Полгода назад в стране был введен запрет на ввоз зерна автомобильным транспортом. Причина такой радикальный меры – борьба с контрабандным ввозом российского сырья, на который жаловались сами представители агропромышленного комплекса. Однако, борясь с одним, госорганы, как это часто бывает, усугубили положение других, передает inbusiness.kz.
И вот запрет был продлен. Тревогу забили зернопереработчики, работающие в приграничных с Россией регионах. По мнению павлодарских отраслевиков, запрет выгоден только для глубинных и южных регионов РК, так как они всегда приобретали сырье железнодорожным путем. На севере ситуация несколько иная: не у каждого предприятия есть тупик и оборудование для приемки зерна ж/д транспортом, а также очень тяжело организовать перевозку на "коротком плече", так как это невыгодно собственникам вагонов. Кроме того, при доставке сельхозсырья на элеваторы, а не на базы зерноперерабатывающих компаний последние должны нести дополнительные расходы по оплате услуг хранилищ и дальнейшей транспортировке на мельницы.
"Вышеперечисленные проблемы, по существу, загоняют в тупик приграничные мукомольные предприятия, так как государство само создает для них неконкурентную среду, формируя все условия для разорения и банкротства", – говорится в обращении Ассоциации переработчиков Павлодарской области к президенту, правительству и ряду министерств.
Зернопереработчики подтверждают наличие проблемы, отмечая, что в борьбе с серым импортом страдают честные импортеры зерна, не имеющие технической возможности для приемки вагонов. Более того, еще на заре действия первого запрета на ввоз зерна автотранспортом мукомолы предложили ответственным структурам целый список решений для закрытия брешей на границе. Выглядит он таким образом:
- Всемерное ужесточение ответственности работников контрольно-пропускных пунктов – вплоть до уголовной, с пожизненным лишением права работать в госорганах – за нарушения, допущенные при оформлении документов на транспортные средства, осуществляющие перевозку через границу.
- Установка автомобильных весов на всех пограничных переходах с видеофиксацией и передачей данных в ИС, интегрированную с транспортной полицией и КГД МФ РК.
- Проведение во избежание пересортицы фитосанитарных мероприятий на границе при ввозе зерна и продуктов его переработки в страну.
- Введение реестра добросовестных экспортеров (полугодовая добросовестная история экспортно-импортных операций) с возможностью применения к ним упрощенной процедуры оформления документов при пересечении границы.
- Введение ограничений на выдачу наличных денег на операции по приобретению и продаже зерна.
- Применение навигационных пломб к компаниям, осуществляющим экспортно – импортные операции в начальный период осуществления экспортной деятельности, на период не менее одного квартала. Пломбы должны выдаваться бесплатно.
- Проведение налоговых проверок у вновь открытых предприятий, осуществляющих операции по продаже зерна, в сроки не позднее полугодия с момента открытия.
- Введение предельно допустимых объемов продаж зерна от сельхозтоваропроизводителей с учетом потенциально возможного сбора урожая (космомониторинг) с зарегистрированной у этого сельхозтоваропроизводителя посевной площади (по аналогии с зерновыми расписками). При превышении установленных объемов продаж ввести обязательное требование по легальности продаваемых объемов (документальное подтверждение покупки этих объемов).
- Формирование реестра добросовестных импортеров – потребителей ввозимого зерна внутри страны (в первую очередь мукомольных предприятий, комбикормовых заводов, птицефабрик, спиртзаводов).
- Интегрирование российской системы ФГИС Зерно (Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов его переработки) с казахстанской сопроводительной накладной на товары.
Итого 10 пунктов, ни к одному из которых, сетуют зернопереработчики, власти не прислушались.
"Мы не могли получить от ДГД ответ на запрос, который отправили еще в июне, о том, какие меры и инструменты они выработали для борьбы с серым импортом. Теперь видим, что, повторно вводя запрет на ввоз автотранспортом, госорганы признают свое фактическое бездействие в последние полгода. Мы понимаем, что любые запреты – нарушение рыночной экономики. С нашей стороны были озвучены методы и инструменты для улучшения прослеживаемости грузов. Но по факту за 6 месяцев не было сделано ничего для предотвращения контрабандного ввоза. Потому и продлевают запрет, так как это не требует вложений из бюджета", – указывают переработчики зерна.
Ранее проблему обсуждали мажилисмены. По их мнению, не стоит недооценивать ситуацию на казахстанском рынке и нужно принимать меры для поддержки экономики страны.
"Ограничение на ввоз российского зерна в нашу страну автомобильным транспортом было введено только после выявления неправомерных действий. Мы до сих пор не знаем точных объемов импортированного в Казахстан зерна. Поэтому у отечественных производителей зерна есть все основания для беспокойства. Каждый раз, когда фермеры соседней страны получают обильный урожай, казахстанские аграрии бьют тревогу. Поэтому игнорировать проблему нельзя. Сейчас необходимо принять некоторые конкретные меры в сжатые сроки", – заявлял заместитель председателя мажилиса, член фракции AMANAT Альберт Рау.
Ранее минфин обозначал, как планирует бороться с контрабандой из стран ЕАЭС. Сами аграрии отмечали, что незаконный импорт сырья из РФ грозит сломать цены на рынках Казахстана и Средней Азии. В то же время, еще год назад представители перерабатывающего сектора называли инициативу запрета на ввоз сельхозсырья автомобильным транспортом угрозой для продовольственной безопасности РК.