Бизнес теряет интерес к ГЧП-проектам

4248

Причинами послужило новое законодательство в сфере государственно-частного партнерства.

Бизнес теряет интерес к ГЧП-проектам

Последние изменения в законодательство о ГЧП были внесены 2 января 2021 года в рамках закона о вопросах восстановления экономического роста. В части ГЧП поправки были направлены на снижение бюджетной нагрузки, развитие инструментов ГЧП с привлечением частного сектора. Однако, на деле оказалось, что изменение правил игры привело к ухудшению инвестиционной привлекательности данного партнерства. Об этом стало известно в ходе обсуждения на площадке НПП "Атамекен".

Как сообщил первый зампред правления Нацпалаты Нариман Абильшаиков, если в прошлые годы институт ГЧП позиционировали как весьма выгодный для бюджета инструмент, то в последнее время в этом появились сомнения. По результатам анализа сферы ГЧП НПП регулярно предлагает поправки в законодательство, которые должны совершенствовать партнерство, выводить его на другой уровень. Однако есть и обратная сторона, когда изменения не только не улучшают, но и являются дополнительным барьером.

"Ярким примером являются поправки, вступившие в силу в этом году. Было введено новое квалификационное условие - собственные средства инвестора в размере 20% от стоимости объекта ГЧП. Целью поправки было отсечь небольшие компании, которые в виду ограниченности собственных ресурсов не могли реализовать проекты ГЧП. Тем не менее, данная поправка стала барьером для многих компаний. Как известно, эффективность заемного капитала всегда выше собственного и бизнес по понятным причинам предпочитает привлекать кредиты для реализации новых проектов", - отметил Нариман Абильшаиков.

В этом случае, продолжил спикер, инвестор должен фактически заморозить 20% на период пока решится вопрос о выборе частного партнера, к тому же не факт, что для реализации проекта выберут именно эту компанию. Реакция бизнеса была незамедлительной, в Нацпалату посыпались обращения о снижении инвестиционной привлекательности проектов. По данным НПП, как показывает статистика заключенных договоров, если за 1 квартал 2019 года было заключено 30 договоров,  в  первом квартале 2020 года - 28,  то за аналогичный период 2021 года всего заключено всего 12.

Также зампред НПП остановился на поправке по возмещению затрат частного партнера только при реализации объектов жизнедеятельности, который невозможно окупить за счет оказания услуг.

"На первый взгляд отличная норма, ограничивающая выплаты из бюджета,  пресекает бездумное расходование, но по факту ограничили количество проектов ГЧП, которые могли бы быть реализованы", - подчеркнул Нариман Абильшаиков.

В свою очередь, вице-министр национальной экономии Алишер Абдыкадыров напомнил, что ранее в законе о ГЧП отсутствовало требование по подтверждению собственного участия. Оно имеется в законе о концессиях. По словам вице-министра, в прошлом году было проведено несколько проверок со стороны контролирующих органов, которые выявили "ряд перегибов, в основном на местах". В этой связи было принято решение о необходимости исключения данных "шероховатостей" в законодательстве.

"Но при этом чуть-чуть "перекрутили". Это уже для всех очевидно. Что касается 20%, здесь была понятная инициатива - важно было подтвердить на входе платежеспособность инвестора. Изначально предлагалось ее сделать, как и в законе о концессиях в размере 10%, но позже в стенах мажилиса появилась инициатива о повышении до 20%. Это было сделано на фоне всех негативных явлений, которые имели место в сфере ГЧП. Сейчас уже видно, что норма прошла несколько сыроватой. В этой связи мы сформировали предложение, как можно урегулировать данную ситуацию - на согласовании находится приказ, где мы данную норму откладываем на 1 год", - сообщил Алишер Абдыкадыров.

В тоже время предправления АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Ержан Сәрсенбай констатировал, что в настоящее время бизнес не простимулирован  и не мотивирован коммерциализировать проекты.

"Элементарно проще переложить все обязательства на плечи государства. Тут должна быть тонкая балансировка -  паритетные обязательства государства и бизнеса. Есть возможность коммерциализировать даже такие социальные проекты как школы и больницы", - считает глава Каццентра ГЧП.

Также он остановился на вопросе о налогах. По словам спикера, помимо НДС, возникают вопросы по КПН. Обязательства, которые выплачиваются со стороны государства частному партнеру, в последующем облагаются КПН. Это направление, где можно "срезать  гособязательства".

"Сейчас расходы проектов рассматриваются с позиции наличия денег, последующих доходов от проекта, что приводит к неэффективным инвестициям. Проекты не рассматриваются в рамках вопросов развития продуктивности человеческого, товарного, денежного капитала. Планирование идет с позиции затрат: деньги в бюджете есть – "рисуется" проект", - резюмировал Ержан Сәрсенбай.

Во время своего выступления вице-министр образования Бибигуль Асылова привела данные о том, что из 7500 школ в Казахстане, половина из них была построена еще в восьмидесятые годы. Также она обозначила проблему острой нехватки школ в связи с увеличением контингента учащихся. Если ежегодно выпускается 120-140 тысяч выпускников 9-11 классов, то только за прошедший год в стране родилось более  400 тысяч детей.

"Через 5-6 лет они придут в школу и можно сказать, инфраструктура не выдержит такого количества. Мы считаем, что строительство школ должно реализовываться по механизму ГЧП, на этот рынок должны прийти игроки, которые в максимально сжатые сроки, а не в 3-5 лет построят школы. В прошлом году на строительство школ было выделено 87 млрд тенге, из них регионы не освоили 18 млрд. Поэтому мы хотим, чтобы на рынок строительства школ пришли партнеры, которые в установленные сроки сдадут эти объекты. У нас есть источники финансирования на ближайшие пять лет на строительство 101 школы. Сейчас дефицит ученических мест составляет 243 тысяч, в 2025 году он возрастет до 476 тысяч", - привела данные вице-министр.

В целом, на 1 апреля текущего года в Казахстане действуют 806 договоров ГЧП, в том числе на уровне МИО 796 договоров. Напомним, самым крупным ГЧП-проектом является строительство и эксплуатация автомобильной дороги "Большая Aлматинская кольцевая автомобильная дорога (БAКAД)" на сумму 510 млрд тенге. Ранее стало известно о переносе графика выплат по БАКАД на три года.

Майра Медеубаева 

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться