/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 429,12 Brent 36,55
«Нужно привлекать внимание покупателей через экологичность товаров»

«Нужно привлекать внимание покупателей через экологичность товаров»

Бережное отношение к природе и здоровью – наметившийся тренд и в ритейле.

08:07 10 Июль 2020 3716

«Нужно привлекать внимание покупателей через экологичность товаров»

Автор:

Динара Куатова

Покупки товаров первой необходимости, рост онлайн-шопинга и запрос на доставку стали основными потребительскими привычками в период ковида. О ситуации в ритейле в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор Aldar EuroAsia Property Management, управляющей компании многофункционального комплекса Абу Даби Плаза, Хокан Нильсен.

Как изменилось поведение потребителей в условиях кризиса, вызванного COVID-19?

В связи с ситуацией, которая происходит сейчас во всем мире, конечно, мы видим, как меняются не только потребительские привычки, но и привычный образ жизни людей. Все эти два месяца мы проводили гораздо больше своего времени в онлайн режиме, чем в привычном офлайне, но и сегодня многие люди по-прежнему стараются максимально соблюдать самоизоляцию и минимизировать свои контакты, а компании оставляют сотрудников работать дистанционно. В связи с этим, как сообщают многие исследовательские организации, количество покупок в Интернете за месяцы карантина значительно возросло. Что было ожидаемо. Однако стоит заметить, что при этом повестка дня для многих располагает только к покупке товаров первой необходимости: это товары из аптек и супермаркетов. Во время карантина на территории нашего торгового центра продолжали свою работу аптека и супермаркет. Мы также наблюдали рост популярности на онлайн-заказы, так как многие пользовались специальными сервисами доставки, которые закупали продукты и товары и доставляли их до двери заказчика.

Насколько упали продажи фешн-сетей?

Поскольку модные магазины в торговых центрах по всей стране не работали в течение двух месяцев, то правильнее, пожалуй, будет сказать не о падении продаж, а об остановке продаж на период действия чрезвычайного положения и других ограничительных мер. Но на примере наших арендаторов мы видим, что продажи после возобновления работы постепенно восстанавливаются, и, думаю, скоро вернутся к прежнему уровню.

Какой сегмент в ритейле пострадал более всего?

Сложно сказать в данном случае, что какая-то конкретная отрасль в ритейле пострадала больше, чем остальные, даже несмотря на то, что в торговых центрах продолжали функционировать аптеки и супермаркеты. Они так же, как и остальные компании, пересматривали свои бизнес-процессы и подходы к работе в новых условиях. Но если говорить о том, кому сейчас приходится сложнее всего на рынке, то опять же здесь стоит обратить внимание на магазины fashion-ритейла. После того как они вернулись в рабочий строй в конце мая, можно наблюдать на рынке большое количество выгодных предложений, акций и скидок, которые магазины предлагают своим покупателям. Это объяснимо: на сегодняшний день для многих брендов приоритетом является стимулирование продаж в офлайне. К тому же в магазинах остались вещи из старых коллекций, которые уже не актуальны на данный момент для потребителей.

Сколько торговых площадей закрылись ввиду отсутствия продаж?

Если говорить о площадях на территории ТЦ «Абу Даби Плаза», то у нас не было и не планируются на данный момент закрытия торговых площадей. Наоборот, планируются открытия. Основным нашим преимуществом в данном случае можно назвать и то, что среди наших арендаторов есть такие уникальные бренды, которые в Нур-Султане можно найти только у нас. Кроме того, у нас представлен единственный в Казахстане детский город профессий, который будет вновь открыт сразу после снятия ограничительных мер. Однако, к сожалению, мы уже видим, что на глобальном уровне многие всемирно известные бренды закрывают тысячи своих магазинов в разных странах. Думаю, что это можно назвать одним из первых последствий карантинного периода для сферы ритейла.

Как меняются условия работы торговых центров с арендаторами?

Учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, мы также изменили свой подход в работе с нашими арендаторами. Абсолютно с каждым арендатором мы индивидуально обсуждаем проблемы и пути их преодоления, мы все без исключения оказались в непростой ситуации, поэтому и выходить из нее тоже стремимся вместе, вырабатывая эффективные для всех вовлеченных сторон решения.

Одним из глобальных направлений Aldar Retail сейчас является устойчивое развитие, которому компания уделяет особое внимание. Мы руководствуемся данным подходом и в управлении активами компании, и в вопросах сотрудничества с партнерами, поэтому мы будем продолжать поддерживать их в трудные времена.

Если говорить об изменениях в ежедневной работе, то стоит сказать, что все магазины и торговые точки, конечно же, соблюдают меры безопасности по рекомендациям ВОЗ и местных государственных органов в области здравоохранения и пересматривают свои процессы и подходы к работе. Все магазины разместили разметку с нормами социального дистанцирования и регулярно оповещают по громкой связи своих посетителей о необходимости соблюдения мер безопасности. Со своей стороны, ежедневно торговый центр использует более 150 литров антисептика для обеззараживания территории, а также для санитайзеров, установленных для обработки рук посетителями.

Ожидаете ли Вы сокращения офлайн-сегмента в Казахстане?

Как я уже говорил, конечно, в связи с экономической ситуацией стоит ожидать закрытие некоторых торговых точек fashion-ритейла, однако покупатели торгового центра в первую очередь приходят к нам за эмоциями, впечатлениями и приятным досугом в кругу близких. Кстати, в этом отличие Казахстана, скажем, от Европы и США, где шопинг стал вполне самостоятельным развлечением. То есть на шопинг люди могут выделить целый уикенд, и это будет самостоятельным развлечением. А казахстанцы предпочитают совмещать: купили одежду, перекусили, прогулялись по территории, встретились с друзьями. Другими словами, торговые центры – это отличный способ провести свое время с пользой и за общением со своими друзьями и семьей.

В каком направлении будут развиваться ритейл и торговые центры?

Если говорить именно о трендах, которые будут популярны и могут получить большое развитие в этих направлениях, то ритейлу сейчас нужно привлекать интерес и внимание своих покупателей через экологичность своих товаров и продуктов. Вопросы устойчивого развития и бережного отношения к природе, планете и своему здоровью особенно сейчас для потребителей выходят на первый план.

Что касается торговых центров, то для них по-прежнему будут оставаться приоритетами безопасность и здоровье посетителей, при этом необходимость в создании неповторимого и уникального опыта развлечений и досуга за пределами их квартир и домов также будет оставаться одним из важных критериев.

Динара Куатова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

Коронавирус оказал положительное влияние на e-grocery.

08 Август 2020 08:00 5067

Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

Вынужденные лишний раз не покидать свои дома, люди прибегают к услугам курьеров. Конкуренция на рынке доставки растет бешеными темпами…

Недавно число быстрых доставок пополнил казахстанский холдинг Chocofamily с новым проектом «Рядом». Заказать продукты на дом можно с помощью приложения, и за 10-15 минут курьер привезет хлеб, масло, кофе. Привезет абсолютно бесплатно. Более того, человек может заказать только соль и спички, и в течение 15 минут курьер в маске и с хорошим настроением все это ему доставит.

Для потребителя, как заявляют в компании, выгода очевидна. Для компании, как комментируют эксперты, весьма сомнительна.

Кому выгоден коронавирус?

«Пандемия коронавируса ударила по бизнесу и экономике не только Казахстана, но и всего мира. Организации и корпорации пересматривают свои стратегии развития, большинство из них если могут, то переходят в онлайн. Это абсолютно нормальная тенденция. Когда пандемия закончится, уже не будет такой отличной возможности протестировать новый онлайн-сервис», – говорит Диас Кумарбеков, руководитель департамента прикладных исследований AERS.

В условиях пандемийного карантина не только организации пересмотрели свои методы работы, люди тоже изменили свое потребительское поведение. В онлайн перешли все по максимуму. Экспресс-доставка становится все более важным игроком на продовольственном рынке. Почему именно на продовольственном? Потому что пандемия урезала траты на все остальные покупки.

«В период пандемии коронавируса мы стали активно пользоваться службами доставки продуктов. Но текущие сервисы не решали полностью проблемы, ведь приходилось ждать пять-шесть часов, а иногда и несколько дней, чтобы получить продукты. Плюс приходилось либо доплачивать за доставку, либо набирать товаров на условные 10 тыс. тенге, чтобы получить доставку бесплатно. В итоге за хлебом, молоком все равно регулярно приходилось спускаться в магазин у дома, стоять в очередях», – рассказал сооснователь проекта Куаныш Аблаев.

Идея, в общем-то, интересная, хотя и не новая. Магазин начинает работу с 08:00, так что можно заказать свежий хлеб и кофе к завтраку, и в течение 10-15 минут курьер все это доставит. Секрет быстрой доставки в том, что склад находится рядом с домом, вернее сказать, в радиусе одного километра. Пока склад у компании всего один, поэтому экспресс-доставка ограничена квадратом улиц по г. Алматы: Сейфуллина – Абая – Манаса – Габдуллина.

Ближайшие три-четыре месяца компания планирует тестировать процессы на этой первой точке в Алматы. А до конца 2021 года планируется открыть около 30 складов доставки в Алматы и 15 складов в Нур-Султане, до конца 2022 года в планах у компании захватить часть рынка в 15 городах Казахстана.

«Сегодня мы начинаем революцию в ритейле и верим, что через два-три года люди во всех городах Казахстана перестанут ходить в магазины за продуктами. Теперь магазин будет приезжать к пользователю», – говорит СЕО компании Рамиль Мухоряпов.

Суммарный объем инвестиций в проект, по расчетам авторов-основателей, составит $15-20 млн.

В ближайшие один-два месяца сервис позволит видеть дату изготовления товара и срок годности прямо в приложении, а также сможет предсказывать время доставки в зависимости от загрузки команды доставки. В «Рядом» можно будет заказывать горячий хлеб, кофе, а после решения регуляторных вопросов – табак и алкоголь при обязательной проверке возраста покупателя в момент доставки.

В чем выгода, когда выгоды нет?

Ретейлеры констатируют, что объемы заказов, совершенных онлайн, из-за пандемии коронавируса выросли в пять, а то и в семь раз. По словам инсайдеров, онлайн-супермаркет Arbuz.kz за время пандемии вырос очень быстро, и ему потребовалось больше складов.

Но… при высокой себестоимости доставки низкий чек – это разорение. Потому большинство онлайн-магазинов сразу оговаривают условия, что бесплатная доставка только при заказе от 10 тысяч и выше. А тут, более того, утверждают, что «если пользователю не понравится товар, он сможет вернуть за него деньги за одну секунду прямо в приложении. Без споров и переживаний».

Этот момент немного настораживает экспертов.

«На рынке курьерской доставки огромная конкуренция, некоторые компании сильно демпингуют цены. То есть их доставка сейчас стоит дешевле, чем на самом деле», – рассказал Болат Башеев, председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен».

Это делается, чтобы захватить большую долю рынка, говорят эксперты, создать у клиента привычку пользоваться сервисом постоянно. Стратегия верная именно сейчас, когда люди сидят дома и предпочитают не ходить лишний раз по магазинам. Если им понравится, они оставят эту привычку и в послекоронавирусное время.

Не надо выдумывать велосипед?

Другое объяснение дал Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции, посвященной запуску этого нового сервиса. Он сказал, что турецкий интернет-магазин Getir, предлагающий более тысячи товаров повседневного спроса, а также занимающийся доставкой продуктов питания, показывает небывалые темпы роста. Этот успех и хочет повторить Мухоряпов.

«Для нас ориентиром послужил турецкий проект Getir, который растет поразительными темпами, в следующем году, по некоторым предположениям, он обгонит

Migros (один из самых больших торговых центров в Анталье. – Прим. ред.)», – сказал Рамиль Мухоряпов.

Кроме того, в январе этого года все СМИ облетела новость, что миллиардер из Силиконовой долины Майкл Мориц инвестировал $25 млн в турецкую компанию по доставке товаров Getir. После его инвестиций Getir получил дополнительные инвестиции ($13 млн) от инвесторов из Турции и Бразилии. Видимо, этот успех также вдохновил СЕО Chocofamily. В своих последних интервью Рамиль Мухоряпов говорил, что из-за пандемии компании пришлось потуже затянуть пояса и прогнозы в основном вырисовывались пессимистичные.

«Общее падение выручки по группе компаний составляло 85%. Купонный сервис Chocolife и тревел-проекты Aviata/Chocotravel после начала карантина сократили выручку на 95%, «Рахмет», которым в основном пользуются в офлайне, – на 85%».

Сейчас Мухоряпов уверяет, что восстановление компаний идет быстрее ожиданий. За время пандемии холдинг запустил два новых проекта – телемедицину от iDoctor и сервис доставки «Рядом» на базе приложения «Рахмет».

Венера Смаилова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Как магазинам выжить в новых условиях?

22 Июль 2020 08:00 4508

Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Фото: Максим Морозов

В мировом масштабе уже прогнозируется глобальное переосмысление потребления, а следом небывалый рост онлайн-торговли. Мировые ритейлеры объявили о сокращении числа магазинов и уходе в онлайн, а торговые центры по всему миру готовятся к уменьшению числа арендаторов. Затронула пандемия и казахстанских предпринимателей. Как выжить магазинам в таких условиях, изменятся ли торговые центры, а также почему стоит делать ставку на омниканальность, в интервью нашему изданию рассказал Николай Чумак, СЕО компании IDNT, которая специализируется на разработке и внедрении форматов магазинов и точек продаж для розничных и сервисных компаний, банков.

Николай, как Вы считаете, изменится ли потребление в постковидный период?

Пандемия может повлиять на образ жизни людей и изменить тенденции в потреблении некоторых продуктов. Но, несмотря на любые возможные ограничения, не изменится сущность человека: мы совершенно офлайновые существа и большая часть наших потребностей связаны с офлайном, у нас преимущественно офлайновые сферы жизни: быт и питание, перемещения, забота о близких, работа, саморазвитие и пр. Пандемия в большей степени может повлиять на каналы приобретения товаров, нежели на само потребление. Но это очень долгий процесс, связанный с формированием потребительских привычек. Из-за физического закрытия магазинов или невозможности свободно передвигаться люди делали больше покупок онлайн, но это не означает, что после снятия ограничений все так и останется. В интернете многое выглядит простым и привлекательным. Да, вы можете смотреть видео про разные города и страны. Но согласитесь ли вы променять свой настоящий отпуск на просмотр видео про путешествия? Скорее всего, нет, а значит, офлайновые индустрии никуда не денутся.

Но сейчас именно офлайн находится под давлением. В Казахстане сейчас, например, опять ограничена деятельность из-за карантина. Как офлайновым брендам сейчас не потерять своих клиентов?

Задача компаний, имеющих офлайновые точки продаж, – как можно быстрее развивать свой интернет-бизнес. Тогда они сохранят продажи, «подхватив» клиента своего в интернете, не дав ему уйти к другим игрокам. Главный вопрос – в готовности компаний и скорости изменений и внедрений новых сценариев обслуживания. Если долго думать, клиенты уйдут навсегда. Например, в Украине многие ритейлеры запускали свои интернет-магазины буквально за ночь, хотя до карантина вели эту работу годами, стараясь сделать ее перфектно. Но в новых условиях лучше быть несовершенным, но быстрым.

Как Вы считаете, что ждет казахстанский ритейл после пандемии?

Полагаю, что первое, чем займутся компании после пережитого шока и открытия магазинов, – работа над внутренней эффективностью. Три основных статьи затрат в офлайн-ритейле – фонд оплаты труда, арендные платежи и коммунальные платежи – зависят от площади магазинов. Также от площади почти прямо зависит стоимость ремонта, торгового оборудования и также товарного запаса в магазине. Стоимость товара, который заморожен на полках, обычно очень высока в масштабах сети магазинов. А еще есть товарные остатки на складах. Все это ритейлеры будут стремиться оптимизировать. Мы скоро забудем о магазинах большой площади. Например, эффективный магазин электроники может иметь площадь от 500 до 1200 кв. м. Причем такой магазин не только генерирует меньшие затраты, чем магазин 2000 кв. м., но и может делать большие продажи. На опыте наших проектов мы знаем, что переформатированная сеть из 100 магазинов может зарабатывать на 20-30% больше, сократив торговую площадь и затраты, соответственно, в два раза. Конечно, речь не только о квадратных метрах. Уменьшить площадь, значит, уменьшить ассортимент. Чтобы покупатель не разочаровался, часть ассортимента перемещается в онлайн-магазин. Значительно перестраивается логистика, которая теперь должна чаще и быстрее поставлять товар в магазины и больше использовать ресурсы поставщиков. Изменяются IT, HR и многое другое. По сути, бизнес-модель трансформируется в омниканальную. Почти все ритейлеры уже имеют свои интернет-магазины, но это еще не омниканальная бизнес-модель, которая способна зарабатывать больше. Интернет перестал быть «еще одной опцией» и стал базовым сценарием, как и офлайн-покупка.

Также можно предположить, что будет много инноваций в области того, как увеличить долю сценариев самообслуживания, автоматизировать чекаут (расчет на кассе), как управлять трафиком посетителей на объектах. С одной стороны, эти изменения обусловлены новыми требованиями, а с другой – необходимостью уменьшить количество персонала и обезопасить его. Поэтому кассы самообслуживания в супермаркетах, например, станут стандартом индустрии, а не опцией для выбора, как сейчас. Изменятся подходы к организации работы с наличными с целью минимизации потоков купюр и монет.

Говоря об уменьшении торговых площадей, какое будущее ждет торговые и торгово-развлекательные центры?

Торговые центры оказались в интересном и сложном положении. Дело в том, что крупные форматы ритейла в последнее десятилетие выталкивали стрит-ритейл из привычек покупателя. Торговые центры предлагали «все в одном месте», включая заведения общепита и места для развлечений. Доля стрит-локаций постепенно сокращалась. Розничные сети, имеющие магазины как в торговых центрах, так и отдельно стоящие, отмечали, что доход последних планомерно падал. Однако карантин ударил именно по магазинам в торговых центрах, когда ритейлеры оказались «заложниками». Закрытие торговых центров оказалось болезненным для тех видов ритейла, которые могли бы продолжать работать, но оказались в закрытых зданиях. Также торговые центры внезапно заморозили огромное количество товаров своих арендаторов, не давая возможности продавать онлайн. В Украине самые успешные омниканальные ритейлеры в своих категориях продавали до 25-30% товаров через интернет. Этот сценарий покупки был связан с сервисом получения товара в магазине. Из-за того что магазины были закрыты, доля интернет-продаж упала до 5-10% даже у самых сильных компаний.

В то же время тренд миграции ритейла в торговые центры не исчезнет. Просто нет других вариантов. Поэтому торговые центры находятся в поиске новых бизнес-моделей и решений, которые сделают этот бизнес более устойчивым и независимым ко внешним факторам.

Торговые центры будут стремиться стать центрами деловой и социальной жизни в своих городах и районах, диверсифицируя свои бизнесы и превращаясь в экосистемы, состоящие из торговых и развлекательных площадей, отелей и резиденций, коворкингов и конференц-залов, спортивных клубов и многого другого.

Просто управлять квадратными метрами и сдавать их в аренду уже недостаточно. Да и ритейлеры, наученные горьким опытом карантина, не желают вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника», поэтому будут требовать от торговых центров новых моделей сотрудничества.

Какие рекомендации или советы Вы могли бы дать ритейлерам?

В странах постсоветского пространства компании стремятся развивать свои компетенции внутри, мало отдавая на аутсорсинг и редко вступая в партнерство. Многие считают, что это делает компанию более устойчивой и независимой. Как правило, это занимает много времени на отладку, интеграцию и пр. В условиях сегодняшнего кризиса даже самые сильные компании осознали, что их внутреннего ресурса недостаточно для многих проектов, и начали вступать в коллаборацию. Например, в Украине три компании – крупнейшая сеть продуктовых магазинов (1000+ магазинов), крупнейший частный логистический оператор (70% доля рынка, около 6000 отделений) и крупнейший интернет-магазин (до 65 млн посещений сайта в месяц) – за три дня запустили проект по доставке продуктовых наборов по всей стране. Каждая из этих компаний могла это сделать самостоятельно. Но в данных условиях было эффективнее развивать свою стратегическую компетенцию, в которой нет равных на рынке, и объединять усилия с компаниями с другими компетенциями, делая это быстро. Другой пример – когда крупнейшая сеть магазинов одежды и обуви, имеющая также свой интернет-магазин, предложила подключаться к своему сайту мелким сторонним продавцам, превращаясь в маркетплейс. За неделю было подключено несколько сотен продавцов, каждый из которых получил трафик и технологии компании-лидера. Время кризиса – объединять усилия.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Сегодня
11:55

«От поля до прилавка»: в Туркестанской области стартовал новый сельскохозяйственный проект

Сегодня
11:46

Четверо жителей Актюбинской области задержаны за браконьерский отстрел 70 сайгаков

Сегодня
11:34

В аэропорту Нур-Султана провели внеплановую проверку в области промышленной безопасности

Сегодня
11:25

Квазигоскомпании Казахстана продали в июле на внутреннем рынке $195 млн валютной выручки

Сегодня
11:13

Онлайн-фестиваль классической музыки начался в Казахстане

Сегодня
11:05

У берегов Маврикия продолжают ликвидацию разлива нефти

Сегодня
10:53

Для амбулаторного лечения COVID-19 необходимые лекарства будут выдаваться бесплатно

Сегодня
10:41

В пострадавшем от взрывов Ливане зафиксирован рекордный прирост новых случаев COVID-19

Сегодня
10:30

В Казахстане за сутки зарегистрировано 1423 случая заболевания коронавирусной пневмонией

Все новости