"Наша культура и наше время неимоверно перенасыщены, как мусором, так и сокровищами", – сказал как-то Рэй Брэдбери, писатель, который черпал вдохновение отовсюду: из комиксов, фильмов, детективных журналов, цирковых афиш, детских страхов, своих и чужих воспоминаний.
"Идеи лежат повсюду, словно яблоки-паданцы, сгнивающие в траве, потому что не хватает прохожих с зорким глазом и вкусом к красоте, будь она хоть абсурдна, хоть пугающа, хоть благолепна", – писал он.
Вдохновение Галима Маданова и Зауреш Терекбай – в глянцевых журналах и уличных сценках, в картинах старых мастеров и в рекламных буклетах, которыми завалены почтовые ящики, в заголовках, логотипах, в сорванных со столбов объявлениях: "Новые возможности для бывших начальников...". Соединяя в авангардистские композиции журнальные картинки и средневековую европейскую живопись, старинные восточные миниатюры и сделанные на улицах Алматы фотографии, художники складывают из кусочков образ нового времени. Техника эта называется коллажем, а времени авторы дали новое имя – Cool Age.
"Это игра слов, означает и "крутой возраст", и "крутой век": отсылка и к каменному веку, и к железному веку, и к веку медиа, в котором мы живем. Своего рода обозначение новой эры – эры медиа, новых технологий, постоянных изменений. И, конечно, Cool Age созвучно со словом "коллаж". У нас представлено около 80 коллажей, созданных авторами за последние пять лет. Они идут сериями, от четырех до 20 работ в каждой серии", – рассказывает куратор выставки Дина Байтасова, директор галереи TSE Art Destination.
Еще один важный вариант названия-перевертыша Cool Age – "прохладный век".
"Почему прохладный? Потому что жить в нем все-таки сурово", – объясняет Зауреш Терекбай.
"Мы живем в коллажное время. Мы все коллажные. Это наша среда – коллаж. Один слой накладывается на другой, мы можем вырезать и компоновать то, что нам нужно. Нравится ли мне это? Конечно, нравится! Да и как время может нравиться или не нравиться? Оно есть – это данность. Мир меняется, преображается. Каждый из нас начинает жить своей историей только сейчас, мы, как страна, начинаем жить своей историей. Раньше мы жили историей каких-то непонятных революций, завоеваний, достижений. А сейчас просто смотрим в лицо реальности. А Интернет, интеграция в мировое пространство? Это дает нам такие возможности! Просто все зависит от человека, от его культурного уровня, жизненного опыта. Дайте человеку краску, палитру, и каждый напишет свою картину", – говорит художница.
Галим Маданов и Зауреш Терекбай внимательно вглядываются в жизнь, принимая ее полностью, как есть, открывая в ней неочевидные смыслы. В этом созерцании – и восхищение, и нежность, и грустная ирония по поводу блеска и нищеты "клевого века". К примеру, один из повторяющихся образов – вставная челюсть, иногда подмигивающая стразиками. А еще из коллажа в коллаж кочуют фотопортреты алматинцев – колоритных дядек в спортивных костюмах, сандалиях, присевших покурить в любимой позе, на корточках. Иногда они курят так рядом, в одном коллаже, с каким-нибудь изысканным джентльменом с картины XVIII века. Или, как в серии работ Cool Age, их вырезанные фигуры наклеены на яркие листы цветной бумаги: один лист – одна фигура, и больше ничего, максимум внимания к простому человеку, из тех, которых гламурный мир предпочитает в упор не замечать.
В своих коллажах художники часто используют фотографии, сделанные ими в городе, в своем микрорайоне Мамыр.
"Многие годы мы исследуем среду нашего бытования – небольшой микрорайон, который является ровесником нашей страны. Это место вдохновляло нас на создание проектов "Мамырские сны", "Народная картина", "Прикоснуться к свету руками", – рассказывают авторы.
На новой выставке этот "образ микрорайона" снова предстает в серии "И где-то бродит здесь душа поэта...": этажи панельных домов, подъемные краны, толпы людей, рекламные листовки, предлагающие в основном работу – молодым мамам, "дорогим дамам", пенсионерам, отставным военным... Удивительно, но эти зрительные образы, сталкиваясь, создают полную иллюзию городского шума, в который вплетается тихая мелодия – картинки, вырезанные из персидских миниатюр.
Зауреш Терекбай и Галим Маданов раньше работали в кино – они и встретились в кино, в 1985 году на "Казахфильме", где оказались в одной съемочной группе. Галим был художником по костюмам, а Зауреш – ассистентом режиссера.
"Это было всего лишь началом разговора", – так художники говорят о своем знакомстве, в результате которого они стали семьей и соавторами.
"Уже тридцать лет мы вместе, и все проекты у нас совместные. Кто-то говорит "А". Кто-то – "Б", и потом получается общая фраза. Разве можно сказать, кто родитель вашего ребенка – мама или папа? Оба родители!" – говорит Зауреш.
Коллаж, замечают авторы, похож на кино: тот же принцип монтажа. Но это еще не все сходство. Эти работы побеждают плоскость и статику, заданную материалом: возникает объем, многослойность, иллюзия движения, которое сейчас замерло или "поставлено на паузу" (как в серии "Три маленькие картинки о пространстве и времени"), но вот-вот может продолжиться.
Выставка построена по всем правилам пространственной драматургии: у нее есть свой маршрут, своего рода сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. К тому же все пространство галереи участвует в этом волшебстве: его специально перестроили. Автор сценографии выставки – Гайша Маданова, дочь Зауреш и Галима. Гайша тоже художник, архитектор, окончила Мюнхенскую академию изящных искусств. По ее проекту в галерее построили новые стены (мобильные, на колесиках), выкрасили их в яркие чистые цвета: красный, желтый, электрический синий – как листы в наборе цветной бумаги.
Энергетический центр выставки – инсталляция "Сон разума" (скрытая за черной занавеской). Эта работа 2012 года – с нее началось сотрудничество художников с куратором Диной Байтасовой.
"У нас был проект на 55-й Венецианской биеннале, мы делали выставку М&С – "Mercy and compassion/Милосердие и сострадание", на которой была представлена инсталляция "Сон разума". Мы решили показать эту работу, потому что ее мало кто видел в Казахстане", – рассказывает Дина.
Надо сказать, что Галим Маданов и Зауреш Терекбай участвовали в более чем 100 выставках в Казахстане и за рубежом, в том числе в таких значительных международных арт-событиях, как 54-я и 55-я Венецианские биеннале, "Арт-Дубай – 2012", III Московская биеннале, и многих других. Но в Астане это первая выставка за всю их карьеру.
"Мы готовили эту выставку около года, вели переговоры, полностью изменили пространство. Сроки переносились, но в итоге совпало так, что выставка открылась и к 60-летию Галима, и в преддверии 20-летия Астаны. Так что это и про "крутой возраст" тоже", – говорит Дина.
Выставка Cool Age в галерее TSE Аrt Destination продлится до 15 июля. Это действительно редкая возможность пережить сильное художественное впечатление, и ее не стоит откладывать на потом, тем более что вход в галерею свободный.
Влада Гук