Принятие корректировки в начале января нового года в Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста", коснувшиеся и ГЧП, прошли незаметно. Хотя данная форма сотрудничества государства и бизнеса, путем объединения ресурсов, актуальна.
Хотели, как лучше…
Стоит напомнить, что сам механизм партнерства неоднократно подвергался критике, как со стороны Счетного комитета, генпрокуратуры, так и президента страны. В частности, в 2019 года Касым-Жомарт Токаев признал, что концепция ГЧП в Казахстане была дискредитирована.
"Значительный потенциал остается в сфере государственно-частного партнерства. Вместе с тем, более 90 % стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства", – отмечал президент РК.
10 июля 2020 года на расширенном заседании Правительства РК г-н Токаев выразил обеспокоенность относительно обязательств государства при реализации проектов ГЧП.
"Ежегодный объем финансирования данных госпрограмм составляет около 2,8 трлн тенге. То есть, 2,5 трлн тенге должны влиться в нашу экономику с соответствующим эффектом на занятость и налоги. На практике единой системы планирования, отчетности и учета, жесткой ответственности госорганов и генподрядчиков отсутствует. Бизнес не знает объемы планируемых работ, номенклатуру необходимых товаров. Утвержденная с учетом местного содержания проектно-сметная документация может меняться часто. В итоге закупается импорт", – резюмировал тогда глава государства.
И самое главное, в данном механизме объем частных инвестиций должен превышать государственные вливания. Так, согласно зарубежной практике, при реализации ГЧП на 1 государственный условный тенге приходятся 3 условных тенге частных инвестиций. В Казахстане – на два государственных – один частный. Это означает, что нагрузка на бюджет растет.
Чтобы отрегулировать работу Закона "О государственно-частном партнерстве", время от времени принимаются уточнения. Так, в 2019 году были внесены поправки в приказы министерства национальной экономики РК, в частности, что решение по проектам ГЧП должно приниматься с учетом ценности для населения и актуальности проекта.
"В мире в последние годы возрастает интерес к концепции "People First" ("ценности для людей"), утвержденной Европейской экономической комиссией ООН, и к устойчивым, надежным проектам ГЧП", – сообщил аналитик АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Асылбек Қуандықұлы, в комментариях Inbusiness.kz.
Например, в Кызылординской области создан оздоровительный центр (перепрофилированный из действующей гостиницы) для пенсионеров и детей с ограниченными возможностями. И таких примеров немало. Тем не менее, пришло время перехода от количества к качеству реализуемых проектов, так как наряду с успешными, наблюдаются немало "слабых" проектов.
"В одних проектах изначально преувеличивались положительные эффекты, в других не были проработаны ключевые вопросы, например, анализ спроса на продукты и услуги, риски проекта, ответственность и механизм взаимодействия сторон. Неточные расчеты, необоснованность выбранных мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и получения доходов наблюдается в третьих проектах", – отметил аналитик.
О поправках к закону
Если говорить о ключевых, тот следует отметить принцип ценности для населения, под которым понимается обеспечение развития социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения, повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг, а также создание рабочих мест.
Следующий момент — повышение минимального срока реализации проекта ГЧП, который теперь составляет от 5 лет, столько же минимальный срок эксплуатации объекта ГЧП и выплат компенсации инвестиционных затрат. Прежде, минимальный срок реализации проекта ГЧП составлял 3 года.
Кроме того, в целях установления паритета государства и бизнеса внедрено требования по вовлечению в проект ГЧП собственных средств частного партнера не менее 20% от стоимости объекта ГЧП.
Теперь при изменении договора ГЧП необходимо обязательное согласование с бюджетной комиссией и другими заинтересованными государственными органами. Кроме того, нельзя вносить изменения в договор, которые влекут увеличение гособязательств. Внедоен и механизм, предоставляющий бизнесу возместить свои затраты на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры. А это значительные средства.
Главное, по мнению Асылбека Қуандықұлы, законодательные изменения направлены на переход к качеству проектов ГЧП, снижение бюджетной нагрузки с привлечением частного сектора, а также на повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг, получаемых в результате реализации проектов ГЧП. Теперь слово за бизнесом.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!