/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 184,31 Пшеница 465,40
Органический развод

Органический развод

Кто становится жертвой маркетинговых уловок?

29 Август 2019 12:26 2955

Органический развод

Первая волна «культуры диет» пришлась на конец 1990-х, тогда в погоне за идеальным телом весь мир сидел на изнурительных диетах: «Кремлевская», «Аткинса», «Дюкана». Однако сейчас все это в прошлом, на гребне волны правильное питание. Но что это: забота о здоровье или очередной маркетинговый ход, играющий на руку производителям «полезных» продуктов? Ответить на этот и другие вопросы, связанные с «правильным питанием», нам поможет диетолог Дина Устиненко.

– Диета – это зло. В этом нас пытаются убедить все средства массовой информации, ежегодно публикуя разоблачающие медицинские исследования: насыщенная белками, пагубно влияет на почки, насыщенная жирами отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе, монодиета подрывает обмен веществ. Но должна вас огорчить, диеты по-прежнему правят миром, правда, теперь они скрываются за лаконичной аббревиатурой «ПП». Что такое диета? Это изменение рациона питания для решения каких-либо определенных задач в самочувствии человека. Это может быть как вынужденная мера, если мы говорим о каких-то медицинских показаниях, таких как диабет, гастрит, подагра и другие, или же эстетическая, если человек хочет изменить свой вес. Но дело в том, что «правильное питание» подразумевает под собой решение этих же проблем.

– Да, сходство очевидно, однако диета ассоциируется с ограничениями, в то время как правильное питание – это здоровый образ жизни, полезные продукты. Разве не так?

– Как корову ни назови, орлом не станет. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, ведь следить за тем, что ты ешь, полезно, но только до тех пор, пока это не превращается в манию. Но мир сошел с ума, и мы наблюдаем вторую волну «стройности»: отказ от глютена, продукты без ГМО, халал, органик, кето, палео, веганство. Доходит до абсурда, когда встречаешь надпись «халал» на пачке печенья, маркировку «без ГМО» на колбасе или «органик» на упаковке с клубникой. Все это маркетинговые уловки, которые безотказно работаю во всем мире, ведь покупатель заходит в магазин за продуктами, и среди разнообразия красочных упаковок его глаз безошибочно реагирует на маячки «правильного питания». И уже не важно, что халал – это символ того, что разрешено и допустимо в исламе, и под ним обычно подразумевается мясо животных. ГМО – это генетически модифицированные организмы и список продуктов, на упаковке которых стоит искать такую маркировку, невелик, и в нем нет и не может быть мясной продукции. С «органик» и вовсе все сложно, потому как, для того чтобы оправданно делать такую пометку на товаре, нужно обеспечить ряд трудновыполнимых условий, начиная с удобрений и заканчивая местоположением плантаций. Но спрос рождает предложения, и модную маркировку сегодня можно встретить даже там, где быть ее никак не должно.

– Про маркировки «органик», «без ГМО», «халал» все понятно, а как обстоят дела с пометкой «без глютена»? Оправданно ли стремление адептов ЗОЖ заменить обычную муку высшего сорта на нутовую, рисовую, кукурузную, кокосовую и другие или же это тоже просто удачная рекламная кампания?

– Нет, здесь как раз тот случай, когда затраты на приобретение другой муки совершенно оправданы. При этом не обязательно скупать модную нутовую, миндальную и другие, будет достаточным даже перейти на муку первого или второго сорта, а еще лучше на цельнозерновую муку. Что касается муки высшего сорта, то ее нельзя сравнивать с той, что была 20-30 лет назад. Это два абсолютно разных продукта. Раньше мука содержала много клетчатки, то есть оболочки зерна, сегодня же, для того чтобы она имела эстетический вид, ее очищают от всего. Поэтому современная мука – это уже абсолютно бесполезный продукт, который ферментируют и обогащают полезными веществами по указам на правительственном уровне. Как это вообще возможно? Почему это происходит? У меня нет ответов на эти вопросы, зато у компаний-производителей есть выгодное предложение: покупайте продукты с маркировкой «без глютена». Но и к этой маркировке нужно подходить с умом. К примеру, никакое колбасное изделие не может обойтись без глютена, потому как по ГОСТу в ней используется пшеничный белок. Также стоит внимательно изучать состав хлебобулочных изделий. Осознавая страх и недоверие потребителя к глютену, производители давно научились его маскировать, обозначая в составе пшеничный белок или же клейковину. Слова другие, но суть та же. Это глютен! И если у человека действительно непереносимость, то ему станет плохо. Но этот выбор был продиктован веянием моды, тогда он этого никогда и не заметит. И будет продолжать платить три цены за псевдополезный продукт.

А вообще знаете, с появлением всех этих новомодных продуктов у нас получается как в том анекдоте: чтобы еще такого съесть, чтобы похудеть. Люди подменяют умеренность в еде неумеренным употреблением псевдополезных продуктов. К примеру, будет гораздо более безопасно съесть пару долек черного шоколада, чем 100-граммовую плитку с фруктозой или какими-то другими сахарозаменителями. Многие говорят о вреде сухого молока, при этом, видимо, забывая о том, что именно оно входит в состав смеси для детей, которые находятся не на грудном вскармливании. И они вырастают абсолютно здоровыми людьми.

– Вы затронули тему молока, и я не могу не спросить, а как стоит относиться к тому что сегодня все чаще в СМИ стала появляться информация о вреде коровьего молока?

– О пользе и вреде молока не спорит только ленивый. Кто-то кричит, что с детства пьет молоко и здоров как бык, кто-то, напротив, уверен, что, перестав пить молоко, заметно оздоровился. Эти споры у меня лично вызывают улыбку, ибо могу с уверенностью сказать, что сегодня бояться коровьего молока не стоит, потому как встретить его на прилавках нашей страны практически нереально. Я постоянно мониторю рынок, провожу экспертизу продукции и точно знаю, что 90 процентов молока, представленного в Казахстане, – суррогат: смесь растительного и сухого молока. Но об этом никто и не догадывается, потому как в стране мало кто знает вкус натурального молока. Несколько лет назад я входила в состав оценочной комиссии на одном производстве. Нас было 30 человек, и мы должны были дегустировать образцы молока с целью выявить настоящее. Из восьми претендентов на звание лучшего только один образец являлся таковым – настоящее цельное молоко. И распознать его из 30 человек смогли только двое. Этот пример наглядно демонстрирует, что мы, городские жители, уже не знаем вкуса натурального молока.

– Как Вы думаете, чем можно объяснить то, с какой легкостью компании-производители сегодня умудряются манипулировать общественным сознанием?

Испокон веков главными заботами людей были и остаются дети, красота и здоровье. И именно забота о здоровье сегодня для многих компаний-производителей стала денежной жилой. Назойливая реклама «правильных» продуктов вместе с сумасшедшим ритмом жизни сделали свое дело. У людей нет времени ставить под сомнение прочитанное в Интернете, услышанное в новостях или от друзей. Они доверяют мнению специалистов и, сами того не ведая, становится жертвами маркетинговых уловок. Ни для кого не секрет, что стоит на товаре появиться символу «правильного питания», как ценник продукта начинает в разы отличаться от других участников ниши. Но если не следовать слепо рекламе, а начать читать состав на упаковке, то вполне может оказаться, что этот, к примеру, модный «фитнес-батончик» скорее навредит, нежели принесет анонсированную пользу здоровью. Потому как в составе таких псевдополезных батончиков может значится либо глюкозно-фруктозный сироп, а это даже хуже сахара, потому как он даст удар и по печени, и по поджелудочной железе, либо патока, а это, в принципе, тот же сахар, только сбоку, либо мальтодекстрин – вещество которое имеет гликемический индекс даже выше, чем у сахара. То есть если у человека есть какие-либо отклонения в работе поджелудочной железы, то употребление такого «полезного» перекуса нанесет его организму удар. Здоровому, возможно, он и не навредит, но вопрос в другом: к чему весь этот обман?

– Раз мы заговорили о составе, то оправдан ли общественный страх к продуктам с содержанием Е-индекса или же здесь тоже кроется обман?

– У страха глаза велики, и, наслышавшись рассказов о вреде всевозможных добавок, люди начали обходить стороной продукцию в составе которой значатся «ешки», прежде всего это происходит по незнанию. Потому как этим индексом в производстве могут обозначаться как канцерогенные, запрещенные и откровенно опасные, так и совершенно безвредные и даже полезные вещества. К примеру, Е300 – это аскорбиновая кислота, о пользе которой и говорить не нужно, Е161b – лютеин, витаминоподобное вещество, способствующее улучшению зрения, используется в лекарствах, Е500 – пищевая сода и многие другие безобидные добавки, которые могут скрываться за пугающей маркировкой.

– Исходя из Ваших слов, создается такое впечатление, что то, что нам сегодня продают под маркировкой «правильного питания»,  это не забота о здоровье, а очередная форма заработка. Это так?

– Увы, но «забота о нашем здоровье», о которой кричат производители, – это миф, потому как во главе угла стоит прибыль, а не польза. И как результат большая часть бюджета тратится на красивую упаковку, яркую рекламную кампанию, но никак не на качество продукта. Поэтому, прежде чем бездумно становиться адептом ЗОЖ и скупать в магазине товары с «правильной» маркировкой, будет не лишним научиться читать и понимать его состав. А как распределяются средства при производстве модных продуктов, можно увидеть на примере популярных «фитнес-батончиков». Батончик премиум-класса, с маркировкой «органик» и «без ГМО» весом в 45 грамм стоит 500-600 тенге. При этом в его составе значатся: финики, миндаль, корица, патока, высоко олеиновое растительное масло, хлопья рисовые, яблоки, изюм, кунжут, лен. А теперь попробуем приготовить по этой рецептуре свой, домашний батончик из продуктов, купленных по розничным ценам, исключив сомнительные ингредиенты: патоку, рисовые хлопья, растительное масло. В результате на 45 грамм действительно полезного продукта будет затрачено 100-120 тенге. Этот пример доказывает: чем меньше промышленность потрудилась над содержимым вашей тарелки, тем лучше для вашего здоровья.

Марго Эрванд

Перечень продуктов, где могут быть ГМО:

1. Соя и ее формы (бобы, проростки, концентрат, мука, молоко и т. д.).

2. Кукуруза и ее формы (мука, крупа, консервы, попкорн, масло, чипсы, крахмал, сиропы и т. д.).

3. Картофель и его формы (полуфабрикаты, сухое пюре, чипсы, крекеры, мука и т. д.).

4. Томаты и его формы (паста, пюре, соусы, кетчупы и т. д.).

5. Кабачки и продукты, произведенные с их использованием.

6. Сахарная свекла, свекла столовая, сахар, произведенный из сахарной свеклы.

7. Пшеница и продукты, произведенные с ее использованием, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия.

8. Масло подсолнечное.

9. Рис и продукты, его содержащие (мука, гранулы, хлопья, чипсы).

10. Морковь и продукты, ее содержащие.

11. Лук репчатый, шалот, порей и прочие луковичные овощи

Опасные добавки:

E102 – тартразин. Может вызвать приступ астмы.

E110 – желтый «солнечный закат». Может вызывать аллергию, тошноту.

Е122 – азорубин, кармуазин. Может вызвать аллергию.

E123 – амарант. Вызывает пороки развития у плода. Ведет к накоплению извести в почках.

Е124 – понсо 4R. Канцероген. Провоцирует приступы астмы.

Е127 – эритрозин. Может вызывать гиперактивность щитовидной железы.

E129 – красный очаровательный. Канцероген.

Е132 – индигокармин. Может вызывать тошноту, повышение давления, аллергию.

E200 – сорбиновая кислота. Может вызывать кожные реакции.

E210 – бензойная кислота. Потенциальный канцероген. Может провоцировать приступы астмы.

Е211 – бензоат натрия. Потенциальный канцероген.

Е220 – диоксид серы. Вызывает раздражение кишечника. 1/4 всех людей не переносят серу.

Е221 – сульфит натрия. Разрушает витамины В1 (тиамин) и Н (биотин). Может провоцировать приступы астмы и почечную недостаточность.

E235 – пимарицин, натамицин. Может вызывать аллергию, тошноту, понос.

Е251 – нитрат натрия. В организме превращается в канцероген.

Е450 – пирофосфаты. Чрезмерное употребление грозит остеопорозом (разрыхление кости) и появлением камней в почках.

Е512 – хлорид олова. Вызывает рвоту, встречается в консервах.

Е622 – глутамат калия. Самая распространенная «фастфудная» добавка, которой нередко отравляются при переедании – наблюдается тошнота, понос, колики.

Е951 – аспартам. Может вызвать мигрень, сыпь на коже и ухудшение мозговой деятельности. Может быть генетически модифицированным.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: