Порядка 160 центров техосмотров в Казахстане не могут оказать услуги
12:23 09 Ноябрь 2019 21759

Автор:
Майра Медеубаева
АО «Национальные информационные технологии» приостановило прием данных от центров техосмотра, у которых ПО не соответствовало установленным требованиям в части автоматического распознавания регистрационных номеров.
Всего по республике 160 таких центров. Об этом стало известно 8 ноября на брифинге Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).
«На сегодня Комитетом транспорта и АО «НИТ» совместно с разработчиками программного обеспечения проводится работа по доработке выявленных несоответствий», – говорит зампредседателя Комитета транспорта МИИР Данияр Коспабаев.
В целом в настоящее время технический осмотр транспортных средств в Казахстане проводят 645 операторов техосмотра, имеющих в своем составе более тысячи центров техосмотра.
Ежегодно техосмотр проходят около 1,8 млн транспортных средств из более чем двух миллионов. То есть в среднем не «сдают экзамен» 5%.
С момента передачи в 2012 году техосмотра в конкурентную среду идет снижение числа транспортных средств, не прошедших техосмотр по техническому состоянию (в 2012 году – 13%, в 2019 году – 5%).
На эту статистику в первую очередь повлияло упрощение процедуры открытия центров техосмотра (сокращение пакета документов на открытие). Во-вторых, послабления в части контрольно-надзорных мероприятий в отношении МСБ (перевод в уведомительный порядок, исключение оснований для проведения проверок ЦТО после включения в реестр, введение новых видов проверок, таких, как профконтроль без посещения, где административный протокол не составляется).
Вместе с тем все это привело к грубейшим нарушениям со стороны недобросовестных лиц. А именно к корректировкам результатов техосмотра и его проведению без фактического предоставления транспортного средства, то есть посредством мессенджеров.
За последние полгода территориальными органами транспортного контроля совместно с заинтересованными госорганами проведено более 150 рейдовых мероприятий по выявлению поддельных диагностических карт. Выявлено более одной тысячи нарушений, таких, как «вырезка-вставка» ТС, 84 факта подделки диагностических карт; составлено 26 административных материалов в отношении операторов технического осмотра; заведены два уголовных дела по фактам подделки документов и мошенничества.
По всем нарушениям Комитетом транспорта был проведен анализ, после чего было принято решение о необходимости внесения поправок в законодательство РК по вопросам техосмотра.
Проект изменений был направлен в 63 ассоциации и НПП «Атамекен» для ознакомления и направления своих замечаний.
В частности, изменения внесены в закон «О дорожном движении»; правила организации и проведения обязательного технического осмотра. Был определен оператор единой информационной системы в лице АО «Национальные информационные технологии» с наделением права осуществлять проверку программного обеспечения, установленного в центрах техосмотра.
После чего Комитет транспорта совместно с АО «НИТ» начал проводить уведомительную кампанию по направлению требований к ПО непосредственно их разработчикам.
Всеми территориальными органами транспортного контроля и АО «НИТ» проведены разъяснительные мероприятия о внесенных изменениях в сфере техосмотра. После вступления в законную силу поправок в правила организации и проведения техосмотра АО «НИТ», руководствуясь пунктом 52 этих правил, проводит проверку программного обеспечения.
После официального утверждения требований по запросу АО «НИТ» была представлена отсрочка на два месяца для проверки ПО и их доработки.
На 1 ноября АО «НИТ» проведены проверки всего программного обеспечения, осуществляющего передачу результатов технического осмотра в единую информационную систему «Техосмотр».
Майра Медеубаева