Предприниматели проекта ГЧП в Усть-Каменогорске распродают имущество для погашения кредитов

6331

Общественники и бизнес просят разрешить работу школьных столовых.

Предприниматели проекта ГЧП в Усть-Каменогорске распродают имущество для погашения кредитов Фото: Ольга Ушакова

Власти, выступившие инициатором модернизации школьных столовых, отвернулись от своего детища в самый сложный период. Местные госорганы, которые в прошлом году радостно отчитались о реализации этого пилотного проекта ГЧП, пока бессильны помочь своим частным партнерам. На бюджетные деньги, предназначенные для питания школьников из малообеспеченных и многодетных семей, закупили технику для дистанционного обучения детей. Такие по-настоящему злободневные вопросы прозвучали на заседании рабочей экспертной группы по развитию малого и среднего бизнеса общественного совета ВКО. Его тема – выход из локдауна участников проекта модернизации школьных столовых по ГЧП.

В проект ГЧП по Усть-Каменогорску на ремонт помещений и обновление оборудования школьных столовых было привлечено 450 млн тенге частных инвестиций без выплат из бюджета. В 2019 году участники проекта государственно-частного партнерства заключили договоры по 35 из 44 школ города. С 1 сентября прошлого года столовые в этих общеобразовательных учреждениях заработали в новых условиях. В текущем году участники проекта ГЧП заключили еще семь договоров, и сейчас в этих "столовках" завершаются ремонтные работы. Уже в 2020 году началась реализация аналогичного проекта в 46 школах Семея. Там провели конкурсные процедуры, определили частных партнеров – пока по 18 школам. На сегодня в Семее ведется подготовка к модернизации столовых. Сторонами договоров ГЧП со стороны государства выступают управление образования ВКО, городские отделы образования, а со стороны частных партнеров – предприниматели, ИП и ТОО, чей бизнес связан с питанием школьников. Но теперь предприниматели из Усть-Каменогорска, чьи столовые закрыты с середины марта, несут большие убытки, потеряли персонал и продают свое собственное движимое и недвижимое имущество, чтобы погасить долги перед банками за кредиты.

Хорошие проекты превратились в плохие

ИП Яна Родякина только разводит руками: она даже не представляет, как выйдет из столь тяжелой ситуации. Своих работников она потеряла только потому, что не в состоянии платить им, пока те находились в вынужденном отпуске.

"Если мы сейчас выходим на работу, начинаем кормить наших детей, то у нас не будет персонала. Мы людей не можем восемь месяцев держать без зарплаты. Нам время надо дать, чтобы у нас было время найти персонал. Мы только главных специалистов при себе держим, но их мало, – говорит Яна Родякина. – Мы понемногу готовим еду на заказ, на вынос. По кредитам нам дали отсрочку только на два месяца, а сейчас мы кредиты дальше платим. У кого-то есть еще финансовая подушка, и они могут платить. Мы продаем свою недвижимость, личные автомашины".

Участник праймериз партии Nur Otan, депутат областного маслихата Олег Чернышов выразил мнение, что "у нас беда заключается в том, что хорошие проекты становятся не очень хорошими, и возникает очень много проблем". С его слов, партия взяла под свой контроль реализацию проекта ГЧП по модернизации школьных столовых, но, когда тот стал "тихо умирать", замолчала и партия. Олег Чернышов уверен, что ответственность за его реализацию лежит также на партии, и контроль над реализацией такого проекта ГЧП необходимо возобновить совместно с офисом "Рухани жаңғыру".

"Возможно, это поможет сдвинуть с мертвой точки проблемные вопросы, которые сегодня есть в данном проекте", – высказался Олег Чернышов.

Как рассказал заместитель руководителя управления образования ВКО Кажимукан Оспангалиев, целью проектов ГЧП стали модернизация материально-технической базы устаревших школьных пищеблоков с применением современных технологий и проведение необходимого ремонта. Но в связи с объявлением ЧП, а также введением карантинных и ограничительных мер, связанных с пандемией КВИ, школьное питание приостановлено еще со второй четверти 2020 года.

"Конечно, это поставило частных партнеров в затруднительное положение. Мы готовы рассмотреть вопросы, связанные с пролонгацией проекта на сроки продолжительности ЧП и карантинные, а также ограничительных мер", – обнадежил г-н Оспангалиев.

"Сколько времени потеряли наши партнеры, столько им потом и необходимо предоставить дополнительно, – заметил Кажимукан Оспангалиев. – По договору это все указать. А так в связи с ограничительными мерами управление образования не уполномочено самостоятельно решить такой вопрос".

Представитель регионального центра ГЧП ВКО Анар Райханова объяснила, что проект рассчитан на семь лет, и два месяца ушло на саму модернизацию, ремонт и приобретение мебели, оборудования и инвентаря. По ее словам, в соответствии с законодательством в сфере государственно-частного партнерства возможна пролонгация таких договоров, но никаких выплат из бюджета, чтобы покрыть убытки предпринимателей, не предусмотрено. Председатель рабочей экспертной группы по развитию малого и среднего бизнеса общественного совета ВКО Елена Березинская-Абилова считает, что при пролонгации проекта необходимо учесть и те убытки, которые понесли предприниматели. Соответственно, продлевать договоры на больший срок, нежели предлагают в управлении образования ВКО.

Председатель профсоюза работников предпринимательства ВКО Галина Казанцева убеждена, что, помимо продления сроков договоров, бизнес в школьных столовых необходимо освободить от арендной платы, потому что у них фактически нет дохода. Она также высказала мнение о том, чтобы школьным столовым разрешили "каким-то образом работать". Яна Родякина тоже выразила пожелание, чтобы предпринимателям позволили кормить хотя бы детей и учителей из дежурных групп. Представитель управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Усть-Каменогорска Бахыт Дарымбаева заверила, что такие предложения они уже вносили в республиканскую межведомственную группу, но там пока непреклонны – и запрет на деятельность школьных столовых идет от главного государственного санитарного врача РК. Но г-жа Дарымбаева пообещала продублировать такую просьбу наверх, опираясь на протокол совещания рабочей экспертной группы по развитию среднего и малого бизнеса общественного совета ВКО.

Бюджетный кодекс запрещает

Кроме того, общественники предлагают увеличить в будущем стоимость комплексных обедов для детей из малообеспеченных и малоимущих семей. Сейчас цена одного комплексного обеда для такого ребенка составляет 375 тенге, но такой суммы недостаточно: цены на продукты питания растут ежедневно. Также они высказали пожелание, чтобы предпринимателям разрешили развозить обеды для детей из социально защищаемых категорий населения по домам, где они и проходят дистанционное обучение. Но заместитель руководителя отдела образования Абзал Маулетханов заверил, что за счет денег на всеобуч, согласно бюджетному законодательству, запрещено кормить такую категорию детей. К слову, в Усть-Каменогорске – около 30 тыс. школьников, и 6 тыс. из них – это дети из социально уязвимых слоев.

"Если ребенок не находится в стенах школы, то за эти деньги кормить его дома нельзя. Это будет нецелевое использование средств", – заверил он, добавив, что деньги, предназначенные для этих целей, уже перевели на другие статьи бюджетных расходов и закупили компьютеры для дистанционного обучения детей.

Директор филиала фонда "Даму" по ВКО Олег Пак пообещал предпринимателям из школьных столовых помочь с рефинансированием кредитов по ставке 6% годовых в рамках программы "Дорожная карта бизнеса – 2025".

"Мы соберем все предложения, будем решать вопрос предпринимателей с региональным центром ГЧП, управлением образования, окажем методическую помощь, – резюмировала Елена Березинская-Абилова. – Также обратим внимание на внутренние коррупционные риски при реализации этого проекта. Может, тогда будем двигаться быстрее в реализации этих проектов".

Ольга Ушакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться