Покупки товаров первой необходимости, рост онлайн-шопинга и запрос на доставку стали основными потребительскими привычками в период ковида. О ситуации в ритейле в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор Aldar EuroAsia Property Management, управляющей компании многофункционального комплекса Абу Даби Плаза, Хокан Нильсен.
Как изменилось поведение потребителей в условиях кризиса, вызванного COVID-19?
В связи с ситуацией, которая происходит сейчас во всем мире, конечно, мы видим, как меняются не только потребительские привычки, но и привычный образ жизни людей. Все эти два месяца мы проводили гораздо больше своего времени в онлайн режиме, чем в привычном офлайне, но и сегодня многие люди по-прежнему стараются максимально соблюдать самоизоляцию и минимизировать свои контакты, а компании оставляют сотрудников работать дистанционно. В связи с этим, как сообщают многие исследовательские организации, количество покупок в Интернете за месяцы карантина значительно возросло. Что было ожидаемо. Однако стоит заметить, что при этом повестка дня для многих располагает только к покупке товаров первой необходимости: это товары из аптек и супермаркетов. Во время карантина на территории нашего торгового центра продолжали свою работу аптека и супермаркет. Мы также наблюдали рост популярности на онлайн-заказы, так как многие пользовались специальными сервисами доставки, которые закупали продукты и товары и доставляли их до двери заказчика.
Насколько упали продажи фешн-сетей?
Поскольку модные магазины в торговых центрах по всей стране не работали в течение двух месяцев, то правильнее, пожалуй, будет сказать не о падении продаж, а об остановке продаж на период действия чрезвычайного положения и других ограничительных мер. Но на примере наших арендаторов мы видим, что продажи после возобновления работы постепенно восстанавливаются, и, думаю, скоро вернутся к прежнему уровню.
Какой сегмент в ритейле пострадал более всего?
Сложно сказать в данном случае, что какая-то конкретная отрасль в ритейле пострадала больше, чем остальные, даже несмотря на то, что в торговых центрах продолжали функционировать аптеки и супермаркеты. Они так же, как и остальные компании, пересматривали свои бизнес-процессы и подходы к работе в новых условиях. Но если говорить о том, кому сейчас приходится сложнее всего на рынке, то опять же здесь стоит обратить внимание на магазины fashion-ритейла. После того как они вернулись в рабочий строй в конце мая, можно наблюдать на рынке большое количество выгодных предложений, акций и скидок, которые магазины предлагают своим покупателям. Это объяснимо: на сегодняшний день для многих брендов приоритетом является стимулирование продаж в офлайне. К тому же в магазинах остались вещи из старых коллекций, которые уже не актуальны на данный момент для потребителей.
Сколько торговых площадей закрылись ввиду отсутствия продаж?
Если говорить о площадях на территории ТЦ "Абу Даби Плаза", то у нас не было и не планируются на данный момент закрытия торговых площадей. Наоборот, планируются открытия. Основным нашим преимуществом в данном случае можно назвать и то, что среди наших арендаторов есть такие уникальные бренды, которые в Нур-Султане можно найти только у нас. Кроме того, у нас представлен единственный в Казахстане детский город профессий, который будет вновь открыт сразу после снятия ограничительных мер. Однако, к сожалению, мы уже видим, что на глобальном уровне многие всемирно известные бренды закрывают тысячи своих магазинов в разных странах. Думаю, что это можно назвать одним из первых последствий карантинного периода для сферы ритейла.
Как меняются условия работы торговых центров с арендаторами?
Учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, мы также изменили свой подход в работе с нашими арендаторами. Абсолютно с каждым арендатором мы индивидуально обсуждаем проблемы и пути их преодоления, мы все без исключения оказались в непростой ситуации, поэтому и выходить из нее тоже стремимся вместе, вырабатывая эффективные для всех вовлеченных сторон решения.
Одним из глобальных направлений Aldar Retail сейчас является устойчивое развитие, которому компания уделяет особое внимание. Мы руководствуемся данным подходом и в управлении активами компании, и в вопросах сотрудничества с партнерами, поэтому мы будем продолжать поддерживать их в трудные времена.
Если говорить об изменениях в ежедневной работе, то стоит сказать, что все магазины и торговые точки, конечно же, соблюдают меры безопасности по рекомендациям ВОЗ и местных государственных органов в области здравоохранения и пересматривают свои процессы и подходы к работе. Все магазины разместили разметку с нормами социального дистанцирования и регулярно оповещают по громкой связи своих посетителей о необходимости соблюдения мер безопасности. Со своей стороны, ежедневно торговый центр использует более 150 литров антисептика для обеззараживания территории, а также для санитайзеров, установленных для обработки рук посетителями.
Ожидаете ли Вы сокращения офлайн-сегмента в Казахстане?
Как я уже говорил, конечно, в связи с экономической ситуацией стоит ожидать закрытие некоторых торговых точек fashion-ритейла, однако покупатели торгового центра в первую очередь приходят к нам за эмоциями, впечатлениями и приятным досугом в кругу близких. Кстати, в этом отличие Казахстана, скажем, от Европы и США, где шопинг стал вполне самостоятельным развлечением. То есть на шопинг люди могут выделить целый уикенд, и это будет самостоятельным развлечением. А казахстанцы предпочитают совмещать: купили одежду, перекусили, прогулялись по территории, встретились с друзьями. Другими словами, торговые центры – это отличный способ провести свое время с пользой и за общением со своими друзьями и семьей.
В каком направлении будут развиваться ритейл и торговые центры?
Если говорить именно о трендах, которые будут популярны и могут получить большое развитие в этих направлениях, то ритейлу сейчас нужно привлекать интерес и внимание своих покупателей через экологичность своих товаров и продуктов. Вопросы устойчивого развития и бережного отношения к природе, планете и своему здоровью особенно сейчас для потребителей выходят на первый план.
Что касается торговых центров, то для них по-прежнему будут оставаться приоритетами безопасность и здоровье посетителей, при этом необходимость в создании неповторимого и уникального опыта развлечений и досуга за пределами их квартир и домов также будет оставаться одним из важных критериев.
Динара Куатова
Подпишитесь на наш канал Telegram!