В военном суде актюбинского гарнизона идет слушание уголовного дела в отношении двух офицеров воинской части 6655 Нацгвардии РК, которых обвиняют в нарушении устава во время теракта 5 июня.
Правда, военнослужащие этого подразделения уже с приставкой "экс". К тому же, теперь их еще обвиняют по части 2 статьи 447 УК РК "Нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, повлекшее тяжкие последствия, либо совершенные группой лиц или группой лиц по предварительному сговору".
В то июньское воскресенье майоры Кайнарбек Тастамбеков и Каиргали Уражанов несли службу на территории части. Первый заступил дежурным по части, второй – его помощником.
Обвинение настаивает, что оба офицера в момент нападения действовали не по уставу, не применили оружие и не развернули специальный план по отражению атаки.
"Тастамбеков 5 июня, наблюдая происходящее внезапное групповое вооруженное нападение 17 человек на воинскую часть 6655, опасаясь за свою жизнь, умышленно не обеспечил выполнение уставных правил несения внутренней службы, согласно которому дежурный по части в особых случаях был обязан дать команду дежурным по подразделениям на закрытие входных дверей в казармах на запоры", - сказал суду гособвинитель Торегали Бакиров.
Также в обвинении говорится, что дежурный по части и его помощник, спасая свои жизни, оставили в помещении дежурного по части военнослужащего, а сами убежали через окно туалета на первом этаже. Плюс ко всему, они не применили по нападавшим имеющееся у них табельное оружие.
Однако у подсудимых отличная от обвинения позиция и интерпретация произошедшего.
Они полностью свою вину не признают. Каиргали Уражанов сказал, что вину признает только в части того, что не применил оружие.
А Кайнарбек Тастамбеков сделал громкое заявление (в перерыве судебного заседания), в котором сказал, что нападавшие застали военных врасплох, потому что воинская часть 6655 не охранялась должным образом. Военнослужащие, заступившие в наряд на КПП, были вооружены только резиновыми дубинками. Собственно, регламент несения службы сохранился со времен СССР.
"Нас не оповестили о происходящем в городе, хотя обязаны были сразу сообщить об этом (до атаки на часть экстремисты напали на магазин "Паллада", где похитили около двух десятков единиц нарезного и гладкоствольного оружия, а также ножи и патроны, убив при этом двух человек. После чего захватили автобус городского маршрута №1, которым и протаранили ворота воинской части – прим авт.). Если бы это было сделано, то мне, как дежурному, хватило бы 7-8 минут, чтобы всю часть поднять "в ружье" и встретить террористов автоматами. Но у меня на это не было времени", - сказал Тастамбеков.
По словам подсудимого офицера, оповестить служащих в/ч 6655 о ЧП в Актобе должен был центр оперативного управления ДВД, куда поступают звонки "горячей линии" и фиксируются все происшествия.
"Мы звонка от ЦОУ ДВД в тот день не получили, хотя их камеры стоят по всему городу. Поэтому и произошла такая трагедия в нашей части. Вы обратите внимание, что в здании суда стоит часовой с автоматом и 60 патронами к нему. А у нас воинскую часть охраняют с резиновой дубинкой", - прокомментировал Тастамбеков.
Кайнарбек Тастамбеков рассказал, что при нападении на часть он не прятался от террористов и отстреливался из своего пистолета, как положено. Из шестнадцати патронов (а это две обоймы по 8 патронов каждая) он израсходовал четырнадцать, оставив два на крайний случай.
Нападавших было много, Тастамбеков (по его словам) решил спасти трех солдат, отведя их в правое крыло штаба. Там убежищем стало помещение санузла. Из туалета офицер выпрыгнул в окно и побежал в узел связи. Там поручил связистам, чтобы оповестили региональное командование "Батыс", которое находится в Уральске.
Кстати, рядовые – военнослужащие срочной службы в/ч 6655, которые проходят свидетелями по этому делу – подтвердили, что были вооружены лишь резиновыми дубинками.
Например, об этом заявил суду свидетель Рамазан Мусабаев. В тот день он был в патруле. Солдат, когда увидел, что часть атакуют неизвестные в черной одежде, сразу побежал в штаб. Там, по его словам, он столкнулся с майором Тастанбековым и солдатами, которые бежали в сторону туалета.
"Дежурный по части побежал в сторону туалета – я за ним. Забежал я последним, поэтому закрыл дверь на щеколду", - сказал суду рядовой Мусабаев.
По его словам, (и еще двух свидетелей – солдат подтвердивших) майор Тастамбеков забежал в туалет на первом этаже штаба, откуда через окно вместе с помощником дежурного по части Уражановым покинул здание.
При опросе свидетелей участников процесса интересовало, получали ли солдаты какие-либо приказы от командования. Рядовой Мусабаев ответил, что ничего, кроме стрельбы не слышал. То есть, находился в состоянии шока. Действия остальных военнослужащих срочной службы, судя по их показаниям, были никем не скоординированы.
Если вина майоров по вменяемой им статье УК РК будет доказана, то офицерам "светит" до пяти лет за решеткой.
Тастамбеков является отцом трех детей. У майора Уражанова двое: полуторогодовалая дочь и двухмесячный сын.
Напомним, 5 июня группа религиозных радикалов напала в Актобе на оружейные магазины "Паллада" и "Пантера", а также на воинскую часть 6655 Нацгвардии РК. В результате погибли четверо гражданских трое военнослужащих
Слушание дела, которое проходит в открытом режиме, продолжается. По нему также проходят трое потерпевших и 14 свидетелей. Интересы военных защищают два адвоката. Подсудимые находятся под подпиской о невыезде.
Семен Данилов