RU KZ
НПП «Атамекен» презентовала правительству ряд антикризисных мер

НПП «Атамекен» презентовала правительству ряд антикризисных мер

08:05 22 Март 2020 5202

НПП «Атамекен» презентовала правительству ряд антикризисных мер

Автор:

С 12 марта Национальная палата предпринимателей «Атамекен» начала опрос бизнес-сообщества.

Так, по состоянию на 20 марта по разным каналам в «Атамекен» обратились более 6,2 тыс. предпринимателей. Основная масса обратившихся (85%) представляет малый и микробизнес. Согласно последним данным, 60% предпринимателей заявили, что им приходится нарушать договорные обязательства в связи с курсовой нестабильностью и распространением коронавируса. Предприниматели сетуют на то, что сталкиваются со штрафными санкциями из-за неисполнения обязательств. Практически у всех предпринимателей падает спрос и, соответственно, обороты компании, однако остаются постоянные расходы.

Так, 55% обратившихся называют аренду помещений в качестве наиболее значимой статьи постоянных расходов. 30% считают таковой фонд оплаты труда, а 5% – коммунальные услуги. Кроме того, многие предприниматели задают вопросы по кадрам. 60% обратившихся рассматривают вариант отправления сотрудников в отпуск в связи с простоем либо сокращением рабочего дня работников. Порядка 32% представителей бизнеса считают, что отсрочка по кредитным обязательствам станет ощутимой мерой поддержки. 31% считают таковой признание ситуации форс-мажорной, 27% – налоговые послабления, 10% опрошенных требуется поддержка трудовых ресурсов компании.

Также НПП «Атамекен» собрана аналогичная информация от товаропроизводителей. В частности, опрошено 150 отечественных товаропроизводителей с суммарной штатной численностью 37 тысяч человек. Результаты показали, что существует риск сокращения штата суммарно в 13 тыс. человек (на 35%), в случае повышения курса доллара свыше 450 тенге. 28% товаропроизводителей указали льготное кредитование по пополнению оборотных средств, как необходимую меру поддержки для поддержания производства. 24% опрошенных нуждаются во временно понижающих коэффициентах на электроэнергию, 22% – в субсидировании, 20% – в налоговых послаблениях.

В этой связи «Атамекен» предложила меры для поддержки предпринимательской активности. 

Кредитование

19 марта 2020 года президент поручил Национальному банку РК и агентству по регулированию финансового рынка обеспечить льготное кредитование оборотного капитала субъектов МСБ на сумму 600 млрд тенге сроком на один год по ставке для заемщика 8%.

Риски: возникли следующие проблемные вопросы при совершенствовании госпрограмм по мерам поддержки бизнеса. В первую очередь возникает коллизия по ставкам для заемщика в случае распространения стопроцентного ПОС в рамках программы «Экономика простых вещей», по которой конечная ставка для бизнеса составляет 6%.

В случае распространения предлагаемого НПП «Атамекен» 100% ПОС на все направления экономики простых вещей без каких-либо ограничений предпринимателю будет выгоднее программа ЭПВ и возникает риск не освоения выделяемых 600 млрд тенге. Второе, возникает риск не освоения средств по программе ЭПВ с учетом увеличения суммы кредитования до 1 трлн тенге. В случае увеличения суммы кредитования, при этом отсутствия 100% ПОС до конца года освоить все средства будет затруднительно. В этой связи предлагается установить 6% ставку для конечных заемщиков в рамках программы ЭПВ и ДКБ-2025 и предусмотреть возможность 100% пополнения оборотного капитала.

Вторая проблема: совместным приказом минтруда и минздрава были утверждены рекомендации по функционированию объектов торговли на период действия указа о введении чрезвычайного положения в Казахстане. Торговые объекты для обеспечения продовольственной безопасности работают с усилением санитарных и дезинфекционных мер с полным выполнением функций, в частности: продажу хлебобулочных, кондитерских и иных изделий, к которым есть доступ покупателей, следует осуществлять только в упакованном виде.

Риски: введенная мера обеспечивается за счет производителей, и хлеб в торговые объекты поставляется уже в упакованном виде, что накладывает дополнительную нагрузку на бизнес. Предложение: включить в программу «ДКБ-2025» субъектов крупного бизнеса, который производит следующие социально значимые продовольственные товары и товары ежедневного спроса: производство продуктов питания (производство хлеба, муки, круп, сахара, макаронных изделий, масла, молочных продуктов, сыров, какао, шоколада, чая, кофе, пряностей, приправ, детского питания, полуфабрикатов и др.).

Закупки

От предприятий легкой и мебельной промышленности поступают массовые обращения о неправомочных действиях минфина по недопущению отечественных товаропроизводителей к участию в закупках из-за отсутствия в индустриальном сертификате кода ЕНС ТРУ. Аналогичная проблема имеется в закупках фонда «Самрук-Казына». НПП и отраслевые эксперты определяют наличие производства при выдаче сертификата, но не вправе классифицировать товар на соответствие ЕНС ТРУ.

Риски: в текущей ситуации отказ от участия в закупках негативно влияет на возможность дальнейшей работы предприятий и повышает риски сокращения производственного персонала. В этой связи предлагается поручить минфину и «Самрук-Казына» обеспечить участие ОТП в закупках на основе соответствия товара закупки и отраслевой принадлежности производителя (на основе КП ВЭД).

Вторая проблема: в государственных и квазигосударственных закупках строительно-монтажных работ (СМР) отсутствует требование к подрядчикам по применению отечественных товаров (стройматериалы, оборудование и мебель и т. д.).

Риски: закуп импортных строительных материалов и оборудования подрядчиками в ущерб интересам ОТП. В данном случае предлагается поручить МФ, МИИР, «Самрук-Казына» и НПП предусмотреть требования к подрядчикам по применению отечественной продукции, включая тех, по которым в ПСД заложены товары иностранного происхождения, установить ответственность заказчиков и подрядчиков, а также контроль по исполнению данной меры.

Третья проблема: в НПП поступает множество обращений предпринимателей о невозможности ввоза импортного сырья в нынешних условиях, что приводит к срыву сроков поставки конечной продукции.

Риски: включение ОТП в перечень недобросовестных поставщиков и невозможность дальнейшего участия в закупках. Предложение НПП: поручить МФ и «Самрук-Казына» проработать вопрос не привлечения к ответственности поставщиков по действующим договорам и новым договорам в период действия режима ЧП.

Четвертая проблема: сложности с обеспечением пополнения оборотных средств и проблемы, связанные со снижением курса тенге.

Риски: невозможность исполнения принятых обязательств в рамках закупок, сокращение рабочих мест. Предложение: в госзакупках, закупках квазигоссектора и недропользователей в обязательном порядке предусмотреть: оплату аванса для ОТП в размере не менее 50%; сокращение сроков оплаты по договору до пяти дней; индексацию стоимости договора в связи с изменением курса тенге.

Пятая проблема: в регулируемых закупках товаров отсутствуют требования об использовании отечественного сырья. Риски: отсутствие глубокого эффекта на экономику из-за риска применения импортного сырья в ущерб отечественным производителям ткани, кожи, фурнитуры и т. д. Предложение: поручить МФ, МИИР и АО «Самрук-Казына» предусмотреть требования по применению поставщиками отечественного сырья при его наличии.

Шестая проблема: в проекте специального порядка госзакупок отсутствует четкий порядок формирования перечня ОТП, у которых будет проводиться закуп. Фонд «Самрук-Казына» также принял решение закупать продукцию у предприятий, в том числе из списка товаропроизводителей, сформированного на основании писем акиматов.

Риски: в случае самостоятельного формирования акиматами: включение в список любого юридического лица, зарегистрированного на территории РК (в том числе импортеров, дистрибьютеров и др.); неполнота списка (т. е. невключение некоторых ОТП) и недостоверности сведений в связи с отсутствием необходимой квалификации сотрудников акиматов на определение статуса ОТП; создание условий для недобросовестной конкуренции (ОТП приравнивается к лжепредприятию).

Предложение: сформировать перечень отечественных товаропроизводителей на основе законодательно установленных сертификатов, подтверждающих статус производителя и долю местного содержания (для исключения нивелирования лжепроизводителями эффекта оказываемой меры, в т. ч. на занятость).

Седьмая проблема: от предприятий мебельной промышленности и автопрома также поступают массовые обращения в НПП о повсеместном приостановлении госзакупок продукции мебельной промышленности и автотранспорта в связи с проводимой оптимизацией бюджетных расходов. Аналогичная проблема имеется в закупках фонда «Самрук-Казына».

Риски: простой предприятий, сокращение рабочих мест и т. д. Предложение: поручить МФ и «Самрук-Казына» рассмотреть возможность осуществления закупок только у ОТП.

Подготовлено на основе данных НПП «Атамекен»