"По итогам семи месяцев этого года наблюдается рост объема торгов на рынке иностранных валют, он составляет 30,1%. Однако в июле, по сравнению с июнем, объем торгов в целом снизился (на 2%, или 27,5 млрд тенге, до 1,4 трлн тенге. – Ред.). Это традиционное сезонное снижение. В июле, как правило, наблюдается затишье на финансовых рынках, в том числе на фондовом и валютном. Между тем объемы по рублю и юаню подросли в том числе за июль и в целом по году. Тенге закрыл месяц в зелено зоне по отношению ко всем торгуемым валютным парам", – рассказала во время онлайн-брифинга заместитель председателя правления Казахстанской фондовой биржи Наталья Хорошевская, сообщает inbusiness.kz.
По данным KASE, в паре "тенге-доллар" объем торгов за июль снизился на 2,1%, до 3160,93 млн единиц валюты. Курс на конец месяца сложился на уровне 424,45 тенге за доллар (-0,7%), в течение месяца колебался между 424,40 и 429,96 тенге за доллар.
В паре "тенге-рубль" объем торгов вырос в течение июля на 47,3%, до 3127,85 млн единиц. Минимальное и максимальное значения курса составили 5,7402 и 5,8512 тенге за руль, на конец месяца – 5,8068 тенге за рубль (-1,3%).
В паре "тенге-юань" также произошел рост объема торгов – на 6,3%, до 206,65 млн единиц. Курс на конец месяца составил 65,7416 тенге за юань (-0,8%), в течение месяца – в диапазоне от 65,2012 до 66,2385 тенге за юань.
Пара "евро-тенге" потеряла 62,7% объема торгов, в июле участники наторговали только на 2,16 млн единиц. Курс в течение месяца спускался к 503,95 тенге за евро и поднимался до 506,00 тенге за евро, в конце месяца остановился на значении 504,55 тенге за евро (-1,1%).
"Каким будет август в отношении объема торгов иностранными валютами, пока трудно сказать. Но прорывного роста объема точно не будет. Поскольку первая половина августа – это тоже период, когда деловая активность ниже, чем в среднем по году. Поэтому высоких объемов мы не ожидаем, даже несмотря на то что эпидемиологическая ситуация в Казахстане остается достаточно напряженной", – комментирует зампредправления биржи.
Курс без оглядки на карантин
Что касается курса и возможного влияния на него волны распространения дельта-штамма коронавируса, то, на взгляд Натальи Хорошевской, в течение полутора лет, когда в стране вводились карантинные ограничения той или иной степени жесткости, курс "тенге-доллар" в подавляющем большинстве случаев изменялся под влиянием внешних факторов.
"На протяжении практически всего июля цена на нефть имела положительную динамику. Соответственно, курс тенге укреплялся в течение практически всего месяца. По итогам месяца доллар по отношению к тенге оказался в красной зоне, как и все другие торгуемые валюты. Думаю, что все-таки влияние на валютную пару оказывают объективные фундаментальные факторы, а не желание купить доллар в период ограничений. Тем более летом деловая активность снижается и потребность бизнеса в конвертациях уменьшается, поскольку исполнение контрактных обязательств приходится, как правило, не на летние месяцы", – комментирует спикер.
Сильны ли США как фактор влияния?
Наталья Хорошевская также ответила на вопрос о том, какие риски несет для Казахстана и национальной валюты возможное ужесточение денежно-кредитной политики США.
"Денежно-кредитная политика Соединенных Штатов, конечно, влияет на мировую денежно-кредитную политику и подавляющее большинство стран. Но тем не менее у меня есть объективная уверенность в том, что Казахстан достаточно независимая от этого страна", – сказала топ-менеджер биржи.
Для пояснения своей мысли она привела пример. "Сейчас мы находимся в преддверии того, что LIBOR прекратит свое существование. Это была ставка, к которой, наверное, в подавляющем большинстве случаев привязывались контракты, особенно крупные. Зачастую цена или ставка доходности по кредиту индексировалась именно по этому показателю. В конце прошлого года мы совместно с Нацбанком, ЕБРР и БВУ разработали собственный индикатор на основе уже существующего – TONIA, он показывает стоимость денег во времени", – рассказывает спикер.
Безусловно, на него влияют внешние факторы. "Изменения в денежно-кредитной политике ведущих мировых игроков влияют на стоимость денег и будут влиять на индикатор TONIA. Изменение базовой ставки повлияло на него (базовую ставку повысили с 9,0% до 9,25% в конце июля. – Ред.). Тем не менее у Казахстана есть собственный индикатор, который казахстанские участники могут использовать, чтобы контрактные обязательства либо фиксировать, либо выполнять", – отмечает Наталья Хорошевская.
По ее словам, индикатор сконструирован в соответствии с наилучшими международными практиками и "имеет все возможности, чтобы использоваться не только внутри Казахстана, но и за его пределами, в частности для фиксирования контрактных обязательств и обязательств по кредитам с участием казахстанских компаний".
Добавим, что, по данным биржи, в июле индикатор TONIA вырос на 30 б.п. – с 8,44% до 8,74% годовых.
Елена Тумашова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!