В январе т. г. на расширенном заседании правительства РК глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил развивать национальную систему сертификации, вернуть авторитет и доверие к национальным стандартам для обеспечения безопасности внутреннего рынка страны. Правительству Казахстана поручено подготовить Закон "О техническом регулировании" в новой редакции и обеспечить его принятие до конца 2020 года.
Как отметил президент страны, законодательство о техническом регулировании и аккредитации было принято более 10 лет назад и не отвечает сегодняшним реалиям. Национальная система сертификации является частью государственной системы технического регулирования и затрагивает сферы производства и выпуска в обращение продукции. В Казахстане существуют параллельно две системы технического регулирования – национальная и наднациональная (система технического регулирования ЕАЭС). В национальной системе сертификация осуществляется в добровольном и обязательном порядке, в наднациональной – только в обязательном порядке.
Подтверждение соответствия продукции, услуг и товаров требованиям по качеству и безопасности – это в первую очередь гарантия производителя товара или поставщика услуги на то, что они соответствуют установленным нормативными документами параметрам качества. В то же время этот документ свидетельствует о безопасности продукта или услуги для его потенциального потребителя.
Наилучшим гарантом качества и безопасности, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификация. В то же время декларация о соответствии, несмотря на упрощенные условия ее оформления, также является документом, дающим право на реализацию производимых в стране или ввозимых товаров. Без сертификации в стране рынок был бы заполнен некачественными товарами, опасными для здоровья человека и экологической ситуации в стране в целом. Стандарты помогают изготовителям продукции производить продукцию с заданными характеристиками качества и безопасности. Сертификация должна повышать качество производимой продукции, предоставляемых услуг, системы управления организации и должна повышать конкурентоспособность казахстанских товаров и услуг.
Становление национальной системы сертификации в Казахстане
Развитие национальной системы сертификации в Казахстане началось с момента вступления в силу Закона Казахской ССР "О защите прав потребителей" от 5 июня 1991 года. Так, в соответствии со статьей 13 указанного закона, для обеспечения права потребителя на надлежащее качество продукции, работ и услуг и достоверность информации о них контроль качества осуществляется специально уполномоченными государственными органами (территориальными органами Казглавстандарта и др.).
В последующие годы происходило формирование законодательной основы подтверждения соответствия различной продукции. Объектами проверки были преимущественно качество системы менеджмента предприятий и качество самой продукции. Дальнейшее развитие система сертификации РК получила с введением в действие Закона РК "О техническом регулировании" от 9 ноября 2004 года.
Вместе с тем в связи со вступлением РК в Таможенный союз и его развитием в Единое экономическое пространство, а в последующем в Евразийский экономический союз, все основные функции по организации технического регулирования в рамках межгосударственного экономического объединения были переданы из национального на надгосударственный уровень – Евразийскую экономическую комиссию.
Соответственно, и все нормы законодательства в сфере технического регулирования с 2010 года определялись законодательством Таможенного союза, а с 2014 года регламентируются законодательством Евразийского экономического союза.
Впервые обязательная сертификация была введена в РК в 1995 году в соответствии с Законом РК "О стандартизации и сертификации", а в 1999 году был принят новый Закон РК "О сертификации", которым впервые комплексно были урегулированы общественные отношения в области сертификации, определены правовые основы государственной системы сертификации и меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов, работ и услуг. Пересмотр прежнего закона был вызван необходимостью гармонизации действующих требований к продукции с международными правилами и уточнения правовых, экономических и социальных основ в области сертификации.
Какие нарушения могут быть выявлены
В 2019 году в соответствии с поручением президента органами прокуратуры совместно с комитетом технического регулирования и метрологии была проведена комплексная проверка субъектов аккредитации. В справке к представлению Генеральной прокуратуры изложены порядка 18 видов нарушений и несоответствий в сертификации продукции и определения страны происхождения товара. А именно:
- выдача подложных сертификатов;
- выдача сертификатов после приостановления аккредитации;
- использование приборов без поверки;
- выдача сертификатов в нарушение процедур сертификации и испытаний (без выезда на производство, без проведения испытаний);
- регистрация декларации без комплектности документов;
- поверка не аттестованным лицом;
- нарушение принципа беспристрастности;
- сертификация вне области аккредитации;
- неисполнение налоговых обязательств;
- экономическая контрабанда.
Поручение по созданию "системы сертификации" необходимо рассматривать через более общий термин "оценка соответствия". На сегодняшний день система оценки соответствия и ее составная часть – система сертификации – уже созданы и регулируются законами "О техническом регулировании", "Об аккредитации в области оценки соответствия" и "О стандартизации", а также рядом подзаконных актов.
Реализация системы "Е-Сертификация"
В июле т. г. запущена информационная система "Е-Аккредитация", которая является первым этапом в процессе цифровизации системы оценки соответствия. ИС "Е-Аккредитация" позволит оцифровать все процессы аккредитации и обеспечить прослеживаемость материалов аккредитации, сократить сроки проведения аккредитации по предварительным оценкам в три раза, повысить прогнозируемость развития системы сертификации.
На втором этапе в первом полугодии 2021 года планируется реализация системы "Е-Сертификация", которая значительно усилит формальную сторону процесса сертификации, даст возможность эффективно осуществлять мониторинг деятельности по сертификации, так как система предусматривает обязательную необходимость заполнения всех обязательных полей без исключения. Однако возможен риск предоставления заведомо ложных сведений, который можно минимизировать путем постоянного мониторинга. Повышению уровня выявляемости подобных нарушений может способствовать обеспечение прослеживаемости продукции в рамках информационной системы "Е-Аккредитация".
Внедрение информационной системы "Е-Аккредитация" значительно улучшит возможность эффективно осуществлять мониторинг деятельности по сертификации.
Например: На момент аккредитации или постаккредитационных оценок субъекты аккредитации, как правило, предоставляют все необходимые документы и свидетельства о наличии специалистов и оборудования. Однако имеется высокая вероятность предоставления информации об оборудовании или персонале, которые также числятся у другого субъекта, и путем манипуляций ввести в заблуждение специалистов органа по аккредитации. Проследить за подобными манипуляциями в настоящее время практически невозможно. Таким образом, из-за отсутствия системы прослеживаемости оборудования и персонала данный риск остается на высоком уровне. Однако решение этой проблемы видится в оцифровке и внедрении информационной системы.
Установление технических регламентов РК и ЕАЭС
Обязательность сертификации устанавливается техническими регламентами РК и ЕАЭС. Обязательной оценке соответствия подлежат товары, на которые распространяется действие технических регламентов.
Продукция, выпускаемая в обращение на территории союза, должна быть безопасной. Правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами союза, определяются международным договором в рамках союза.
Вместе с тем, согласно протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, в технических регламентах ЕАЭС устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
В технических регламентах союза также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер. В технических регламентах союза могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с характерными для государств-членов климатическими и географическими факторами или технологическими особенностями, и действующие только на территориях государств-членов.
Также могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Системы сертификации во многих странах схожи между собой. В нормативных документах, разработанных в соответствии с международными требованиями, установлены общие требования к органам, проводящим сертификацию, выполнение которых обеспечит выполнение единых требований, тем самым максимально исключит технические барьеры.
На сегодняшний день сертификация продукции проводится аккредитованными органами по сертификации продукции.
Выявление "недобросовестных" компаний по оказанию услуг
В стране проводится комплексная работа по наведению порядка в сфере сертификации продукции с целью выявления "недобросовестных" компаний по оказанию услуг по сертификации и испытаний.
В результате этого на сегодняшний день отменено действие 1009 документов по подтверждению соответствия, выданных органами по сертификации продукции стран ЕАЭС, тем самым запрещен ввоз опасной продукции на сумму более 1 млрд тг.
Помимо этого, за первое полугодие 2020 года охвачены проверками 62 субъекта контроля из которых 35 завершены с отрицательными результатами. Кроме того, по результатам совместных проверок с другими государственными органами проверены 94 субъекта контроля из которых 43 завершены с отрицательными результатами. В итоге выписано штрафов на сумму более 37 млн тг.
Также в рамках проведения мониторинга деятельности субъектов аккредитации с июня 2019 года по июнь 2020 года отозваны аттестаты аккредитации 97 органов (субъектов аккредитации).
В рамках проведения мониторинга деятельности субъектов аккредитации за шесть месяцев 2020 года были выявлены нарушения по 428 документам подтверждения соответствия, из них:
- 85 сертификатов соответствия КЗ формы на серийное производство, 59 сертификатов соответствия КЗ формы на партию продукции;
- 67 сертификатов соответствия ЕАЭС на серийное производство, 28 сертификатов соответствия ЕАЭС на партию продукции;
- 89 деклараций о соответствии ЕАЭС на серийное производство, 100 деклараций о соответствии ЕАЭС на партию продукции.
Выявленные нарушения в основном по отраслям легкой промышленности, низковольтного оборудования, пищевой промышленности и строительной отрасли. Эта работа проводится министерством на постоянной основе.
Основными причинами возникновения проблем в области оценки соответствия являются устаревание законодательства и бизнес-процессов оценки соответствия, низкая технологичность процессов оценки соответствия, отсутствие контроля, альтернативных рычагов регулирования.
Развитие системы менеджмента
Система менеджмента – это сложный управленческий механизм. К примеру, продукция представляет собой материальный объект со вполне определенными физико-химическими свойствами, объективные свойства которых можно установить экспериментальным путем в лаборатории. Также объективные свойства системы менеджмента качества тоже можно установить, но делается это другими методами: анализом документации, сбором информации о фактическом состоянии бизнес-процессов, при помощи интервью с исполнителями этих процессов и так далее.
На сегодняшний день в Казахстане работы по внедрению системы менеджмента в организациях с целью прохождения сертификации в аккредитованном органе по сертификации и получения сертификата системы менеджмента проводятся в основном для участия в тендерах, государственных закупках, так как наличие сертификатов соответствия систем менеджмента дает преимущество при конкурсах в связи с получением условных скидок.
Однако однозначной пользы внедрения систем менеджмента в Казахстане понимают далеко не многие. Причиной этому могут служить отсутствие квалифицированных консалтинговых организаций, специалистов и др.
Разделительная линия между сертификацией продукции и сертификацией систем менеджмента пролегает также по вопросу об обязательности оценки соответствия. Система менеджмента – это системы постоянного улучшения. Продукция может быть качественной и некачественной, но безопасной и без этих систем менеджмента, по этой причине законодательно подтверждение соответствия систем менеджмента практически никогда не включают в область обязательной сертификации.
Подпишитесь на наш канал Telegram!