Хотя еще вчера руководители организаций с удовольствием и щедро обустраивали "офисы под ключ" для своих сотрудников. Как оказалось, выжить помогают "офисы на дому". Гани Баймуханов, владелец компании Officestan, в интервью корреспонденту Inbusiness.kz признался: за 15 лет работы на рынке они научились работать в разных условиях.
Гани, совсем скоро Вашей компании исполняется 15 лет. Давайте восстановим хронологию событий – каким было начало и что мы имеем сегодня. Здесь же проведем сравнение по условиям ведения бизнеса – когда было легче зарабатывать?
Когда мы начинали заниматься производством офисной мебели, индустрия была не так развита и отсутствовала конкуренция, поэтому начало развития нашей работы было очень интересным и многообещающим. В тот момент бурно рос и развивался отечественный бизнес, финансовые институты, была хорошая потребность в качественной офисной мебели, поэтому работать было не только интересно, но и очень выгодно! И мы понимали для себя, что нам есть, к чему стремиться. На сегодняшний день потребность в качественной офисной мебели по-прежнему высока, но сейчас наблюдается ожесточенная конкуренция, каждая компания пытается удивить, предложить привлекательные решения для офисных пространств. В любом случае выигрывает только потребитель – у него есть большой выбор по цене, дизайну, качеству.
Да, соглашусь, по моим ощущениям, сегодня компаниям, подобным Вашим, настоящее раздолье: руководители стали понимать, что офис – их визитная карточка, и, соответственно, тратиться, креативить, оснащать. Насколько реальны их фантазии, пожелания?
Рынок отечественной офисной мебели за эти 15 лет сильно изменился, сегодня я могу точно сказать, что в этом смысле мы развиваемся в соответствии с мировыми трендами – появилось много решений типа open space, много разных coworking, в офисах которых предоставляется больше возможности для продуктивной работы и развития сотрудников. То есть то, что мы делали раньше, и что мы делаем сегодня – это две большие разницы. Но суть остается одна – это удобные, эргономичные, офисные рабочие места для сотрудников, просто техническая начинка и эргономика сильно изменились. Да, Вы правы, очень много креатива, творчества, много модерна, хайтека. Сейчас офис – это такие пространства, где все функционально, лаконично, где все сделано для удобства сотрудников. Что касается наших решений, услуг, то мы даем возможность выполнить любые потребности заказчика, и даже превзойти. Он ставит перед нами задачи – организация рабочего места, у многих сейчас есть определенный бренд-бук, который разработали дизайнеры, наши казахстанские или зарубежные, и, согласно этим проектам, мы уже воплощаем их в реальность. Для этого имеется вся необходимая база.
Давайте пройдемся по ценам. Сколько стоит сегодня "офис под ключ", скажем на 20 человек, и что здесь предполагается? Какие затраты самые высокие, на что?
Однозначного ответа на вопрос "сколько стоит офис на 20 рабочих мест", нет. Как я сказал, у каждого заказчика свои требования, своя техническая специфика и свои потребности и бюджеты. Мы делим офисы на два типа. Это коммерческие, и бюджетные, чаще всего это государственные организации. В каждом из этих типов есть свои детали, особенности, соответственно расценки.
С кем Вы работаете, чтобы сделать конечную цену максимально комфортной? Я говорю, прежде всего, о местных производителях той же мебели, перегородок, соответствующего освещения. Как Вы оцениваете качество продукции казахстанских заводов и цехов? Насколько это позволяет выигрывать по цене?
Местное производство за эти 15 лет бурно развивалось, развивались все смежные отрасли, это дизайнерские проектные компании, производители, продавцы фурнитуры. И опять же, то, что изготавливали ранее, и то, что сейчас предлагается – сильно отличается. Мы в этом смысле тоже постоянно развиваемся, держим большие складские запасы. Рынок очень конкурентный, повторюсь, приходится удивлять наших потребителей хорошими ценами, хорошим дизайном, качеством, сервисом. А это постоянная работа.
Конечно, хочу спросить, как Вы вели бизнес во время жесткого карантина, когда офисы распустили своих работников на домашний карантин? Был ли спрос на Ваши услуги?
Специфика нашего бизнеса изменилась. Мы перешли в онлайн, и были к этому готовы. У нас есть хорошие маркет-плейсы, где мы предлагаются различные офисные решения и через один клик, или через один звонок можно заказать ту или иную мебель. Доставляли мебель для наших потребителей. Да, многие компании перевели своих сотрудников на работу в формате онлайн. И заявки поступали уже по организации офисов в домах, жилых квартирах. Наше производство простаивало при этом, сотрудники на производстве находились в отпусках. Справлялись за счет складских запасов. В целом, в карантин был колоссальный спад, по моим оценкам рынок просел на 30%, спрос на офисную мебель сильно упал.
Что думаете делать если случится еще одна волна пандемии, когда прогнозируют не менее жесткий локдаун, а значит в офисы, возможно, казахстанцы снова не будут ходить. Есть антикризисный план?
Сценарий на второй локдаун у нас единственный: максимально давать хороший сервис и качественный продукт в режиме онлайн, развивать маркет-плейс ы, и готовить хорошие складские запасы.
Гани, а Вы не думали о смене профиля бизнеса, например, уйти в ремонт жилой недвижимости, опять же на фоне того, что, сидя дома, люди стремятся максимально, скажем так, облагородить свое жилье. Или другие варианты, где можно сохранить спрос?
Я – сторонник последовательного развития любого дела, за которое берусь. Мне нравится заниматься производством и продажей офисной мебели. Приятно получать обратную связь от наших клиентов после реализованных проектов. Кроме того, я открыл новое направление по продаже жилой и дизайнерской мебели. Мы запустили его год назад и в данный момент занимаемся его развитием. В копилке наших поставщиков есть несколько сильных брендов из США, Австралии, стран Юго-Восточной Азии. Рынок и потребности компаний меняются, многие, как я сказал, оборудуют офисы у себя дома, офисы становятся мобильными. По прошлому году очень большой спрос есть на колл-центры. Это интересное направление. Я помню, мы сделали много крупных колл-центров для банков, телекома и других частных организаций. Даже небольшая компания, клиника имеет сейчас такой мини-колл центр на 3-5 рабочих мест, где они принимают весь входящий свой трафик.
Давайте подробнее о конкуренции. Про "ремонт под ключ" квартир, домов мы знаем, и еще много чего, где предлагается полный спектр услуг. А есть ли у Вас конкуренты на офисном рынке? И как Вы ее выдерживаете?
Здесь много отечественных и зарубежных игроков. С зарубежными партнерами мы активно сотрудничаем, например, в формате международной кооперации с предприятиями по выпуску фурнитуры в Юго-Восточной Азии. Здесь мы ее дорабатываем, предлагаем готовый продукт. Вот так меняется себестоимость. Ездим на семинары, тематические выставки, находим партнеров и работаем во благо наших потребителей.
Гани, спрошу Вас как бизнесмена, который на рынке работает давно и успешно, а значит пережил не один кризис. Какие настроения сегодня у казахстанских предпринимателей, по Вашим ощущениям?
Расскажу про свое настроение и ощущения. Смотрю с оптимизмом, надеюсь, что ситуация с коронавирусом скоро разрешится. Мы – небольшая компания и плывем в общем потоке по течению. Как Вы знаете, кризис – это не только негативные последствия, но и открываются новые возможности для компании. Главное – суметь вовремя перестроить работу в соответствии с изменившейся конъюнктурой рынка.
Спасибо за беседу, успехов!
Мадина Ерик
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!