/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Органический развод

Органический развод

Кто становится жертвой маркетинговых уловок?

12:26 29 Август 2019 5200

Органический развод

Автор:

Марго Эрванд

Первая волна «культуры диет» пришлась на конец 1990-х, тогда в погоне за идеальным телом весь мир сидел на изнурительных диетах: «Кремлевская», «Аткинса», «Дюкана». Однако сейчас все это в прошлом, на гребне волны правильное питание. Но что это: забота о здоровье или очередной маркетинговый ход, играющий на руку производителям «полезных» продуктов? Ответить на этот и другие вопросы, связанные с «правильным питанием», нам поможет диетолог Дина Устиненко.

– Диета – это зло. В этом нас пытаются убедить все средства массовой информации, ежегодно публикуя разоблачающие медицинские исследования: насыщенная белками, пагубно влияет на почки, насыщенная жирами отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе, монодиета подрывает обмен веществ. Но должна вас огорчить, диеты по-прежнему правят миром, правда, теперь они скрываются за лаконичной аббревиатурой «ПП». Что такое диета? Это изменение рациона питания для решения каких-либо определенных задач в самочувствии человека. Это может быть как вынужденная мера, если мы говорим о каких-то медицинских показаниях, таких как диабет, гастрит, подагра и другие, или же эстетическая, если человек хочет изменить свой вес. Но дело в том, что «правильное питание» подразумевает под собой решение этих же проблем.

– Да, сходство очевидно, однако диета ассоциируется с ограничениями, в то время как правильное питание – это здоровый образ жизни, полезные продукты. Разве не так?

– Как корову ни назови, орлом не станет. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, ведь следить за тем, что ты ешь, полезно, но только до тех пор, пока это не превращается в манию. Но мир сошел с ума, и мы наблюдаем вторую волну «стройности»: отказ от глютена, продукты без ГМО, халал, органик, кето, палео, веганство. Доходит до абсурда, когда встречаешь надпись «халал» на пачке печенья, маркировку «без ГМО» на колбасе или «органик» на упаковке с клубникой. Все это маркетинговые уловки, которые безотказно работаю во всем мире, ведь покупатель заходит в магазин за продуктами, и среди разнообразия красочных упаковок его глаз безошибочно реагирует на маячки «правильного питания». И уже не важно, что халал – это символ того, что разрешено и допустимо в исламе, и под ним обычно подразумевается мясо животных. ГМО – это генетически модифицированные организмы и список продуктов, на упаковке которых стоит искать такую маркировку, невелик, и в нем нет и не может быть мясной продукции. С «органик» и вовсе все сложно, потому как, для того чтобы оправданно делать такую пометку на товаре, нужно обеспечить ряд трудновыполнимых условий, начиная с удобрений и заканчивая местоположением плантаций. Но спрос рождает предложения, и модную маркировку сегодня можно встретить даже там, где быть ее никак не должно.

– Про маркировки «органик», «без ГМО», «халал» все понятно, а как обстоят дела с пометкой «без глютена»? Оправданно ли стремление адептов ЗОЖ заменить обычную муку высшего сорта на нутовую, рисовую, кукурузную, кокосовую и другие или же это тоже просто удачная рекламная кампания?

– Нет, здесь как раз тот случай, когда затраты на приобретение другой муки совершенно оправданы. При этом не обязательно скупать модную нутовую, миндальную и другие, будет достаточным даже перейти на муку первого или второго сорта, а еще лучше на цельнозерновую муку. Что касается муки высшего сорта, то ее нельзя сравнивать с той, что была 20-30 лет назад. Это два абсолютно разных продукта. Раньше мука содержала много клетчатки, то есть оболочки зерна, сегодня же, для того чтобы она имела эстетический вид, ее очищают от всего. Поэтому современная мука – это уже абсолютно бесполезный продукт, который ферментируют и обогащают полезными веществами по указам на правительственном уровне. Как это вообще возможно? Почему это происходит? У меня нет ответов на эти вопросы, зато у компаний-производителей есть выгодное предложение: покупайте продукты с маркировкой «без глютена». Но и к этой маркировке нужно подходить с умом. К примеру, никакое колбасное изделие не может обойтись без глютена, потому как по ГОСТу в ней используется пшеничный белок. Также стоит внимательно изучать состав хлебобулочных изделий. Осознавая страх и недоверие потребителя к глютену, производители давно научились его маскировать, обозначая в составе пшеничный белок или же клейковину. Слова другие, но суть та же. Это глютен! И если у человека действительно непереносимость, то ему станет плохо. Но этот выбор был продиктован веянием моды, тогда он этого никогда и не заметит. И будет продолжать платить три цены за псевдополезный продукт.

А вообще знаете, с появлением всех этих новомодных продуктов у нас получается как в том анекдоте: чтобы еще такого съесть, чтобы похудеть. Люди подменяют умеренность в еде неумеренным употреблением псевдополезных продуктов. К примеру, будет гораздо более безопасно съесть пару долек черного шоколада, чем 100-граммовую плитку с фруктозой или какими-то другими сахарозаменителями. Многие говорят о вреде сухого молока, при этом, видимо, забывая о том, что именно оно входит в состав смеси для детей, которые находятся не на грудном вскармливании. И они вырастают абсолютно здоровыми людьми.

– Вы затронули тему молока, и я не могу не спросить, а как стоит относиться к тому что сегодня все чаще в СМИ стала появляться информация о вреде коровьего молока?

– О пользе и вреде молока не спорит только ленивый. Кто-то кричит, что с детства пьет молоко и здоров как бык, кто-то, напротив, уверен, что, перестав пить молоко, заметно оздоровился. Эти споры у меня лично вызывают улыбку, ибо могу с уверенностью сказать, что сегодня бояться коровьего молока не стоит, потому как встретить его на прилавках нашей страны практически нереально. Я постоянно мониторю рынок, провожу экспертизу продукции и точно знаю, что 90 процентов молока, представленного в Казахстане, – суррогат: смесь растительного и сухого молока. Но об этом никто и не догадывается, потому как в стране мало кто знает вкус натурального молока. Несколько лет назад я входила в состав оценочной комиссии на одном производстве. Нас было 30 человек, и мы должны были дегустировать образцы молока с целью выявить настоящее. Из восьми претендентов на звание лучшего только один образец являлся таковым – настоящее цельное молоко. И распознать его из 30 человек смогли только двое. Этот пример наглядно демонстрирует, что мы, городские жители, уже не знаем вкуса натурального молока.

– Как Вы думаете, чем можно объяснить то, с какой легкостью компании-производители сегодня умудряются манипулировать общественным сознанием?

Испокон веков главными заботами людей были и остаются дети, красота и здоровье. И именно забота о здоровье сегодня для многих компаний-производителей стала денежной жилой. Назойливая реклама «правильных» продуктов вместе с сумасшедшим ритмом жизни сделали свое дело. У людей нет времени ставить под сомнение прочитанное в Интернете, услышанное в новостях или от друзей. Они доверяют мнению специалистов и, сами того не ведая, становится жертвами маркетинговых уловок. Ни для кого не секрет, что стоит на товаре появиться символу «правильного питания», как ценник продукта начинает в разы отличаться от других участников ниши. Но если не следовать слепо рекламе, а начать читать состав на упаковке, то вполне может оказаться, что этот, к примеру, модный «фитнес-батончик» скорее навредит, нежели принесет анонсированную пользу здоровью. Потому как в составе таких псевдополезных батончиков может значится либо глюкозно-фруктозный сироп, а это даже хуже сахара, потому как он даст удар и по печени, и по поджелудочной железе, либо патока, а это, в принципе, тот же сахар, только сбоку, либо мальтодекстрин – вещество которое имеет гликемический индекс даже выше, чем у сахара. То есть если у человека есть какие-либо отклонения в работе поджелудочной железы, то употребление такого «полезного» перекуса нанесет его организму удар. Здоровому, возможно, он и не навредит, но вопрос в другом: к чему весь этот обман?

– Раз мы заговорили о составе, то оправдан ли общественный страх к продуктам с содержанием Е-индекса или же здесь тоже кроется обман?

– У страха глаза велики, и, наслышавшись рассказов о вреде всевозможных добавок, люди начали обходить стороной продукцию в составе которой значатся «ешки», прежде всего это происходит по незнанию. Потому как этим индексом в производстве могут обозначаться как канцерогенные, запрещенные и откровенно опасные, так и совершенно безвредные и даже полезные вещества. К примеру, Е300 – это аскорбиновая кислота, о пользе которой и говорить не нужно, Е161b – лютеин, витаминоподобное вещество, способствующее улучшению зрения, используется в лекарствах, Е500 – пищевая сода и многие другие безобидные добавки, которые могут скрываться за пугающей маркировкой.

– Исходя из Ваших слов, создается такое впечатление, что то, что нам сегодня продают под маркировкой «правильного питания»,  это не забота о здоровье, а очередная форма заработка. Это так?

– Увы, но «забота о нашем здоровье», о которой кричат производители, – это миф, потому как во главе угла стоит прибыль, а не польза. И как результат большая часть бюджета тратится на красивую упаковку, яркую рекламную кампанию, но никак не на качество продукта. Поэтому, прежде чем бездумно становиться адептом ЗОЖ и скупать в магазине товары с «правильной» маркировкой, будет не лишним научиться читать и понимать его состав. А как распределяются средства при производстве модных продуктов, можно увидеть на примере популярных «фитнес-батончиков». Батончик премиум-класса, с маркировкой «органик» и «без ГМО» весом в 45 грамм стоит 500-600 тенге. При этом в его составе значатся: финики, миндаль, корица, патока, высоко олеиновое растительное масло, хлопья рисовые, яблоки, изюм, кунжут, лен. А теперь попробуем приготовить по этой рецептуре свой, домашний батончик из продуктов, купленных по розничным ценам, исключив сомнительные ингредиенты: патоку, рисовые хлопья, растительное масло. В результате на 45 грамм действительно полезного продукта будет затрачено 100-120 тенге. Этот пример доказывает: чем меньше промышленность потрудилась над содержимым вашей тарелки, тем лучше для вашего здоровья.

Марго Эрванд

Перечень продуктов, где могут быть ГМО:

1. Соя и ее формы (бобы, проростки, концентрат, мука, молоко и т. д.).

2. Кукуруза и ее формы (мука, крупа, консервы, попкорн, масло, чипсы, крахмал, сиропы и т. д.).

3. Картофель и его формы (полуфабрикаты, сухое пюре, чипсы, крекеры, мука и т. д.).

4. Томаты и его формы (паста, пюре, соусы, кетчупы и т. д.).

5. Кабачки и продукты, произведенные с их использованием.

6. Сахарная свекла, свекла столовая, сахар, произведенный из сахарной свеклы.

7. Пшеница и продукты, произведенные с ее использованием, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия.

8. Масло подсолнечное.

9. Рис и продукты, его содержащие (мука, гранулы, хлопья, чипсы).

10. Морковь и продукты, ее содержащие.

11. Лук репчатый, шалот, порей и прочие луковичные овощи

Опасные добавки:

E102 – тартразин. Может вызвать приступ астмы.

E110 – желтый «солнечный закат». Может вызывать аллергию, тошноту.

Е122 – азорубин, кармуазин. Может вызвать аллергию.

E123 – амарант. Вызывает пороки развития у плода. Ведет к накоплению извести в почках.

Е124 – понсо 4R. Канцероген. Провоцирует приступы астмы.

Е127 – эритрозин. Может вызывать гиперактивность щитовидной железы.

E129 – красный очаровательный. Канцероген.

Е132 – индигокармин. Может вызывать тошноту, повышение давления, аллергию.

E200 – сорбиновая кислота. Может вызывать кожные реакции.

E210 – бензойная кислота. Потенциальный канцероген. Может провоцировать приступы астмы.

Е211 – бензоат натрия. Потенциальный канцероген.

Е220 – диоксид серы. Вызывает раздражение кишечника. 1/4 всех людей не переносят серу.

Е221 – сульфит натрия. Разрушает витамины В1 (тиамин) и Н (биотин). Может провоцировать приступы астмы и почечную недостаточность.

E235 – пимарицин, натамицин. Может вызывать аллергию, тошноту, понос.

Е251 – нитрат натрия. В организме превращается в канцероген.

Е450 – пирофосфаты. Чрезмерное употребление грозит остеопорозом (разрыхление кости) и появлением камней в почках.

Е512 – хлорид олова. Вызывает рвоту, встречается в консервах.

Е622 – глутамат калия. Самая распространенная «фастфудная» добавка, которой нередко отравляются при переедании – наблюдается тошнота, понос, колики.

Е951 – аспартам. Может вызвать мигрень, сыпь на коже и ухудшение мозговой деятельности. Может быть генетически модифицированным.

COVID «задавил импорт» и дал толчок отечественному производству в стоматологии

Не было бы роста, да пандемия помогла. Пожалуй, так можно обозначить положение дел, которое сегодня складывается в некоторых частных клиниках в стоматологии, где запущено собственное производство.

18 Июнь 2020 11:39 1813

COVID «задавил импорт» и дал толчок отечественному производству в стоматологии

Высокая конкуренция с импортом до вспышки коронавируса теперь пошла на спад, и на первые позиции в спросе выходит продукция made in Kazakhstan. Жания Бубеева – управляющий партнер молодой компании SmartForce по производству элайнеров – специальных капп для выравнивания зубов. В разговоре с корреспондентом Inbusiness.kz, предприниматель рассказала, как карантин сказался на стоматологическом рынке.   

Жания, Вы позиционируете себя как единственный производитель в Казахстане так называемых элайнеров. Чтобы было понятно нашим читателям, поясним, что элайнеры – это те же брекеты, но комфортнее и современнее. Этакое новое слово в стоматологии, теперь и в казахстанской. Все верно? Расскажите о своем продукте.

Когда пять лет назад мы впервые узнали о такой технологии, как элайнеры, мы были поражены их простотой и универсальностью. Это тончайшие прозрачные каппы, которые используются для коррекции положения зубов. Элайнеры – это серия последовательно используемых прозрачных капп из биосовместимого поликарбоната. Количество капп на курс лечения зависит от степени кривизны зубов и сложности исправления. Каппы изготавливаются индивидуально для каждого пациента и в точности повторяют форму зубов. Они комфорты, удобны и незаметны с расстояния 30 сантиметров. Другими словами, элайнеры – это новая эра в ортодонтии. Они появились в 1998 году в США. С развитием 3D-технологий стали более эффективными и, соответственно, более популярными.

Как запускали этот бизнес в Казахстане? Не боялись экспериментировать? Все-таки менталитет у нас больше такой, что проще доверять «проверенному тире, работающему по старинке», или я ошибаюсь? Какая история у вашего бизнеса?

Нас заинтересовала идея 3D-печати и ее практического применения. Одним из перспективных направлений нам показалось производство элайнеров. Мы начали изучать эту тему глубже, более детально, прониклись и загорелись этим проектом. Так как мы были первыми в Казахстане, в первое время было трудно. Достаточно много времени занял подбор оборудования и материалов. Изучали рынок, флагманов отрасли. Остановились на самом лучшем на тот момент оборудовании немецкого, американского и израильского производства, так как самым важным для нас было обеспечить высокое качество продукции, чтобы завоевать доверие клиентов. Конечно же, у нас была эйфория, которая на первом же этапе столкнулась со стеной недоверия со стороны врачей. Приходилось преодолевать скептицизм в отношении всего нового, тем более – казахстанского. Но мы горели энтузиазмом и верой в идею, которые помогли нам убедить врачей и завоевать доверие пациентов. Следующим этапом стало открытие собственной клиники в Нур-Султане. После успешного запуска здесь решили расширяться, открыв клинику и в Алматы. Сейчас клиники – очень важная часть нашего проекта, это клиническая база для наших элайнеров.

Давайте поймем детали производства. Насколько это затратно в вашем деле? Можете обозначить цифры, во сколько сегодня обходится запуск производства элайнеров? Где закупаете материалы?

Для запуска производства элайнеров требуются современные технологии – сама техника: 3D-принтеры, сканеры, программы. Кроме того, для самого производства элайнеров мы используем американские и немецкие материалы. К сожалению, у нас в Казахстане такие материалы не производятся. Но оборудования и материалов недостаточно для производства элайнеров. Их производство нельзя сравнивать с массовым, серийным производством. Каждый элайнер изготавливается индивидуально для каждого конкретного пациента с учетом его особенностей и потребностей. Соответственно, наибольшую часть стоимости занимает интеллектуальная составляющая. Мы разработали собственные протоколы лечения и постоянно их совершенствуем, базируясь на опыте. Компания существует пять лет, и за это время мы значительно усовершенствовали нашу систему. К примеру, мы уже не используем то оборудование, которое покупали пять лет назад. С каждым годом технологии становятся, с одной стороны, все более точными и эффективными, а с другой стороны – более доступными. Несомненно, это позволяет нам удешевлять нашу конечную продукцию. Поэтому сейчас трудно сказать, сколько конкретно было потрачено на проект.

Кто ваши клиенты? Бытует мнение, что элайнеры настолько сегодня популярны и дорогостоящи, что доступны исключительно людям с высоким доходом, например различным селебрити…  

Мы работаем в двух направлениях – В2В и В2С. В рамках направления В2В мы работаем по заказам и заявкам врачей. А в формате В2С – через собственные клиники. В наших клиниках мы работаем напрямую с пациентами. Что же касается доступности, то благодаря оптимизации производства нам удалось значительно снизить стоимость элайнеров по сравнению с иностранными аналогами. Например, если сравнивать с американской продукцией, стоимость наших элайнеров для конечного потребителя в два-три раза ниже американских аналогов. Раньше, до появления наших элайнеров, стоимость действительно была крайне высокой и такое лечение было недоступно для основной массы населения. С нашим появлением элайнеры стали доступны, и их стоимость стала сопоставима с брекетами. Если говорить о ценах за лечение, то стоимость зависит от сложности случая. В легких случаях, и в случаях средней степени искривления стоимость лечения сравнима с лечением на недорогих качественных брекетах и дешевле, чем лечение на эстетических керамических или сапфировых брекетах.

Вы сказали, что закупаетесь за рубежом. Как это сказывается на вашем бизнесе, учитывая зависимость от доллара и, в принципе, события последних месяцев, когда во многих странах мира весьма нестабильная экономическая ситуация на фоне пандемии?

Конечно, мы зависим от курса валют, поскольку материалы мы закупаем за рубежом. Но благодаря оптимизации внутренних процессов нам удалось сохранить цены на прежнем уровне. Кроме того, у нас были достаточные запасы материалов, что позволило нам в период закрытия границ продолжать изготавливать элайнеры, чтобы наши пациенты не прерывали лечение.

Жания, расскажите, как в целом пережили карантин? Насколько серьезно изоляция ударила по вам? Или, может, напротив, задала новые направления в развитии, в кризисное время ведь приходится искать новые пути?

Конечно, в период карантина наши продажи упали, так как большинство клиник были закрыты. В основном мы обеспечивали предыдущие заказы. Но благодаря нашим запасам, повторюсь, нам удалось пережить карантин относительно безболезненно. Но мы считаем, что сейчас для нас открываются новые перспективы. В связи с нарушением глобальной логистики значительно усложняется доставка иностранных элайнеров в Казахстан, а их стоимость повышается. Соответственно, мы видим в этом новые перспективы для развития рынка. Локальное производство обеспечивает наше конкурентное преимущество перед зарубежными аналогами. В первую очередь за счет цены, скорости изготовления и доставки и гибкости по условиям оплаты. Например, у нас действует программа рассрочки. Так как курс лечения подразумевает серию последовательно используемых элайнеров, то наши клиенты могут оплачивать каппы по мере их изготовления и замены.

Как сегодня чувствует себя в целом стоматологический рынок Казахстана? Вы единственные в стране с подобным продуктом. Тем не менее как оцениваете уровень конкуренции здесь?

Стоматологический рынок в Казахстане всегда был частным, и здесь всегда была высокая конкуренция. В условиях снижения спроса конкуренция только нарастает. Многие клиники сейчас переживают тяжелые времена. С другой стороны, стоматология – это в первую очередь вопрос здоровья. Людям в любом случае нужно лечить зубы – это базовая потребность. Тем более люди все больше обращают внимания на свое здоровье. И спрос на услуги здравоохранения, в частности стоматологии, всегда будет стабильным. Также, по моему мнению, в условиях кризиса люди все больше задумываются о своей внешности. Здоровые зубы, красивая улыбка – это признак успешности, который дает человеку дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.

Как вы оцениваете поддержку бизнеса государством во время ЧП и в посткарантинный период?  

Наше производство получило отсрочку по уплате налогов, а клиника в Алматы получила освобождение от налогов. Кроме того, нам помогло введение чрезвычайного положения, поскольку мы смогли применить условия форс-мажора по некоторым обязательствам. Так как части сотрудников пришлось уйти в неоплачиваемый отпуск, они смогли получить социальную выплату в размере 42 500 тенге, что позволило нам сохранить наши кадры. Все это в совокупности сохранило нашу финансовую стабильность, и теперь мы смогли продолжить работу в обычном режиме.

Успехов вам! Спасибо за беседу!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Отказ от прививок вошел в топ-10 глобальных угроз здоровью населения – ВОЗ

По каким причинам отказываются от вакцинации в Казахстане.

10 Апрель 2020 08:00 2640

Отказ от прививок вошел в топ-10 глобальных угроз здоровью населения – ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения в 2019 году одной из топ-10 глобальных угроз здоровью населения определила сознательный отказ от вакцинации. Руководитель отдела мониторинга и анализа инфекционных и паразитарных заболеваний департамента профилактики инфекционных заболеваний Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК, кандидат медицинских наук Канат Текебаев рассказал все «за» и «против» вакцинопрофилактики.

По его словам, благодаря успехам медицины, в том числе и иммунопрофилактики, значительно сократилась детская смертность и увеличилась продолжительность жизни. Вакцинация позволила полностью ликвидировать некогда грозную оспу в большинстве стран, в том числе и в Казахстане, полиомиелит, сократить до минимума заболеваемость корью. Редкостью стали тяжелые формы заболевания коклюшем и дифтерией. Большую роль вакцинация сыграла в снижении детской смертности от туберкулеза.

По данным исследований ВОЗ, ежегодно благодаря иммунопрофилактике инфекционных заболеваний удается предотвратить более 2,5 млн случаев смерти. Однако каждый год причиной смертности 9 млн детей являются инфекционные болезни, причем 3 млн гибнут от инфекций, против которых имеются вакцины. В 2017 году было привито рекордно высокое количество детского населения – 116,2 миллиона человек, но 19,9 миллиона детей по разным причинам остались недопривитыми. Поэтому достаточно преждевременно говорить о значительных успехах в борьбе с инфекционными заболеваниями, тем более что в этом же году в нескольких странах разразились крупные вспышки эпидемий кори и дифтерии, повлекшие за собой многочисленные случаи смертельных исходов.

Всемирная организация здравоохранения в 2019 году одной из топ-10 глобальных угроз здоровью населения определила сознательный отказ от вакцинации.

Несмотря на риск возникновения инфекционных заболеваний у ребенка, значительная часть родителей либо сомневаются в целесообразности, либо совсем отказываются от иммунизации своих детей.

Как отмечает руководитель департамента, в Казахстане вакцинопрофилактика регулируется на государственном уровне. Реализация национальной программы иммунопрофилактики детских инфекций имеет целью охватить собой как можно большее количество детского населения.

«Принято считать, что долговременный эпидемиологический эффект от вакцинации возможен только в том случае, если прививками будут охвачены 95% детей первых лет жизни. В настоящее время своевременное проведение профилактических прививок является важным показателем деятельности профилактической работы медицинской организации. Вакцинация на первом году жизни имеет определяющее значение для формирования резистентности иммунной системы ребенка, поэтому первую прививку новорожденный получает еще в родильном доме. После этого вакцинопрофилактика осуществляется в детской поликлинике и является одним из разделов работы участкового врача-педиатра», – подчеркивает Канат Текебаев.

На сегодняшний день главным документом, который определяет сроки и типы вакцинаций и утверждается постановлением правительства РК, является Национальный календарь профилактических прививок.

Прививочный календарь разрабатывается с учетом всех возрастных особенностей, в том числе и наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Однако на сегодняшний день проведение вакцинации детей, согласно действующему законодательству, носит добровольный характер. Поэтому родители имеют возможность отказаться от той или иной прививки или от вакцинопрофилактики полностью.

Причины отказов родителей от вакцинации могут быть различны

Как подчеркивает Канат Текебаев, объективная причина отказов может быть только одна – медицинский отвод, связанный с состоянием ребенка. К субъективным причинам можно отнести боязнь осложнений в поствакцинальном периоде, недоверие к официальной медицине, религиозные запреты, убеждения, что обязательная вакцинация нарушает их права и другие. В значительной степени возникновению отказов и, как следствие, снижению охвата вакцинацией детей способствуют средства массовой информации (интернет-ресурсы), которые рассказывают о большом числе осложнений, возникающих в поствакцинальном периоде.

Таким образом, несмотря на все аргументы в пользу иммунизации детей, проблема отказов родителей от вакцинации и несвоевременности ее проведения в настоящее время стоит достаточно остро.

«В ходе анализа причин отказов от вакцинации в Казахстане было установлено, что за 2019 год в республике зарегистрировано порядка 17 тысяч отказов от профилактических прививок. По результатам исследований, основные причины отказа или нарушения сроков вакцинации детей на первом году чаще всего связаны с боязнью возникновения осложнений в поствакцинальном периоде, недоверие к качеству вакцин и уверенностью в отсутствии риска заражения инфекционными заболеваниями. Религиозные убеждения также являются одним из факторов отказа от вакцинации. Большую роль в формировании негативного отношения к прививкам играют различные информационные системы», – рассказал руководитель департамента.

По его словам, недостаточная информационная работа медицинских работников с родителями ведет к недопониманию важности вакцинопрофилактики детских инфекций и влечет за собой предотвратимые отказы и сомнения в целесообразности проведения вакцинации.

Основные аргументы в пользу вакцинации

Канат Текебаев перечислил основные причины, почему следует прививать детей.

Законодательное право. У ребенка есть право на вакцинацию по умолчанию, так как он родился в Казахстане. Государство дает доступные средства для защиты ребенка. Отказ от вакцинации – это нарушение прав ребенка.

Безопасность и гарантии. Вакцины безопасны. Любая лицензированная вакцина проходит тщательную проверку в рамках нескольких этапов испытаний и только после этого признается пригодной к использованию. После вывода вакцин на рынок они регулярно становятся объектом повторных проверок. Ученые также постоянно отслеживают множество источников информации на предмет обнаружения данных о возможных неблагоприятных проявлениях после вакцинации.

Опасения постпрививочных реакций. В большинстве случаев реакции на вакцинацию, например, боль в руке или несколько повышенная температура, как правило, незначительны и быстро проходят. В тех редких случаях, когда имеют место серьезные побочные эффекты, немедленно проводится расследование.

«Гораздо выше вероятность серьезно пострадать от болезни, предупреждаемой вакцинацией, чем от самой вакцины. Например, при заболевании полиомиелитом может развиться паралич, корь может вызвать энцефалит и слепоту, а некоторые заболевания, предупреждаемые вакцинацией, могут даже привести к смерти. У привитого человека, даже если он заболел, вероятность осложнений маловероятна. Преимущества вакцинации значительно перевешивают риски, и без вакцинации случаев болезни и смерти было бы намного больше», – подчеркивает руководитель департамента.

Что касается религиозных убеждений, то, по его словам, ни в одной традиционной религии не говорится о запрете вакцинации, а совсем наоборот, провозглашается стремление к сохранению здоровья своего и ближних. Духовные лидеры большинства религиозных конфессий Казахстана высказываются в поддержку врачей. Однако есть такие религиозные группы, члены которых в определенных обстоятельствах придумывают религиозные оправдания для отказа от прививок или используют свой авторитет, чтобы настроить людей против иммунизации. Проблема в другом: «отказ от иммунизации по религиозным соображениям на деле отражает неверие в безопасность вакцин или личные убеждения верующих, входящих в социальную сеть, созданную какой-либо религиозной общиной».

Отрицательное влияние современных информационных систем. Также, по мнению специалиста, существует мнение, что антивакцинальное движение и опасения в отношении вакцинации крепнут благодаря Интернету. Однако и раньше были подобные проблемы. Появление Интернета привело к изменению их масштаба, росту скорости, с которой распространяются слухи, и появлению возможностей для их распространения по всему миру. Интернет стал огромным хранилищем как позитивных, так и негативных данных, поэтому за последние несколько лет приверженцам альтернативных убеждений стало гораздо проще обосновывать свою позицию и привлекать к ней широкое внимание.

Таким образом, вакцинация научно обоснованная и проверенная временем мера профилактики инфекционных заболеваний. На сегодняшний день вакцинопрофилактика является одной из мер, реально влияющей на общественное здоровье.

Саян Абаев

Новости

Вчера
21:49

Алексей Цой: показатель заболеваемости КВИ и пневмонией в разы меньше, чем потребляемое количество препаратов

Вчера
21:47

В Казахстане на бесплатные ПЦР-тесты выделили 14 млрд тенге – глава Минздрава

Вчера
21:11

В Казахстане не зафиксировано повторных заражений COVID-19 – Минздрав

Вчера
21:00

Число летальных случаев от COVID-19 в Казахстане увеличилось до 232 человек

Вчера
20:41

Правительство Казахстана обещает в ближайшее время устранить дефицит жаропонижающих и антивирусных препаратов в аптеках

Вчера
20:33

В Жамбылской области вводятся строгие ограничительные меры

Вчера
19:30

Главы государств и правительств поздравляют первого президента Казахстана с юбилеем

Вчера
18:57

Акимат Нур-Султана будет реагировать на необоснованное повышение цен в аптеках через службу iKomek

Вчера
18:35

В Нур-Султане открылся Центр семейного здоровья в рамках проекта «Доктор у дома»

Все новости