Около 300 фильмов бесплатно покажут в Астане в рамках XIII кинофестиваля «Евразия»

Около 300 фильмов бесплатно покажут в Астане в рамках XIII кинофестиваля «Евразия»

21:34 23 Июль 2017 6941

Около 300 фильмов бесплатно покажут в Астане в рамках XIII кинофестиваля «Евразия»

Автор:

Алина Альбекова

В Астану слетелись актеры, режиссеры, эксперты и дистрибьюторы из дальнего и ближнего зарубежья, чтобы отобрать лучшие кинокартины. 

Отметим, международный кинофестиваль «Евразия», который проводится в Казахстане тринадцатый год подряд, является крупнейшим кинофорумом в Центральной Азии, аккредитованным Международной федерацией продюсерских ассоциаций (FIAPF) наряду с такими фестивалями класса «А», как Канны, Берлин и Венеция. В 2012 году «International Film Guide» (Великобритания) включил МКФ «Евразия» в список 35 лидирующих мировых кинофестивалей.

Москвичи задали старт!
Напомним, как все начиналось. После развала Советского Союза, Казахстан решил взять на себя миссию восстановить прерванную традицию межреспубликанских фестивалей. Несмотря на тяжелое время и два работающих кинотеатра в стране, первый фестиваль все-таки состоялся - в 1998 году в Алматы при поддержке Конфедерации Союза кинематографистов.

Президент нового института культурологии NICR, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов, приехавший на XIII кинофестиваль в Астану в качестве жюри, был в числе первых организаторов фестиваля. В беседе с abctv.kz он уточнил, что в тот период большая часть подготовки шла через Москву. Сам Кирилл Эмильевич отвечал за зарубежные картины, которые показывались в рамках фестиваля, договаривался с правообладателями. Все расходы по логистике кинокартин тогда, как и сейчас брала на себя приглашающая сторона. 

Фестиваль, создававшийся в качестве форума фильмов стран СНГ и Балтии, предполагал ежегодную смену места проведения -  каждый год в столицах разных стран СНГ. Девиз фестиваля так и звучал: «За единое кинематографическое пространство!». Однако инициатива не была поддержана другими республиками, в частности Кыргызстаном, Азербайджаном и Грузией. Казахстан тоже на какое-то время отказался от проведения фестиваля.     

Однако в сентябре 2005 года под патронажем правительства и Министерства культуры, информации и спорта, все-таки возобновил традицию, и провел второй кинофестиваль, кардинально поменяв при этом концепцию и расширив его границы. Помимо стран СНГ и Балтии, в конкурсе стали прин6имать участие фильмы из Франции, Швеции, Испании, Японии, Ирана, Южной Кореи и других стран континента Евразии. Наряду с конкурсной программой также была показана «Панорама фильмов Центральной Азии», ретроспективы фильмов Эмира Кустурицы и Ким Ки-Дука, «Запрещенное казахское кино советской эпохи». Основными организаторами «праздника кино» на тот момент выступали Нацкомпания «Казахфильм» и Союз кинематографистов Казахстана.

«После московской команды фестиваль стали делать местные профессионалы. Это были люди подготовленные, способные что-то создавать. Другое дело, что по политическим и экономическим соображениям они не могли сразу сделать фестиваль таким, каким бы хотели. Но из года в год уровень мероприятия растет, программа становится интереснее. У вас появились влиятельные люди с большим связями, благодаря которым удается привозить на этот фестиваль звезд больше, чем нам на московский. Я в некотором роде изумлен, что вы смогли пригласить Николаса Кейджа, одного из самых сложных людей Голливуда. Для него каждая поездка, это огромная проблема. У нас в этом плане сейчас трудности, связанные с политической ситуацией, санкциями, которых, слава Богу, нет в этой стране», - отметил Кирилл Разлогов.

Восток – дело тонкое!
В 2005 году в Казахстане производилось не больше 6 картин в год, при этом далеко не все были фестивального уровня. С годами ситуация улучшалась. В 2012 году организаторы отмечали, что количество картин доходит до 20 в год. Сегодня же их намного больше. Однако, по словам организаторов, появилась другая проблема. Многие казахстанские режиссеры нацелены на более крупные международные кинофестивали, как Каннский, Берлинский и Венецианский.

На вопрос, насколько же казахстанский кинофестиваль не дотягивает до Каннского или Берлинского, Кирилл Разлогов уверенно ответил: до их уровня не дотягивает никто. В том числе и Москва.

«Не надо мерить все Каннами, это бессмысленно, так как это центр мирового кинобизнеса. У каждого фестиваля есть своя специфика, направление. У Евразии это объединение Европы и Азии. Сейчас, благодаря ЭКСПО, увеличилось количество экзотических стран, в вашем фестивале принимают участие редкие кинематографы, которые требуют особого внимания и больших денег. Их участие поможет обратить на себя внимание европейского рынка. Просто надо активно развиваться в этом направлении», - поделился своим мнением эксперт.

И был прав. Генеральный секретарь Международной федерации кинокритиков FIPRESCI, член международного жюри многих известных фестивалей, в том числе и венецианского, Клаус Эдер в рамках пресс-конференции заявил, что большинство картин с региональных фестивалей нельзя увидеть на крупных фестивалях по причине ограниченного отбора.

«Нас очень интересует кинематограф региона, включая фильмы, которые производятся в Казахстане. Мы ездим на все мировые кинофестивали, но большинство фильмов из Восточной Европы и Азии, включая центральную, не попадают на смотры. А раз мы не можем посмотреть эти фильмы на больших фестивалях, мы должны приехать сюда, чтобы их увидеть. Мы впервые в Казахстане, поэтому испытываем огромный интерес и любопытство к вашей стране», - рассказал киновед и кинокритик.

По словам российского искусствоведа Кирилла Разлогова, в мировом фестивальном движении у казахского кино все в порядке. Многие казахстанские режиссеры признаны мировым киносообществом, замечены многими киноведами, некоторые занимают определенную позицию на российском рынке. А вот с местным зрителем, поделился он своими замечаниями, у казахстанских режиссеров есть большие проблемы.

 «Казахское кино известно в мире, но о нем мало кто знает у себя на родине. Отсюда нет понимания у правительства, насколько важно развивать кинематографию», - добавил российский искусствовед.

В качестве примеров привел Кыргызстан и Узбекистан, которые пошли разным путями в развитии киноотрасли. Режиссеров этих стран, по его словам, в мире практически не знают. Однако Узбекистан, производя дешевые фильмы на DVD-дисках, наладил связь с местной аудиторией, и даже начал постепенно выходить на рынки соседних стран. А вот в Кыргызстане картина другая: из 10 картин в прокате только половина отечественного производства. По какому пути пойдет Казахстан пока непонятно. 

Однако, судя по программе XIII кинофестиваля, кажется, что понимание важности мероприятия к организаторам все-таки постепенно приходит. Впервые в истории фестиваля проведут кинорынок Eurasia Film Market с участием продавцов и покупателей фильмов стран СНГ, Европы, Китая, Индии, Южной Кореи, Америки. А вот традиционная бизнес-площадка Eurasia Spotlight предложит питчинги кинопроектов, круглые столы, пресс-конференции, мастер-классы и специальные мероприятия.

Отметим, в конкурсные и внеконкурсные секции вошли полнометражные и короткометражные картины, авторское, жанровое и документальное кино. Бесплатный показ фильмов состоится в кинотеатре «Чаплин» в MegaSilkWay до 28 июля включительно.

Алина Альбекова

Материалы по теме:

fofonov-«nashi-gonshiki-dostojno-vystupayut-na-mnogodnevka

haos-zvezd-v-korche

samolet-ne-priglashaet-v-polet

eks-gendirektor-fk-«aktobe»-dmitrij-vasilev-vyshel-na-svo

aleksej-lucenko-budem-borotsya-do-konca

загрузка

×