Прикинулся местным

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
24991

Пакистанский картофель реализуется в Казахстане под видом макинского и павлодарского.

Прикинулся местным Фото: Мария Матвиенко

Именно такая ситуация складывается в межсезонье, когда цены на картофель наиболее высоки. Хотя местные фермеры выращивают достаточные объемы картофеля, но они стараются продать весь объем осенью. Дождаться более высоких цен зимой и весной им не позволяет отсутствие собственных овощехранилищ.

Как сообщил на ежегодной конференции предпринимателей Астаны заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Нуржан Альтаев, из-за этого фермеры не могут обеспечить регулярные поставки картофеля на рынок, место на котором освобождается для импортного картофеля. Пакистанский картофель реализуется под видом популярного макинского (одноименный район Акмолинской области в 200 км к северу от Астаны) и павлодарского.

"Картофель в период межсезонья мы завозим из Пакистана. Сейчас на базарах его массово продают под брендом макинского, павлодарского картофеля. Но на самом деле он завозится из других стран. Экспорт же картофеля небольшой, то есть мы покупаем больше, чем продаем. Все это сложилось из-за того, что небольшие производители, фермеры не могут обеспечить цикличность поставок, особенно в межсезонье", - сказал он.

В итоге высокие зимние цены на картофель стимулируют завоз импортного картофеля.

"У фермеров нет доступа к современным хранилищам, куда можно заложить продукцию, постепенно опускать, выстраивая стабильные отношения с розничным звеном. То есть отечественный сельхозпроизводитель, даже вырастив качественную продукцию, не имеет возможности заложить ее на хранение, доработать ее под требования торговой розницы и подобающе предложить покупателю.  В конечном счете, это снижает привлекательность и спрос на продукцию, производимую нашими фермерами. В то время как полки торговых сетей заполняет продукция иностранного производства", - сказал г-н Альтаев.

За последние 5 лет ежегодно в Казахстан завозится импортного картофеля на 16 млн долларов.  При этом он отметил, что сам Казахстан выращивает картофеля больше собственной потребности.

"Тогда как производим картофеля больше потребности нашей страны. Томатов практически на 70 млн долларов, капусты более чем на 14 млн долларов. В среднем мы по продовольственной продукции завозим где-то на сумму около 3 млрд долларов. Причем 2 млрд из которых по тем позициям, которые мы сами спокойно можем производить здесь. То есть где-то на сумму 900 млн долларов - это экзотические виды продукции: бананы, ананасы, киви и так далее. А 2 млрд 100 млн - это практически выращиваем в своей стране", - сказал Нуржан Альтаев.

"Но если посмотреть в целом по стране, то по основным видам сельхозпродукции, по которым Казахстан является исторически обеспеченным, все же наблюдается определенная доля импорта. Говядина у нас закупается на сумму более чем 36 млн долларов ежегодно, баранины - на 300 тыс. долларов, меда - на 0,5 млн долларов. Будучи зерновой державой, мы в среднем последние 5 лет завозим макаронных изделий на 50 млн долларов. Отдельно стоит отметить плодовоовощную группу. Лук и чеснок ежегодно завозятся на сумму 35 млн долларов", - добавил он.

Томатов ежегодно республика импортирует практически на 70 млн долларов; капусты - на 14 млн.

Г-н Альтаев сообщил, что в прошлом году в Алматы была обсуждена тема развития прямого сбыта аграрной продукции, производимой фермерами, в торговые сети. В итоге было подписано соглашение о сотрудничестве между торговыми сетями, сельхозтоварпоизводителями и НПП.

"Такие крупные торговые сети Алматы, как "Магнум", "Метро", "КарФур", "Арзан", "Рамстор" и "Алма", нас активно поддержали в этом вопросе, но ни один кооператив не смог выдержать требований сетей по цикличности поставок, тогда как по цене и качеству они были вполне конкурентоспособны по отношению к импортной продукции. Отсутствие звена в виде оптово-распределительного центра сыграло ключевую роль в процессе интеграции прямых отношении между производителем и розницей", - отметил он.

В результате продукцию у фермера за бесценок во время сбора урожая с поля забирают "серые дилеры" и везут его продукцию с высокой маржой на базары Алматы и в соседние страны.

Фермерам невыгодно регулярно поставлять продукцию мелкими партиями, как этого требуют ретейлеры, констатирует Нуржан Альтаев, поскольку у них нет складских помещений, где можно хранить и ежедневно, еженедельно поставлять свою продукцию в розницу.

"В этой связи необходимо использовать полноценно имеющийся потенциал торговых и складских помещений, которые на сегодня не загружены. У нас уже есть ряд партнеров, готовых взять на себя роль такого хаба, это, к примеру, рынок "Алай", а также торгово-логистический центр "Континентал Логистикс", - сказал он.

Кроме того, отдельным блоком в работе с правительством является тема по развитию оптово-распределительных центров, так как без этого звена фермерам не удастся полноценно реализовывать свою продукцию.

"Этот момент мы для себя четко обозначили в рамках подготовки предложений к новой программе", - подчеркнул он.

Г-н Альтаев привел в пример логистический центр оптово-розничной торговли сельскохозяйственной продукции "Мизам" с площадью торгового пространства 50 тыс. квадратных метров, где будет создано 2 тыс. торговых рабочих мест. Общий объем финансирования по проекту известной французской компании "Ранжис" составил 2,7 млрд тенге.

"Данную работу в городе Астане необходимо начинать уже сейчас, так как в текущем году стоит большая задача по организации продовольственной безопасности в рамках проведения международной выставки ЕХРО 2017, куда в течение проведения выставки, по предварительным прогнозам, приедут порядка 2 млн человек", - отметил он.

По данным социально-предпринимательской корпорации "Астана", существует большая вероятность возникновения нехватки риса, крупы гречневой, сахара, минеральной воды и мяса во время проведения выставки в столице.

"Но, на наш взгляд, Асет Орентаевич (аким Астаны Исекешев – прим. Автора), вероятность возникновения дефицита товаров по позициям товаров намного шире. В число этих продуктов можно смело включать всю плодоовощную и фруктовую группу, мясо птицы, мясные изделия", - обратился он к акиму.    

Нуржан Альтаев отметил, что СПК предлагает выделить дополнительно из бюджета 2 млрд тенге для закупа, в том числе и зарубежной продукции, а также чтобы обеспечить зеленый коридор для ввоза этой импортной продукции в Астану.

"Мы не можем делать "Мерседесы", производить "Самсунги", но аграрную продукцию, конкурентоспособную любым зарубежным аналогам, мы можем делать. Продовольственное обеспечение столицы, как в рамках проведения ЕХРО, так и на постоянной основе, можно решить, выстроив правильную логистику и хранение с местными производителями", - сказал он.

В настоящее время большинство товаропроизводителей видит одним из приоритетов реализацию своей продукции посредством современного формата торговли - через сети.

"Поэтому в рамках программы пополнения оборотных средств через программу "Региональное точечное финансирование" нам нужно определить основные четкие правила игры для действующих оптово-распределительных центров по таким важным моментам, как вход продовольственных товаров через единые ворота в город Астану, через организацию должного фитосанитарного и ветеринарного контроля; закуп исключительно отечественной продукции на те средства, которые планирует выделить СПК города Астаны; подготовка всей нормативной базы для полноценного функционирования системы ОРЦ в Казахстане", - сказал Нуржан Альтаев.

При этом он отметил, что необходимо обязать СПК "Астана" закупать продукцию на нужды в рамках проведения ЕХРО исключительно у отечественных сельхозтоваропроизводителей, а также у поставщиков продуктов питания, сделанных в Казахстане.

"Мы уже начали работать в данном направлении. Более 80 производителей из 9 областей Казахстана выразили полную готовность в поставках продукции на полки столицы. Они готовы расширить каналы сбыта, выполнять задачу по продовольственному обеспечению столицы. Это те производители, которые ранее не поставляли свою продукцию в столичные торговые сети. Разнообразный ассортимент готовы предложить предприниматели регионов начиная от меда, кондитерских изделии, заканчивая готовыми к употреблению мясными изделиями. Как видно на слайде, указанные производители готовы закрыть дефицитные позиции в рамках проведения ЕХРО", - сообщил он.

Чтобы не откладывать это надолго уже в первом квартале планируется провести отдельное большое мероприятие, посвященное теме доступа на рынок Астаны предпринимателям аграрного бизнеса с участием руководства города, производителей сельскохозяйственной и пищевой промышленности и торговых сетей.

"Будем детально обсуждать: как нам бороться с тем отрицательным сальдо, который у нас сложился по традиционным видам продукции, а также по обеспечению бесперебойной поставки аграрной продукции в Астану в период ЕХРО", - сказал Нуржан Альтаев.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться