Олжас Ордабаев: Для закрытия некачественных вузов в Казахстане нужен крестовый поход

21002

Качество высшего образования в Казахстане оставляет желать лучшего, а получение дипломов становится лишь формальной процедурой. 

Олжас Ордабаев: Для закрытия некачественных вузов в Казахстане нужен крестовый поход

Портал inbusiness.kz продолжает серию материалов на тему качества обучения в вузах страны. Сегодня в качестве спикера выступает заместитель председателя НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев.

Президент в своем послании вновь говорит о конторах по печатанию дипломов. Что, на Ваш взгляд, мешает выполнению его поручения?

Глава государства уже второй раз говорит об оздоровлении системы высшего образования. Во многом министерство образования и науки сковано тем, что отзыв лицензии занимает очень много времени, это довольно длительный процесс. МОН подает в суд, вузам дается время на устранение замечаний, после чего заново проводится аудит. Потом опять суд. И это может продолжаться без конца и края.

Мы, как представители работодателей, постоянно заявляем о дефиците квалифицированных кадров. Считаем, что на период оздоровления системы министра нужно наделить исключительными правами, которые бы позволили в ускоренном режиме лишать некачественные вузы лицензии.

Какое число вузов оптимально для Казахстана, есть ли какая-то норма?

В Казахстане 130 вузов. По международной статистике, на 300 тысяч населения достаточно одного учебного заведения. То есть 60 вузов хватило бы для нашей страны. Если кардинально ставить вопрос, то, согласно мировой практике, половину учебных заведений можно ставить на оптимизацию/слияние либо на отзыв лицензии. Если укрупнить вузы и сфокусировать их на каком-то профиле, гуманитарном или техническом, то можно добиться больших результатов.

К сожалению, сейчас огромное количество вузов распыляется по различным направлениям, к примеру, педагогические учат маркетингу, бухучету, специальностям, не связанным с педагогикой.

Проект "Мобильные центры занятости "Атамекен қолдау орталығы" показал, что 59,2% безработных находятся на пике трудоспособности – это казахстанцы 25-46 лет, имеют высшее или профтехобразование, то есть они закончили колледж или вуз, но при этом это не помогло им найти работу. Это говорит о том, что они получили невостребованные знания и навыки.

Как Вы думаете, этот вопрос сдвинется с места, раз президент поручает уже премьер-министру взять его на особый контроль?

Я думаю, возобновит работу республиканская комиссия по оптимизации вузов, которая была создана в прошлом году. Она набрала неплохие темпы, но режим ЧП, пандемия внесли свои коррективы. Комиссия заслушивала буквально каждый вуз, который вызывал вопросы по трудоустройству выпускников и актуальности образовательных программ. У министерства образования есть внутренняя политическая воля для решения этого вопроса, но, как я уже говорил, длительные процессы не дают показать быстро результат.

Президент говорил о сопротивлении влиятельных лиц. Некоторые эксперты считают, что необходимо для начала раскрыть имена конечных бенефициаров этих вузов.

Он сказал об акционерах этих вузов. Не скажу, что только частные вузы плохо готовят студентов, потому что есть те, что дадут фору и национальным.

Но очень часто такие акционеры препятствуют ходу аудитов, работе судебных органов, рассматривающих иски минобразования. Глава государства озвучил реальную картину, которая имеет место быть. Не помешало бы раскрытие имен акционеров, вреда это никому не нанесет.

Сейчас многие семьи уезжают из Казахстана, и одна из причин – это желание дать своему ребенку образование за рубежом. "Перехватывают" наших российские и другие зарубежные вузы. Как можно остановить этот поток?

Только повышением престижа казахстанского образования. Я не считаю, что идет массовый отток, да, есть разные ситуации, но о массовости говорить нельзя. Любой родитель хочет, чтобы его дети, получив диплом, могли найти себя на рынке труда и обеспечивать себя сами. Этой же мыслью должны быть озадачены и наши вузы. К сожалению, это происходит не всегда. Поэтому остановить отток можно, только сблизив высшее образование с реальным сектором экономики. Тогда родитель будет понимать, что после выпуска из казахстанского университета его ребенок сможет найти работу. Только так можно выправить эту ситуацию.

Отчасти менять тенденции нужно через обновление корпуса ректоров – это те люди, от которых ежедневно зависит качество в вверенном им вузе. Нужна свежая кровь, люди, которые четко понимают, что твой основной клиент и заказчик – это работодатель, и ты должен бегать за ним, чтобы выяснить, какие навыки для него в приоритете, каким должен быть юрист, бухгалтер или инженер.

Есть расхожее мнение, что юристов и экономистов слишком много, но при этом, когда смотришь структуру потребности рынка труда, видишь необходимость в этих специалистах. Поэтому правильнее говорить о дефиците квалифицированных кадров.

У нас есть вузы, которые выпускают 10% всех юристов страны ежегодно. Но о них никто не слышал. Это те вузы, которые как раз-таки занимаются печатанием дипломов. Яркий пример тому – инновационный университет в Шымкенте, не побоюсь озвучить его название. Сейчас, насколько я знаю, уже закончились процессы по отзыву лицензии по этому вузу. Это самый большой вуз страны, более 30 тысяч студентов там числится. Не могу сказать, что обучаются. Большая часть из них – это студенты вечернего, заочного, дистанционного формата обучения, там как раз 10% юристов осуществляется. Выпуск 27% всех специалистов по специальности "дошкольное обучение". Таких героев антирейтинга у нас много. У нас есть вуз, который обучает 1528 бакалавров-очников, из них на четвертом курсе 1513 человека. То есть только 15 человек не обучается на выпускном курсе. Ну как это может быть?! Это люди, которые приходят туда целенаправленно заканчивать обучение. Есть вузы, которые обучают студентов нетипичного для высшего образования возраста. Выпускникам от 30 лет и выше. А это студенты, которые должны обучаться с утра до вечера, это очное обучение. За партой они не сидят и гранит науки не грызут. Эта и есть та история, о которой и говорит президент. Проблема принимает серьезные масштабы.

Можно сказать, что это угроза экономики?

Да. Может быть, это громко сказано, но я считаю, что это угроза национальной безопасности как таковой. Кого мы выпускаем? Чему их учим? На что люди тратят четыре года жизни и энную сумму денег?! Большой вопрос.

В ряде регионов очень хорошо знают, что работодатели, подавая вакансии, прямо пишут – "выпускникам такого-то вуза не беспокоить". Поэтому тут, наверное, нужен крестовый поход по таким вузам. Я отмечу, что у минобразования есть желание и воля, но слова главы государства придадут импульс этой работе.

К слову, в этом году в ходе распределения госзаказа 35 высших учебных заведений не получат возможность обучать грантников из-за слабых показателей трудоустройства и актуальности образовательных программ. Это уже промежуточная победа. Следующий этап – это сокращение числа некачественных вузов.

Айгуль Тулекбаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться