Петропавловск поставят "на крыло"

Диана Слинькова Диана Слинькова
7110

Избавившись от частного инвестора, акимат сам заканчивает реконструкцию аэропорта Петропавловска. 

Петропавловск поставят "на крыло"

Наконец заканчивается реконструкция международного аэропорта города, который, не имея постоянного владельца, последние 13 лет оставался без инвестиций.

На сегодняшний день здесь завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, остались работы по световой навигации и завершение реконструкции пассажирского терминала.

"С оптимизмом смотрю на будущее нашего аэропорта, который к 15 декабря будет полностью реконструирован", - сказал аким Северо-Казахстанской области Ерик Султанов на брифинге инвестиционного форума "KYZYLZHAR INVEST-2016".

Как сообщал ранее abctv.kz, в 2015 году на выделенные из резерва правительства РК 4 млрд тенге подрядной организацией АО "К-Дорстрой" здесь начата реконструкция взлетно-посадочной полосы. Завершение первого этапа реконструкции позволило возобновить в межсезонный период субсидируемые авиарейсы в Астану и Алматы. В текущем году для завершения работ из республиканского бюджета было выделено еще почти 2 млрд тенге, и 1 июня аэропорт Петропавловска был закрыт на масштабную реконструкцию: планировалось окончание работ по взлетно-посадочной полосе – ее расширение и удлинение, установка свето-сигнальной техники, реконструкция терминала.

Конкурс по проведению работ по возведению производственных зданий на сумму 1,134 млрд. тенге был объявлен в апреле текущего года Комитетом гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию. Победителем конкурса определено ТОО "ЭнергоТехноСервис".

"Проект предусматривает реконструкцию всего терминала, перепланировку, будет изменен внешний вид, завезено новое оборудование. Внутри будет проведен капитальный ремонт", - рассказывал в июне заместитель генерального директора компании Асхат Макишев.

Сегодня, когда работы в аэропорту практически завершаются, аким области признается, что "организовать эксплуатацию будет не менее сложно, чем провести реконструкцию".

До закрытия на ремонт из петропавловского аэропорта можно было два раза в неделю улететь в Астану и один раз в неделю - в Алматы.

В течение 10 лет этот несколько раз перепроданный объект никак не мог обрести постоянного владельца. За это время передаваемая из рук в руки воздушная гавань изрядно обветшала.

Когда-то держателем 100% акций предприятия было ГУ "Аппарат акима СКО", но в июле 2003 года 60% было продано ТОО "Астана Бизнес Транс Консалт", которое взяло на себя много серьезных обязательств. Например, погасить задолженность по зарплате и обеспечить социальные гарантии работникам, вкладывать инвестиции в техническое перевооружение предприятия. Но до пяти лет частный акционер не дотянул и через год продал свою долю ТОО "Техносервис-3000". Еще через год контрольный пакет акций перешел к московскому ООО "VIP AVIA", и, наконец, в апреле 2007 года 60% акций (и все переходящие от владельца к владельцу обязательства) получило петропавловское ТОО "Altyn Estate". При этом цена объекта с каждой сделкой купли-продажи существенно возрастала. Так, ООО "VIP AVIA" приобрело аэропорт за 371,6 тыс. долларов, а продало новому владельцу за 548 тыс. долларов.

Миллионные долги по зарплате в АО "Международный аэропорт г.Петропавловск" на протяжении нескольких лет выплачивались только после вмешательства транспортной прокуратуры. И основной причиной сложившейся ситуации транспортные прокуроры называли отсутствие финансирования со стороны основного акционера.

Не выдерживало никакой критики и состояние объекта с точки зрения авиационной безопасности.  По результатам проверки состояния безопасности полетов Комитетом гражданской авиации в октябре 2012 года рассматривался вопрос о дальнейшей деятельности международного аэропорта Петропавловска, вплоть до приостановления его работы, в ходе проверки были установлены нарушения различного характера. По словам тогдашнего транспортного прокурора Нурболата Катуова, на объекте были "нарушены абсолютно все нормы законодательства – санитарные, архитектурно-строительные, пожарные, нормы безопасности полетов". Последний капремонт взлетной полосы здесь проводился в 1974 году.

"Грубо говоря, там проводится просто латание дыр", - рассказывал журналистам Нурболат Катуов.

Тем не менее, Комитет Гражданской авиации РК считал, что в таком состоянии аэропорт все-таки может работать, хоть и с ограничениями по приему крупных самолетов типа Боингов, ТУ-154, ТУ-157. К тому же воздушные суда аэропорт принимал только на определенные участки взлетно-посадочной полосы.

В 2008 году областная транспортная прокуратура в интересах акимата СКО и департамент финансов СКО обратились в специализированный экономический суд Петропавловска  с иском о признании незаконным договора купли-продажи 60% акций АО "Международный аэропорт г. Петропавловска", заключенного между ООО "VIP AVIA" и ТОО "Altyn Estate". И только в 2012 году результатом долгих судебных тяжб стала передача контрольного пакета акций предприятия в государственную собственность. После этого еще несколько лет пришлось ждать средств на ремонт воздушной гавани.

Диана Слинькова, Петропавловск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться