RU KZ
О героях былых времен

О героях былых времен

18:29 24 Июнь 2017 6541

О героях былых времен

Автор:

Ксения Татаринова

Фото: Влада Гук

Выставка «Шедевры современных казахстанских художников» открылась в Военно-историческом музее столицы.

Выставка занимает целый этаж музея и производит грандиозное впечатление. Между тем участников только трое: Бакытнур Бурдесбеков, Адилгали Баяндин и Абай Чунчалинов. Эти астанинские живописцы давно очарованы темой истории своего народа, черпая вдохновение в исторических сказаниях, легендах и даже песнях. Несмотря на то, что выставка организована Военно-историческим музеем, бросается в глаза, что художники все-таки мирные люди. На их батальных полотнах есть все: бешеная скачка, ярость атаки, тяжесть доспехов, блеск сабель и копий – но нет крови. Это стихия эпоса, в котором герои равны богам, а вернее, замещают богов.

На картинах казахстанских художников перед посетителями предстает мир романтического номадизма: могучие батыры, охотники, беркутчи, кюйши и акыны, прекрасные женщины в многоцветных уборах, конные переходы, верблюжьи караваны… Звучит не слишком оригинально – мало ли казахстанских художников пишут степь, батыров и скачущих коней? Но есть нечто особенное, что объединяет художественные миры этих авторов, при этом отличая их от массы других.

Их работы часто напоминают облачные фата-морганы или сны – но такие сны, после которых пробуждаешься с бьющимся сердцем, которые из-за яркости своей кажутся вещими и заставляют искать толкований. Из хаоса цветовых пятен, искр, линий и всполохов складываются призрачные пейзажи, проступают графично четкие образы людей и животных – как будто еще сырые, только что построенные воображением, но оживающие на глазах. Зритель будто бы присутствует при том самом моменте, когда они оживают, и даже участвует в этом таинстве, достраивая картину в собственной фантазии.

По мнению искусствоведов, художники тяготеют к символизму и абстрактному экспрессионизму. Работы Бакытнура Бурдесбекова, самого старшего в этом трио мастера, получившего мировое признание, выделяются философской и психологической глубиной, Абай Чунчалинов отличается экспрессией батальных сцен, а Адилгали Баяндин – мягкой лирикой.

Сами художники не согласны считать себя ни арт-группой, ни течением. Говорят, что объединяют их дружба и близость по духу. Друг друга они знают уже давно, больше 15 лет, тесно общаются и делятся опытом.

«Эта выставка не была проектом, который долго вынашивался. Идея возникала недавно. Но мы все трое давно искали место, где бы выставиться, и благодаря приглашению музея смогли показать свои новые и старые работы, – говорит художник Абай Чунчалинов. – Военно-историческая тема для меня имеет такое же значение, как и для всех мальчишек. Все они в детстве грезят войнушками, а потом уже осмысляют, что и как. Я не сказал бы, что эта выставка посвящена именно военной теме. Например, у меня здесь больше собирательные образы: батыров, наших предков. В частности, легендарный Баян-батыр, который пожертвовал своей жизнью, прикрывая отход соратников, и погиб, его подняли на копья. Кобланды-батыр, который избавил людей от тигра, терроризировавшего окрестности. Этот эпизод чем-то напоминает миф о Геракле. Картину «Не сдаваться» можно рассматривать как угодно, но для меня это не только о том, как на охотника в степи напали волки. Это человек как таковой, необязательно охотник, необязательно казах. Волки – тоже не совсем волки. Это пороки и напасти, которые нас одолевают, а мы должны бороться с ними и никогда не сдаваться. Да, можно сказать, что в чем-то этот охотник и я тоже».

На вернисаже Абай Чунчалинов показал мастер-класс живописи аlla prima (без наброска). Стоя в плотном кольце зрителей, снимавших происходящее на телефоны, художник начал, казалось, беспорядочно кидать краски на холст.

«Что это за каляка-маляка?» – вопросил маленький мальчик, поднятый на плечи родителя. Но всего через несколько минут публика увидела портрет казахской девушки. Выставка продлится до 15 сентября, вход свободный.

Ксения Татаринова