Подвинуть чужих, пропустить своих

Подвинуть чужих, пропустить своих

Как уменьшить коррупционные риски, прекратить лоббирование госорганами определенных поставщиков и сэкономить бюджетные деньги на госзакупках, обсуждали на заседании Совета по защите прав предпринимателей ВКО.

05 Август 2019 08:00 2643

Подвинуть чужих, пропустить своих

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: atameken.kz

В Палату предпринимателей ВКО обратились сразу несколько представителей бизнеса, которых, по их мнению, незаконно «отодвинули» от участия в конкурсах по госзакупкам, нарушив их права. Тема столь актуальна, что ее вынесли на рассмотрение Совета по защите прав предпринимателей.

Генеральный директор ТОО «Курылыс» Жибек Аралова пожаловалась в Палату предпринимателей ВКО по поводу защиты законных интересов необоснованных действий ГУ «Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бескарагайского района».

Убрать конкурента

Она сообщила, что между отделом и ТОО «Курылыс» еще 2 мая 2018 года были заключены договоры по объекту «Строительство сетей водопровода в селе Ерназар» и по объекту «Реконструкция сетей водопровода в селе Карагайлы». Речь идет о сумме в полмиллиарда тенге. Как рассказала заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Динара Мухамеджанова, ТОО «Курылыс» даже закупило стройматериалы и наняло людей для охраны в зимнее время, а по весне к ним пришли люди с просьбой продать их за бесценок.

«На момент регистрации договоров в казначейство было представлено письмо органов государственной экспертизы о том, что не нужно делать корректировку ПСД, а ТОО «Курылыс» дало согласие на осуществление работ без изменений условий договоров. Несмотря на это, заказчик на сайте государственных закупок уведомил подрядчика (ТОО «Курылыс») о внесении изменений в договоры, направив их на согласование, а затем просто удалил эти документы с портала, что является незаконным действием».

По данным Палаты предпринимателей ВКО, несмотря на наличие договорных обязательств с ТОО «Курылыс», заказчик 28 июня 2019 года заключил прямой договор госзакупок из одного источника с КГП на ПХВ Бескарагайского района для производства реконструкции сетей водопровода в селе Карагайлы Бескарагайского района. Но мало того, что по Предпринимательскому кодексу РК запрещается деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестную конкуренцию, так еще КГКП на ПХВ Бескарагайского района ВКО не имеет лицензии на осуществление строительства и реконструкцию водопровода. Палата предпринимателей ВКО, усмотрев здесь явные признаки нарушения действующего законодательства, обратилась в департамент Комитета по регулированию естественных монополий. Из ведомства пришел ответ, что действия отдела носят антиконкурентный характер, о чем в адрес ГУ «Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бескарагайского района» направлено уведомление. Палата предпринимателей посчитала также, что в действиях госоргана усматривается еще и нарушение законодательства о государственных закупках. Ведь реконструкция сетей не является монопольным видом деятельности.

Пока антимонопольщики написали письмо в Департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА) по ВКО, но ответа так и не получили. На заседании Совета по защите прав предпринимателей Динара Мухамеджанова обратилась к областному ДВГА провести проверку жалобы как можно скорей. Те пообещали взять ситуацию на контроль, добавив, что дело осложняется нехваткой аудиторов, имеющих специальную лицензию.

Купили дорого и не то

Также на неправомерные действия двух районных больниц из Катон-Карагайского и Бородулихинского районов при закупе медицинского оборудования в Палату предпринимателей ВКО пожаловались представители ТОО «Альянс-MEDICA».

«По итогам тендера в Бородулихинской центральной районной больнице тендерная комиссия отклонила представленную заявку ТОО «Альянс-MEDICA» по лоту № 25 на поставку стационарного рентген-аппарата с функцией флюорографа.

Как утверждает директор ТОО «Альянс-MEDICA» Вячеслав Журавлёв, победителем этого лота был признан поставщик, аппарат которого функцией флюорографа вообще не обладает! Более того, заявленная цена на аппарат от этого поставщика выше цены ТОО «Альянс-MEDICA» на 2 млн тенге.

«Мы заявили цену в 37 млн тенге, а заказчик заключил договор с потенциальным поставщиком на поставку аппарата в 39 млн тенге. Налицо перерасход государственных средств. Более того, у этого аппарата слишком большой объем рентген-излучения», – говорит Вячеслав Журавлёв.

Примерно такой же «облом» ждал ТОО ««Альянс-MEDICA» на тендере районной больницы № 2 Катон-Карагайского района. Тендерная комиссия отклонила представленную заявку ТОО «Альянс-MEDICA» по лоту № 1 «Аппарат рентгеновский диагностический» и по лоту № 2 «Проявочный процессор/оцифровщик» из-за того что их заявка якобы не соответствует тендерной документации, но эти самые несоответствия она не обосновала. Победителем был признан потенциальный поставщик с более высокой заявленной ценой, чем у ТОО «Альянс-MEDICA».

По словам Вячеслава Журавлёва, интересен сам механизм, почему это происходит. Но, для того чтобы разобраться во всех нюансах, нужно быть экспертом в сфере медицинского оборудования.

«Если говорить о лоте № 2 тендера Катон-Карагайской больницы, то в бюджет заложили 11,8 млн на покупку проявочного процессора, а технические характеристики туда подсунули на проявочную машину, стоимость которой 2,5 млн тенге. А мы предлагали поставить оцифровчик. Тот, кто выиграл, какую представил техническую документацию? И где контроль облздрава? В последнее время беспредел полный!» – говорит Вячеслав Журавлёв.

По его словам, его компания поставила бы в случае победы в больницу более качественное оборудование и более современное, которое прослужило бы дольше. Но победу на больничных тендерах определенных поставщиков, как считают в Палате предпринимателей ВКО, могли пролоббировать.

«Районные больницы – это солдаты, которые четко исполняют приказы областного Управления здравоохранения. Они согласовывают все вопросы с экспертами, которые есть в области. У меня больше претензий к облздраву. Они все эти вопросы курируют, должны были помочь больницам, где-то рассказать, где-то показать, но помощи по определению победителя не было, – говорит Вячеслав Журавлёв. – По этому вопросу встречались с заместителем акима ВКО Асем Нусуповой, тоже ей доложили по ситуации. Нам сказали, что пригласят на повторную встречу.»

Как рассказали представители ДВГА по ВКО, они провели проверку обоснованности отклонения заявок ТОО «Альянс- MEDICA» от участия в тендере и выяснили, что якобы больницы были правы. Но акт проверки еще не прошел экспертизу. Насколько правомерна победа в тендере другого поставщика, не проверялось.

Директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий отметил, что до этого года все тендеры по закупу оборудования проводило Управление здравоохранения, и тогда были наблюдатели. Раздав право проводить тендеры больницам, облздрав невероятно увеличил коррупционные риски.

Его представители возразили, ведь раньше, когда тендеры проводило только Управление здравоохранения, жалоб на госзакупки тоже было полно! Но общественники парировали – сейчас их становится заметно больше!

«В больницах нет специалистов, закупщиков, а вы с себя ответственность проверок сняли, чтобы тендеры сами больницы проводили. Но они сейчас погрязнут в судах. Люди у них непрофессиональные, некомпетентные, сейчас каждый итог конкурса будет оспорен, и для чего это сделано?» – спросили у чиновников в Палате предпринимателей ВКО.

Но те лишь развели руками: в облздраве ощущается резкая нехватка специалистов, отдел государственных закупок представлен начальником отдела и одним специалистом.

«Мы уже два года мы не можем найти юриста. Таким составом мы должны проводить тендерные закупки для всей области?» – задала риторический вопрос начальник отдела госзакупок Управления здравоохранения ВКО Шырын Еркинбек. – Мы в этом году отдали больницам денежные средства. Заказчиком и организатором закупа в этом году выступает сама больница. Они сами же заказывали это оборудование».

Г-жа Еркинбек объяснила, что техническая спецификация на оборудование разрабатывается полностью самими больницами! У них на местах создавались комиссии по приказу руководителя этой организации, в состав которых входили несколько врачей. Именно они будут работать на этих аппаратах.

«Вот эти люди сами составляли техническую спецификацию. Ценовые предложения были собраны от нескольких потенциальных поставщиков. Должно быть минимум три ценовых предложения. Это рыночная стоимость оборудования на сегодня. Из этих предложений самая минимальная цена была выставлена на тендер», – говорит Шырын Еркинбек.

Такое положение вещей вызвало у общественников возмущение. Ведь врачи не являются экспертами и не особенно разбираются в технических характеристиках медицинского оборудования.

«Вы каждый день работаете на компьютере, но можете его отремонтировать, и все знаете сказать о его характеристиках? Соображаете, что и куда можно подсоединить? Можете себя считать экспертом в работе компьютерной программы?» – задала резонные вопросы облздраву Динара Мухамеджанова.

Сейчас ТОО «Альянс-MEDICA» подало в суд для оспаривания итогов тендера по Бородулихинской районной больнице. Первое заседание состоится 20 августа.

По словам председателя Совета по защите прав предпринимателей ПП по ВКО Галины Казанцевой, они напишут предложение в акимат ВКО, с тем чтобы госзакупки в сфере здравоохранения опять проводились в централизованном порядке, для чего необходимо расширение штата ведомства, а также попросили ДВГА по ВКО внимательнее разобраться с итогами проверки прошедших в районных больницах тендеров.

По данным ДВГА по ВКО, наиболее частые нарушения при проведении государственных закупок в регионе – установление заказчиком в условиях конкурса требований, не предусмотренных законодательством, а также отражение условий, вводящих потенциальных поставщиков в заблуждение, не отражение или не полное описание причины отклонения конкурсных заявок поставщиков, установление срока поставки менее 15 календарных дней, необоснованное определение способа закупки из одного источника путем прямого заключения договоров.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

Inbusiness.kz попытался разобраться в объективности победы малоизвестного ТОО, а также других бенефициаров этого решения.

26 Май 2020 15:26 1144

Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

Фото: rbc.ru

На минувшей неделе в публичное поле вырвалась критика результатов конкурса на закупку услуг по медиаосвещению деятельности акимата столицы Казахстана. Победителем неожиданно стала темная лошадка в лице ТОО New Vision LTD, учредителем и руководителем которой стала малоизвестная 23-летняя Азиза Абильбек. Inbusiness.kz не мог пройти мимо этой истории, попытавшись на основе фактов восстановить все детали спорного конкурса на медиабюджет города Нур-Султана.

Начать, пожалуй, стоит с небольшой сухой хроники. Речь идет об оказании информационно-коммуникационных услуг и организации работы медиацентра акимата столицы. В деталях, речь идет о всестороннем освещении деятельности акима и его подчиненных по развитию мегаполиса посредством публикаций на интернет-сайтах, в соцсетях и через блогеров, на телевидении, организации конференций и многое другое.

Примечательно, что, помимо требований по материально-техническому оснащению и кадровыми ресурсами, потенциальному участнику требовался договор намерения сотрудничества с республиканским каналом на показ передачи Astana life, а также соответствующий договор намерения о ротации видеороликов на республиканских каналах.

В результате из шести участников только двое смогли соответствовать квалификационным требованиям конкурса – ТОО New Media Marketing и ТОО New Vision LTD. Уже в самом конкурсе последнее предложило более низкую цену – 200 млн тенге (без учета НДС) против 214,12 млн со стороны ТОО New Media Marketing. Так и победили.

Сам жалобу написал, сам ее и отменю

Примечательно, что сразу после оглашения результатов конкурса один из участников, выбывших еще на этапе предквалификационного отбора (ИП Копбай), написал жалобу (скачать документ) на действия конкурсной комиссии, якобы прозевавшей несоответствие конкурсной документации ТОО New Vision LTD квалификационным требованиям.

Во-первых, потенциальный поставщик, исходя из жалобы ИП Копбая, предоставил договор намерения о сотрудничестве с ТОО «Телевидение г. Астаны», тогда как необходимо было иметь договор с АО «Агентство «Хабар», как подлинным правообладателем передачи Astana Life; во-вторых, несоответствие трудовых ресурсов заявленным требованиям акимата (в самой жалобе идет перечисление); в-третьих, несоответствия в части материально-технических ресурсов с требованиями заказчика (также перечисляется).

Еще большее удивление вызывает ответ на жалобу со стороны РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султану комитета внутреннего государственного аудита министерства финансов РК». В нем госорган отмечает, что после пяти поданных 26 марта 2020 года жалоб уже 30 марта ИП Копбай обращается в госорган с просьбой о прекращении рассмотрения поданных ранее жалоб (вх. № ФЛ-717 от 30 марта 2020 года на основании пп. 7 ст. 14 Закона РК № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»).

Собственно, на этом основании госорган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы, не предоставив по существу ответы на перечисленные пункты нарушения, указанные в жалобе.

Связаться с Дауреном Копбаевым, на которого зарегистрировано ИП Копбай, чтобы выяснить причины его решения отменить рассмотрение жалобы, inbusiness.kz не удалось. Указанный на сайте госзакупок контактный телефон якобы принадлежит не ему – так ответил человек, снявший трубку; письма на электронную почту остались без ответа. Однако, будь у inbusiness.kz документы, можно было бы продолжить разбор полетов уже с министерством финансов РК.

Кого подвинули?

Исходя из жалобы Даурена Копбая, имеющейся в открытом доступе, видно, что победитель конкурса – ТОО New Vision LTD не имело договора намерения на показ передачи с АО «Агентство «Хабар». Так это в действительно или нет, мы не утверждаем в отсутствие документов, но допустим, что это так.

На сайте телеканала «Хабар» и его дочерней структуры «24.kz», inbusiness.kz обнаружил пятиминутные сюжеты передачи Astana Life, отснятые в 2018-2019 годы. Просмотрев целый ряд сюжетов, редакция inbusiness.kz не смогла обнаружить на них обозначения, отражающего наличие авторских прав на контент как у канала, так и исполнителя. Не исключено, что такие права принадлежат заказчику, однако утверждать что-то на этот счет без фактов однозначно невозможно.

В 2019 году тендер акимата на услуги по изготовлению и размещению передачи выиграло ТОО New Media Marketing, о чем говорят как сайт госзакупок, так и счета на оплату по акту выполненных работ. Всего у данного ТОО было три договора с ГУ «Управление по делам общественного развития г. Нур-Султана» на общую итоговую сумму около 75 млн тенге, хотя изначально договорная сумма была вдвое меньше.

К 2020 году у ТОО New Media Marketing накопился пятилетний опыт в этой сфере, что и отражено в итоговом протоколе конкурсной комиссии. И, судя по практике работы в последние два года, бенефициаром такого сотрудничества становился телеканал «Хабар», собственником которого значится профильное министерство.

Однако в текущем году победителем неожиданно стало ТОО New Vision LTD, у которого, как опять же указано в протоколе, такой опыт отсутствовал вовсе. К слову, учредителем и первым руководителем ТОО New Media Marketing значатся Муслим Макажанов и Марат Аубакиров.

Кто стоит за победителем? Ищи, кому выгодно

ТОО New Vision LTD в лице 23-летней Азизы Абильбек в текущем году выиграло сразу три открытых конкурса: от акимата г. Нур-Султана (224 млн тенге), АО «Агентство «Хабар» (13,44 млн тенге) и министерство труда и соцзащиты населения (13,44 млн тенге). Если контракт с акиматом ранее мы разобрали, то с телеканалом «Хабар» речь идет о продвижении в Интернете; с министерством речь идет об изготовлении трех видеороликов про госпрограмму «Енбек» и их прокрутке в эфире республиканского телеканала не менее 114 раз в прайм-тайм на казахском и русском языках. О самой г-же Абильбек информации мало, а отсутствие опыта не позволяет увидеть все ее бизнес-связи.

Однако что можно обнаружить, просматривая реестр договоров ГУ «Управление внутренней политики г. Нур-Султана» за текущий год? Inbusiness.kz обратил внимание, что из четырех упоминаний телеканалов в качестве поставщиков трижды фигурирует ТОО «Телевидение г. Астаны» и лишь однажды АО «Агентство «Хабар».

Суммарный госбюджет, полученный телеканалом «Астана» от акимата столицы, по данным сайта госзакупок, составляет свыше 286 млн тенге, которые пойдут на: 1) изготовление и показ 14 социальных и информационно-аналитических передач; 2) производство и ротацию спецрепортажей, видеороликов и документальных фильмов по предотвращению коронавируса властями столицы; 3) производство и показ информационно-аналитической передачи «Елорда Live». И это без учета средств, которые телеканал получит от ТОО New Vision LTD за показ телепередачи Astana Life в эфире.

Для сравнения, телеканал «Хабар» выиграл лишь один конкурс на 50 млн тенге от акимата на создание и ротацию на республиканских каналах тематических видеосюжетов о мерах по предупреждению распространения коронавируса.

Как видим, история с победой малоизвестного ТОО New Vision LTD еще полна открытых вопросов, в том числе и того аспекта, насколько объективно конкурсная комиссия подходила к оценке квалификации данной компании. Сама Азиза Абильбек не ответила на вопросы, которые редакция направила на почту.

Стоят ли 200 млн тенге (без учета НДС) освещение деятельности акима и его подчиненных по развитию мегаполиса посредством публикаций в интернет-сайтах, соцсетях и через блогеров, на телевидении, организации конференций таких денег при полном информационном поводе. В условиях дефицита бюджета разумно ли тратить столь огромные деньги на освещение работы акима? Возможно, местные власти боятся, что их работа на безвозмездной основе будет освещаться не так позитивно, как хотелось бы.

Султан Биманов

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Готовятся изменения в правила закупок квазисектора.

19 Февраль 2020 09:08 3928

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Правила осуществления закупок квазисектора будут вестись по-новому. На egov.kz размещены планируемые изменения в приказ минфина касательно приобретения товаров и услуг нацхолдингов. Обсуждение нормативно-правового акта продлится до 28 февраля.

Поправки касаются широкого спектра вопросов – от исключения некоторых позиций из плана закупок до признания демпинга и правил проведения закупок методом аукциона. Остановимся подробнее на некоторых моментах. Так, в частности законопроектом предусмотрено исключить из закупок представительские расходы, командировочные расходы и приобретение услуг, связанных с командировочными расходами (авиа-, железнодорожные билеты). Обоснованием является тот факт, что представительские расходы планируются одной суммой без разбивки на примерные суммы и период их использования. Правила закупок предполагают приобретение закупок способом из одного источника, то есть без ограничения суммы. Зачастую визит как иностранных, так и не иностранных делегаций невозможно предусмотреть заранее. Так, устное поручение о проведении представительских мероприятий и примерная смета на их расходы поступают за несколько часов до самого мероприятия.

В этой связи разработчик предлагает осуществлять расходы путем оформления приказа руководителя, составления сметы и перечисления денежных средств материально ответственному лицу либо другому лицу, ответственному за проведение мероприятия, с предоставлением после проведения мероприятия в бухгалтерию документов, подтверждающих оплату и оказание услуг, в соответствии с лимитами отдельных видов адмрасходов нацхолдингов (за исключением Фонда национального благосостояния).

Также рассматривается вопрос исключения из закупок выплат вознаграждений членам органа управления и наблюдательного совета, а также приобретения товаров, услуг, необходимых для обеспечения органа управления и (или) наблюдательного совета. В обосновании говорится, что, учитывая статус членов совета директоров/наблюдательного совета (зачастую нерезиденты), возникает необходимость заключения договоров с определенными потенциальными поставщиками, стоимость услуг которых может значительно превысить стоимость услуг других потенциальных поставщиков. Например, расходы на аренду автомобилей представительского класса с литерными знаками в госномере, позволяющими обеспечение беспрепятственного проезда автотранспорта на территорию и к центральным входам зданий АП РК, правительства, парламента, Дома министерств и других госучреждений, к первой линии пассажирского терминала аэропорта города Нур-Султана и т. д. Такие услуги предоставляет лишь одна организация в Казахстане – РГП «Автохозяйство УДП РК», стоимость которых рассчитывается по утвержденному тарифу почасово и значительно превышает стоимость транспортных услуг других потенциальных поставщиков – частных организаций.

Услуги проживания членов СД/НС в городе проведения заседания в отелях определенного уровня. Независимые директора являются и членами нескольких комитетов (по аудиту, по стратегиям, по назначениям), проводимых перед заседаниями СД/НС в разное время, которые по независящим причинам могут быть перенесены в день планируемого проведения заседания. Т. е., поскольку такие отели работают только по 100%-ной предоплате, при переносах заседаний СД, НС возникает риск расходов при непроведенных заседаниях. По этим причинам механизм оплаты услуг здесь предлагают такой же, как и при представительских расходах.

Локализацию и (или) ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, аварий на электроэнергетических объектах, коммуникационных системах жизнеобеспечения; объектах железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского транспорта, связи; очистных сооружениях; нефтетрубопроводах; газопроводах и иных опасных производственных объектах; а также при возникновении поломок; выходе из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в пути следования, требующих незамедлительного восстановления, а также товаров, работ и услуг при возникновении поломок; выходе из строя оборудования, механизмов, задействованных в технологическом процессе, требующих восстановления, также предлагают осуществлять способом из одного источника.

В обосновании указывается, что, поскольку опасные природные явления, катастрофы, стихийные и иные природные бедствия, технологические и техногенные явления/ситуации, а также аварии на электроэнергетических объектах (пример: крупная авария на подстанции «Левобережная», г. Нур-Султан, в ночь с 9 на 10 ноября 2019 года, в результате чего была обесточена большая часть левобережья г. Нур-Султана), предусмотренные подпунктом, являются непредсказуемым явлением, во избежание рисков срыва гособоронзаказа, остановки производственного процесса ввиду длительного согласования корректировки бюджета, плана закупок необходимо предусмотреть для заказчиков такое право – осуществлять закупки товаров, работ и услуг для ликвидации последствий вышеуказанных явлений, не включая их в план закупок.

Когда цена признается демпинговой

В законопроекте расписаны случаи, когда цена признается демпинговой. Так, ценовое предложение на оказание инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (технический и авторский надзоры, управление проектом) признается демпинговым, если оно ниже цены, рассчитанной в соответствии с утвержденными госнормативами, более чем на 15%.

Также ценовое предложение (аккредитованной экспертной организации) на работы по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов признается демпинговым, если оно ниже стоимости, устанавливаемой в соответствии с правилами определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня.

В еще одном случае предложение на консультационные (консалтинговые) услуги признается демпинговым, если оно более чем на 70% ниже среднеарифметической цены всех представленных ценовых предложений, не превышающих сумму, предусмотренную для закупки, и (или) ниже выделенной суммы более чем на 50%.

Напомним, с начала этого года план закупок квазисектора согласуется с министерством финансов.

Майра Медеубаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: