Призванный познакомить алматинцев и гостей города с народными кулинарными традициями казахстанцев и проводимый уже в седьмой раз, "Тойказан" далеко шагнул за границы кулинарной тематики. На нем можно не только отведать блюда разных заведений общепита, но и послушать концерт традиционной и современной музыки, посетить туристическую выставку, поучаствовать в викторинах и приобрести памятные сувениры на ярмарке ремесленников.
Постоянным атрибутом и событием фестиваля стал конкурс историй "Культовые места Алматы". Инициатор и организатор проекта, директор Коммуникативной ассоциации Алматы, профессор Багиля Ахатова ответила на вопросы inbusiness.kz.
– Багиля, что поменялось за это время в вашем проекте и на фестивале в целом?
– За это время фестиваль заметно расширился. Появились новые интересные площадки и конкурсы. Нашу площадку культовых мест города мы открыли в 2016 году. Тогда же появился и песенный конкурс. А в этом году начала работать уже целая зона "Караоке-бар". В 2016 году наша ассоциация представила площадку "Алматы в потоке времени", посвященную тысячелетию Алматы. Тогда мы делили ее с бардами и известным спикером Бекнуром Кисиковым. С 2017 года у нас появилась своя площадка "Вкус еды", где мы имели в виду не только еду, а образ жизни. Там проходили мастер-классы по макияжу, скандинавской ходьбе, диетологии. Именно тогда мы составили и вывесили карту вкусных мест Алматы. На ней были отмечены все места, дорогие алматинцам и гостям столицы, те, которые были и которых уже нет, которые продолжают существовать или появились недавно и стали культовыми. В этом году мы решили объединить вкусные места с памятными местами. Поэтому участники конкурса могут рассказывать истории обо всем, что запечатлелось в памяти и связано с родным городом.
– Как зародилась идея проекта?
– Идея конкурса и карты родилась из концепции защиты исторического, культурного и архитектурного наследия. Тогда наша ассоциация приняла активное участие в защите статуса и здания библиотеки имени Бегалина. Если мы не будем заботиться о своем наследии и культурном достоянии города, то нам останется только деградировать во всех смыслах. Будущим поколениям будет нечего оставить в наследство. Задача и в том, чтобы связать между собой людей разных возрастов, прошлое, настоящее и будущее. Наш проект призван не только напомнить об архитектурных памятниках, но и увидеть и сохранить культурную преемственность. Без прошлого нельзя построить будущее. Мы должны ценить то, что у нас есть. У молодежи сейчас свои культовые места, появилось много новых – Арбат, улица Панфилова, парк Первого Президента, площадь за КБТУ. И очень важно как услышать, так и прочитать уже современные истории.
Наш проект основан на технологии сторителлинга. Люди любят истории, в нас эта любовь закладывается с детства, когда нам рассказывали сказки. Мир мы познаем через добро и зло, через ценности. Истории сопровождают человека всю жизнь. Проект также носит имиджевый характер. Очень важно представить город как живое место. Понять, что чувствуют люди, живя в нем. Идея заключалась в том, чтобы создать сайт, который бы пополнялся живыми историями: Алма-Ата литературная, музыкальная, архитектурная… И располагать истории под этими рубриками.
– А о чем в основном рассказывают наши люди? Прослеживается ли в этом некая тенденция?
– Люди рассказывают свои личные истории, связанные с жизнью в городе. Это очень эмоциональные рассказы, проникнутые запахами, звуками, яркими образами, эмоциями, воспоминаниями о родных людях, которых, возможно, уже нет рядом. Эти истории о том, что надо любить и ценить друг друга. Жизнь не так длинна, чтобы не ценить то, что ты есть. Когда люди читают или слышат эти истории, они понимают, что прекрасное рядом. Протяни руку и дотронься.
– В каком режиме функционирует проект до и после фестиваля?
– Раньше он затухал после фестиваля. Но в "Фейсбуке" у нас есть группа "Культовые места Алматы". И я планирую продолжать ее модерировать. Все истории я собираю на этой странице и делаю репосты. Очень хорошо, если истории пользователей "Фейсбука" будут аккумулироваться в одном месте. Я хочу дальше развивать проект и ищу грантовую поддержку. Важно, чтобы народные и авторские истории о жизни города остались в нашей памяти. Конкурс привязан к событийному мероприятию "Тойказан". Но его можно продолжать круглый год и развивать в новых интересных формах. Например, снять фильм об истории Алматы на основе сторителлинга. Участников конкурса стимулирует и то, что во время фестиваля лучшие истории получают призы и сертификаты от наших спонсоров. Каждый хочет быть услышанным, и важно его услышать.
Ольга Власенко