Плохие активы банков негативно влияют на экономику | Inbusiness
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 303,15 Пшеница 465,40
$ 378.93 € 423 ₽ 5.87
Погода:
+17Астана
+17Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 303,15 Пшеница 465,40
Плохие активы банков негативно влияют на экономику

Плохие активы банков негативно влияют на экономику

Прогноз S&P по рейтингам Казахстана остается негативным.

Плохие активы банков негативно влияют на экономику, прогноз,S&P,ВВП,Банки,Фонд проблемных кредитов,Бюджет,БТА банк ,Казкоммерцбанк ,Кашаган

6400 13 Март 2017 17:28 Автор: Саян Абаев

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и «A-3». Также были подтверждены рейтинги по национальной шкале на уровне «kzAA». Прогноз долгосрочных рейтингов – «негативный».

«Низкое качество активов банковской системы Республики Казахстан по-прежнему оказывает негативное влияние на экономические и фискальные показатели страны. Вместе с тем фискальная позиция правительства Республики Казахстан, как и ранее, поддерживается сильными показателями баланса, учитывая значительный объем ликвидных активов, составляющих примерно 30% ВВП», - полагают в агентстве.

Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан, отмечается в распространенном сообщении, по-прежнему в первую очередь оказывают сильные показатели баланса, обусловленные профицитом бюджета в период высоких цен на сырьевые товары. При этом уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем экономического развития и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики.

«Прогноз по суверенным рейтингам – «негативный», что отражает главным образом риски того, что бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут ухудшиться по сравнению с нынешним относительным высоким уровнем. Прогноз также отражает риск снижения темпов экономического роста страны в большей степени, чем мы ожидаем в настоящее время», - отмечают в агентстве.

В феврале 2017 года правительство РК внесло поправки в бюджет на 2017 год, главным образом, с целью обеспечения финансирования, обусловленного резким увеличением расходов в связи с рекапитализацией АО «Фонд проблемных кредитов» (составляющего 4% ВВП), что позволит фонду выкупать проблемные активы у банков.

«Насколько мы понимаем, фактически снижение уровня проблемных кредитов в банковской системе Казахстана было ограниченным. Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) заявил о снижении уровня проблемных кредитов (согласно определению НБРК, это кредиты, выплаты основной суммы долга по которым просрочены более чем на 90 дней) с 8% по состоянию на 1 января 2016 года до 6,7% кредитного портфеля на 1 января 2017 года. Однако, насколько мы понимаем, это улучшение связано главным образом со списаниями или продажей проблемных кредитов специальным юридическим лицам, показатели которых согласно национальным стандартам финансовой отчетности не консолидируются», - считают аналитики.

В определенной мере это обусловлено требованием регулятора снизить уровень проблемных кредитов до менее 10% к концу 2017 года. Банковский сектор РК относится к группе 8 по уровню отраслевых и страновых рисков банковского сектора (в группу 1 входят страны с наименьшими рисками, в группу 10 – страны с наибольшими рисками).

«С учетом корректировок на внебалансовые кредиты, реструктурированные кредиты и кредит, выданный АО «БТА Банк» со стороны АО «Казкоммерцбанк», мы полагаем, что фактический уровень проблемных кредитов может более чем в 4 раза превышать официальные данные. В 2017 году НБРК проведет стресс-тестирование и анализ качества активов казахстанских банков. С нашей точки зрения, в среднесрочной перспективе низкое качество активов банковской системы по-прежнему может оказывать негативное влияние на экономические показатели этой страны. Мы полагаем, что прозрачная система оценки слабых сторон банковской системы Казахстана и полномасштабная программа по преодолению связанных с ними проблем должна обеспечить трансформацию национальных банков в движущую силу роста экономики страны. Процесс укрепления и стабилизации банковской системы может потребовать от правительства дополнительных затрат и тем самым ослабить фискальные показатели (в зависимости от размера необходимой поддержки)», - отмечается в информации.

Расходы правительства на обслуживание долга в 2016 году увеличились до 6% доходов с 5% годом ранее, что отчасти обусловлено девальвацией тенге, поскольку 52% долга правительства номинировано в иностранной валюте. Еще одной причиной скачка объема расходов на обслуживание долга стал рост инфляции на уровне 14,6%, вызванный ослаблением тенге, поскольку долг правительства, привязанный к уровню инфляции, составил 16% совокупных долговых обязательств. С учетом того, что влияние некоторых факторов ослабевает, агентство ожидает, что процентные расходы правительства в среднем снизятся до 4,8% доходов в 2017-2020 годы (инфляция составит 6% в тот же период). Вместе с тем, если показатель обслуживания долга не снизится, агентство может пересмотреть свою оценку в сторону понижения.

Ключевым сектором экономики Казахстана является нефтяной, который напрямую составляет примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и 35% доходов расширенного правительства. Тем не менее, хотя этот сектор и обеспечивает поддержку экономики страны в периоды высоких цен на нефть, аналитики агентства рассматривают нефтяные доходы как фактор, обусловливающий значительную волатильность торговых операций и доходов.

По прогнозам S&P GR, экономика Казахстана вновь будет демонстрировать умеренные темпы роста начиная с текущего года, при этом рост ВВП составит в среднем около 2,5% в 2017-2020 годы. Прогнозируемая динамика макроэкономических показателей будет поддерживаться ростом объемов инвестиций, восстановлением уровня потребления и улучшением показателей экспорта в связи с некоторым ростом цен на нефть, а также ожиданиями увеличения объема добычи на крупном нефтяном месторождении Кашаган.

«По нашим оценкам, в 2011-2020 годы тенденция роста реального ВВП на душу населения, для оценки которой мы используем 10-летний средневзвешенный показатель роста, составит примерно 1%, что соответствует нижнему сегменту диапазона показателей для стран с аналогичным уровнем экономического развития», - говорится в информации.

В настоящее время аналитики агентства по-прежнему считают значительный объем активов Казахстана ключевым позитивным рейтинговым фактором.

«Негативный» прогноз рейтингов отражает главным образом риски, существующие в отношении бюджетных показателей Казахстана в ближайшие 12 месяцев.

«Мы можем снизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придем к выводу, что фискальные, внешние или экономические показатели не улучшаются в соответствии с нашими ожиданиями. В частности, к понижению суверенного рейтинга может привести сокращение активов и увеличение обязательств по сравнению с нашими текущими ожиданиями, а также устойчивое повышение расходов на обслуживание долга до более чем 5% доходов бюджета», - говорится в информации.

Также рейтинги могут быть ухудшены, если темпы роста ВВП на душу населения замедлятся до 1% – нижнего предела для стран с аналогичным уровнем экономического развития.

«Мы можем пересмотреть прогноз на «стабильный», если давление на платежный баланс останется умеренным, а гибкость монетарной политики повысится. Последнее возможно в случае, если долларизация депозитов резидентов значительно сократится, что улучшит способность Национального банка Республики Казахстан влиять на экономическую ситуацию в стране», - сообщили в агентстве.

Саян Абаев

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK