/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 7 492,63 DOW J 28 728,70
Hang Seng 27 163,86 РТС 1 577,37
KASE 2 264,78 Brent 59,28
«Нужны коммунальные предприятия или ГЧП. Тогда многие проблемы снимутся»

«Нужны коммунальные предприятия или ГЧП. Тогда многие проблемы снимутся»

Как законодательство о государственных закупках работает на местах? Что предпринимают местные исполнительные органы, спотыкаясь о дыры в законах и набивая шишки? Какие рекомендации и предложения местные власти могут дать законодателям? Об этом inbusiness.kz рассказал аким города Темиртау Галым Ашимов.

28 Октябрь 2019 12:13 5269

«Нужны коммунальные предприятия или ГЧП. Тогда многие проблемы снимутся»

Новости

Все новости

Галым Абиханович, давайте поговорим о том, как при несовершенстве законодательства в области госзакупок местные исполнительные органы пытаются систематически разруливать систематически же возникающие проблемы. Есть подрядчики, которые, по моему мнению, настоящие вредители. Вот такой индивид участвует в конкурсе, ставит самую низкую цену, выигрывает определенный лот, а потом заявляет: «Не-не-не, я за такие деньги работу делать не буду». В итоге и дело не сделано, и бюджетные деньги пропадают и, главное, люди смотрят и говорят: «Какой бардак, какая беспомощная у нас власть!»

– Хороший вопрос. Я Вам скажу так, например, мы возьмем детские площадки. Два года подряд мы выделяем деньги на 15 детских площадок. Суммы немаленькие, площадки городу нужны как воздух, честно говоря. В прошлом году алматинская фирма [победителем конкурса] была, в этом году – карагандинская. Они выигрывают, скидывая большие суммы, а потом, когда дело касается исполнения обязательств, они говорят: «Вы извините, нам невыгодно». Понимаете? Чтобы с ними расторгнуть договор, на это уходит определенное время. Мы объявляем конкурс заново, это тоже занимает очень большое время. Сейчас же еще пошла такая тенденция, когда подрядчики – победитель и проигравший – начинают друг с другом судиться. И вот мы два года подряд не можем установить детские площадки. Остается в заложниках кто? Остается в заложниках исполнительная власть. Иногда и душа болит, сердце кровью обливается. Одно время денег не было, а сейчас есть деньги, и не можем установить. Почему? Потому что нерадивые подрядчики, которые скидывают большие суммы, выигрывают эти конкурсы, а потом начинают вести такую игру.

В городе из-за таких подрядчиков проблемы далеко не детские.

– В Темиртау долгое время не ремонтировали школы, детсады, и вот уже три года мы их активно ремонтируем, но имеем с этими подрядными организациями большие проблемы. Вот в этом году выделили порядка 800 млн тенге на капитальный ремонт трех школ: 11-й, 19-й и женской гимназии. И что мы имеем? От двух конкурсов мы отказались – с  марта подрядчики между собой судятся. А от этого страдает город. Возьмите, например, клумбы: весной мы в свое время цветы не высадили, мы их высадили уже, наверное, в середине лета.

21 июля приступили.

– Да, до этого времени у нас столько было критики, а это из-за чего? Из-за того, что, опять же, один выигрывает и отказывается. В основном такие позиции выигрывают у нас общества инвалидов из южных областей. Выигрывают, отказываются, а мы заново объявляем конкурс – это все не объяснишь, понимаете, да? А потом нам приходится выкручиваться из этого положения.

У нас и получается, что дороги наконец-то в Темиртау сделали, едешь по ним, все хорошо, и бац бурьян вдоль дороги в человеческий рост.

– По асфальтированию дорог всего три улицы на следующий год у нас остались, и большую часть, порядка 80% внутриквартальных, мы тоже сделали. Вроде как в этих направлениях мы идем неплохо, но есть проблемы в других. Вот я чуть-чуть остановлюсь на нашем населении, которое нас критикует. Мы уже только за одно лето до осени три покоса сделали, поймите правильно, это все не рассчитаешь. Бывает лето засушливое, когда трава не растет, понимаете? А бывает, как в этом году, она обильно растет. Пришлось вот осенью косить, опять же деньги нашли, объявили, хочется, чтобы и подкоситься, и чтобы и зимой снег держало. И начинают опять критиковать, что вот «поздно начали косить». А проблема с подрядными организациями, которые идут на конкурсы, на электронные торги, делают большие скидки… Это очень большая проблема, честно скажу.

Закуп из одного источника мы никак не можем организовать?

– У нас в городе нет такого слова «из одного источника», мы из одного источника не работаем. Конечно, сейчас мы даем свои предложения, чтобы вот такие позиции привести к этому. Вот уличное освещение возьмите: в середине апреля мы заключили с подрядчиком договор. И вот пришлось с ним расторгнуть договор решением суда, потому что тоже нерадивый подрядчик. Мы заново объявили конкурс на остаток времени, а вот только освещение в городе было, честно говоря, с нашим коммунальным предприятием мы его поддерживаем.

Получается, что нет никаких рычагов, для того чтобы заставить нерадивого подрядчика исполнять свои обязанности?

– Рычаги все только через суд, поймите правильно. Вот сейчас очень много нареканий на ТОО «ТТС». Подашь на них в суд, откажешься, объявишь новый конкурс, пока по закону заведешь другую кампанию…

А «ТТС» большую часть рынка городских пассажирских перевозок держит.

– А в это время людям-то надо ездить. То же самое с освещением, надо всегда освещать, вне зависимости от проблем с подрядчиками.

Еще пример два дома в девятом микрорайоне. Начали быстренько строить, а потом у них просел фундамент, и один дом треснул.

– Сейчас мы подали в суд, у нас большие судебные тяжбы по этому дому, честно, и мне самому, как руководителю города, обидно. Мы подали в суд и на проектанта, и на подрядчика, и на технадзор – пусть суд определяет вину каждого. Я сразу задал этот вопрос: почему на одной площадке два разных фундамента?

Мы выделили деньги на проект – проект прошел. Получили проект с экспертизой, объявили конкурс на дом, подрядчик выиграл, заключили договор. Нам нужно получить квартиры, а получаем что? А получаем то, что эти дома нужно разбирать – опять проблемы. Сейчас мы объявили конкурс еще на два дома по 90 квартир в 4 «а» микрорайоне. Еще один проект у меня в работе под кредитное жилье по 36 квартир. Надо строить жилье, восстанавливать надо. Есть у меня проект в разработке на снос пустующих домов по улице Тольятти, тоже сносить надо и на этом месте опять строить.

Если мы о проектах завели разговор, то вот еще один конкретный пример это школа в том же девятом микрорайоне. Есть вредители подрядчики, но, к сожалению, есть вредители и в министерстве. Они купили в Белорусии проект школы, абсолютно неадаптированный к погодным условиям центрального Казахстана с его перепадами от -40 до +40 градусов, пришлось делать дополнительное утепление. Еще в проекте были ригели, которые в Казахстане не производят, и потратили уйму времени на согласование. Построили по проекту шахту лифта, а таких лифтов нет в природе, поэтому пришлось заказывать его в Китае.

– Там 672 ригеля, а эти конструкции белорусского производства, если их оттуда везти, представляете, на одной платформе умещается всего четыре-пять ригелей. Это сколько платформ нужно и какая им здесь цена будет? Мы эти проблемы в итоге разрешили.

Но ведь этот проект же прошел экспертизу?

– Мы сделали корректировку, заново прошли госэкспертизу, прошли проектные институты.

Так местные исполнительные органы не должны этим заниматься!

– Факт в том, что школу построили, школу сдали. Она существует.

На девять месяцев позже и с кровью.

– Сколько судебных процессов было и с подрядчиками, и со всеми. Три процесса только с подрядчиками мы провели. Поэтому ну нелегко, очень нелегко было.

Все-таки я не устану говорить о том, что только «массовые казни подрядчиков» спасут ситуацию, потому что эти товарищи совершенно страх потеряли. Вы на него подали в суд, объявили его недобросовестным поставщиком, он зарегистрировал другую кампанию и поехал дальше по стране гастролировать.

– Мы с 2016 года провели 391 конкурс государственных закупок. На 50 поставщиков-подрядчиков подали в суд, из них только 18 были признаны недобросовестными. Таразская компания была в 2017 году по цветам, в суд на нее подали. А суд их только штрафует, но не признает недобросовестными. Хотя такие компании нужно убирать, они же завтра появляются в других регионах, и такая же ситуация повторится и там. В 2019 году у нас в Темиртау уже 28 судов, и каждый суд отнимает очень много времени.

Я и говорю о том, что такие разборки это несвойственная для местных исполнительных органов работа.

– У нас в отделе ЖКХ работает всего семь человек. Это за всем городом уследи, все эти программы проведи, ногами все пройди, замерь-проверь, еще и со всеми судись. А потом все равно обвиняют отдел ЖКХ, что они не работают. ЖКХ пашет, я официально заявляю – пашут, и за такую мизерную зарплату. Строительство – то же самое.

А если бы был какой-то механизм быстрого разрешения вот таких проблем с подрядчиками? Он что-то там не выполняет, раз составили акт, второй, три акта – до свидания, без всяких судов. Было бы гораздо легче. И, к сожалению, мы не можем ограничить, чтобы на наш рынок госзакупок приходили компании только Карагандинского региона.

– Если у тебя не хватает возможностей, не хватает силенок, то не надо идти на это дело. Вот, например, в 16-й школе ремонт делает шымкентская компания, выиграли объемы, скинули цену, а мы до сих пор не можем получить объект. Уже конец октября, они приступили у нас в июне. Сейчас с ними судимся, а в суде они стараются защитить себя. И таких у нас очень много. 10-ю и 27-ю школы ремонтировали, с Кызылорды ребята приехали – нет у них ничего, понимаете. Приезжают сюда – начинают искать работников, нанимать технику. Я понимаю компанию, когда она приходит мощно, заходит со своими специалистами, которые у них в штате, со своими прорабами, со своими столярами, мастерами и т. д. А когда он приезжает сюда только с чемоданом…  Бывает, с Петропавловска приезжает, с Кокшетау, и второй вопрос, после того как они сюда приходят: «Кого здесь можно нанять?» Я понимаю, хорошо, когда ты берешь на работу наших местных людей, это хорошо, занятость, но, когда ты приезжаешь без никого, берешь прораба, которого ты даже не знаешь, на что он способен, вдруг он брак везде сделает?  

А мы не можем создать какую-то государственную компанию при ОЖКХ?

– Я сейчас с удовольствием создал бы коммунальное предприятие, раньше же оно было по содержанию уличного освещения, по этой траве, по озеленению. Но сейчас законы, где от этого всего отошли и отдали все в конкурентную среду для развития МСБ.

Да-да, принцип Yellow page, Предпринимательский кодекс запрещает создавать госпредприятия там, где есть конкурентный рынок.

– Мы не против, но дело в том, что должна быть ответственность. Есть предприятия, которые ответственно заходят, работают хорошо, качественно. Вот когда в прошлом году у нас цветы высаживала карагандинская кампания, каждый кустик выхаживали, каждый кустик обрабатывали. А есть компания «3К», три года мне переделывали по улице Чернышевского, эта дорога им вышла не знаю, в какую копейку. За три года они мне дважды некачественную дорогу построили, почему? Потому что основание некачественное.

Вот мы сейчас три года дороги делаем в Темиртау, у нас в основном дороги идут двухслойные: нижний слой – 7 см крупнозернистый, верхний – 5 см мелкозернистый, и он будет дольше служить.

Вы говорили о том, что есть подрядчики, которые просто приезжают с чемоданом из других областей. Но в то же время недавно упомянули, что есть подрядчики, которые не хотят заходить в Темиртау, потому что здесь им весь мозг обгладают.

– У нас очень сильный контроль. Как бы нам ни говорили хорошо/плохо, но мы контролируем. Были моменты, когда очень много дорог переделывали.

Не знаю, как в других регионах, но в нашем городе мы раз в две недели проводим совещание, где присутствуют заказчики, подрядчики, технадзор, авторский надзор, общественный совет, депутатский корпус, руководители силовых структур и СМИ. Этого совещания они все боятся, потому что там мы правду говорим, и здесь все налицо. Я даже силовым структурам говорю: не надо нигде ничего искать, все в этом совещании, послушайте внимательно и сделайте вывод.

И в заключение, какие есть предложения, чтобы на местах был порядок?

– Те моменты, которые необходимы на ежедневную жизнь, их надо отдавать обратно в коммунальные предприятия или создавать ГЧП на долгосрочной основе.

Загибаем пальцы: озеленение, содержание фонтанов, освещение…

– В апреле мы заключили договор на уличное освещение, потом, пока эта компания зашла и начала приводить к соответствию, где-то пять месяцев мы были без освещения. Сколько было негатива по городу, людям это не объяснишь – законодательство это, или суды, или что-то другое. А если бы это было коммунальное предприятие – все было бы в норме: дал им бюджет, они защитили деньги и потихоньку работают: свет, цветы, трава, фонтаны… И содержание дорог – зимнее и летнее. Каждый год объявляем конкурс – это время выпадает, кто-то выиграл, кто-то не выиграл, начинают судиться, а дороги чистить надо. Деньги в бюджете Темиртау есть. Нужно коммунальное предприятие или ГЧП. Тогда многие проблемы снимутся.

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Во всех госзакупках будут отслеживать долю местного содержания

Это касается в том числе и оборонзаказа.

17 Январь 2020 13:51 2868

Во всех госзакупках будут отслеживать долю местного содержания

Фото: Мария Матвиенко

Об этом на пресс-конференции СЦК сообщил председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов.

По его словам, сейчас местное содержание отслеживает и «Самрук-Казына».

«На совещании с Романом Скляром (заместитель премьер-министра) мы поставили задачу отслеживать также оборонзаказ, недропользователей, такие крупные предприятия, как «АрселорМиттал» и другие. То есть мы хотим охватить 14-15 трлн тенге, все сферы закупок, чтобы там отслеживали долю отечественного товаропроизводителя», – сказал Аблай Мырзахметов.

Закупки недропользователей представляют собой огромный рынок, который оценивается примерно в более чем 5 трлн тенге. Недавно ТШО вывесил свой план закупок, и этот факт глава НПП считает значимым, поскольку происходит он впервые. Сейчас его изучают эксперты НПП.

Глава нацпалаты также объяснил многократный рост местного содержания в госзакупках регионов: только за полгода у поставщиков с сертификатом CT-KZ в несколько раз выросли заказы. Так, к примеру, в пищевой промышленности – в 40 раз! Аналогичная ситуация и по стройиндустрии, мебельной промышленности.

Одна из причин такого роста – работа с акиматами.

«Раньше был бардак в акиматах. (...) У них не было задачи отслеживать отечественных производителей. Они говорили: «Мы же в ВТО, ЕАЭС, зачем нам отслеживать?» Заслуга правительства во главе с Аскаром Маминым в том, что жестко взяли это на контроль, спуску не давали. Все сразу навели порядок. Многие получили выговоры», – говорит Аблай Мырзахметов.

По его словам, важно уделить внимание и продвижению экспорта. Большие перспективы нам может открыть Китай.

«Мы будем продвигать экспорт. Нам крайне важно пробить китайский рынок по пищевой продукции. Он может дать двукратный рост нашему сельскому хозяйству. Мы можем поставлять им продукцию на 17 млрд тенге из того, что он импортирует из других стран. Даже если из этих 17 млрд взять 3-4 млрд, а это вполне реально, тоже хорошо», – говорит он.

Высказался он и по поводу политики протекционизма и необходимости принятия зеркальных мер.

«Миндальничать» с теми, кто нарушает договоренности, не стоит, уверен глава НПП, иначе можно потерять то, что уже наработано.

В целом картина по казахстанскому импорту не самая радужная. По статистике, почти 90% товаров легкой промышленности страна завозит из-за рубежа, тогда как загруженность предприятий составляет всего 55%. В 2018 году доля импорта по мясу птицы составила 50%, сахара – 53%, молока и сливок сгущенных – 67% и т. д.

В настоящее время при НПП создан совет по импортозамещению, который призван помочь бизнесу выработать действенные предложения правительству. Его возглавил опытный производственник – председатель наблюдательного совета группы компаний Alageum Electric Сайдулла Кожабаев.

Айгуль Тулекбаева

Акимат обязан заплатить

Суд встал на сторону предпринимателя, отремонтировавшего ко Дню города Костаная входную арку в центральный сквер.

05 Декабрь 2019 12:53 3791

Акимат обязан заплатить

Фото: Татьяна Шестакова

Окончательное решение в споре между ТОО «Сервис КСТ» и отделом ЖКХ Костаная вынесла апелляционная коллегия Костанайского областного суда, куда акимат пришел с требованием отменить решение суда первой инстанции. С этого момента решение Костанайского специализированного межрайонного экономического суда вступило в законную силу, и акимат Костаная должен выплатить подрядчику 80 млн тенге, согласно договору госзакупок.

Ошибочка вышла

Договор на декоративное оформление входной группы Центрального сквера Костаная отдел ЖКХ города заключил 22 апреля текущего года. Победителем тендера стало ТОО «Сервис КСТ». Как рассказал представитель предприятия Малик Бутабаев, их торопили с выполнением работ, потому что близился День города, который традиционно отмечают в середине августа. Однако уже 30 апреля подрядчик получил письмо с требованием остановить работы. К этому времени, по информации, озвученной ТОО, они уже затратили 19,5 млн тенге.

В Палате предпринимателей пояснили, что имела место ошибка в технической документации. Госзакупки были проведены способом из одного источника в соответствии с п. 3 ст. 39 Закона РК «О государственных закупках». То есть акимат планировал закупить услуги, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых услуг. Но заказчик указал в документах единицу измерения «работы», а значит, проводить закупки из одного источника не имел права. Позднее в суде выяснили, что заказчик просто не нашел на портале госзакупок подходящего наименования для данного проекта. Юристы утверждают, что отдел ЖКХ имел право обратиться к администратору веб-портала с ходатайством о корректировке данных, но не сделал этого.

В результате собственной ошибки акимат предложил подрядчику расторгнуть договор добровольно, однако отказался оплатить уже вложенные в реализацию проекта 19,5 млн тенге. ТОО «Сервис КСТ» отказалось единолично нести такие затраты и продолжило работу в рамках договора. Объект был сдан в срок. Однако технического надзора на площадке не вели. Не приняли в акимате ни одного акта о выполненном объеме работ. Уже в суде стало ясно, что у отдела ЖКХ нет никаких документов, которые бы зафиксировали недовольство властей качеством выполненных работ.

«Всего ТОО «Сервис КСТ» по договору закупок выполнило работ на общую сумму 80 млн тенге, но заказчик работы не принял и не оплатил. Это, по нашему мнению, нарушает ст. 663 Гражданского кодекса. Согласно ей, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче работ, выполненных по договору, обязан немедленно приступить к приемке их результатов», – пояснили эксперты Палаты предпринимателей по Костанайской области.

Суд принял решение в пользу предпринимателя, и теперь акимат будет обязан выплатить указанную в договоре сумму. Однако этот вопрос вынесли на суд Совета по защите прав потребителей, который прошел накануне заседания апелляционной коллегии. Анализ, проведенный специалистами Палаты предпринимателей, показал, что ранее аналогичный договор отдел ЖКХ заключал на обновление входной группы в парке Победы Костаная. И там никаких вопросов по оплате выполненных работ не возникло.

«По нашему мнению, есть признаки воспрепятствования деятельности субъекту предпринимательства. Необходимо мнение: имеются ли признаки неправомерного предпочтения юридическим лицам, так как в случае с ТОО «Сервис КСТ» отдел ЖКХ обращается в суд с иском о расторжении договора, в другом случае принимает и оплачивает выполненные работы», – резюмировали эксперты палаты предпринимателей.

Заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области Асхат Искендиров отметил, что ситуация действительно требует изучения и правовой оценки. Более того, анализ Палаты предпринимателей показывает, что жалобы в сфере госзакупок входят в тройку наиболее многочисленных в общей массе обращений, поступающих от предприятий Костанайской области. Ежегодно за помощью в «Атамекен» с этими вопросами обращается до 30 человек.

Основная масса обращений, по данным Палаты предпринимателей по Костанайской области, поступает по искам о признании подрядчиков недобросовестными поставщиками, по отказу в приемке товара, подписанию актов выполненных работ, отказам заказчиков по предоставлению доступа к помещениям для проведения строительных работ, установки оборудования.

В 2019 году суды рассмотрели 1101 дело о признании предпринимателей недобросовестными участниками госзакупок. Акиматы выиграли в 471 случае, в пользу предпринимателей было вынесено 428 решений. По 202 делам госорганам отказано в признании недобросовестным поставщиком, но предпринимателей обязали оплатить неустойку. Такие судебные решения свидетельствуют о том, что существенного вреда заказчик не получил.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: