В августе в стенах правительства обсуждались результаты пилотного проекта по повышению доходов сельского населения Жамбылской области, по результатам которого было поручено масштабировать опыт на территории всей страны. Inbusiness.kz сделал попытку понять, насколько результативной оказалась очередная попытка властей кооперировать мелких фермеров и крестьян на местах, оптимизировав попутно социальные расходы бюджета.
Изучив цифры, мы имеем следующее. Власти, потратив свыше 8 млрд тенге на рост доходов на селе под льготный кредит, сэкономили на АСП еще больше, а следовательно, реального роста доходов у участников по факту не состоялось. А если добавить образовавшуюся в ходе реализации проекта кредитую нагрузку (уточняющие вопросы inbusiness.kz региональные власти оставили без комментариев), то говорить о росте благосостояния сложно, если вообще возможно. В сухом остатке получается, что заработали на "пилоте" лишь посредники в лице акимата, СПК и прочих частных лиц. Более подробно читайте далее.
Что показал опыт Жамбылской области?
Старт проекта официально начался в 2019 году. В рамках него подразумевалось кредитование как личных подворных хозяйств, МСБ, так и сельхозкооперативов в каждом районе области, через которые осуществлялся централизованный закуп у личных подворных хозяйств. По данным оператора проекта – СПК "Тараз", было выдано 2489 льготных кредитов физлицам на общую сумму 7,2 млрд тенге, а также 1,2 млрд тенге 11 сельхозкооперативам.
Займы выдавались по 5 направлениям: использование приусадебных участков для растениеводства, использование приусадебных дворов под животноводство и птицеводство, использование земельных ресурсов за пределами населенных пунктов, создание и комплектование кооперативов и финансирование малого бизнеса на селе.
В результате, по данным региональных властей, сельчане получили 6,4 млрд тенге на животноводство (приобретено 45 032 головы скота) и свыше 2 млрд тенге на растениеводство, в рамках III направления консолидировано в кооперативы 10,1 тыс. га паевых земель за пределами населенных пунктов, кооперативами закуплено посредством лизинга (по ставке 5%) 190 единиц техники на 972,4 млн тенге.
Рапортуют власти и о большом социально экономическом эффекте: рост числа индивидуальных предпринимателей в 3 раза, с 966 до 3248; создано 589 новых рабочих мест, а число безработных сократилось с 528 до 334 человек; число получателей адресной социальной помощи (АСП) уменьшилось на 65%, или 1058, до 557 семей; среднемесячный доход участников вырос на 65%, с 44 тыс. до 73 тыс. тенге; экономический эффект за 5 лет реализации составит 14,9 млрд тенге.
О чем не рассказали власти?
Поскольку условиями получения льготного кредита для личных подворовых хозяйств было: наличие регистрации в качестве ИП, отсутствие долгов по кредитам и налогам, наличие залогового имущества (включая земельного участка, сарая и т. д.), регистрация в качестве члена созданного СПК кооператива и соответственно, реализация кооперативу своей продукции. Другими словами, создана цепь от финансирования до сбыта готовой продукции. Отсюда и гарантированный рост в 3 раза числа ИП, сокращение безработных и так далее.
Стоит подчеркнуть, что большая часть эффекта (свыше 54%) от реализации пилотной программы приходится на возврат (!) выданного займа – 8,1 млрд тенге. Поэтому для чистоты оценки эксперимента следует оперировать цифрами на нетто-основе, за вычетом вложенных в реализацию проекта сумм. И тут получается, что в таком ракурсе чистая эффективность "пилота" более чем в два раза ниже заявленной.
Основной пункт экономической эффективности реализации пилотного проекта – экономия за счет выплат АСП в размере 1 млрд тенге в год, или 5 млрд тенге за 5 лет, следует из данных управления сельского хозяйства области. Другой вопрос – откуда данные по сокращению числа получателей АСП на 65%, до 557 семей?
По данным министерства труда и соцзащиты населения, численность получателей АСП в Казахстане в 2020 году составляла 184,6 тыс. семей, или 936,2 тыс. человек. Из них в Жамбылской области проживало 12,99 тыс. семей, или 69,5 тыс. человек, которым было выплачено 4,11 млрд тенге АСП. В пересчете это по 26,4 тыс. тенге на семью ежемесячно, или 4,94 тыс. тенге на человека.
Кроме того, число получателей АСП в области в IV квартале 2020 года и II квартале 2021 года составило 47 085 и 36 882 человека соответственно. Налицо кажущееся сокращение получателей АСП в Жамбылской области. Однако, взглянув шире, видно, что аналогичная динамика наблюдается по всем регионам, где "пилот" не проводился, а в ряде регионов показатель и вовсе опережает Жамбылскую область.
"По оперативным данным на 1 августа т. г., количество получателей адресной социальной помощи (АСП) по Жамбылской области составило 10,8 тыс. семей, в них 54,7 тыс. человек, или 6,1% от общей доли по Казахстану", – заявили inbusiness.kz в профильном министерстве.
Другим важным показателем эффективности пилотного проекта являются налоги. Совокупные дополнительные налоговые поступления, ожидаемые в следующую пятилетку, составят 623,5 млн тенге. На фоне доппоступлений хочется лишь очертить потери, которые сопровождают "пилот". Из отчетности СПК "Тараз" за 2020 год видно, что в августе 2019 года и октябре 2020 года нацкомпания выдала ТОО "МФО "Тараз" в общей сложности 2,5 млрд тенге под 0% годовых до конца 2025 года. Ввиду нулевой ставки балансовая стоимость данного займа на конец прошлого года обесценилась на более чем 916 млн тенге от номинального размера, следует из отчетности СПК. Соответственно, не заработав допналоги, государство уже потеряло и больше, перенаправив солидные суммы на баланс МФО.
Разберем и третий, основной пункт эффективности – процентные доходы. Они за предстоящий 5-летний период, по данным акимата, составят 1,14 млрд тенге (из которых 243 млн тенге – проценты по лизингу; остальные 900 млн тенге – по кредитам). Однако ожидаемые процентные поступления завышены примерно в 2 раза. Это можно перепроверить на любом кредитном и лизинговом калькуляторе. Вбив сумму совокупного кредита в 7,2 млрд тенге (2,5% на 5 лет) и лизинга в 1,2 млрд тенге (5% на 5 лет), получаются следующие цифры: 466,8 млн тенге и 158,7 млн тенге соответственно процентных доходов, или 625,5 млн тенге место заявляемых 1,14 млрд тенге.
Итого чистый эффект получается в коридоре 6,2-6,7 млрд тенге вместо декларируемых 14,9 млрд. И это при условии, что текущие параметры реализации программы не претерпят изменений. И здесь во главу угла прежде всего встает бизнес-модель новообращенных предпринимателей, которые зависят от властей в лице СПК как в части финансирования, так и сбыта, не беря в расчет природно-климатические факторы (как, например, засуха). А ведь с учетом роста стоимости кормов в 1,5-3 раза внутри страны возникает резонный вопрос, смогут ли заемщики обслуживать долги и помогут ли им власти?
Как отметили в акимате Жамбылской области, участники "пилота" имеют право реализовывать продукцию третьим лицам без ограничений – каких-либо лимитов нет. При этом гарантированные закупочные цены со стороны государства ниже рыночных. На сколько – вопрос открытый. В ведомстве не предоставили inbusiness.kz фактические цены на продукцию, закупленную у участников "пилота" в 2020-2021 годах.
Финансовое положение участников проекта ухудшилось?
Как уже было отмечено выше, успех всего "пилота" держится на плечах простых казахстанцев, которые, занимаясь предпринимательской деятельностью, обслуживают кредиты, экономят бюджетные расходы на АСП и делают налоговые отчисления. Поэтому отдельный блок хочется посвятить изменению их финансового положения.
Попытаемся проанализировать. Напомним, что, по данным акимата, среднемесячные доходы участника проекта выросли на 65%, с 44 тыс. до 73 тыс. тенге. Всего у проекта 2489 участников, следовательно, доходная часть совокупно выросла с 1,3 млрд до 2,2 млрд тенге. К этим цифрам следует добавить АСП, которые сократились на 1 млрд. Более того, ввиду наличия займов у участников проекта появились кредитные обязательства, которые ведут к сокращению чистого дохода.
Из таблицы 1 видно, что основная часть кредитов пошла по второму направлению – "Использование приусадебных участков под животноводство и птицеводство" – 2454 займов на сумму 6,9 млрд тенге, или по 2,8 млн тенге на душу. При ставке кредита в 2,5% на 5-7 лет по условиям программы мы получаем ежемесячный платеж (долг плюс проценты) в размере 36,5-49,9 тыс. тенге, или совокупно 1,07-1,47 млрд тенге в год.
В АО "СПК "Тараз" не прокомментировали inbusiness.kz уточняющий вопрос, являются ли 73 тыс. тенге очищенным среднедушевым доходом или с них еще идет оплата кредитных обязательств. В нацкомпании лишь отметили, что "расчеты [увеличения дохода участников пилота на 65%, до 73 тыс. тенге] брались усредненные, с применением опроса респондентов". Рискнем предположить, что речь идет о валовых доходах, иначе что мешало прояснить этот немаловажный нюанс.
Таким образом, складывая динамику роста выручки (+900 млн тенге), сокращения АСП (-1 млрд тенге) и кредитную нагрузку (-1,07-1,47 млрд тенге), можно получить отрицательную динамику чистого совокупного дохода участников проекта на 1,2-1,6 млрд тенге в год. И даже если убрать расходы по обслуживанию кредитов, динамика доходов для участников складывается отрицательной. Хотя объективности ради стоит отметить, что численность поголовья скота (читай активов) в рамках "пилота" выросла на 24%, подчеркивают в акимате Жамбылской области.
Качество ссудного портфеля СПК и разночтения от акимата
Логично предположить, что сокращение чистого дохода участников должно было сказаться на качестве ссудного портфеля СПК. Так, доля плохих займов в данном пилотном проекте официально пока мала – всего 7 заемщиков с обязательствами на 16,6 млн тенге вышли на просрочку свыше 90 дней. Казалось бы, сумма незначительная. Но здесь надо учитывать несколько моментов.
На один из запросов inbusiness.kz касательно полученных СПК "Тараз" процентных доходов и основного долга с момента реализации "пилота" в акимате заявили сумму в 814,9 млрд тенге (из которых 69,8 млн тенге – проценты) по состоянию на 26 августа 2021 года. Даже при расчете пула займов в 7,2 млрд тенге под 2,5% годовых на 7 лет ежемесячный платеж (куда входит долг и проценты) равен 93,5 млн тенге, или 1,12 млрд тенге в год.
Сельхозкооперативы в рамках пилотного проекта официально созданы в сентябре-декабре 2019 года. При этом многие участники проекта, судя по дате их регистрации в качестве ИП, могли войти в проект не раньше декабря 2019 года. Другими словами, займы выдавались примерно на рубеже конца 2019-го – начала 2020 года. Следовательно, кредиты в основной массе могут обслуживаться 1-1,5 года, а следовательно, и доходы от займов в виде платежей при соответствии графику должны составлять примерно 1,12-1,68 млрд тенге против декларируемых 814,9 млн тенге.
Примечательно, что спустя 10 дней то же самое управление сельского хозяйства Жамбылской области на еще один запрос inbusiness.kz заявляет, что СПК осуществила возврат средств в бюджет по данному пилотному проекту двумя траншами на 943,872 млн тенге и 750,9 млн тенге 6 мая и 9 сентября текущего года соответственно. Из этой суммы вознаграждение в виде процентов составило 177,6 млн и 91,97 млн тенге соответственно. Итого на 10 сентября сумма основного долга сократилась с 7,2 млрд до 5,5 млрд тенге.
Комментировать такое противоречие в цифрах сложно, поэтому ограничимся лишь констатацией этого факта. Однако стоит отметить, что ответ на первый запрос inbusiness.kz подписывал руководитель управления сельского хозяйства Жамбылской области К. Аманов; тогда как ответ на второй запрос – и. о. руководителя того же управления – Д.Тажибеков.
Вопрос inbusiness.kz о том, каков средний срок выданных займов, сколько они обслуживаются и какая доля займов имеет просрочку от 1 до 90 дней, в акимате Жамбылской области оставили без ответа. Судить о качестве портфеля льготных займов действительно сложно на текущем этапе. И для этого есть объективная причина. Поговорив с отдельными заемщиками в рамках программы, inbusiness.kz удалось выяснить, что график платежей по данным займам у заемщиков достаточно гибкий – от ежемесячных до полугодовых платежей.
Кто зарабатывает на бедных казахстанцах?
Программа повышения доходов сельчан в Жамбылской области весьма благоприятно сказалась на доходах посредников. По данным из консолидированной финотчетности АО "СПК "Тараз", выручка от оказания услуг поверенного агента в рамках программы в 2020 году составила 159,4 млн тенге; за январь-сентябрь текущего года, по данным управления сельского хозяйства акимата Жамбылской области, СПК получила свыше 91,8 млн тенге. Судя по размерам доходов, выручка СПК формируется из получаемых бесплатных средств из бюджета, которыми она кредитует малоимущих физлиц под 2,5% годовых. Именно таким способом акимат региона перенаправил себе одну из существенных частей экономического эффекта от реализации проекта.
Отдельного внимания заслуживают публикации в СМИ о расследовании уголовного дела со стороны антикоррупционной службы о нецелевом использовании 128 млн тенге, выделенных СПК МФО "Тараз" в рамках программы повышения доходов сельчан в Жамбылской области. Это наглядно рисует возможные риски серого перераспределения льготных средств и слабый контроль за целевым использованием, что входит в компетенцию СПК и за что она, собственно, и получает комиссионное вознаграждение.
Другим бенефициаром программы стали учредители ТОО "Микрофинансовая компания "Тараз". Собственниками МФО, по данным министерства юстиции РК, являются АО "СПК "Тараз", ТОО "Даму Инвест KZ" (Бердиев Нурлан Сарсенбаевич) и ТОО Taraz Finance (Султанкулов Канат Абдирахманович). Данная МФО за счет посредничества, получая кредит по нулевой ставке от СПК и кредитуя по более высокой ставке своих заемщиков, получила процентный доход в 93,06 млн тенге, их которых только 49%, или свыше 45 млн тенге, отошло СПК "Тараз" (подконтрольная акимату области) согласно ее доле в данном ТОО. Большая часть дохода, как видим, отошла частным посредникам.
Динамика налоговых выплат показывает, что вхождение в капитал ТОО "МФО Тараз" АО "СПК "Тараз" в декабре 2018 года оказало существенное влияние на финансовые потоки кредитной организации. Получив в августе 2019 года кредит от СПК под 0% 2 млрд тенге, МФО развернула настолько бурную деятельность, что уже в декабре получила письменное предписание от агентства по регулированию и развитию финансовых рынков за нарушение коэффициентов k1 и k3, которые отражали недостаточный размер собственного капитала к обязательствам и активам. Свое объяснение целесообразности покупки и стоимость доли участия в ТОО в СПК "Тараз" inbusiness.kz не прокомментировали.
Объем выплаченного КПН в текущем году составил почти 7,5 млн тенге, что может отражать потенциальную прибыль в почти 30 млн тенге. ТОО имеет размерность малого предприятия с численностью сотрудников до 5 человек, однако выплаты в ЕНПФ (10%) и ИПН в 2020-2021 годах составили 3,4 млн/2,62 млн тг и 3,3 млн/2,5 млн тг соответственно. Видно, что, работая по социальным программам, посредники в лице работников и частных учредителей зарабатывают неплохие деньги.
Ну и главным бенефициаром проекта стал сам акимат, сэкономивший 1 млрд тенге на выплату АСП. Масштабирование пилотного проекта по повышению доходов, по оценкам правительства, потребует охватом финансирования 195 тыс. фермерских хозяйств. Озвученная расчетная потребность в финансировании составляет 163 млрд тенге в 2022 году. Поскольку проект хотят включить в Национальный план по развитию АПК до 2025 года, то бюджет пятилетней программы только по этому направлению рискует перевалить за 650 млрд тенге. Повысит ли это в реальном выражении доходную часть малоимущих слоев населения страны и конкурентоспособность сельского хозяйства, исходя из текущих цифр, однозначно сложно. Одно можно сказать наверняка – "посредники" точно будут в шоколаде.
Султан Биманов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!