/img/tv1.svg
RU KZ
Пассажироперевозчики Шымкента заявили, что разорятся с реформой маршрутов мегаполиса

Пассажироперевозчики Шымкента заявили, что разорятся с реформой маршрутов мегаполиса

Транспортники не согласны с новой схемой путей.

12:07 18 Июнь 2020 4274

Пассажироперевозчики Шымкента заявили, что разорятся с реформой маршрутов мегаполиса

Автор:

Мира Бахытова

Владельцы транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками в Шымкенте, заявили, что разорятся в случае модернизации общественного транспорта, предлагаемой властями, передает корреспондент Inbusiness.kz.

В ассоциации «Южавтотранс», объединяющей 24 транспортные компании, прошла пресс-конференция, где предприниматели озвучили проблемы, с которыми им приходится бороться в условиях кризиса, спровоцированного карантином. Но еще больший страх пассажироперевозчиков вызвало известие о полной смене маршрутной сетки и обновлении автобусного парка за счет покупки 590 новых машин через социально-предпринимательскую корпорацию Shymkent, учредителем и акционером которой является акимат Шымкента. При этом, чтобы, как говорится, «остаться в игре», частникам придется снова участвовать в тендерах на маршруты и брать в лизинг приобретенные акиматом автобусы. Существующие контракты будут досрочно расторгнуты.

«На сегодняшний день мы не услышали ответа от акимата, как нам быть. Если завтра в связи с оптимизацией маршрутов будут аннулировать все договоры, которые продлены предыдущим акиматом до 10 лет и нам еще работать надо на этом маршруте семь-восемь лет, мы останемся на улице. На маршрутах работают 40-50% новые машины. К ним на сегодня со стороны акимата или отдела (пассажирского транспорта) нет претензий. А почему бы им не дать работать до окончания договора? Пусть он рассчитается со своим кредитом. Что такое кредит – это не миллиона два-три, а 100 млн, 70 млн или 68 млн», – говорит председатель ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

При этом перевозчики рассказывают, что и до модернизации терпели убытки. Если сейчас 60% из 76 маршрутов обсуживаются ТОО Т-BUS и ТОО Shymkent Bus (от СПК Shymkent), оставшаяся часть субъектов малого предпринимательства обслуживают от одного до трех маршрутов. Субсидирование убытков перевозчиков производится выборочно, его получают ТОО Shymkent Bus, ТОО Т-BUS и ТОО «Ман Онтустик» в связи с обслуживанием социально значимых маршрутов. Таким образом, субсидировались только крупные перевозчики города. По предоставленным расчетам, ТОО «Санжар Моторс» терпит убытки 7 млн 230 тысяч тенге в месяц, ОО «Автоимпульс» сумма убытков составляет 9 млн 282 тысячи тенге, ИП Абдуганиев – 16 млн тенге в месяц. Теперь же в связи с карантином 80% дохода потеряно, уверяют предприниматели, а потому обновлять автопарк им просто не на что.

«Замакима объявляет о том, что все договоры мы аннулируем и объявляем конкурс, кто выиграл, те приобретайте новые автобусы. 55 млн тенге каждый стоит. Притом нужна первоначальная предоплата за два месяца по миллиону тенге. То есть за каждый автобус мы должны проплатить по 2 млн. Если я 20 покупаю на один маршрут – это 40 млн. А у кого есть договоры и кто приобрел новые автобусы, что с ними будет?! Семь предприятий купили новые автобусы, и им продлили договоры до 10 лет. 100 новых машин в общем купили», – сообщил Дархан Каюпов.

Бахтияр Абдиганиев – один из таких «счастливчиков», за три года он приобрел 28 новых машин, говорит, до сих пор не оправдал вложения.

«У меня два маршрута, 20-й и 32-й. За три года я приобрел 28 машин марки «Шаолинь». Каждый автобус стоит примерно 15 млн. Кредит не брал, своими силами обновлялся каждый год. Теперь не знаю, как будет. Мне продлили контракт на 10 лет. В данный момент покупать новые автобусы я не смогу. Мы и так еле-еле на плаву», – разводит руками владелец ИП «Абдуганиев» Бахтияр Абдуганиев.

Глава транспортной компании ТОО «Шынгыс-плюс» Жулдызай Топбергенова, наоборот, хотела бы обновить автопарк, но не доверяет акимам, которые часто меняются.

«Моя компания обслуживает микрорайон Самал, где до сих пор недоделаны дороги. Только с нами контракт заключат, через два-три месяца отправляют уведомления «контракт расторгнут». Так я в 2017 году судилась и выиграла. Перед пролонгацией нареканий к нам нет, пролонгируют, через два-три месяца и нарушения, и нарекания, и расторжение. Это очень тяжело. Я бы приобрела новые автобусы, но не когда каждый год меняется аким, и они никогда не идут нам навстречу. Два условия, которые мы ставим, – это чтобы обязательные субсидии были, гарантом которых станет аким. И предоплату убрать. Потому что сейчас никто из перевозчиков ее не потянет. Мы бы хотели, чтобы нам 80 месяцев сделали рассрочку, и тогда можно», – делится директор ТОО «Шынгыс-плюс» Жулдызай Топбергенова.

Кроме того, основная часть перевозчиков для эффективности и качества оказания услуг желает закупить автобусы не марки Yutong, а марки МАН, «Мерседес», объясняя, что они намного дешевле и качественнее.

Власти Шымкента на днях объявили о комплексной модернизации пассажирского транспорта. В нее входит полное изменение маршрутной сетки (часть маршрутов упразднена, остальные сократили, сделав стыковки у так называемых пересадочных хабов), обновление автобусного парка за счет приобретения 590 новых машин казахстанского производства («Сары-Арка автопром») на сжиженном газе, и внедрение электронного билетирования. Презентуя проект журналистам, заместитель акима города Максут Исахов сказал, что изменения, когда они реально заработают, очень понравятся пассажирам, но вызовут много нареканий у существующих перевозчиков.

«Маршруты оставались с советского времени. Потом все развалилось, в частные руки перешло. Маршруты рисовали не как нужно, а как ситуация позволяла. Без анализа. И мы получаем сейчас это дублирование почти 100%. У нас получаются такие маршруты протяженностью 100 минут, полтора часа. От одного конца до другого. Это неэффективно, так быть не должно, город должен быть мобильным. Маршруты должны быть практически прямолинейными. Новая маршрутная сеть состоит из 78 маршрутов протяженностью 621 км. И микроавтобусов всего 25 штук. Второе: постоянно перевозчики спорили с акиматом – прибыльный маршрут или убыточный. Как доказать. А при электронном билетировании сразу понятно – система покажет», – поясняет заместитель акима Шымкента Максут Исахов.

Чиновник рассказал, что после внедрения электронной оплаты за проезд в Алматы отчисления в виде налогов в бюджет выросли в три раза, а выручка перевозчиков – в десять. Поэтому он уверен, что частники не уйдут с рынка. При этом пока все 78 маршрутов признаны социальными, сумма будет разной в зависимости от количества пассажиров и убытков перевозчиков.

Предприниматели сформулировали акимату несколько предложений. Во-первых, создать комиссию с их участием для корректировки и исправления ошибок, возникших при проектировании комплексной маршрутной схемы.

Второе, компаниям, обновившим автобусы, автоматически пролонгировать срок действия их маршрутов либо оставить контракты без расторжения. Выставить на конкурс на один лот один маршрут, что даст возможность участия в конкурсе всех заинтересованных перевозчиков (более качественный отбор услуг и перевозчиков). Перевозчикам, имеющим кредиты и обновившим автобусы, в течение 1,5-2 лет дать предпочтение на конкурсе либо не расторгать с ними заключенные контракты.

Третье, приобретение автобусов предложить с минимальным первоначальным взносом один миллион тенге в виде залогового имущества. Необходимо все маршруты города в маслихате г. Шымкента признать и утвердить социально значимыми с регистрацией в юстиции и заложить в бюджете города на данные маршруты субсидии, что даст возможность перевозчикам приобрести автобусы, покрывая лизинг.

И четвертое, дать возможность перевозчикам выбирать компании, предоставляющие услуги по отслеживанию, контролю GPS и предоставлению регулярности маршрутов самим, без принуждения.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

17 Сентябрь 2020 08:03 2546

Фото: Мира Бахытова

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Акимат Семея пообещал жестко наказать за срыв работы общественного транспорта.

12 Август 2020 12:38 5599

Фото: ehonews.kz

На официальной странице акимата в «Инстаграме» появился пост о том, что неправомерные действия работников будут жестко наказываться. Власти отметили, что будут приняты во внимание все жалобы работников, и призвали к «сдержанности, взвешенности и разуму».

«Городской пассажирский транспорт является социально значимой отраслью хозяйства, и забастовки, пикеты, митинги здесь не только неуместны, но и противоправны. Все действия, направленные на умышленный срыв работы структур жизнеобеспечения города, будут жестко пресекаться, а их организаторы должны понести справедливое наказание. Необходимо помнить, что от непродуманных действий водителей автобусов страдают люди – пенсионеры, дети, женщины. А от целенаправленных действий провокаторов страдаем все мы. Путь митингов, забастовок и ультиматумов не ведет к решению проблем. Он ведет в самом малом к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Мы такого развития событий не допустим», – предупредили в акимате.

Уволят, не уволят…

Вышедшие на забастовку 10 августа, в празднование Дня Абая, работники муниципального автопарка рискуют остаться без работы, говорит лидер новосозданного профсоюза работников предприятия.

«На сегодня мы создали первичный профсоюз. Сегодня с утра вновь стоим здесь. Пока толком ничего не ясно. Кто вчера вышел, на работу не выпускают сегодня. Представители акимата ведут беседу с каждым, кому-то говорят, пишите сами заявление по собственному желанию, кому-то – идите домой и тихо сидите, вызовем. Пока не уволили, но угрожают, что уволят», – говорит Наталья Борисевич.

Корреспондент inbusiness.kz попросила прояснить ситуацию у руководства областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По словам заместителя руководителя управления Ернара Мустафина, сегодня движение общественного транспорта на всех маршрутах восстановлено. Речи об увольнении работников нет. Но, если они сами хотят уволиться, никто удерживать не вправе, говорит он. На предприятии намерены пригласить на работу водителей с других регионов.

«Мы никак столько человек не можем уволить, и так у нас нехватка водителей. Но мы не можем идти на поводу у водителей, не можем ждать, когда они соблаговолят выйти на работу, поэтому сказали, будем искать водителей, пусть даже с других регионов. Да, были какие-то задержки и другие проблемы в связи с пандемией. Но это не наша вина и не вина автопарка. Они хотели полную заработную плату во время карантина. Как, если работают по несколько часов? Некоторые города полностью прекратили работу общественного транспорта, в Семее работал транспорт. И это притом, что парк «нулевые» пробеги делает. Зарплату вовремя получают, за июль задержка была, но это же не повод, чтобы в день нашего великого мыслителя Абая Кунанбаева выйти», – сказал Ернар Мустафин.

Кто ответит за нарушения?

В то же время он сообщил, что на предприятии действительно были нарушения, работникам не перечислялись пенсионные взносы и социальные отчисления. Все эти задолженности, сказал он, будут погашены полностью до сентября. По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечислялись с сентября прошлого года по март 2020 года.

«Мы не знали, пока налоговая нас перед фактом не поставила. Потому что не имеем права вмешиваться в деятельность частной компании. Когда выяснилось, мы незамедлительно приняли меры по устранению данных нарушений. Сейчас наша задача задолженности закрыть, чтобы люди не страдали из-за кого-то», – продолжил он.

В данное время, отметил он, на предприятии ведет проверку департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА).

«По результатам, думаю, будут наказаны виновные. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы провели сами свою проверку, выявили нарушения, но наказывать не можем, и поэтому лично сам написал заявление в прокуратуру. И надзорным органом было принято решение запустить туда департамент госаудита для установления фактов нарушений. Ждем результатов проверок», – заключил Ернар Мустафин.

Кстати, с 23 по 28 июля включительно на предприятии были и проверяющие из трудовой инспекции. Однако прошло две недели, но результаты проверок так и не оглашены.

Напомним, ТОО Semey Bus было создано в 2018 году, скандалы на новосозданном предприятии не утихают с конца 2019 года. С начала 2020 года акции протеста участились. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, массово отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.

Недавно руководство нового муниципального автопарка заявило, что предприятие терпит колоссальные убытки, и просило дотации у государства или повышения тарифа на проезд почти в два раза, с 80 тенге до 140 тенге. 

Отметим, ТОО Semey Bus 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк Семей», 49% – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

В день празднования Дня Абая порядка 80 водителей ТОО Semey Bus, которое осуществляет 70% пассажирских перевозок Семея, не вышли на маршруты с требованиям устранить нарушения трудовых прав по выплате заработной платы. Работа общественного транспорта в этот день была практически парализована. С работниками встретились аким города Ермак Салимов, его заместители, руководители профильных отделов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!