Владельцы транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками в Шымкенте, заявили, что разорятся в случае модернизации общественного транспорта, предлагаемой властями, передает корреспондент Inbusiness.kz.
В ассоциации "Южавтотранс", объединяющей 24 транспортные компании, прошла пресс-конференция, где предприниматели озвучили проблемы, с которыми им приходится бороться в условиях кризиса, спровоцированного карантином. Но еще больший страх пассажироперевозчиков вызвало известие о полной смене маршрутной сетки и обновлении автобусного парка за счет покупки 590 новых машин через социально-предпринимательскую корпорацию Shymkent, учредителем и акционером которой является акимат Шымкента. При этом, чтобы, как говорится, "остаться в игре", частникам придется снова участвовать в тендерах на маршруты и брать в лизинг приобретенные акиматом автобусы. Существующие контракты будут досрочно расторгнуты.
"На сегодняшний день мы не услышали ответа от акимата, как нам быть. Если завтра в связи с оптимизацией маршрутов будут аннулировать все договоры, которые продлены предыдущим акиматом до 10 лет и нам еще работать надо на этом маршруте семь-восемь лет, мы останемся на улице. На маршрутах работают 40-50% новые машины. К ним на сегодня со стороны акимата или отдела (пассажирского транспорта) нет претензий. А почему бы им не дать работать до окончания договора? Пусть он рассчитается со своим кредитом. Что такое кредит – это не миллиона два-три, а 100 млн, 70 млн или 68 млн", – говорит председатель ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента "Южавтотранс" Дархан Каюпов.
При этом перевозчики рассказывают, что и до модернизации терпели убытки. Если сейчас 60% из 76 маршрутов обсуживаются ТОО Т-BUS и ТОО Shymkent Bus (от СПК Shymkent), оставшаяся часть субъектов малого предпринимательства обслуживают от одного до трех маршрутов. Субсидирование убытков перевозчиков производится выборочно, его получают ТОО Shymkent Bus, ТОО Т-BUS и ТОО "Ман Онтустик" в связи с обслуживанием социально значимых маршрутов. Таким образом, субсидировались только крупные перевозчики города. По предоставленным расчетам, ТОО "Санжар Моторс" терпит убытки 7 млн 230 тысяч тенге в месяц, ОО "Автоимпульс" сумма убытков составляет 9 млн 282 тысячи тенге, ИП Абдуганиев – 16 млн тенге в месяц. Теперь же в связи с карантином 80% дохода потеряно, уверяют предприниматели, а потому обновлять автопарк им просто не на что.
"Замакима объявляет о том, что все договоры мы аннулируем и объявляем конкурс, кто выиграл, те приобретайте новые автобусы. 55 млн тенге каждый стоит. Притом нужна первоначальная предоплата за два месяца по миллиону тенге. То есть за каждый автобус мы должны проплатить по 2 млн. Если я 20 покупаю на один маршрут – это 40 млн. А у кого есть договоры и кто приобрел новые автобусы, что с ними будет?! Семь предприятий купили новые автобусы, и им продлили договоры до 10 лет. 100 новых машин в общем купили", – сообщил Дархан Каюпов.
Бахтияр Абдиганиев – один из таких "счастливчиков", за три года он приобрел 28 новых машин, говорит, до сих пор не оправдал вложения.
"У меня два маршрута, 20-й и 32-й. За три года я приобрел 28 машин марки "Шаолинь". Каждый автобус стоит примерно 15 млн. Кредит не брал, своими силами обновлялся каждый год. Теперь не знаю, как будет. Мне продлили контракт на 10 лет. В данный момент покупать новые автобусы я не смогу. Мы и так еле-еле на плаву", – разводит руками владелец ИП "Абдуганиев" Бахтияр Абдуганиев.
Глава транспортной компании ТОО "Шынгыс-плюс" Жулдызай Топбергенова, наоборот, хотела бы обновить автопарк, но не доверяет акимам, которые часто меняются.
"Моя компания обслуживает микрорайон Самал, где до сих пор недоделаны дороги. Только с нами контракт заключат, через два-три месяца отправляют уведомления "контракт расторгнут". Так я в 2017 году судилась и выиграла. Перед пролонгацией нареканий к нам нет, пролонгируют, через два-три месяца и нарушения, и нарекания, и расторжение. Это очень тяжело. Я бы приобрела новые автобусы, но не когда каждый год меняется аким, и они никогда не идут нам навстречу. Два условия, которые мы ставим, – это чтобы обязательные субсидии были, гарантом которых станет аким. И предоплату убрать. Потому что сейчас никто из перевозчиков ее не потянет. Мы бы хотели, чтобы нам 80 месяцев сделали рассрочку, и тогда можно", – делится директор ТОО "Шынгыс-плюс" Жулдызай Топбергенова.
Кроме того, основная часть перевозчиков для эффективности и качества оказания услуг желает закупить автобусы не марки Yutong, а марки МАН, "Мерседес", объясняя, что они намного дешевле и качественнее.
Власти Шымкента на днях объявили о комплексной модернизации пассажирского транспорта. В нее входит полное изменение маршрутной сетки (часть маршрутов упразднена, остальные сократили, сделав стыковки у так называемых пересадочных хабов), обновление автобусного парка за счет приобретения 590 новых машин казахстанского производства ("Сары-Арка автопром") на сжиженном газе, и внедрение электронного билетирования. Презентуя проект журналистам, заместитель акима города Максут Исахов сказал, что изменения, когда они реально заработают, очень понравятся пассажирам, но вызовут много нареканий у существующих перевозчиков.
"Маршруты оставались с советского времени. Потом все развалилось, в частные руки перешло. Маршруты рисовали не как нужно, а как ситуация позволяла. Без анализа. И мы получаем сейчас это дублирование почти 100%. У нас получаются такие маршруты протяженностью 100 минут, полтора часа. От одного конца до другого. Это неэффективно, так быть не должно, город должен быть мобильным. Маршруты должны быть практически прямолинейными. Новая маршрутная сеть состоит из 78 маршрутов протяженностью 621 км. И микроавтобусов всего 25 штук. Второе: постоянно перевозчики спорили с акиматом – прибыльный маршрут или убыточный. Как доказать. А при электронном билетировании сразу понятно – система покажет", – поясняет заместитель акима Шымкента Максут Исахов.
Чиновник рассказал, что после внедрения электронной оплаты за проезд в Алматы отчисления в виде налогов в бюджет выросли в три раза, а выручка перевозчиков – в десять. Поэтому он уверен, что частники не уйдут с рынка. При этом пока все 78 маршрутов признаны социальными, сумма будет разной в зависимости от количества пассажиров и убытков перевозчиков.
Предприниматели сформулировали акимату несколько предложений. Во-первых, создать комиссию с их участием для корректировки и исправления ошибок, возникших при проектировании комплексной маршрутной схемы.
Второе, компаниям, обновившим автобусы, автоматически пролонгировать срок действия их маршрутов либо оставить контракты без расторжения. Выставить на конкурс на один лот один маршрут, что даст возможность участия в конкурсе всех заинтересованных перевозчиков (более качественный отбор услуг и перевозчиков). Перевозчикам, имеющим кредиты и обновившим автобусы, в течение 1,5-2 лет дать предпочтение на конкурсе либо не расторгать с ними заключенные контракты.
Третье, приобретение автобусов предложить с минимальным первоначальным взносом один миллион тенге в виде залогового имущества. Необходимо все маршруты города в маслихате г. Шымкента признать и утвердить социально значимыми с регистрацией в юстиции и заложить в бюджете города на данные маршруты субсидии, что даст возможность перевозчикам приобрести автобусы, покрывая лизинг.
И четвертое, дать возможность перевозчикам выбирать компании, предоставляющие услуги по отслеживанию, контролю GPS и предоставлению регулярности маршрутов самим, без принуждения.
Мира Бахытова, Шымкент
Подпишитесь на наш канал Telegram!