Баннер втб
RU KZ
Рекламный баннер Dell
Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

08:12 29 Январь 2020 11059

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

Исследование inbusiness.kz о том, как страховая система здравоохранения столкнула права пациентов и обязанности врачей.

– Обязательно зайдите на прием к заведующей! – нежнейшим голосом сказала медсестра, но прозвучало это как-то зловеще…

– Зачем к заведующей? – принимая из рук медсестры конверт с рентгеновским снимком, молодая женщина еле устояла на подкашивающихся ногах.

– Просто заведующая хочет с вами переговорить, – любезно объяснила медсестра.

«Такая забота о здоровье», – не в силах сдерживать приступы сильного кашля, женщина отправилась на поиски нужного кабинета. В коридорах – неутихающий гул из людских голосов, кашля, чихания, шарканья ног и хлопанья дверей. Кабинет заведующей нашелся не сразу. Дверь в кабинет была перекрыта очередью…

Жительница Усть-Каменогорска Жанна К. подхватила пневмонию в канун нового 2020 года (здесь и далее имена некоторых героев изменены по их просьбе). Пневмония – это опасная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. Протекать болезнь может по-разному, а основные симптомы – это затрудненное дыхание и усиливающийся кашель (в некоторых случаях высокой температуры может не быть). Сам пациент не сможет определить, пневмония у него или нет – диагноз должен поставить врач на основе осмотра, рентгена и анализов. Врач должен назначить лечение. Если качественная медпомощь не будет оказана вовремя, болезнь может закончиться летально.

Врачи об этом знают, но все равно, в рамках каких-то своих внутренних протоколов и в ущерб больному заставляют бегать по кабинетам: пройти скрининг-обследование, зайти на прием к заведующей, только для того чтобы начальница повторила уже известный пациенту диагноз. Таких случаев, когда медперсонал принимает решения не в интересах больного, а руководствуясь внутренними протоколами, немало. Как будто главное не результат лечения, а количество оказанных медицинских услуг и пройденных кабинетов…

Часть 1. НЕ быстро или НЕ бесплатно

Теперь, с января 2020 года, в стране заработала страховая система здравоохранения. Глава минздрава Елжан Биртанов обещал, что зарплаты врачей вырастут, а пациентов будут лечить лучше, бесплатно снабжать лекарствами и всеми видами диагностики…

Но, по сути, изменилось немногое. Все те же коридоры, битком набитые посетителями, обязательные к исполнению протоколы и отказы в своевременном обследовании и лечении.

«Систему ОСМС просто неправильно поняли. Люди думают, что все должно стать лучше, чем раньше. Но на самом деле в рамках ОСМС пока все осталось так же, как и было. Пройдет некоторый промежуток времени, прежде чем ситуация выровняется», – объясняет директор ТОО «Независимый консалтинг медицинского сообщества» Даурен Нурсапанов.

Опираясь на закон «Об ОСМС» Нурсапанов считает: быстро и при этом бесплатно получить квалифицированную помощь в поликлинике не получится, записываться к узким специалистам, быть может, придется за месяцы вперед, все зависит от нагрузки врача.

«Очень много людей нуждаются в консультации узкого специалиста, но доктор работает в медучреждении всего четыре часа, по нормативам прием длится 20 минут. За это время специалист не всегда успевает принять всех, и поэтому идет запись на другой день. Так образуется длинная очередь, но от количества прикрепленного населения», – описывает ситуацию Нурсапанов и добавляет, что преимущества у ОСМС, конечно же, есть, к примеру, можно бесплатно сделать магнитно-резонансную томографию, чего раньше не было, пройти КТ диагностику, получить услуги стоматолога: «ОСМС дает расширенный пакет услуг, ранее не предусмотренных в ГОБМП. Да, придется ждать, потому что поставщиков медуслуг, которые работают в системе ОСМС, у нас на самом деле мало».

Проще говоря, бесплатная медпомощь и диагностика доступна только в длинной очереди. Нужна, к примеру, человеку операция, а ему говорят: «Ждите». Можно ждать неделю, можно месяц, можно полгода или год. Актюбинец Артем Головня, который получил страшные ожоги, пытаясь вытащить из огня пенсионера, уже восемь месяцев ждет, когда ему оформят квоту в ожоговый центр Нур-Султана или Алматы.

Впрочем, всегда есть возможность все сделать оперативно, но за деньги.

Врачи в поликлиниках так и говорят пожилым людям, нуждающимся в операции: «система ОСМС не отрегулирована, может быть, только в апреле все начнет работать как надо, а пока по-прежнему платные медуслуги и обязательные благодарности никто не отменял».

Часть 2. Объем для частной клиники

Жительница Алматы Камила Н. уже в январе этого года лечила от отита десятилетнюю дочку.

«Я обзвонила несколько частных лор-клиник, чтобы записать ребенка на лечение. А мне говорят, что не работают по системе ОСМС, и называют сумму, в которую обойдется прием и диагностика».

Счет, который выписали за прием, диагностику и лечение в частной лор-клинике, женщина описывает как «космический».

«Преимущества ОСМС для частных клиник пока незаметны, так как тарифы все так же мизерные. Минздрав обещает, что поднимет тарифы, но пока этого не сделал. Если у нас прием врача высшей категории стоит 6 тысяч тенге, то государство оценивает эту услугу в 500-700 тенге. Поэтому хорошим частным клиникам работать по системе ОСМС пока не очень интересно», – в беседе с корреспондентом inbusiness.kz рассказал исполнительный директор сети ЛОР Центров «Ай-медикус» Алмат Нурбаев.

«Люди думают, что можно пойти в любую частную клинику и потребовать бесплатное обследование и лечение. Нет, так это не работает, – говорит Даурен Нурсапанов. – Получить лечение у узкого специалиста можно только по назначению участкового врача и только в той клинике, с которой у медучреждения, к которому прикреплен пациент, заключен договор».

Не совсем понятно и как распределяются объемы (читай финансы) между медицинскими учреждениями. По словам самих медиков, любая клиника может внести себя в базу поставщиков медицинских услуг, но не факт, что объемы получат все. В ФМС (Фонд медицинского страхования) работает специальная комиссия, которая следуя каким-то правилам, распределяет эти самые объемы между медицинскими учреждениями.

Из официального ответа минздрава на запрос inbusiness.kz, следует, что оплата медицинских услуг производится не по факту их оказания, а по плану.

Процесс планирования включает следующие этапы:

  • оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) и в системе ОСМС;
  • планирование объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;
  • определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС;
  • формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

«По какому принципу в комиссии планируют, кто будет получать, а кто нет, – непонятно. Поэтому далеко не все медицинские учреждения оказывают услуги в рамках обязательного страхования. Возможно, основной объем делится между государственными поликлиниками, а остальное оставляют частным», – рассуждает Нурбаев.

Из-за непонятного распределения объемов людей стали откреплять от одних поликлиник и прикреплять в другие, причем без их ведома.

«На основании публикаций в социальной сети Facebook по городу Алматы наблюдается массовое нарушение прав пациентов по перераспределению. Со слов пациентов, их прикрепляют к частным медорганизациям без их ведома, более того, в нарушение норм законодательства РК», – написала на своей странице в Facebook председатель городского общества инвалидов «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева.

Часто поликлиники отказывают в прикреплении. В алматинской поликлинике медцентра управления делами президента РК (в народе совминовская) желающим прикрепиться отвечают, что «акция по прикреплению давно прошла, кто успел, тот успел». При этом новые пациенты (из числа тех, кто успел по акции) не получат столько же услуг, сколько ранее прикрепленный контингент (высокопоставленные чиновники), для которых у поликлиники есть своя скорая помощь, услуги массажа, санаторное лечение, стоматология и пр., что для обычных полисов ОСМС доступно лишь за отдельную плату.

Есть и еще один не менее интересный момент. Если зайти на сайт госзакупок,  можно увидеть, что в рамках ГОБМП в 2020 году государство выделило 104 млрд тенге, а в рамках ОСМС – 55 млрд.

Однако поликлиники, не разобравшись в страховой системе, постарались взять тендеры в рамках ОСМС. Тендеры в рамках ГОБМП медучреждения интересовали в меньшей степени. Но уже первый месяц работы показал, что такой выбор был ошибкой. Работающие люди не ходят по поликлиникам, частые посетители медучреждений – это пенсионеры, инвалиды, дети и другие, относящиеся к 15 льготным категориям граждан, взносы за которых платит государство.

Часть 3. Деньги фонда

Ежегодно на здравоохранение в Казахстане выделяется очень низкий процент от ВВП –3,5%. Как считают специалисты, на такие деньги построить качественную систему здравоохранения невозможно. К примеру, в Германии и США на здравоохранение тратят 11,1 и 17,1% от ВВП соответственно.

С 2011-го по 2018 год число больничных организаций в Казахстане сокращалось почти каждый год. В 2011 году в стране работало 1009 больниц, а в 2018-м – только 788 (к слову, в 1991 году в стране было 1805 больничных организаций). Сокращение количества больниц сопровождалось многочисленными жалобами на низкие зарплаты врачей и высокую нагрузку.

Если более детально посмотреть статистику медицинских услуг,  больничными организациями в третьем квартале 2019 года оказано услуг на 189 583,5 млн тенге (или 56,1%). Организации, занимающиеся общей врачебной практикой, за этот же период оказали услуги на 45 491,7 млн тенге (или 13,5%).

Экспертная оценка гласит, такая статистика может свидетельствовать только об одном: казахстанцы по большей части не лечатся, а спасаются. То есть обращаются к врачам в самый последний момент, для лечения острых, запущенных болезней.

В 2015 году был принят закон, делающий систему здравоохранения страховой, чтобы пациенты могли получать всю необходимую медпомощь, а врачи – высокую зарплату.

Два с половиной года (с июля 2017-го) Фонд медицинского страхования (ФМС) получал страховые взносы от населения и готовился к тому, чтобы решительно изменить здравоохранение в лучшую сторону.

На что тратились эти деньги – неизвестно, тем не менее, каждый год ФМС отчитывается, сколько млрд собрал. К примеру, общая сумма поступлений за шесть месяцев 2017 года – 32,1 млрд тенге, а в декабре 2019 года поступления в фонд медицинского страхования составили 12,6 млрд тенге. То есть поступления в фонд растут, только ситуация в отечественной медицине в лучшую сторону не меняется.

Между тем общая численность работников фонда по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 615 человек. Из них ключевой управленческий персонал состоит из восьми членов правления фонда во главе с министром здравоохранения Биртановым, общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге за 2018 год…

Катерина Клеменкова