В прошедший четверг в Исатайском районе Атырауской области в торжественной обстановке ввели в эксплуатацию последнюю из строившихся казахстанских нефтеперекачивающих станций Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
В официальных документах этот объект значится как А-НПС-3А, но казахстанская сторона вышла с инициативой назвать ее в честь исторической личности этих мест Исатай-батыра. Именно с этой станции казахстанская нефть с трех крупнейших месторождений Западного Казахстана – Кашагана, Карачаганака и Тенгиза – попадает в трубопровод длиной свыше полутора тысяч километров и далее по нему доходит до морского терминала в порту Новороссийска, а оттуда наше черное золото уже уходит на мировые рынки. По последним данным, по КТК на экспорт уходит примерно 70% добываемой в Казахстане нефти.
На торжество по случаю запуска станции из Москвы и Астаны в регион прилетел целый десант высокопоставленных нефтяников, среди которых были генеральный директор КТК Николай Горбань, его заместитель по Казахстану Каиргельды Кабылдин, старший вице-президент национальной компании "КазМунайГаз" по транспортировке нефти Нуртас Шманов, аким Атырауской области Нурлан Ногаев...
Более подробно о планах КТК и о значимости новой НПС рассказал журналистам глава консорциума Николай Горбань в ходе пресс-конференции после завершения торжественной части.
– Николай Николаевич, каковы возможности новой станции по прокачке нефти? Во сколько она обошлась консорциуму? И в каком объеме она позволит прокачивать кашаганскую нефть?
– Ввод этой станции даст возможность прокачки нефти из Казахстана в объеме от 52,5 до 60 миллионов тонн в год. Кашаганская нефть приходит в первую очередь на эту нашу станцию и потом уже идет дальше по трубопроводу до конечного пункта – морского терминала в Новороссийске. На данном этапе развития Кашаганского месторождения КТК готов принять любые объемы нефти.
Что касается стоимости строительства станции, то она составляет порядка 92 миллиардов тенге. Это включает в себя изыскательские, проектные и строительные работы, возведение жилого городка, энергетической подстанции и других вспомогательных объектов. Я также хочу добавить, что с вводом станции в эксплуатацию создано 186 новых рабочих мест.
– Объем заявок на прокачку нефти по КТК на текущий год составил 65, 7 миллионов тонн. Можно узнать, насколько выполнен заявленный объем и сколько именно было перекачано казахстанской нефти и сколько российской?
– С начала 2017 года по конец сентября на Морском терминале было отгружено свыше 40 миллионов тонн нефти, из них свыше 36,5 миллиона тонн – это нефть казахстанских грузоотправителей, а чуть более 3,7 миллиона тонн – нефть российских грузоотправителей. Как видите, львиная доля приходится на казахстанское черное золото.
Причем могу дать данные конкретно по месторождениям за прошедшие девять месяцев. Так, КТК принял с Кашагана 5,2 миллиона тонн нефти, с Карачаганака – свыше 7,8 миллиона тонн, а с Тенгиза – 21,4 миллиона тонн.
– Появились ли какие-либо изменения по качеству смеси КТК в связи с приемом кашаганской нефти?
– Нет. С момента входа в трубопроводный КТК нефти с месторождения Кашаган качество нефти сорта CPC-Blend не претерпело существенных изменений.
– А если Кашаган выйдет на уровень 350-370 тысяч баррелей в сутки (сейчас суточный объем добычи на Кашагане составляет 200-220 тысяч баррелей в сутки. – Прим. автора), изменятся ли доли нефти с других месторождений Казахстана, отправляемой по КТК?
– Как и сейчас, так и в дальнейшем грузоотправители с месторождения Кашаган будут сдавать нефть в систему КТК в соответствии с приоритетными правами, которые им переданы акционерами консорциума, поэтому доля нефти с других месторождений значительно меняться не будет.
– А сможете назвать объемы прокачки на будущий, 2018 год? Ранее сообщалось, что предварительные заявки грузоотправителей на будущий год составили почти 67,5 миллиона тонн нефти, из которых около 58 миллионов тонн казахстанской нефти и 8,7 миллиона тонн российской.
– Не наша прерогатива давать прогноз по добыче нефти во всем Казахстане. Объёмы добычи зависят от производителей нефти. Наша зона ответственности – своевременная прокачка поступившей в "трубу" нефти.
Но могу сказать, что в 2016 году на КТК пришлось 68 процентов общего экспорта казахстанской нефти.
По 2018 году точные прогнозы пока давать преждевременно. Все зависит от грузоотправителей и их возможных планов по корректировке своих заявок на следующий год. Но могу сказать, что система будет готова принять объемы в соответствии с проектными мощностями – 67 миллионов тонн в год.
– Но цифра в 67 миллионов тонн в год заявлялась после полного завершения проекта расширения, который должен быть осуществлен еще в прошлом году. Пока с запуском НПС в Казахстане консорциум завершил все работы только на территории нашей республики. Что еще предстоит сделать и почему затянулся процесс?
– Основные причины задержки связаны были с технологическими сложностями, которые возникли в процессе реализации проекта. Были и некоторые подрядчики, с которыми пришлось расстаться, и проблемы с поисками оборудования, получением землеотводов, разрешениями на строительство. Проект большой. В конце концов, все проблемы решились, но сроки сдвинулись.
После ввода А-НПС-3А в Атырауской области будет запущена в эксплуатацию последняя станция на территории России, в Калмыкии. Планируем, что в конце ноября мы начнем комплексное опробование станции под нефтью. В зависимости от результатов будет определена точная дата начала ее эксплуатации. И только после этого сможем сказать, что проект расширения завершен.
В целом затраты КТК по расширению нефтепроводной системы на 2017 год осуществляются в рамках утвержденного бюджета – 150 миллионов долларов.
– Среди акционеров КТК присутствуют крупные западные и американские компании. Какие-либо проблемы в связи с вводом санкций против России возникли с проектом расширения?
– Мы мониторим ситуацию и изучаем потенциальные риски, привлекаем к их анализу своих акционеров. Риска немедленного применения к консорциуму санкций или их автоматического наложения пока не усматривается.
Кульпаш Конырова
Астана – Атырау – Астана