Истинными причинами январских событий сложно назвать только социально-экономические проблемы. Об этом на пленарном заседании мажилиса парламента рассказала адвокат по правам человека Айман Умарова, передает inbusiness.kz.
"Истинными причинами январских событий сложно назвать только социально-экономические проблемы, которые выросли за последние 5-6 лет. Эти события были неизбежны при несменяемости власти, росте коррупции во всех сферах общества, когда национальные ресурсы находятся у определенных групп людей, которых мы называем олигархатом. Нельзя не отметить правоохранительные органы, а также судебную систему, которые давно потеряли доверие", – сказала Айман Умарова.
Она также обратила внимание на деятельность КНБ. Руководство и сотрудники комитета, по ее словам, обладали де-факто безграничной властью не только над другими правоохранительными органами, прокуратурой и даже судами.
"Хотя вы скажете – это не так. Де-юре не так, но, к сожалению, де-факто именно так. Иначе вам придется согласиться с тем, что и другие правоохранительные органы, а также суды участвовали в январских событиях. К январским событиям готовились как минимум два года. Хотя о существовании террористических ячеек информация просачивалась ранее", – отметила адвокат по правам человека.
В военно-следственном управлении МВД расследуется уголовное дело по факту убийства членов семьи Сагындыковых. Сотрудниками управления специального назначения КНБ расстреляны члены семьи из семи человек. Двое из них погибли на месте, один был ранен. При этом Комитет национальной безопасности, заявила адвокат, препятствует расследованию данного дела.
"Просим расследование передать спецпрокурорам. Многие сведения, полученные из МВД, однако генеральная прокуратура и другие органы не желают давать материалы уголовных дел", – обратилась Айман Умарова.
Он также добавила, что до сих пор не представлены для изучения комиссии региональными департаментами сведения и материалы уголовных дел.
"Более того, уголовные дела по статье 255 "Акт терроризма", статье 256 "Пропаганда терроризма" расследуются межведомственной следственно-оперативной группой спецпрокуратуры, а уголовное дело в отношении Масимова и его заместителей имеет статус "совершенно секретно". В связи с этим мы не имеем доступа ко всем необходимым материалам. Генеральной прокуратуре следует усилить контроль за деятельностью прокуроров Восточно-Казахстанской области, Усть-Каменогорска, Семея, Шымкента, Атырауской области, Алматинской области, надзирающих уголовные дела, связанные с январскими событиями", – сказала правозащитник.
Спикер обратилась к главе государства, попросив дать указания соответствующим правоохранительным органам о допуске членов комиссии к материалам уголовных дел, которые комиссия может использовать впоследствии для дачи заключения.
Кроме того, она предложила исключить сотрудников КНБ из межведомственной следственно-оперативной группы и изъять имеющиеся в производстве КНБ уголовные дела.
Она отметила о необходимости решить вопрос о возмещении материального ущерба 50 предпринимателям в Алматы, которые не могут получить денежные средства в счет возмещения ущерба, нанесенного им в результате январских событий. Этому мешает механизм получения возмещения ущерба, разработанный министерством национальной экономики, по которому получение возмещения не представляется возможным.
Также, по ее мнению, нужно разработать программы интеграции этнических казахов, прибывающих из-за рубежа.
"Просим внести изменения в Уголовный кодекс, внести понятие насильственного экстремизма, влекущего радикализм, терроризм и возможности освобождения от уголовной ответственности", – заключила Айман Умарова.
Саян Абаев