/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 20 947,78 Hang Seng 23 076,46
FTSE 100 5 454,57 РТС 987,75
KASE 2 212,62 Brent 25,60
ОСМС: о чем волнуются клиники и аптеки?

ОСМС: о чем волнуются клиники и аптеки?

Министр здравоохранения дал пояснения.

31 Июль 2019 15:31 4509

ОСМС: о чем волнуются клиники и аптеки?

Автор:

Елена Тумашова

Фото: tengrinews.kz

Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) стартует в Казахстане с января 2020 года. К системе будут подключены физические лица: они должны будут начать делать взносы в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), по 15 категориям граждан это будет делать государство. До 31 марта 2020 года все население сможет получать полный объем медпомощи в рамках ГОБМП и ОСМС. Однако с 1 апреля 2020 года незастрахованным будет доступен только государственный объем бесплатной медпомощи (по новой модели).

До полномасштабного запуска ОСМС осталось немного времени, однако у участников системы – поставщиков медицинских услуг и лекарственных средств – остается много вопросов.

Где искать экспертов?

«Кто и как проводит экспертизу при допуске лечебных заведений? Кто проводит экспертизу качества? Кто оценивает самые сложные случаи (ошибок в процессе лечения. – Ред.)?» – такие вопросы прозвучали на круглом столе «Рынок медуслуг Казахстана: переход к страховой медицине» от Вячеслава Локшина, возглавляющего два профобъединения – Казахстанскую ассоциацию репродуктивной медицины и Ассоциацию международных фармацевтических производителей РК.

Он выразил сомнение в том, что именитые специалисты захотят проходить сертификацию, для того чтобы выступать в роли экспертов. Те же, кто идет на аккредитацию, если есть возможность и оплата, – это «обычные» врачи.

«Признанные в стране профессионалы, руководители отделений, профессора – их нужно привлекать. Нужен список ведущих экспертов страны, которым не нужна сертификация, поскольку они признаны. И должны быть требования, чтобы было понятно, кто эти эксперты», – поделился мнением спикер.

«Не слышал, чтобы где-то в мире профессора выступали на постоянной и добровольной основе в качестве экспертов, – заметил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов. – Жалобы возникают и при трансплантации, но, поверьте, чаще – во время удаления зубов или при аппендиците. Поэтому не надо быть нобелевским лауреатом, чтобы прийти и провести экспертизу».

Министр пояснил, что «с точки зрения закона у нас правила единые». Для того чтобы человек имел право делать операцию по удалению аппендикса, у него должен быть сертификат специалиста-хирурга, и проводить манипуляции он должен согласно стандартам и протоколам.

«И это означает, что законодательно он (врач соответствующей специализации. – Ред.) может экспертировать другого врача», – пояснил глава ведомства.

Он отметил, что вопрос привлечения экспертов связан с оплатой их работы, а точнее, с компенсацией дохода от трудовой деятельности, который они потеряют, если будут заниматься экспертизой.

Сложная система оплаты труда врачей включает, например, плату за операции. Если врач не выполняет операции, поскольку занят проведением экспертизы, значит, он теряет доход.

«Кто на это согласится? Безусловно, система требует совершенствования. Мы готовы работать над этим. Я вижу большую возможность для автоматизированного отсева (случаев, требующих проверки. – Ред.), чтобы не загружать и не привлекать много экспертов», – отметил глава ведомства.

Гибкие договорные отношения

Исполнительный директор Ассоциации клиник Алматы Расул Дюсенов поднял вопрос о необходимости автоматизации процесса контрактования – для исключения человеческого фактора.

Кроме этого, по его мнению, клиникам нужно иметь возможность работать в рамках ГОБМП и ОСМС по договорам присоединения (что предусмотрено Гражданским кодексом) в течение всего года, а не только в рамках кампании по контрактованию. И также нужна возможность заключения договоров по ГОБМП и ОСМС на более длительный срок при условии контроля качества и полноты оказываемых услуг.

«Такая норма есть только для договоров ГЧП», – пояснил спикер.

«В части договора присоединения фонд отрабатывает. Я поставил задачу начать прорабатывать долгосрочные договоры», – прокомментировал Елжан Биртанов.

Он также отметил, что структура рынка поставщиков медуслуг в последние годы меняется очень быстро, появляются новые либо клиники объединяются.

«Нужно иметь очень гибкую систему (заключения договоров. – Ред.), чтобы мы могли перераспределять или, наоборот, чаще контрактовать. Мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы контрактовать по полгода», – сообщил министр.

Тарифам нужен инвестиционный компонент

Частный медицинский бизнес ожидает роста тарифов с запуском ОСМС. Минздрав проводит определенную работу в этом направлении.

«Однако цены на лекарственные средства и медтехнику растут гораздо быстрее, чем повышаются тарифы. Они фактически удваиваются каждые три-пять лет», – отметил Расул Дюсенов.

По его словам, частному медицинскому бизнесу хотелось бы видеть в тарифе и инвестиционный компонент, то есть покрытие капитальных затрат.

«Этого можно добиться, например, путем направления части средств, которые тратятся сейчас на капитальные затраты в госклиниках, на повышение тарифов. Это позволило бы направить высвободившиеся средства на повышение тарифа и также на выравнивание условий для государственных и частных поставщиков, улучшение системы менеджмента.

«То есть это позволило бы ввести элемент здоровой конкуренции», – отметил спикер.

Елжан Биртанов пояснил: переход на включение в тариф амортизационных затрат заложен, и это планируется сделать с 2022 года. Министерство финансов и Министерство экономики концептуально не против.

Пока же есть псевдомодель. «Псевдо» – потому что работает для госсектора. Это так называемые трансферты общего характера. В зависимости от оборотов ГОБМП в том или ином регионе рассчитывается процент затрат на капремонт и оснащение медорганизаций. И эти деньги трансфертами общего характера «садятся» в местные бюджеты.

«Привязка к обороту намекает на то, что это экономическая модель. Она нам не нравится, честно говоря, потому что не доходит до поставщиков в зависимости от оборота (например, на село). Денег не так много, в принципе, – около 50 млрд тенге на всю страну. И второе – там нет частников, мы это понимаем, это несправедливая модель. Поэтому предусматриваем амортизационные затраты в тарифе с 2022 года в стадии накопления и с 2023 года предлагаем отказаться от трансфертов общего характера и всех выровнять в рамках тарифа», – пояснил министр.

И добавил: «Те, кто понимает, – это архисложная задача».

«Тогда причем здесь электронный рецепт?»

Еще один вопрос, который волнует профессиональное сообщество, – сооплата за медицинские услуги и лекарственные средства. Причем тема актуальна и для клиник, и для аптечных организаций.

Так, например, президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марина Дурманова обратилась к главе ФСМС с таким вопросом:

«Разработана ли форма договора между фондом и коммерческими организациями для реализации механизма сооплаты в рамках ОСМС?».

На это председатель правления Фонда социального медицинского страхования Айбатыр Жумагулов ответил, что фонд «взаимодействует через медорганизации».

Стоимость лекарственных средств, переданных пациенту, возмещается в рамках тех договоров, «которые сегодня есть». «Но четко с фармкомпаниями мы не планируем заключение договоров», – прокомментировал он.

«Тогда причем здесь понятие электронного рецепта? То есть получается, в рамках обязательного медстрахования не весь фармрынок будет задействован и не все пациенты смогут получить лекарственный препарат по электронному рецепту в аптеке у дома?» – заметила на это Марина Дурманова.

По ее мнению, это означает «зацикливание» на так называемых государственных аптечных организациях.

Напомним: ожидается, что со следующего года все рецептурные препараты должны будут выписываться исключительно в электронном формате; систему уже тестируют в некоторых регионах страны.

Эту тему Марина Дурманова поднимала и на совещании на площадке НПП «Атамекен».

«На сегодняшний день ни одна коммерческая аптека не подключена к системе электронного здравоохранения для работы с электронными рецептами», – отметила она.

Централизованные закупки и новая модель

Продолжая тему сооплаты за лекарственные средства, Елжан Биртанов пояснил, что переход на возмещение части стоимости амбулаторных лекарств планируется, и это уже прописано в законодательстве.

Однако переход пока невозможен по объективным причинам: этому мешает существующая модель централизованной закупки лекарств, согласно которой препараты приобретаются по заранее определенному списку для заранее определенного контингента пациентов по установленным предельным ценам.

По словам министра, новая модель – концептуально другая, ее проработка начата пока на уровне рабочей группы Минздрава, но со временем к этой работе «будут привлечены все».

«В рамках ОСМС в ближайшие два-три года у нас будет возможность выйти на покрытие практически всех рецептурных препаратов. В условиях текущей модели централизованного закупа по списку это очень сложно, практически невозможно. Суть нового подхода в том, что препараты не будут закупаться централизованно, будет возмещаться стоимость лекарств, которые люди будут получать по рецептам через Фонд социального медстрахования, и там, скорее всего, будет сооплата», – рассказал министр.

Это означает, что человек приходит к врачу, ему выписывают рецепт в соответствии с протоколами лечения, и он получает в аптеке бесплатно или с небольшой сооплатой это лекарство, аптека же предъявляет счет фонду.

«Для этого нужно подготовить всю инфраструктуру и законодательство. Сооплата, в том числе за лекарства, предусмотрена Кодексом о здоровье. Но сооплату за лекарства планируем не ранее 2021 года», – подчеркнул Елжан Биртанов.

Частные клиники тоже хотят сооплату

Расул Дюсенов раскрыл и такой аспект сооплаты, по которому пока тоже нет решения, как плата за дополнительные услуги медицинских клиник.

Например, пациент получает необходимое лечение в полном объеме по ОСМС, но при этом желает за свой счет получить дополнительные услуги (например, массаж) или условия повышенной комфортности (более удобную палату, скажем) и готов за это заплатить.

И здесь возникает законодательное противоречие. «Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранении позволяет клинике предоставлять дополнительные платные услуги, но приказ 138 запрещает это делать при оказании ГОБМП или ОСМС. Этот вопрос требует прояснения», – подчеркивает спикер.

«Мы готовы прорабатывать сооплату, и не только как механизм сдерживания, но и как инструмент стимулирования частных игроков. Но не в 2020 году. В 2020 году позвольте нам зайти в систему в принципе, чтобы люди поняли и привыкли. Я знаю, что многие люди готовы платить, но далеко не все. Мы будем внедрять сооплату и будем стимулировать в этом сегменте добровольное медстрахование», – прокомментировал министр здравоохранения.

И добавил, что необходимо «всем вместе» работать над тем, чтобы пациенты уходили от оплаты кешем, и заработала предоплаченная система.

«Мы неоднократно предлагали сектору добровольного медстрахования прийти с предложениями. Мы готовы думать, что делать дальше. Потому что очень много услуг вне ГОБМП и ОСМС остается – это реалии, и для людей это все равно большая карманная нагрузка. И мы хотели бы, чтобы частное медстрахование развивалось как дополнительное медицинское страхование», – рассказал глава ведомства.

Он согласился с тем, что много медицинских услуг находится за пределами ГОБМП и ОСМС.

«Для защиты финансовых интересов населения мы готовы обсуждать модели, как совместить частное и обязательное страхование, как вовлекать ассистанс-компании. Конкретных предложений пока не поступает, но мы готовы провести встречу с этими компаниями, я приглашаю их в сентябре. Этот вопрос не требует решения сегодня, это эволюция нашей системы», – сказал Елжан Биртанов.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Премии врачам за раннее выявление онкологии

Это касается организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

27 Март 2020 12:42 1774

Премии врачам за раннее выявление онкологии

За раннее выявление злокачественных новообразований медиков в РК будут премировать. Соответствующие изменения вносятся в приказ министра о правилах поощрения работников здравоохранения, оказывающих медуслуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медстрахования. Об этом сообщается на портале НПА.

В частности, в информации указывается, что Фонд социального медицинского страхования обеспечивает своевременность перечисления первично-медицинским организациям и амбулаторно-поликлиническим организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, сумм стимулирующего компонента за раннее выявление больных злокачественными новообразованиями за отчетный период. Отметим, первичную медпомощь в Казахстане оказывают как государственные, так и частные организации.

Так, поощрение медработников за раннее выявление злокачественных новообразований осуществляется за каждый подтвержденный (верифицированный) вновь выявленный случай злокачественного новообразования 0-1 стадии. Поощряются медицинские работники, заподозрившие случай и участвовавшие в его подтверждении (медсестра доврачебного/смотрового кабинета, участковая медсестра/медсестра общей практики, фельдшер, акушер, участковый врач (участковый терапевт/педиатр/врач общей практики), врач, проводивший лабораторную, инструментальную и лучевую диагностику для уточнения диагноза, онколог/координатор онкологической помощи амбулаторно-поликлинической организации).

Таким образом, среднему медицинскому работнику, заподозрившему случай, и участковому врачу ПМСП, подтвердившему его, производится оплата по два месячных расчетных показателя (МРП), или 5302 тенге. Врачам, проводившим лабораторную, инструментальную и лучевую диагностику для уточнения диагноза, производится оплата на общую сумму в размере 2 МРП. Сумма распределяется комиссией в зависимости от количества врачей и степени их участия в подтверждении случая. Онкологу/координатору онкологической помощи амбулаторно-поликлинической организации, подтвердившему случай, производится оплата в размере 1,5 МРП. Средним медработникам при участковом враче (участковая медсестра/медсестра общей практики), подтвердившим случай, производится оплата на общую сумму в размере 2 МРП.

В случае пропуска патологии на уровне среднего медицинского работника или обращения пациента непосредственно к участковому врачу или онкологу/координатору амбулаторно-поликлинической организации, минуя смотровой/доврачебный кабинет, сумма, предназначенная для поощрения среднего медицинского работника, перераспределяется между участковым врачом и онкологом/координатором онкологической помощи амбулаторно-поликлинической организации. Медработники, участвовавшие в выявлении случая, определяются в автоматизированном режиме в медицинских информационных системах.

По данным минздрава, в 2019 году на диспансерном наблюдении в Казахстане состояло порядка 180 тысяч пациентов со злокачественными новообразованиями. Среди умерших от онкологических заболеваний превалируют мужчины – 53,8%. Около 60% впервые заболевших – это лица трудоспособного возраста от 18 до 63 лет. В структуре заболеваемости лидируют: рак молочной железы (12,6%), рак легкого (9,9 %), рак желудка (7,4%), далее идут рак шейки матки и рак толстой кишки (4,7%).

Основными причинами смертности среди онкозаболеваний являются рак легкого (16,5%), рак желудка (11,5%), рак молочной железы (8,4%).

Напоминаем, в поликлиниках проводятся три вида бесплатных онкоскринингов: на рак молочной железы для женщин от 40 до 70 лет, на колоректальный рак для мужчин и женщин от 50 до 70 лет, на рак шейки матки для женщин от 30 до 70 лет.

Отметим, премирование медработников за раннее выявление онкологических заболеваний начнется в апреле этого года.

Майра Медеубаева

Что изменится с внедрением ОСМС?

Как и где получать медицинские услуги.

24 Февраль 2020 13:09 13127

Что изменится с внедрением ОСМС?

Месяц назад пошли первые выплаты по ОСМС

Несмотря на то, что подготовка к нововведению шла несколько лет, все же не все поняли принцип системы и ее выгоду. Что изменится с внедрением ОСМС, станет ли медицина качественнее и доступнее?

На эти вопросы inbusiness.kz ответил директор столичного филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» Айдар Ситказинов.

По данным филиала, в этом году на услуги медорганизаций, являющихся участниками ОСМС, в Нур-Султане выделено 152 млрд тенге. С внедрением новой системы изменилась структура распределения средств и их объем. Так, к примеру, на станционарозамещающую службу выделено в два раза больше денег, порядка 6 млрд тенге, на консультативно-диагностические услуги финансирование выросло до 12,6 млрд тенге. Рост идет и по другим направлениям, в том числе и по амбулаторно-лекарственному обеспечению.

Увеличился и состав получателей услуг, дети смогут получать бесплатные лекарства до 18 лет, ранее возрастной ценз был до пяти лет.

«В пакет ОСМС вошла вся плановая стационарная помощь, а также реабилитация. Выделен отдельный бюджет на консультативно-диагностические услуги, чего раньше не было. Ранее они входили в комплексный подушевой норматив в поликлиниках, соответственно, руководитель медицинской организации не был заинтересован отдавать эти средства и направлять пациентов на какие-то дополнительные виды исследований, лабораторные либо инструментальные. Он старался сэкономить для стимулирования своих сотрудников», – говорит директор филиала.

В рамках ОСМС казахстанцы имеют право бесплатно по направлению врача пройти компьютерную томографию, МРТ, ПЦР-диагностику, сдать биохимический анализ крови, ИФА.

Кроме того, отдельной строчкой в схеме финансирования теперь пойдут школьная медицина и неотложная медпомощь. На школьную медицину выделено порядка 470 млн тенге. Дети будут проходить обследование два раза в год, в том числе и у стоматологов. Станут доступны многие плановые операции, в том числе и высокотехнологичные, стоимость которых достигает нескольких миллионов тенге.

Поскольку не все поликлиники располагают дорогостоящим оборудованием, медучреждения будут заключать договоры с другими организациями. Одно основное требование – все частные медицинские клиники должны иметь лицензию и быть в реестре поставщиков фонда обязательного медицинского страхования.

«Если в поликлинике не хватает своих узких специалистов, они смогут направлять в другие клиники, чтобы не создавать большие очереди. Например, у них месячные очереди к офтальмологу, они имеют полное право отправить на консультацию в другую медорганизацию, и за это не пациент должен платить, а медорганизация», – говорит Айдар Ситказинов.

Как отслеживаются жалобы и звонки

В круглосуточном режиме все претензии принимают и консультируют сотрудники колл-центра «1406». По данным ФОМС, на сегодня в контакт-центр поступило более 37 тысяч обращений от граждан, из которых порядка 3% – это жалобы.

Допустившая нарушения клиника может поплатиться рублем. «Мы вводим меры экономического воздействия – если претензия пациента подтверждается, то накладываем дефект (штраф)», – говорят в фонде.

Причем суммы разные, от 5 тыс. тенге, может дойти и до миллиона. Всего по городу 188 медицинских организаций. Фонд работает с 95, из них 31 государственная и 64 частные.

Анализируют и отслеживают в филиале фонда и очереди на госпитализацию по всем больницам столицы.

По данным филиала фонда, около 20 тысяч человек в Нур-Султане еще не прикрепились к поликлиникам. До 1 апреля все считаются условно застрахованными, соответственно, до этого срока имеют право получить вышеуказанные услуги.

За этот период казахстанцы должны прикрепиться к поликлинике и делать отчисления. Ставки для каждой группы населения разные, для работников по найму, к примеру, это 1% с зарплаты, за 15 групп населения (дети, пенсионеры, многодетные, заключенные, инвалиды и другие) оплачивает государство. Подробнее о ставках можно прочитать здесь. или рассчитать по калькулятору, пройдя по этой ссылке

Не подтвердившие свой статус в ОСМС могут получить минимальный пакет обследований в поликлиниках, экстренную медпомощь, определен также перечень заболеваний, которые лечатся за счет государства, обеспечивается лекарствами. Это онкология, ВИЧ, туберкулез, наркология, психиатрия и другие.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: