/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Опередивший время

Опередивший время

Памятник самолёту, летавшему в Алма-Ату, установлен в Подмосковье.

18:32 03 Сентябрь 2019 3046

Опередивший время

Автор:

Максим Морозов

Фото: Максим Морозов

История этого гражданского «суперсоника», самолёта летавшего быстрее скорости звука, одновременно и невероятна, и печальна. «Гонка за сверхзвук» между Советским Союзом и западными странами началась в шестидесятых годах прошлого века, когда власти СССР, узнав о разработках французов и англичан, поручили советским авиационным конструкторам создать сверхзвуковой пассажирский самолёт. 

Борьба за скорость Ту-144 с англо-французским «Конкордом», вторым сверхзвуковым пассажирским самолётом в мире, складывалась по-разному, начиная с сотрудничества и заканчивая «шпионскими войнами».      

Создание советского сверхзвукового лайнера было поручено конструкторскому бюро Туполева, уже имевшего большой опыт по строительству реактивных пассажирских самолётов и сверхзвуковых бомбардировщиков. Этот проект стал настоящим прорывом для советской науки не только в области самолётостроения, но и во многих смежных областях.

Конструкции Ту-144 и Конкорда были во многом схожи, ведь самолёты должны были перевозить пассажиров на скорости более 2000 км/час, но и имели различия. Для уменьшения взлётной скорости и скорости посадки, «туполевцы» разместили в передней части самолёта небольшие крылышки, убиравшиеся на высоких скоросях. Кроме того, Советский «суперсоник» был более вместителен 150 пассажиров против максимальных 128 (по факту около 100) у Конкорда.   

Но «Согласие», именно так звучит имя Конкорда в переводе, летал немного дальше, и перевёз с 1976 до 2003 года около 3 млн пассажиров, в то время как Ту-144 совершил всего 55 пассажирских рейсов, перевезя из Алма-Аты в Москву и обратно 3824 человека.

Главной проблемой советского сверхзвукового самолёта стали двигатели. Максимальный расход специального керосина составлял почти 40 тонн в час, поэтому с полной коммерческой загрузкой самолёт преодолевал всего чуть более 3000 километров. И, несмотря на престиж страны, да и билеты стоимостью 84 рубля, рейсы на «белой стреле» были убыточными. Советские авиаконструкторы пытались довести самолёт до приемлемой дальности полёта и расхода топлива, но в начале 80-х годов программа пассажирских сверхзвуковых самолётов была свёрнута.

Всего был построен 21 планер самолёта, из них поднималось в небо лишь 16 машин. Часть построенных самолётов использовалось для испытаний на земле, часть для лётных испытаний. В Алма-Ату летали только два самолёта из 16-ти, с номерами 77109 и 77110. Примечательно, что командирами всех пассажирский рейсов всегда были лётчики-испытатели, а пилоты Аэрофлота выполняли обязанности второго пилота. «Статусность» рейсов на Ту-144 подчёркивало и обслуживание во время полёта, где пассажиров угощали чёрной икрой и марочным коньяком

 

 

Вот в таком виде представляют себе пассажиров, летавших на Ту-144, в частном(!) музее техники в немецком городе Зинсхайм. Самолёт с номером 77112 был приобретён немцами в 2000 году за 500 000 долларов, и установлен на крыше здания, рядом с французским «Конкордом».

 

Теперь, один из семи сохранившихся Ту-144, встречает жителей и гостей города Жуковский. Около 10 лет длилась история этого памятника. Самолёт едва не был распилен на металлолом, но, благодаря поддержке властей города, волонтёров, испытателей и авиационных заводов, эта история всё так завершилась благополучно.  

Этот белоснежный лайнер стал новой популярной достопримечательностью города Жуковский. Посмотреть на «суперсоник» и сфотографироваться на его фоне приезжают и молодожёны, и любители авиации из разных стран. Теперь этот памятник не только закрывает страницу сверхзвуковых пассажирских перевозок, но и открывает новую эпоху сверхзвука. В России уже полным ходом идут работы по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения, и вполне возможно, что мы вновь увидим на казахстанской земле самолёт, обгоняющий звук. 

Максим Морозов

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Судебное разбирательство между пассажирами и авиакомпанией завершено.

17 Июнь 2020 16:53 1647

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Турксибский райсуд Алматы вынес решение по делу Bek Air в пользу пассажиров. С авиакомпании будет взыскана полная стоимость билетов за отмененные авиарейсы.

В оригинальном иске, поданном в апреле, комитет по защите прав потребителей МТИ РК предъявил авиаперевозчику претензии на 37 млн тенге. В коллективном иске были представлены интересы 560 человек. Однако в процессе комитет нашел еще 330 пассажиров и привлек их к делу. Сумма исковых требований увеличилась до 52 млн тенге.

Суд пришел к выводу, что права пассажиров были нарушены, и обязал авиакомпанию выплатить истцам деньги за несостоявшиеся полеты. Общая сумма взысканных средств составила 54 210 519 тенге. Сумма госпошлины составила 16 251 162 тенге.

«Суд решил исковое заявление комитета по защите прав потребителей МТИ РК удовлетворить. Признать право потребителей АО Bek Air на возмещение полной стоимости ранее приобретенных билетов на авиарейсы, которые были отменены не по вине потребителя», – зачитала решение судья.

Напомним, самолет Bek Air, который следовал из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение утром 27 декабря 2019 года. Сразу после взлета авиалайнер потерял высоту и столкнулся с бетонным ограждением. На борту находились 98 человек, 12 из них погибли. Второй пилот самолета Миржан Мулдакулов скончался через месяц.

Сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании были приостановлены до выяснения обстоятельств. Доклад по результатам расследования поставил точку – полеты Bek Air прекратились навсегда. Проверка Авиационной администрации Казахстана и компании Rolls Royce (производителя двигателей Fokker-100) выявила ряд серьезных нарушений требований безопасности.

Катерина Клеменкова

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

С каждым новым заседанием сумма иска к Bek Air увеличивается. Теперь исковые требования пассажиров к авиакомпании составляют почти 52 млн тенге.

11 Июнь 2020 20:18 3593

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.

Компетентней неосведомленного

Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.

К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.

На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: «заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов».

На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: «не было доверенности».

В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.

Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:

«Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа», – возразила представитель Bek Air.

Пассажиры требуют возврата

Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.

«Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению «Актау – Нур-Султан». В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге», – рассказала свою историю Алтын Ильясова.

Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.

«Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: «Ждите». Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика».

В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.

«Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге».

Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.

«Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу «невозвратных», но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины».

Aviata в суде

В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе «как бы очень своеобразная»:

«Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию».

Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…

Следующее заседание назначено на 19 июня.

Катерина Клеменкова

Новости

Вчера
21:49

Алексей Цой: показатель заболеваемости КВИ и пневмонией в разы меньше, чем потребляемое количество препаратов

Вчера
21:47

В Казахстане на бесплатные ПЦР-тесты выделили 14 млрд тенге – глава Минздрава

Вчера
21:11

В Казахстане не зафиксировано повторных заражений COVID-19 – Минздрав

Вчера
21:00

Число летальных случаев от COVID-19 в Казахстане увеличилось до 232 человек

Вчера
20:41

Правительство Казахстана обещает в ближайшее время устранить дефицит жаропонижающих и антивирусных препаратов в аптеках

Вчера
20:33

В Жамбылской области вводятся строгие ограничительные меры

Вчера
19:30

Главы государств и правительств поздравляют первого президента Казахстана с юбилеем

Вчера
18:57

Акимат Нур-Султана будет реагировать на необоснованное повышение цен в аптеках через службу iKomek

Вчера
18:35

В Нур-Султане открылся Центр семейного здоровья в рамках проекта «Доктор у дома»

Все новости