RU KZ
От инновационных ливневых люков до роботов

От инновационных ливневых люков до роботов

19:14 02 Июль 2017 8049

От инновационных ливневых люков до роботов

Автор:

Римма Ивахникова

Фото: nb.kz

Что такое инновации и как их применить в Казахстане, рассказали участники VI Инновационного форума, который прошел в Алматы.

Инновации заключаются в том, чтобы делать что-то «иначе». Можно конечно, мечтать о квадракоптерах, доставляющих пиццу и беспилотных такси, о которых рассказывал футуролог из Тель-Авива Рой Цзезана, выступивший на форуме в виде робота-спикера. Но в казахстанских реалиях инновации - это нечто более приземленное. Например, председатель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, а в прошлом председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин считает, что иногда «лайфхаки» или хитрости жизни куда важнее новых технологий.

«Приведу пример, в городе Бостон была проблема с пожарными гидрантами. Зимой они всегда оказывались под снегом, и власти не могли ничего с этим сделать. Тогда молодой программист предложил проект«Возьми на попечение пожарный гидрант и назови его своим именем». Горожане называли гидранты своими именами и чистили возле них снег. Такая простая идея решила проблему. Вот у нас есть проблема с люками, их крадут, куда-то девают. Ну давайте приложение создадим, чтобы каждый взял на попечительство люк и отмечал, что с ним все нормально», - сказал он в ходе форума.

Abctv.kz нисколько не сомневается, что люки с именами чиновников всегда будут в порядке. Но есть и более интересные предложения, которые помогут коммунальщикам сделать работу более эффективной. Например, устанавливать на люки специальные датчики, которые будут срабатывать всякий раз, когда чугунные крышки будут таинственным образом отдаляться от канализационных колодцев. Некоторые компании предлагают системы, с помощью которых можно дистанционно снимать показания счетчиков на воду и тепло.

«Сейчас расходы на зарплату контролерам и покупку аппаратов для снятия дистанционных данных начали сходиться в одну точку. И со временем люди будут стоить дороже, а железо – дешевле», - считает директор ТОО «Акваметр» Олег Щербаков.

С этим мнением согласен и коммерческий директор компании OrionM2M Андрей Зырянов. Но, к сожалению, такие технологии актуальны только в определенных сферах,  ведь бизнесменам нужно не только запустить софт, но и вернуть свои деньги. И проще всего это сделать, внедряя инновационные установки в сферу ЖКХ, где расходы распределяются между жителями города. В других отраслях затраты, которые понесут компании могут быть несоизмеримы с доходами.

Также и с другими инновациями. Как только их внедрение будет экономически выгодным, новшества будут появляться повсеместно. Пока годовая зарплата официантки не будет соизмерима со стоимостью робота, раздающего прохладительные напитки (такую машину продемонстрировали казахстанские студенты Международного университета информационных технологий), он, скорее всего, коммерчески будет не востребован. 

О eCommerce
В чем страна действительно может преуспеть, так это в электронной коммерции.По словам президента Ассоциации казахстанского интернет бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Константина Горожанкина, только сейчас мы стали активно развивать онлайн-продажи. В данный момент в Казахстане около 10 миллионов интернет-пользователей, на которых можно зарабатывать, запускать для них сервисы. Между тем пользователи неравномерно распределены по стране. Г-н Горожанкин привел данные по продажам в момент проведения «кибер-жумы» (ежегодная распродажа от казахстанских интернет-магазинов).  Львиная доля, 55% - это покупатели из Алматы. 17% - жители Астаны, 11% - карагандинцы, все остальное распределено по стране «тонким слоем». По большому счету есть только три региона готовых к покупкам в интернет-магазинах. По словам главы АКИБ, в 2015 году рынок оценивался в 800 млн долларов, по итогам 2016 года – в 1 млрд долларов.

«В 2013 году средняя зарплата в Казахстане превышала отметку в 700 долларов, в 2016 году - цифра гораздо ниже. Это плохо для страны, но хорошо с точки зрения глобальной конкуренции. Появляется возможность сэкономить на рабочей силе», - объяснил он.

По словам г-на Горожанкина, Алматы находится на седьмом месте по крупности городов в СНГ, и с точки зрения старта проекта город находится в очень хорошем положении. Следом идут Караганда и Актобе, где населения достаточно чтобы делать этот бизнес.

Что покупают в Интернете? Здесь тоже есть большая разница между крупными и мелкими городами. В регионах через интернет-магазины больше покупают косметику и одежду. Там сложно найти крупные супермаркеты и люди делают покупки через интернет-магазины.

«Сейчас я говорил с коллегами из России, которые хотят сделать у нас очередной стартап. Надо начинать именно с регионов. Там этого нет в офлайне,и люди быстрей будут откликаться», - пояснил г-н Горожанкин.

«Эти цифры на самом деле конфиденциальные, мы их получили из двух крупнейших банков, которые охватывают 15% владельцев карт в Казахстане. Мы проанализировали, что казахстанцы покупают по карточкам. В 2012 году наши люди в 90% случаях делали покупки за рубежом. В 2014 году мы в два раза нарастили количество клиентов интернет-магазинов. В 2016 – 48% товаров по карточкам стали покупать в местных магазинах. То есть идет процесс, когда наши интернет-магазины отвоевывают клиентов», - сказал Константин Горожанкин.

Глава ассоциации  сообщил, что изучил крупнейшие страны мира, пытаясь понять при каких условиях в этих государствах появлялись интернет-проекты. Константин Горожанкин провел анализ на основании 20 показателей, учитывая даже вероисповедание и национальность людей. Он изучал, как эти показатели менялись за 20 лет развития Интернета. И пришел к выводу, что как только 20% населения вовлекается во Всемирную паутину, в стране начинает развиваться электронная коммерция. Если этот показатель составляет до 20%, то интернет-магазины терпят неудачу.  В США достигли этих показателей в 1996 году, Россия – в 2006 году, Казахстан – в 2011 году. То есть на местном рынке позднее появилась критическая масса людей. Между тем, есть страны еще менее развитые в плане Интернета, чем Казахстан. Например, Филипины, Индонезия, Индия, Бангладеш. В этих, по его мнению, странах казахстанцам есть смысл заходить в определенные проекты.

«У Казахстана сейчас есть уникальный шанс для того, чтобы выйти на соседние рынки. Мы немного оторвались от них. Да от некоторых стран мы отстаем, но есть страны, в которых у нас очень хорошие позиции», - заявил г-н Горожанкин.

Осталось только, как сказал Багдат Мусин, ловить нужный поток трендов. Любитель «лайфхаков» привел пример, как хорошая идея могла не реализоваться, если бы он, как руководитель, не разглядел в ней рациональное зерно.

«Мы решали проблему. В отделениях был бардак и найти нужную посылку было невозможно, - рассказал он, - Тогда один коллега предложил сделать формат супермаркета. Представьте себе, приходите вы в магазин, где за прилавком стоит продавщица, пока она отпускает товар, приходит второй человек, третий, четвертый и они выстраиваются в очередь. Другое дело, супермаркеты, в которых люди сами выбирают товары, а на выходе расплачиваются. Так пришла идея создать супермаркет посылок, человек заходит в зону, находит нужную посылку, а на выходе просто отмечается. Вся почта, правление и менеджеры были против реализации этой идеи. Нарушается безопасность, закон о персональных данных. Но я принял эту идею. До этого я читал статью Павла Дурова, где была следующая фраза – если весь мир думает, что твоя идея неправильная, значит, надо брать и делать. Значит, ты придумал что-то уникальное, что может переломить ситуацию. Идея супермаркетов помогла спасти ситуацию. Поэтому из огромного потока информации первый руководитель должен взять то, что реально даст нужный эффект».

Найти нечто особенное - это не имена на люках рисовать. Но в некоторых сферах у местных бизнесменов очень даже неплохо получается. Мало кто знает, что компанию Яндекс сделали два казахстанца – Аркадий Волж и Илья Селагович. Это люди, которые учились в казахстанской школе, потом переехали в Москву и сделали свой бизнес. Оскар Хартман – простой джамбульский парень, который сделал систему KupiVIP. Он уехал из Жамбыла (нынешний Тараз - прим.) в Германию, затем вернулся в Россию и создал там крупнейший интернет-магазин. Казахстан вполне способен занять определенную нишу в сфере инноваций, посчитали эксперты форума.

Римма Ивахникова