Переработчики молока и владельцы продуктовых магазинов в Восточном Казахстане заявили о том, что грядущая маркировка молочной продукции в республике отрицательно скажется на производстве, состоянии розничной сети и, в конечном итоге, на кошельке потребителей. К такому выводу они пришли, сделав калькуляцию своих затрат, которые понесут в результате введения системы маркировки молочной продукции.
Ее инициатором является министерство сельского хозяйства РК, которое объясняет введение маркировки на "молочку" необходимостью защиты внутреннего рынка. Оператором проекта является АО "Казахтелеком", которое в случае системы маркировки будет, по словам предпринимателей, "получать постоянные доходы от этого". Но, как говорят переработчики и владельцы продуктовых магазинов, им она не нужна, передает inbusiness.kz.
"Сырой" проект
В Казахстане тестируется пилотный проект по внедрению системы маркировки и прослеживаемости молочной продукции, в который вошли несколько предприятий страны.
От Восточного Казахстана участником пилотного проекта выбрали группу компаний "Эмиль". На ее молокоперерабатывающем предприятии недавно побывали представители НПП "Атамекен", Палаты предпринимателей ВКО, министерства сельского хозяйства РК. АО "Казахтелеком" пригласило их на испытательный запуск оборудования, которое делает маркировку.
"Ознакомившись с процессом, мы пришли к единому мнению, что в существующем виде он будет серьезно тормозить производство. Мы посмотрели, как осуществляется розлив и как отображаются QR-коды. Оператор с помощью сканера сразу определяет и отсеивает брак. Но оказалось, что QR-коды расположены в разных местах на упаковках, а иногда и по два кода на одной упаковке. Были и другие замечания к процессу, и в целом мы сочли результат неудовлетворительным, "сырым", – рассказал об итогах испытаний на своей странице в ФБ директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев.
По его словам, тестирование показало, что над проектом еще нужно поработать.
В Усть-Каменогорске еще в начале августа представители маленьких продуктовых магазинов устроили флешмоб, в частности выступая против маркировки молочной продукции.
Правительство не может принять решение
Генеральный директор группы компаний "Эмиль" Анна Аберле рассказала на встрече в Палате предпринимателей ВКО переработчиков молока и владельцев маленьких продуктовых магазинов, что задавала прямой вопрос представителям министерства сельского хозяйства, какова цель маркировки на молочную продукцию.
"Я сказала: "Лично нам это не нужно. Для чего вам это нужно? Мы понимаем, для чего нужны электронные счета- фактуры, мы понимаем более или менее, для чего нужны СНТ, веб-кассы: вы на уровне государства можете отслеживать передвижение товаров по территории. А для чего нужна еще эта маркировка?" – передала Анна Аберле суть разговора с министерским чином.
Представитель министерства сельского хозяйства ей ответил, что маркировка молочной продукции нужна для того, чтобы уберечь внутренний рынок от продукции иностранного производства.
"Раз уж Россия, Белоруссия внедрили у себя эту маркировку, то в министерстве боятся, что те их производители молока, которые по каким-то причинам не внедрили маркировку, направят свою продукцию в Казахстан", – объяснила Анна Аберле.
По словам Анны Аберле, защитить внутренний рынок можно другими способами: принять "оградительные меры" на границах, а для информации о товаре пользоваться электронными стыковочными базами, электронными счетами-фактурами, наблюдать за перемещением товаров внутри Казахстана.
Что касается самого пилотного проекта по внедрению системы маркировки на молочную продукцию, то, говорит Анна Аберле, ни на одном предприятии, участвующем в нем, не было получено положительного результата.
Бизнесвумен участвует в деятельности рабочей группы по введению маркировки с самого начала и уверена: самая большая проблема заключается в том, что само правительство на данный момент не может принять решение, "оно нам надо или оно нам не надо, и что нам это даст?" Также не было конкретного ответа, сколько же все это будет стоить. В группе компаний "Эмиль" решили сами посчитать свои затраты от внедрения системы маркировки молочной продукции.
"Мы конкретно описали весь процесс, и на каждом этапе выделили проблемы, которые существуют, в каждом из процессов, какие инвестиции, капитальные вложения придется сделать всем нам, чтобы в конечном итоге получить результат – маркировку. – говорит Анна Аберле. – Получилось, что для нашей компании эти затраты будут составлять около 200 млн тенге – просто, чтобы внедрить это. А еще надо учесть операционные расходы на обслуживание всей этой системы – это дополнительно кладовщики, экспедиторы, которые дальше будут обслуживать магазины, в торговых точках будут явно принимать дополнительно продавцов, бухгалтеров".
В конечном итоге получилось, что молочная продукция вырастет в цене на 29%. По словам Анны Аберле, если государство не откажется от внедрения этой системы маркировки молочной продукции, то предприниматели дальше должны пойти "путем рекомендаций, просьб и даже иногда требований", чтобы систему электронных счетов-фактур, виртуального склада и СНТ скоординировали с системой маркировки.
Но представители магазинов "у дома" считают, что не может быть и речи о внедрении маркировки на молочную продукцию, которая для них обернется убытками или значительным ростом цен для конечного потребителя.
По словам предпринимателя Владимира Бердника, "на данный момент мы все хорошо понимаем: маркировка нам в республике не нужна!"
К калькуляции группы компаний "Эмиль" по затратам на маркировку владельцы магазинов "у дома" добавили свои цифры.
"Когда маленький магазин реализует молоко, надо добавлять маржу как минимум в 10%. А покупательская способность у людей сейчас низкая. Они могут позволить себе купить молока, чая, чего-нибудь к чаю. Безналичные расчеты забирают 2,5%, налоги – 3%, продавцу платим 4%, надо еще учесть затраты на электричество, которое подорожало", – вздыхают владельцы магазинов у "дома".
Зачем "вцепились" в маркировку?
По словам предпринимателей, владеющих магазинами "у дома", это еще хорошо, что пока у них "каникулы". А с 2023 года, когда возобновятся проверки МСБ, ситуация будет только усугубляться.
"С 2023 года любой магазин, который будет делать накрутки меньше 30-35%, все, он нерентабельный. Можно его тупо закрывать. Если мы поднимем цену на молочную продукцию, то насколько подорожает она для конечного покупателя? Если молоко повысится в цене до 50-70% с учетом накруток переработчиков, то оно вообще кому будет нужно?" – задаются они вопросами.
При введении маркировки на молочную продукцию экспедиторам, сдающим ее в магазины на реализацию, понадобится терминал сбора данных ТСД. Примерно такое же оборудование для приемки товара, а также программное обеспечение нужно будет приобрести самим магазинам.
К этому надо прибавить необходимость введения еще одной штатной единицы и дополнительные расходы на Интернет, потому что для аппарата нужна отдельная SIM-карта. В Палате предпринимателей ВКО отметили, что одна из проблем – отсутствие и перебои с Интернетом в сельских магазинах.
Следующим этапом торговые точки будут обязаны подтвердить получение молочной продукции в течение суток. На этом этапе возникает потребность, чтобы владелец торговой точки или сотрудник с ЭЦП ежедневно подтверждал приемку. Нужно потратить человеческий, временной ресурс, чтобы эту операцию совершить, говорят предприниматели. Для того чтобы реализовать молочную продукцию потребителям, нужно "опять считать, потратить время, как это будет консолидироваться с учетной системой".
Как отмечает Владимир Бердник, 80% маленьких продуктовых магазинов пользуются старыми кассовыми аппаратами "Меркурий" и об автоматизации не помышляют. Для того чтобы ее внедрить, потребуются единовременные затраты примерно в 800 тыс. – 1 млн тенге.
"Если у нас "молочка" пойдет маркированная, то появится вторая система, МПТ, в которой должны будем отмечать. Тогда нам хоть на полставки бухгалтера брать придется", – говорит предприниматель.
При этом, как утверждают владельцы магазинов у дома, будет необходимо оформлять дополнительно кучу документов, делать возврат и списание продукции, привязку к электронному счету-фактуре, подтверждать акт приема-передачи. И это, по их словам, уже просто нереально для маленьких магазинов.
Но, говорят они, "разработчики вцепились в маркировку, потому что для них это деньги на много лет вперед".
В Палате предпринимателей ВКО хотят с результатами встречи бизнеса на ее площадке ознакомить центральный аппарат НПП "Атамекен", министерство сельского хозяйства РК. Владимир Бердник предложил объединиться владельцам магазинов и переработчикам, чтобы делиться информацией о состоянии работы над введением маркировки, фиксировать все ее плюсы и минусы, доказывать на цифрах в министерстве сельского хозяйства свою позицию.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!