История этого гражданского "суперсоника", самолёта летавшего быстрее скорости звука, одновременно и невероятна, и печальна. "Гонка за сверхзвук" между Советским Союзом и западными странами началась в шестидесятых годах прошлого века, когда власти СССР, узнав о разработках французов и англичан, поручили советским авиационным конструкторам создать сверхзвуковой пассажирский самолёт.
Борьба за скорость Ту-144 с англо-французским "Конкордом", вторым сверхзвуковым пассажирским самолётом в мире, складывалась по-разному, начиная с сотрудничества и заканчивая "шпионскими войнами".
Создание советского сверхзвукового лайнера было поручено конструкторскому бюро Туполева, уже имевшего большой опыт по строительству реактивных пассажирских самолётов и сверхзвуковых бомбардировщиков. Этот проект стал настоящим прорывом для советской науки не только в области самолётостроения, но и во многих смежных областях.
Конструкции Ту-144 и Конкорда были во многом схожи, ведь самолёты должны были перевозить пассажиров на скорости более 2000 км/час, но и имели различия. Для уменьшения взлётной скорости и скорости посадки, "туполевцы" разместили в передней части самолёта небольшие крылышки, убиравшиеся на высоких скоросях. Кроме того, Советский "суперсоник" был более вместителен 150 пассажиров против максимальных 128 (по факту около 100) у Конкорда.
Но "Согласие", именно так звучит имя Конкорда в переводе, летал немного дальше, и перевёз с 1976 до 2003 года около 3 млн пассажиров, в то время как Ту-144 совершил всего 55 пассажирских рейсов, перевезя из Алма-Аты в Москву и обратно 3824 человека.
Главной проблемой советского сверхзвукового самолёта стали двигатели. Максимальный расход специального керосина составлял почти 40 тонн в час, поэтому с полной коммерческой загрузкой самолёт преодолевал всего чуть более 3000 километров. И, несмотря на престиж страны, да и билеты стоимостью 84 рубля, рейсы на "белой стреле" были убыточными. Советские авиаконструкторы пытались довести самолёт до приемлемой дальности полёта и расхода топлива, но в начале 80-х годов программа пассажирских сверхзвуковых самолётов была свёрнута.
Всего был построен 21 планер самолёта, из них поднималось в небо лишь 16 машин. Часть построенных самолётов использовалось для испытаний на земле, часть для лётных испытаний. В Алма-Ату летали только два самолёта из 16-ти, с номерами 77109 и 77110. Примечательно, что командирами всех пассажирский рейсов всегда были лётчики-испытатели, а пилоты Аэрофлота выполняли обязанности второго пилота. "Статусность" рейсов на Ту-144 подчёркивало и обслуживание во время полёта, где пассажиров угощали чёрной икрой и марочным коньяком
Вот в таком виде представляют себе пассажиров, летавших на Ту-144, в частном(!) музее техники в немецком городе Зинсхайм. Самолёт с номером 77112 был приобретён немцами в 2000 году за 500 000 долларов, и установлен на крыше здания, рядом с французским "Конкордом".
Теперь, один из семи сохранившихся Ту-144, встречает жителей и гостей города Жуковский. Около 10 лет длилась история этого памятника. Самолёт едва не был распилен на металлолом, но, благодаря поддержке властей города, волонтёров, испытателей и авиационных заводов, эта история всё так завершилась благополучно.
Этот белоснежный лайнер стал новой популярной достопримечательностью города Жуковский. Посмотреть на "суперсоник" и сфотографироваться на его фоне приезжают и молодожёны, и любители авиации из разных стран. Теперь этот памятник не только закрывает страницу сверхзвуковых пассажирских перевозок, но и открывает новую эпоху сверхзвука. В России уже полным ходом идут работы по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения, и вполне возможно, что мы вновь увидим на казахстанской земле самолёт, обгоняющий звук.
Максим Морозов