/img/tv1.svg
RU KZ
От компьютеров до насосов: что Казахстан закупает за рубежом

От компьютеров до насосов: что Казахстан закупает за рубежом

По итогам семи месяцев Казахстан импортировал товаров более чем на $20,1 млрд. Наиболее востребованным оказалось промышленное оборудование.

07:34 07 Октябрь 2020 2505

От компьютеров до насосов: что Казахстан закупает за рубежом

Автор:

Алексей Никоноров

По данным комитета по статистике, в январе-июле 2020 года Казахстан закупил за рубежом товаров на 20 млрд 116,4 млн долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года показатели упали на 6,5%. Ключевыми импортируемыми позициями стали промышленные товары, хотя никуда не делся спрос на некоторые позиции, ориентированные главным образом на рядовых покупателей, вроде одежды и медикаментов. Inbussiness.kz предлагает вашему вниманию рэнкинг основных импортируемых товаров за семь месяцев 2020 года. Для начала:

  • В 5 случаях из 10 одна страна обеспечивает как минимум 50% всего импорта.
  • В 4 случаях ключевым поставщиком является Корея, в 3 – Россия, в 2 – Китай.
  • Из 10 наиболее востребованных сейчас товаров импорт по сравнению с прошлым годом вырос по 6 позициям.

Компьютеры и прочая вычислительная техника на протяжении многих лет относятся к одним из ключевых импортируемых товаров. Но в 2020 году стоимость ввозимых товаров резко выросла. В январе-июле 2020 года общий объем импорта в стоимостном выражении составил 276,1 млн долларов – это на 33,8% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Более того, нынешний показатель является максимальным за последние шесть лет. А вот физический объем поставок сократился – до 1,62 млн единиц (-0,8%), что, в свою очередь, является минимумом за три года. Таким образом, в среднем в январе-июле 2020 года в республику завозилась одна единица вычислительной техники на каждых 11 жителей республики.

Откуда? Теоретически продукцию в Казахстан поставляют 52 страны. Например, из Дании было завезено три единицы товара общей стоимостью 44,6 тыс. долларов. Но по факту почти 60% всех поставок обеспечивает одна страна. И это Китай. За семь месяцев импорт из Поднебесной составил 163,2 млн долларов – на 41,2% больше, чем за аналогичный период 2019-го. Обращает на себя резкий рост поставок из Нидерландов – с 0,6 млн до 27,8 млн долларов.

Востребованность этого вида продукции резко выросла в 2019 году: к примеру, по итогам семи месяцев отмечался рост импорта в 4,6 раза. Сейчас объемы закупок немного снизились – до 292,8 млн долларов, что на 16,5% меньше уровня предыдущего года. Физический объем импорта снизился еще сильнее – порядка 20%, составив 12,3 тыс. тонн.

Как и в случае с телефонами, есть один ключевой поставщик товаров – в данном случае это Корея. Она обеспечивает 65% всего импорта оборудования, предназначенного для термической обработки материалов. В абсолютных цифрах это 190,3 млн долларов. Впрочем, годом ранее было заметно больше – 265,7 млн долларов. К слову, Китай частично это снижение компенсировал: импорт оттуда вырос с 12 млн до 32 млн долларов.

Поставки одежды в Казахстан гораздо диверсифицированнее. Импорт идет из 83 стран мира, и ни одна из них не занимает и трети рынка. Больше всего в денежном выражении получает Россия – отсюда за семь месяцев завезено товаров на 96 млн долларов. Однако в пересчете на вес наибольшие объемы поступают из того же Китая – 14,8 тыс. тонн. Только в июле из Поднебесной пришло 3,6 тыс. тонн, тогда как из РФ за семь месяцев – менее 4,2 тыс. тонн.

К слову, в денежном выражении импорт за год упал на 19,5%. Причем основное снижение связано с тремя направлениями, суммарное сокращение по которым составило 56,4 млн долларов:

  • Китай – минус 28,6% (до 74,7 млн долларов).
  • Турция – минус 21,6% (до 59,2 млн долларов).
  • Кыргызстан – в 16,3 раза (до 0,7 млн долларов).

Что касается общего веса импортируемой одежды, то он по итогам семи месяцев составил 29,7 тыс. тонн. Это примерно по 1,6 килограмма на каждого жителя республики, или по 139 тонн (грузоподъемность двух грузовых вагонов) каждый день, включая выходные и праздники.

Импорт легковых автомобилей в Казахстан растет четвертый год подряд. По итогам семи месяцев в республику было завезено 21 345 единиц – это на 10,9% больше, чем в январе-июле 2019-го. С другой стороны, до показателей первой половины десятилетия еще очень далеко – тогда в месяц завозилось в среднем по 13-15 тыс. авто. Основными направлениями импорта остаются Россия (8767 единиц) и Узбекистан (6679 единиц), из стран дальнего зарубежья – Япония (3027 ед.).

Эти же страны лидируют по общей стоимости импорта – суммарный объем составляет 347 млн долларов. При этом общий объем сделок – 405,4 млн. И это меньше, чем в прошлом году, на 11,3%. Таким образом, средняя стоимость одного ввезенного в республику автомобиля за год снизилась с 23,7 тыс. до 19 тыс. долларов.

Очередной товар, объемы импорта которого упали по сравнению с предыдущим годом. Причем снижение оказалось весьма сильным – более чем на треть: с 677,5 млн до 436,6 млн долларов. Упал импорт из основных стран-поставщиков – России (с 302,9 млн до 189,3 млн долларов) и Китая (с 188,3 млн до 68,9 млн). Однако физический объем импорта сократился не так сильно – всего на 6%, составив 483,1 тыс тонн. А если сравнивать с 2014-2018 годами, то это вообще достаточно много – тогда средний объем поставок по итогам семи месяцев составлял менее 300 тыс. тонн.

К этой категории относятся не только сотовые телефоны, но и оборудование, благодаря которому работа сетей вообще становится возможной. Поэтому и в качестве учета импорта используется не количество ввезенного товара, а его общий вес. И он по итогам семи месяцев составил 1,7 тыс. тонн. А это минимальное значение за последние как минимум восемь лет. По сравнению с январем-июлем 2019-го объем упал на 27,3%.

Зато стоимость ввезенного оборудования выросла на 10%, составив 457,2 млн долларов (за шесть последних лет больше было лишь однажды – в 2018 году). Более 55% из них обеспечивает одна страна – Китай. Отсюда за семь месяцев завезено продукции на 253,3 млн долларов – на 40,8% больше, чем в январе-июле 2019-го. Вьетнам и Индия, которые пытались навязать конкуренцию годом ранее, наоборот, поставки сократили, причем в обоих случаях показатели упали примерно на 24% – до 95,5 млн и 25,5 млн долларов соответственно.

Промышленное оборудование, в котором республика нуждается все больше. По итогам 2019 года краны, клапаны и прочие вентили были четвертым по важности импортируемым товаром – объем сделок составил 818,5 млн долларов, что стало максимумом за последние как минимум шесть лет. За семь месяцев текущего года объем сделок уже превысил 526 млн – с опережением от прошлогоднего уровня на 68%.

Рост практически полностью обеспечила одна страна – Корея. В январе-июле 2019 года объем импорта отсюда составлял 11,2 млн долларов. Год спустя – в 18,4 раза больше (205,4 млн). Помимо этого, заметно выросли поставки из Германии – с 7,9 млн до 50,1 млн долларов. В целом же поставки в Казахстан идут из 66 стран мира.

Стоит ли лишний раз напоминать о том, насколько актуальна в 2020 году тема лекарств? В январе-июле Казахстан заплатил за импорт медикаментов почти на 30% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, – 666,6 млн долларов. Ударным месяцем стал июль – объем импорта составил 135,2 млн долларов. А это месячный максимум с 2019 года.

Казахстан закупает медикаменты в 55 странах мира, включая и достаточно экзотические (вроде Сан-Марино и Южной Африки). Но почти половину всего импорта обеспечивают всего пять государств:

  • Германия – 100 млн долларов.
  • Индия – 72,1 млн.
  • Россия –59,8 млн.
  • Франция – 16,6 млн.
  • США – 41,8 млн.

Нынешние объемы ввоза являются максимальными за последние 17 лет – как в денежном, так и физическом объеме. За семь месяцев в республику было поставлено 17,6 тыс. тонн медикаментов – в среднем по 82,4 тонны каждый день.

Спрос на этот вид товаров в условиях карантина резко вырос. За семь месяцев общий объем импорта холодильного оборудования превысил 817,6 млн долларов. Для сравнения: экспорт пшеницы, меслина, ячменя и муки за то же время принес республике 897,7 млн долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года импорт в стоимостном выражении вырос в восемь раз, хотя вес ввезенной продукции – лишь на 75% (до 42,9 тыс. тонн). То есть средняя стоимость за это время значительно выросла.

Есть у этой продукции и один ключевой поставщик. Им вновь выступает Корея: она обеспечила более 84% всего импорта. При этом еще в январе-июле 2019-го объемы были крайне низкими – менее 1 млн долларов против нынешних 688,8 млн. Оставшуюся долю делят между собой поставщики из 42 стран мира, крупнейшим из которых является Россия (81,4 млн долларов).

Это не ошибка – самым востребованным иностранным товаром в 2020 году в Казахстане являются воздушные насосы – важный элемент промышленного оборудования. Их импорт намного выше, чем основных потребительских товаров:

  • Медикаментов – на 23,5%.
  • Телефонов и оборудования для связи – на 80%.
  • Одежды – в 2,8 раза.

Общая стоимость ввезенной за семь месяцев продукции составила 823,5 млн долларов – это больше, чем за 2018 и 2019 годы, вместе взятые (в сумме – 758,1 млн). Общий вес ввезенных насосов составляет 23,8 тыс. тонн. Причем ввозятся они, как правило, из одной страны – Кореи. Импорт по итогам семи месяцев составил 709,4 млн долларов против 185,7 млн годом ранее. На все остальные страны (а продают такой товар Казахстану еще 56 государств) совокупно приходится менее 14% импорта.

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

13 Октябрь 2020 09:36 1160

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Продажи оптовиков в минусе

13 Октябрь 2020 09:25 1213

Объем торговли сократился на 7,3% в деньгах и сразу на 10% – в реальном выражении.

За январь-август 2020 года объем розничной торговли в стране составил 14,1 трлн тг – на 7,3% меньше, чем годом ранее. В реальном выражении объем торговли упал на 10%, сообщает портал ranking.kz.

В том числе 19,6% продаж, или 2,8 трлн тг, пришлось на продовольственные товары, еще 80,4%, или 11,3 трлн тг, – на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.

На долю села, по официальным данным, пришлось лишь 3,3%, или 459,3 млрд тг, всего объема от РК, что указывает на серьезную долю «серого» торгового потока в сельской местности.

Две трети всего объема оптовой торговли пришлись на три региона: Алматы (6 трлн тг, минус 12,2% в денежном выражении за год), Нур-Султан (2,1 трлн тг, плюс 7,7%) и Атыраускую область (здесь продажи упали почти на четверть в стоимостном выражении, до 1,4 млрд тг).

В целях насыщения внутреннего рынка качественными товарами и обеспечения благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей проводится работа по созданию Национальной товаропроводящей системы, передает официальный ресурс премьер-министра РК. Система выступит якорной инфраструктурой для объединения кластеров, фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей. Ядром предлагаемой системы станет единая сеть оптово-распределительных центров трех типов: центров хранения, центров торговли, центров распределения.

Модель Национальной товаропроводящей системы строится на принципах государственно-частного партнерства через частную финансовую инициативу. В рамках создания сети предлагается строительство 24 ОРЦ.

По размерности предприятий основной объем оптовых продаж за январь-август 2020 года приходится на малые предприятия: 11,2 трлн тг – на 10,4% меньше, чем годом ранее. Средние предприятия продали товаров на 2,3 трлн тг – сразу плюс 12,1% за год. Объем продаж крупных предприятий упал на 9,7%, до 543,6 млрд тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!