мы считаем лучшим инструментом акции, к примеру, индекс S&P 500 (акции 500 крупнейших компаний США) исторически растет в диапазоне 6-8% годовой доходности в долларах США».

Между тем Серик Козыбаев предупреждает, что для инвестиций на фондовом рынке нужны дополнительные знания, однако долгосрочные вложения в индекс акций чаще всего выгоднее депозита. Но в настоящее время аналитик советует не покупать ни золото, ни акции каких-либо компаний.

«Влияние коронавируса на глобальную экономику крайне негативно. Лучше переждать», – поясняет он.

В целом эксперт считает, что так как фондовый рынок более рискованный, чем инвестиции в недвижимость, то лучше начать именно с этого. Хотя недвижимость и не дает высокую доходность, добавляет он. Как правило, она дорожает вместе с повышением уровня инфляции.

«Но еще раз, на сегодня влияние распространения коронавируса не располагает к инвестициям», – осторожен Серик Козыбаев.

Учитывая возросшие риски в мире, ситуация, естественно, не располагает вкладываться среднему инвестору и в зарубежную недвижимость, добавляет Айгуль Абдураимова.

Что касается того, в какой валюте хранить деньги, то здесь у каждого эксперта свои нюансы. Так, Айгуль Абдураимова рекомендует большинству казахстанцев лучше откладывать в тенге. Серик Козыбаев советует половину суммы хранить в тенге, так как в любом случае все расходы в тенге, и плюс ставка депозита больше, а половину – в валюте, как правило, в долларах США.  Мурат Кастаев также считает, что вначале это может быть 50/50 в тенге и долларах, но по мере увеличения портфеля доля мировых резервных валют (их пять – доллар США, евро, фунт стерлингов, швейцарский франк и японская иена) должна стать преобладающей. Это касается и ценных бумаг.

«В самом начале инвестору можно ограничиться казахстанскими бумагами, но, как только портфель превысит, скажем, 10 000 долларов США, можно и нужно инвестировать только в акции мировых компаний, с распределением их по регионам (Северная Америка, Европа, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и т. д.)», – отмечает он.

На вопрос, стоит ли вкладывать в золото, Айгуль Абдураимова поделилась мнением, что «золото – инструмент для диверсификации рисков для более опытных инвесторов». Большинству инвесторов она рекомендует часть денег разместить на ОМС (обязательное медицинское страхование).  

По словам г-жи Абдураимовой, при системном и регулярном подходе для накопления достаточной суммы на старость необходимо как минимум 15-20 лет.

Есть ли риск потерять все накопления?

«Риск лишиться всех накоплений достаточно низок, – считает Серик Козыбаев. – Если часть денег вы инвестировали в недвижимость, то не нужно беспокоиться о падении цен на недвижимость, которое случается периодически, как, например, в 2008 году. Экономика, а вместе с ней и цены на недвижимость, цикличны. После падения всегда будет рост. Инвестиция же в фондовый рынок более рискованная. При отсутствии знания, опыта, дисциплины деньги могут быть легко потеряны».

Мурат Кастаев также согласен с тем, что вряд ли можно потерять все деньги, если применять все вышеописанные правила (резервный фонд, страхование, инвестирование с диверсификацией).

«Невозможно представить, что все компании, акции/облигации которых инвестор приобрел, разом обанкротились или что стоимость недвижимости и золота упала до нуля и так далее, – говорит он. – Естественно, во времена спадов и кризисов активы будут дешеветь, но их стоимость не падает до нуля и восстанавливается по мере роста и восстановления экономики».

«Риски присутствуют везде и всегда, поэтому надо учиться ими управлять, – резюмирует Айгуль Абдураимова. – В этом помогают финконсультанты. В деле управления личными финансами и накопления капитала обязательно нужен наставник».

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым

Кто теряет инвесторов: на обрабатывающую промышленность приходится лишь 6% вложений

Финансирование ряда секторов сократилось более чем в 10 раз.

24 Апрель 2020 08:00 1217

Кто теряет инвесторов: на обрабатывающую промышленность приходится лишь 6% вложений

В I квартале 2020 года объем инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 140,1 млрд тенге. По сравнению с январем-мартом 2019-го показатель упал на 9,3%. Да и в целом нынешний уровень – худший за последние пять лет. Если смотреть только на абсолютные показатели, то в последний раз столь слабое начало года было в 2015 году.

Однако тенге сегодня стоит в 2,1 раза меньше, чем пять лет назад. Поэтому при пересчете инвестиций в доллары (по среднеквартальному курсу) окажется, что так мало в обрабатывающую промышленность республики не инвестировали как минимум 10 лет! В 2011 году объем инвестиций в январе-марте составлял 55,2 млрд тенге, или $377,3 млн. В 2020-м – 140,1 млрд тенге или $359,6 млн.

Еще одна тревожная тенденция – это сокращение роли обрабатывающей промышленности в общем объеме инвестиций. В I квартале 2020 года эта отрасль получила лишь 6,1% от вообще всех вложений в основной капитал. И это также худший показатель за 10 лет. Пик, к слову, приходился на 2017 год: тогда по итогам января-марта доля обработки составила 15,9%.

Кто теряет инвесторов?

Таких направлений, к сожалению, в обрабатывающей промышленности хоть отбавляй. И в некоторых из них ситуация аховая. Например:

  • Инвестиции в производство компьютеров, электронного и оптического оборудования по итогам I квартала 2020 года составили лишь 4,5% от уровня за аналогичный период предыдущего года (всего 27,7 млн тенге).
  • Производство текстильных изделий – 4,8% (91,3 млн).
  • Производство деревянных и пробковых изделий без учета мебели – 9,3% (20,6 млн).
  • Производство табачной продукции – 14,3% (390 млн).
  • Полиграфическую деятельность – 15,5% (224,6 млн),
  • Производство электрического оборудования – 19,4% (482,8 млн).

То есть по всем этим направлениям объем инвестиций за год сократился как минимум в пять раз (а как максимум – более, чем в 20 раз). Но это далеко не полный список. Например, падение привлеченных средств отмечается в фармакологической промышленности – инвестиции сократились на 54,2%, составив менее 740 млн тенге. В развитие производства лекарств в январе-марте 2020 года вложено меньше, чем, например, в производство бумаги и бумажной продукции (935,5 млн тенге).

Также, хоть и не столь стремительно, сократились вложения в производство продуктов питания – инвестиции снизились на 1,3%, составив около 13 млрд тенге. Инвестиции в производство напитков ушли в серьезный минус по сравнению с 2019 годом – минус 57,9%, до 2,7 млрд тенге.

В обрабатывающей промышленности не так много секторов, внимание к которым со стороны инвесторов растет. Один из них – это металлургия, которая получила более 60% от всех вложений в обработку. По итогам I квартала 2020 года тут в основные средства вложено 84,5 млрд тенге – это на 44,8% больше, чем в январе-марте 2019-го.

Кроме того, рост инвестиций произошел в производстве одежды (в 6,5 раза), мебели (в 3,4 раза) и автомобилей, прицепов и полуприцепов (на 56,5%). Но даже с учетом этого привлекательность для инвесторов в этих секторах невысока – общий объем вложений в I квартале составил 1 млрд тенге, что составляет всего 0,7% от общего уровня вложений в обрабатывающую промышленность.

Больше половины всех инвестиций уходят в добычу

Пока обрабатывающая отрасль становится все менее востребованной, горнодобывающая промышленность демонстрирует уверенный рост. В январе-марте 2020 года сюда было инвестировано более 1,3 трлн тенге – это на 6,9% (или 121,2 млрд тенге) больше показателей I квартала предыдущего года. Добыча сырья остается самой притягательной сферой для инвесторов – 57,3% от общего объема вложений идут именно сюда. В пересчете на американскую валюту общий квартальный объем превысил 3,3 млрд долларов. И это максимальные показатели за последние как минимум 10 лет.

Ключевое направление – это, конечно, добыча нефти и газа. Сюда за три месяца инвестировано 1 трлн 132,7 млрд тенге, что на 5,7% больше, чем год назад. Растут вложения и в другие сектора:

  • В добычу угля – на 11,8% (до 16,3 млрд тенге).
  • В добычу металлических руд – на 20,1% (149,8 млрд тенге).
  • В добычу прочих полезных ископаемых – в 9,1 раза (12,2 млрд тенге).

Инвестиции в сельхоз выросли на четверть

Вложения в агрокомплекс увеличились на 26,2%, превысив 73 млрд тенге. Более, чем на четверть, вырос и объем привлеченных средств в операции с недвижимым имуществом – до 341,1 млрд тенге. Еще сильнее в относительном выражении выросли инвестиции в предоставление услуг по проживанию и питанию (+77,2%), искусство, развлечение и отдых (+60,8%). Ну а лидером по темпам прироста инвестиций стали госуправление и оборона: за три месяца 2020 года в основные средства тут инвестировано 10,7 млрд тенге, что в 4,3 раза больше, чем в I квартале 2019-го.

Впрочем, далеко не все сектора экономики идут в рост:

  • Инвестиции в логистику сократились на 35,6%.
  • В торговлю – на 27,2%.
  • В образование – на 23,9%.
  • В строительство – на 53,3%.
  • В профессиональную, научную и техническую деятельность – на 48,4%.

Больше 40% инвестиций получает один регион

В целом по итогам I квартала 2020 года объем инвестиций в основной капитал в Казахстане составил 2,3 трлн тенге, показав годовой рост на 5,1%. Так много средств в начале года отечественная экономика еще не получала. Рост привлеченных средств в январе-марте наблюдается в 13 из 17 регионов республики. Примечательно, что среди отстающих регионов наряду с Кызылординской (-52,8%), Алматинской (-12,1%) областями и Шымкентом (-32,4%), также и Атырауская область: за год объем вложений сократился на 5,6%, однако их общий уровень все равно остается на недосягаемом для остальных регионов уровне – 988,2 млрд тенге. То есть из каждых 100 тенге, вложенных в Казахстане в основной капитал, 43 приходится на Атыраускую область.

Наибольший рост за год показала Акмолинская область – объем привлеченных инвестиций тут вырос на 92,2%. В Нур-Султане показатель увеличился на 53,2%, в Туркестанской и Западно-Казахстанской областях – более, чем на 40%.

По общему объему инвестиций лидирует Атырауская область, на втором месте с большим отрывом расположилась Алматы: по итогам первых трех месяцев года инвестиции в южный мегаполис составили 140 млрд тенге (+4,7%). Лишь немногим меньше получили Карагандинская (135,1 млрд, +21,4%) и Западно-Казахстанская (133 млрд, +40,5%) области. Наименьший показатель – в Шымкенте – всего 26,4 млрд тенге, или 1,1% от общереспубликанского показателя.

Если смотреть на регионы в размере секторов, то:

  • В Северо-Казахстанской области наибольший объем инвестиций пришелся на сельское хозяйство.
  • В Алматинской и Жамбылской областях, а также Нур-Султане и Алматы – на операции с недвижимым имуществом.
  • В Туркестанской и Акмолинской областях больше всего средств инвестировано в снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой, а также на воздушное кондиционирование.
  • В Карагандинской и Павлодарской областях основные инвестиции идут в обрабатывающую промышленность.
  • Во всех остальных регионах самые популярные вложения – в добывающий сектор.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: