/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 414,54 FTSE 100 6 565,80
KASE 2 222,59 Hang Seng 26 109,93
РТС 1 299,69 Brent 50,09
По вкусным памятным местам

По вкусным памятным местам

На лыжно-биатлонном комплексе прошел ежегодный фестиваль национальной кухни «Тойказан».

23 Сентябрь 2019 15:22 8186

По вкусным памятным местам

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

Новости

Сегодня
11:48

Казахстан направил жалобу в ЕАЭС и ВТО на Кыргызстан из-за нарушения правил международной торговли

Сегодня
10:39

Число инфицированных коронавирусом в мире превысило 85 тысяч

Сегодня
10:28

Генпрокуратура Казахстана вновь предостерегает от участия в незаконных акциях протеста

Сегодня
10:05

«Байтерек» оптимизирует свою структуру в целях эффективной реализации государственной жилищной политики

Сегодня
09:44

Оставшиеся два этапа многодневной велогонки "Тур ОАЭ" отменены

Сегодня
09:22

Касым-Жомарт Токаев: Антиконституционные лозунги недопустимы

Сегодня
09:00

Погода в РК: почти везде плюсовая температура

Вчера
23:36

$5-7 млн составляет предварительная стоимость монумента Абылай-хану

Вчера
23:27

Четыре тысячи лифтов в Казахстане представляют угрозу для жизни

Вчера
23:21

АФК предлагает лишить «КазАгро» функции прямого кредитования фермеров

Все новости

Призванный познакомить алматинцев и гостей города с народными кулинарными традициями казахстанцев и проводимый уже в седьмой раз, «Тойказан» далеко шагнул за границы кулинарной тематики. На нем можно не только отведать блюда разных заведений общепита, но и послушать концерт традиционной и современной музыки, посетить туристическую выставку, поучаствовать в викторинах и приобрести памятные сувениры на ярмарке ремесленников.  

Постоянным атрибутом и событием фестиваля стал конкурс историй «Культовые места Алматы». Инициатор и организатор проекта, директор Коммуникативной ассоциации Алматы, профессор Багиля Ахатова ответила на вопросы inbusiness.kz.

Багиля, что поменялось за это время в вашем проекте и на фестивале в целом?

– За это время фестиваль заметно расширился. Появились новые интересные площадки и конкурсы. Нашу площадку культовых мест города мы открыли в 2016 году. Тогда же появился и песенный конкурс. А в этом году начала работать уже целая зона «Караоке-бар». В 2016 году наша ассоциация представила площадку «Алматы в потоке времени», посвященную тысячелетию Алматы. Тогда мы делили ее с бардами и известным спикером Бекнуром Кисиковым. С 2017 года у нас появилась своя площадка «Вкус еды», где мы имели в виду не только еду, а образ жизни. Там проходили мастер-классы по макияжу, скандинавской ходьбе, диетологии. Именно тогда мы составили и вывесили карту вкусных мест Алматы. На ней были отмечены все места, дорогие алматинцам и гостям столицы, те, которые были и которых уже нет, которые продолжают существовать или появились недавно и стали культовыми. В этом году мы решили объединить вкусные места с памятными местами. Поэтому участники конкурса могут рассказывать истории обо всем, что запечатлелось в памяти и связано с родным городом.

Как зародилась идея проекта?

– Идея конкурса и карты родилась из концепции защиты исторического, культурного и архитектурного наследия. Тогда наша ассоциация приняла активное участие в защите статуса и здания библиотеки имени Бегалина. Если мы не будем заботиться о своем наследии и культурном достоянии города, то нам останется только деградировать во всех смыслах. Будущим поколениям будет нечего оставить в наследство. Задача и в том, чтобы связать между собой людей разных возрастов, прошлое, настоящее и будущее. Наш проект призван не только напомнить об архитектурных памятниках, но и увидеть и сохранить культурную преемственность. Без прошлого нельзя построить будущее. Мы должны ценить то, что у нас есть. У молодежи сейчас свои культовые места, появилось много новых – Арбат, улица Панфилова, парк Первого Президента, площадь за КБТУ. И очень важно как услышать, так и прочитать уже современные истории.

Наш проект основан на технологии сторителлинга. Люди любят истории, в нас эта любовь закладывается с детства, когда нам рассказывали сказки. Мир мы познаем через добро и зло, через ценности. Истории сопровождают человека всю жизнь. Проект также носит имиджевый характер. Очень важно представить город как живое место. Понять, что чувствуют люди, живя в нем. Идея заключалась в том, чтобы создать сайт, который бы пополнялся живыми историями: Алма-Ата литературная, музыкальная, архитектурная… И располагать истории под этими рубриками.

А о чем в основном рассказывают наши люди? Прослеживается ли в этом некая тенденция?

– Люди рассказывают свои личные истории, связанные с жизнью в городе. Это очень эмоциональные рассказы, проникнутые запахами, звуками, яркими образами, эмоциями, воспоминаниями о родных людях, которых, возможно, уже нет рядом. Эти истории о том, что надо любить и ценить друг друга. Жизнь не так длинна, чтобы не ценить то, что ты есть. Когда люди читают или слышат эти истории, они понимают, что прекрасное рядом. Протяни руку и дотронься.

В каком режиме функционирует проект до и после фестиваля?

– Раньше он затухал после фестиваля. Но в «Фейсбуке» у нас есть группа «Культовые места Алматы». И я планирую продолжать ее модерировать. Все истории я собираю на этой странице и делаю репосты. Очень хорошо, если истории пользователей «Фейсбука» будут аккумулироваться в одном месте. Я хочу дальше развивать проект и ищу грантовую поддержку. Важно, чтобы народные и авторские истории о жизни города остались в нашей памяти. Конкурс привязан к событийному мероприятию «Тойказан». Но его можно продолжать круглый год и развивать в новых интересных формах. Например, снять фильм об истории Алматы на основе сторителлинга. Участников конкурса стимулирует и то, что во время фестиваля лучшие истории получают призы и сертификаты от наших спонсоров. Каждый хочет быть услышанным, и важно его услышать.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/1ioXRclZ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/l561CJOK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/M10rGKvH.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/5IGT9AVk.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/d7RXqnPg.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/hH5ZQNP4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/SBbg79vf.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/WrBb12GX.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/L58yDKEL.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/khQJTZp8.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/XqBWuUSv.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/GefaC18Q.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/M9wN3ytG.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/rFXHzHHf.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На сцене КГАТОБ им. Абая состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Гастроли «Астана Балета» прошли в Алматы под знаком неомодерна и современного танца. Да и сама музыка Прокофьева требует более современного танцевального прочтения.

24 Февраль 2020 12:07 1536

На сцене КГАТОБ им. Абая состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка»

До этого балет в Казахстане не исполнялся. После астанинской премьеры спектакль был представлен на суд алматинской публики. Из Астаны в Алматы приехала не только труппа, но вся объемная сценография. Декорации, костюмы, видеопроекции и свет к спектаклю делала команда из Петербурга под руководством художника-постановщика Сергея Новикова. Особого внимания заслуживает книга – семь метров в высоту и три в ширину. Фоном к ней идет 3D-проекция со сказочным персонажами, птицами, цветами и бабочками. Хореограф-постановщик балета – Надежда Калинина тоже из Санкт-Петербурга.

Танцоры «Астана Балета» исполняют широкий репертуар от классики до современного танца. В первый день гастролей коллектив представил основное свое направление – неоклассику и современную хореографию в трех одноактных балетах: шедевр Джорджа Баланчина Concerto Barocco, а также произведения наших современников – A Journey of Memory Раймондо Ребека и Love’s Lost Idols Николо Фонте. В составе астанинского коллектива нет градаций прим и премьеров, в основном это ведущие солисты.

В главной партии Золушки занята Татьяна Тен, в прошлом выпускница Алматинского хореографического училища им. Селезнева. После окончания учебы балерина работала в театре им. Байсеитовой. Затем вместе с партнером Казбеком Ахмедьяровым, который в спектакле исполняет партию принца, уехала во Францию и танцевала в Theatre du Capitole, в Тулузе. Пара вернулась в Казахстан, чтобы пополнить труппу «Астана Балета». Недавно Татьяна Тен получила звание заслуженного деятеля искусств РК. Она выступает на профессиональной сцене уже 17 лет.

Партию Золушки танцовщица исполняет первый раз.

«Хотя это классический балет, в нем присутствует как модерн, так и неоклассика. «Золушка» получилась стилизованная. Это партия волнительная, нежная, женственная и трудолюбивая. Наша задача заключается в том, чтобы создать атмосферу незабываемой волшебной сказки. Балет затронет не только сердца детей, но и взрослых», – делится впечатлениями с читателями inbusiness.kz балерина. Репетиции балета в Нур-Султане заняли около двух месяцев.

Работая над постановкой, хореограф отталкивался от физических возможностей танцоров.

«Наступает эпический момент, когда художник начинает творить декорации, а хореограф – лепить танцевальные образы, и все это наслаивается и наслаивается. Когда стали собирать балет в одно целое, выяснилось, что работы еще много. Эта постановка – проверка на силу и выносливость, героиня не уходит со сцены весь первый акт. Превращение-переодевание и подготовка к балу проходят непосредственно на глазах у публики», – описывает Татьяна работу над спектаклем. В постановке задействовано много человек. Складывается ощущение, что на сцене оказался весь театр.

В чем особенность неоклассического танца и какова его связь с классикой в этой постановке?

– В первую очередь танцоры выражают больше свободы пластики в ногах и руках. При этом они стараются соблюдать классические каноны. Современность легко прочитывается в комических сценах с участием мачехи, сестер и друзей принца. Это где-то недотянутый носок, сокращенная стопа, ломаные линии… В итоге все это собирается в общую полистилистическую картину. Первые постановки «Золушки» были классическими и романтическими. В нашем спектакле более свободная пластика. Но поддержки, вращения, переходы и позиции мы сохраняем, отмечает солистка.  

Премьера балета стала важным событием не только для танцоров, но и для казахстанских музыкантов, которые раньше не исполняли произведение Прокофьева целиком. Репетиции проходили всего четыре дня, во время которых удалось овладеть сложной партитурой композитора. У «Астана балета» нет своего коллектива. Поэтому дирижеру Арману Уразгалиеву пришлось собирать музыкантов вновь, уже для алматинской премьеры.

«Это одна из сложнейших симфонических партитур. У нас было немного времени, но мы проделали все необходимую работу. Сложно собрать 60 человек вместе, учитывая, что сейчас повсюду проходят концерты и другие музыкальные мероприятия. Но мы подняли спектакль за четыре репетиции. Спасибо замечательному коллективу «Камерата Казахстана», который принял участие в алматинской постановке. Любой театр может представить свой спектакль под фонограмму. У нас тоже есть фонограмма этого произведения. Но в любом случае живое исполнение имеет огромное значение. Оно наполнено событийностью и энергетикой, которой заряжаются не только публика, но и артисты», – рассказывает дирижер.

Музыку к балету Прокофьев писал в тяжелые военные годы. Это не могло не отразиться на сказочном произведении. В связи с чем потребовалась своя, отвечающая запросам времени и «сглаживающая трагические углы» интерпретация.  

«Чувствуется, насколько сильно композитор переживал происходящее со страной и близкими людьми. Он не мог творить в отрыве от своего времени, которое нашло отражение в музыке. И, хотя это сказка, балет с детским сюжетом, в музыке присутствуют трагические фрагменты, которые мы попытались смягчить. Этого хотел и балетмейстер. Но мы ничего не меняли, а просто немного «подобрали» звучание», – поясняет тонкости нового исполнения Арман Уразгалиев.

После выступлений в Алматы гастроли продолжатся в других городах Казахстана.

Ольга Власенко

В музее Кастеева открылись две выставки

«Ретроспектива» скульптуры Еркина Мергенова, подготовленная к 80-летнему юбилею народного художника, и «Тан-Шолпан», представленная Международным независимым женским фондом художников.

22 Февраль 2020 08:00 1928

В музее Кастеева открылись две выставки

Фото: Азиз Заиров

Еркин Мергенов – профессор, заслуженный деятель искусств РК, лауреат первой независимой премии Казахстана «Платиновый Тарлан». Даты жизни – 1940-2015. Окончил Московский Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, стал известным общественным и политическим деятелем. В 1989 году был избран народным депутатом СССР, входил в состав межрегиональной группы, в 1990 году избран членом Верховного совета СССР. Дважды возглавлял Союз художников Казахстана. С 1998 года становится постоянным членом Совета Международной конфедерации союзов художников.

Творчество скульптора – значительное явление в искусстве Казахстана и хорошо известно на всем постсоветском пространстве, а также во многих странах мира. Его персональные выставки проходили в Риге (Латвия), Киеве (Украина), Бишкеке (Кыргызстан), Москве и Санкт-Петербурге (Россия), Алматы и Астане (Казахстан).

По мнению доктора архитектуры Алима Сабитова, это художник, сформировавшийся на границе двух культур. Большинство его работ может быть соотнесено с формальными поисками в европейской скульптуре, имевшими место в ХХ веке. Однако тематически и проблемно они обращены к восточному мировосприятию и степной пластике. Проблемы осознания собственной культурной идентичности и преодоления несхожих культур, заботившие скульптора в начале творческого пути, получили разрешение в поздних работах мастера, выразившемся в гуманистическом диалоге культурных традиций.

В художественной стилистке Еркина Мергенова можно выделить два важных фактора – пространство и время. «Пространство для скульптора такой же осязаемый материал как бронза, или алюминий, оно выполняет необходимую формообразующую функцию в построении образной выразительности. Но оно еще и исторично, его можно ощущать в процессе эволюционного, почти событийного развития, через изменчивые характеристики времени. Время воспринимается художником в триединстве прошлого, настоящего и будущего, придавая его произведениям жизненную убедительность и разворачивая перед зрителем навеянные ими ассоциативные мыслеформы» – отмечает искусствовед Камилла Ли.

Название другой выставки, как и организовавшего его фонда, «Тан-Шолпан» выбрано неслучайно – оно ассоциируется с возрождением, рассветом, утренней звездой и созидательной энергией женщины. Это объединение профессиональных художниц из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Австрии, Германии, Канады и США.

В экспозиции приняли участие сорок авторов, имена которых знакомы по многим республиканским и международным выставкам. Художницы работают в разных жанрах: экспрессионизма, реализма, примитивизма, художественной иллюстрации. В экспозиции представлены и скульптурные арт-объекты, выполненные в духе современного экологического тренда – из пластика. Кроме живописи, графики и скульптуры, можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства – гобелены, панно из войлока, чиевое плетение.

«Экспозиция очень большая и интересная, в ней представлены самые разные жанры от живописи и графики до скульптуры и прикладного искусства. Скульптура представлена только Лилией Поздняковой, одной из самых талантливых, креативных художниц. Лиля создает свои скульптуры из самого бросового материала – старых газет, полиэтилена, картонных ячеек для яиц, коробок. Дарит им вторую жизнь, превращая мусор в прекрасные творения. Ещё в выставке приняла участие моя любимая художница и друг Айжан Омирбаева, которая создает яркие живописные образы как исторических, так и мифологических персонажей народной казахской культуры» – делится впечатлениями посетительница выставки, журналист Индира Сатбаева.

Основная цель данного фонда искусства заключается в создании условий для поддержки творчества женщин. Это возможность раскрыть их творческий потенциала и представить на выставку наиболее значимые и содержательные произведения, привлекающие актуальностью и креативностью мышления.

Ольга Власенко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: