DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 315,29 Brent 36,55
Притормози, притормози

Притормози, притормози

Требования к системам вызова такси Uber, InDriver и Yandex предлагают уравнять с традиционными службами.

09 Февраль 2017 09:57 7131

Притормози, притормози

Автор:

Жанболат Мамышев

Министерство по инвестициям и развитию РК предлагает прописать в законодательстве требования к электронным сервисам вызова такси. Соответствующая норма содержится в разработанной МИРом концепции проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта».

«Что касается создания благоприятных условий по перевозке пассажиров и багажа такси, концепцией также предусмотрен ряд мер. В настоящее время, как вы знаете, в интернет-ресурсах доступны различные приложения для онлайн-заказа такси. Пассажирам, пользующимся мобильным приложением, мы полагаем, стоит опасаться перевозчиков, которые не прошли медосвидетельствование, не имеют страховки и имеют ряд других нарушений. Таким образом онлайн-сервисы по вызову такси создадут условия не только для нелегальной деятельности, но и опасность причинения вреда в будущем. В этой связи предлагается регламентировать деятельность информационно-диспетчерских служб такси, создаваемых иным лицом, не являющимся перевозчиком такси», – сказал вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр.

Он напомнил, что в настоящее время деятельность диспетчерских служб, которые работают в сети Интернет и через мобильные приложения, набирая водителей в свои службы, не лицензируется, что и несет потенциальные риски для безопасности пассажиров таких такси.

«Может быть, этому водителю нет 21 года, транспортное средство не имеет страхования и прочее, и прочее. Возможны там нарушения, поэтому мы предлагаем регламентировать деятельность таких служб – такси, которые действуют в сети Интернет, для того чтобы они к своим перевозчикам предъявляли требования, которые мы установим», – сказал г-н Скляр.

При этом вице-министр отметил, что никто не собирается ограничивать деятельность таких международных компаний. Вместе с тем Роман Скляр считает, что электронные сервисы такси должны выполнять требования, которые в настоящее время предъявляются к традиционным такси.

Изменения ожидают и другие виды перевозок.

«В настоящее время более 21% от общего числа казахстанских автомобильных перевозчиков, занятых на международных перевозках, не имеют собственных автотранспортных средств и используют только арендованные транспортные средства, что составляет порядка 26% всего автомобильного парка. Создавшаяся ситуация оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность добросовестных перевозчиков и приводит к заполнению рынка транспортных услуг перевозчиками, которые не отвечают предъявляемым квалификационным требованиям, – сказал Роман Скляр. – Отсутствие материально-технической базы и финансовых средств у перевозчика отрицательно влияет на устойчивое развитие рынка перевозок, перекладывает риск возможных убытков, связанных с перевозкой, на покупателя за счет удорожания грузов. В целях улучшения качества предоставляемых транспортных услуг, повышения доли отечественных перевозчиков на международной арене и обеспечения безопасности перевозок концепцией предлагается пересмотреть требования по допуску к осуществлению международных автомобильных перевозок, введение которых планируется с 2019 года».

Наряду с этим в настоящее время между Республикой Казахстан и Российской Федерацией функционируют порядка 89 международных регулярных маршрутов, с ежедневным отправлением на которые задействованы комфортабельные автобусы третьего класса. Концепцией предлагается отменить запрет на перевозку пассажиров между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области Республики Казахстан, что позволит обеспечить дополнительным регулярным автобусным сообщением порядка 80 населенных пунктов, тем самым создав удобства для пассажиров.

Концепцией также предлагается привести отраслевое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, оптимизировав контрольные функции на транспорте.

«Что касается морского транспорта. Здесь, на наш взгляд, необходимо утверждение правил по предотвращению загрязнений судов, что позволит привести национальное законодательство в соответствие с международными унифицированными стандартами и минимизировать риск загрязнения казахстанского сектора Каспийского моря при перевозках морским транспортом. Действующим законодательством контроль и надзор за выполнением требований по безопасности эксплуатации судов осуществляется путем проведения осмотров при каждом заходе и выходе судна из порта, – сказал вице-министр. – Вместе с тем в порты Актау и Баутино в основном заходят одни и те же суда прикаспийских государств. В этой связи в целях сокращения количества проверок судов в морских портах без ущерба для безопасности мореплавания предлагается установить срок, по которому судно подлежит осмотру не чаще одного раза в шесть месяцев, а также исчерпывающий перечень оснований для внепланового осмотра судна».

Сокращение проверок уменьшит время простоя судов в порту и увеличит скорость прохождения грузов. Также в рамках оптимизации контрольно-надзорной деятельности предлагается исключить функцию уполномоченного органа по техническому освидетельствованию маломерных судов. При этом контроль за обеспечением безопасной эксплуатации маломерных судов осуществлять в рамках проводимых осмотров судов уже в период эксплуатации.

«Речь идет о маломерных судах водоизмещением до 200 литров, то есть это наши небольшие лодки, скутеры и так далее», – уточнил г-н Скляр.

Органы транспортного контроля намерены так же более пристально проследить за транзитным автомобильным транспортом.

«В сфере автомобильного транспорта с 2013 года у нас в стране функция изготовления и персонализации карточек к цифровым тахографам передана в конкурентную среду. Для расширения рынка изготовителей карточек, а также реализации норм европейского соглашения, касающихся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, предлагается наделить уполномоченный орган компетенцией по утверждению порядка регистрации данных карточек и организации единой базы данных системы электронных тахографов, – сказал Роман Скляр. – Наряду с этим, учитывая приоритетную задачу органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и выявлению нарушений Правил дорожного движения, предлагается вернуть органам транспортного контроля функции контроля за соблюдением перевозчиками правил перевозки пассажиров и багажа автотранспортом, а также режима труда и отдыха водителей. Вместе с тем в целях снижения количества проверок автотранспортных средств должностными лицами органов транспортного контроля предлагается установить основания для таких остановок автотранспортных средств».

В целях совершенствования таможенных процедур предлагается повысить эффективность механизма мониторинга перемещения автотранспортных средств, осуществляющих международную перевозку с учетом использования средств идентификации. В частности, речь идет об обязательной электронной идентификации посредством GPS/ГЛОНАСС-навигаторов транзитных автомашин, следующих через территорию Казахстана.

«Для того чтобы мы понимали, какой транзит у нас проходит, то есть для контроля соответствия заявленного маршрута и заявленного груза. Да, это электронные средства идентификации», – ответил вице-министр на соответствующий вопрос.

Изменения ожидаются и в сфере железнодорожного транспорта.

«В сфере железнодорожного транспорта, в соответствии с законом РК «О железнодорожном транспорте», обязанность по разработке и внедрению системы управлению безопасностью возлагается на всех участников перевозочного процесса. Это сам перевозчик, национальный оператор инфраструктуры и оператор локомотивной тяги. Концепцией предлагается обязанность по разработке и внедрению системы управления безопасностью распространить исключительно на перевозчиков», – сообщил Роман Скляр, отметив, что данные меры предлагаются в связи с выходом на казахстанский рынок иностранных игроков.

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Проект Аstana Taxi на грани закрытия

Перевозчикам грозит солидный штраф в более чем 50 миллионов тенге, который, по их словам, является для них неподъемным.

14 Июнь 2019 22:48 2047

Проект Аstana Taxi на грани закрытия

Проект Аstana Taxi был создан в мае 2017 года по поручению Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Необходимость данной идеи была обусловлена проведением международной выставки Экспо-2017.

Аstana Taxi объединил в себе 13 компаний, а учредителем выступила Ассоциация транспортников столицы. Главной задачей компании было создать цивилизованный рынок перевозок.

Проблемы у Аstana Taxi начались в 2018 году и продолжились уже в этом. Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по городу Астане усмотрел в действиях перевозчиков признаки картельного сговора.

«Мое личное мнение – сотрудники антимонопольного комитета подготовили слабый анализ. Не всех изучили, проверили конкретно только нас, хотя на рынке действуют и другие компании. Просто много чего непонятного, и  нас это возмущает», – говорит директор службы такси Сакен Ханхожин. 

«Мы понимаем, что должна быть какая-то жалоба на компанию либо какая-то плановая проверка, в которую включили нас, чтобы проверить нашу деятельность, – продолжает председатель Ассоциации транспортников города Медет Курманов. – Но первичный источник мы пока не получили. Анализ рынка, проведенный антимонопольным рынком, очень однобокий, не учтены все субъекты рынка, хотя в описательной части они все указываются, а потом вывод делается исключительно по нашим 13 компаниям.

По словам представителей Аstana Taxi, они занимают лишь 12% рынка столицы. О каком-то доминировании речи быть не может. И в то же время компании грозит штраф на 50 миллионов тенге. Если это не давление на бизнес, то что? И почему у нас зачастую наказывают так, что, кроме как закрыть дело, никаких других вариантов не остается? Да и проверяют далеко не всех игроков рынка, а как-то избирательно.

«Иногда возникают мысли, что у кого-то задача – закрыть нашу компанию, – недоумевает Медет Курманов. – Мы не понимаем, почему только нас. Почему не проверяют всех остальных. Если хотят понять ситуацию по рынку, то должны всех проверить. У нас 80% рынка находится в тени и достаточно много компаний, агрегаторов такси и приложений, которые не выполняют требования по безопасности, ответственности за пассажиров, техническому состоянию автомобилей, и тем не менее, самыми плохими оказываемся только мы».

Мы не сомневаемся, что у антимонопольного органа имеются все основания проверять бизнес. Однако, по словам предпринимателей, подобные проверки зачастую носят обвинительный характер, а главная задача проверяющих – выявить ошибки и нарушения, чтобы в последующем оштрафовать.  Перспектива закрытия бизнеса и потери рабочих мест волнует, похоже, только самих предпринимателей и их сотрудников.

«Аstana Taxi – это стабильность работы. Стабильные заказы и заработок. Если человек каждый день работает за рулем по 8-9 часов, то зарабатывать можно от 150 до 200 тысяч тенге, - рассказывает водитель «Аstana Taxi» Нариман Абдыкалыков. – Главное преимущество – технически исправные автомобили, безопасность поездок, возможность передвигаться по «busline», которая позволяет без лишних пробок довезти наших пассажиров».

В этом деле еще предстоит тщательно разобраться – мы в ожидании позиции антимонопольного органа. Другой вопрос, что проект работающий и развивающийся. Аstana Taxi, к примеру, обслуживает городской акимат, благодаря чему город экономит порядка 20 миллионов тенге в месяц. А в день количество перевозок компании достигает 3,5 тысяч. И здесь, как говорится, клиент делает свой выбор сам.

«Мы не заставляем клиента, не принуждаем ездить только с нами, - говорит Сакен Ханхожин. – В любой момент любой наш клиент может воспользоваться тем сервисом, которым он пожелает. Выбор всегда за клиентом».

«Я уверен, что в Нур-Султане необходимо создавать условия для развития легального рынка. Чтобы все мы были конкурентны, доступны, - продолжает Медет Курманов. - У нас было все хорошо, но появился антимонопольный орган, который решил нас наказать. А кому плохо мы сделали? Вот это пока непонятно».

Константин Харламов

Антон Петраков, "Яндекс.Такси": "Технологические платформы меняют модель взаимодействия человека с автомобилем"

Эксперт уверен, что беспилотные машины могут стать реальностью на наших дорогах.

21 Май 2019 10:23 4403

Антон Петраков, "Яндекс.Такси": "Технологические платформы меняют модель взаимодействия человека с автомобилем"

Вопрос только в том, готово ли к ним общество. Развитие автопрома в странах ЕАЭС стало предметом обсуждения в рамках Астанинского экономического форума. О новых трендах и информационных технологиях на этом рынке, а также о проектах компании в интервью inbusiness.kz рассказал директор по связям с государственными органами "Яндекс.Такси" Антон Петраков.

– Какие тенденции в сфере технологий для автомобилей Вы можете выделить?

– Мировые IT-компании активно развивают собственные системы для автомобилей. В их числе Google, Amazon, Baidu и, конечно, мы. В ближайшие три-пять лет все больше машин будут выполнять не только функцию передвижения под управлением водителя. Они станут, по сути, движущимся смартфоном, который предлагает водителям и пассажирам много дополнительных сервисов. Соответственно, автопроизводители из продавцов "железа" превратятся в поставщиков услуг. И здесь важно, чтобы представители автопрома и технологические компании тесно сотрудничали друг с другом. Государство, на наш взгляд, может стать активным медиатором в таких переговорах.

Но, помимо собственно "Яндекс.Авто" – "умной" внутренней начинки для автомобиля, у нас много других разработок, которые радикально меняют модель взаимодействия человека с машиной. Это и классические картографические продукты для автомобилистов, и "Яндекс.Такси", которое уже давно работает в Казахстане, и каршеринг, и, разумеется, беспилотная платформа, которую в перспективе можно будет поставить на любой современный автомобиль, чтобы он мог ездить без водителя.

– Как Вы думаете, когда беспилотные автомобили появятся на наших дорогах?

– "Яндекс.Такси" – одна из немногих компаний в мире, у которой уже есть работающая беспилотная технология. Мы используем собственные разработки "Яндекса" в области больших данных, машинного обучения, компьютерного зрения, ту же картографию. С прошлого года мы тестируем беспилотные автомобили на дорогах общего пользования в России. В двух городах работает беспилотное такси, которое можно заказать через обычное приложение "Яндекс.Такси". Тестировали машину и за границей, в других климатических условиях – в Лас-Вегасе, а сейчас и в Тель-Авиве.

Технологии развиваются быстро, и уже в течение трех-четырех лет будут готовы к массовому применению. Вопрос скорее в готовности госорганов и остальных участников дорожного движения к тому, чтобы допустить беспилотные автомобили к перевозке людей на ежедневной основе.

Все, что нужно роботу для передвижения, – знать, что происходит вокруг. Для этого не требуется дополнительной городской инфраструктуры, автомобилю хватает сенсоров на борту. Наша машина сама определяет свое положение на дороге, распознает других участников движения, светофоры и дорожные знаки, препятствия, окружающие объекты и на основе этих данных выбирает самый эффективный и безопасный маршрут. Конечно, ездить в большом городе с загруженными магистралями сложнее, чем по пустой прямой улице, но мы это уже умеем. Повторюсь, вопрос в готовности общества той или иной страны.

– Как Вы считаете, есть ли в наших странах тренд на отказ от личного автомобиля, как это происходит в западных странах?

– Развитие таких сервисов, как "Яндекс.Такси" и Uber, приводит к тому, что все больше людей во всем мире отказываются от личных автомобилей. Безусловно, владеть машиной, особенно в крупных городах, в разы дороже, чем пользоваться ей в определенный период времени. Речь необязательно о том, чтобы продавать машину и пользоваться только такси, хотя и таких случаев много. Скорее, я о некоей мультимодальной истории, когда для перемещения из точки А в точку Б человек использует разные виды транспорта. Часть пути может проехать на личной машине, пересесть на автобус, а затем – на такси, потому что так удобно. Мы видим этот тренд и в Казахстане, особенно в крупных городах – Нур-Султане и Алматы. Молодежь экономит время и по-другому смотрит на сам факт владения вещью.

– Владельцы таксомоторных компаний Казахстана признают тот факт, что приход новых игроков, в том числе и "Яндекс.Такси", трансформировал рынок, им пришлось перестраиваться. Как Вы думаете, какую главную ценность вы принесли в Казахстан?

– Еще 10 лет назад невозможно было представить, что стоит разок коснуться экрана телефона, и через две-три минуты машина уже подъезжает к вам. Это было чем-то из области фантастики, а сейчас реальность. За этим стоит большая работа и серьезные технологии. Мы сделали такси доступным, понятным по ценообразованию и удобным общественным транспортом. При этом водители такси получили возможность эффективно использовать свое рабочее время и больше зарабатывать.

– Какие меры принимает компания для повышения безопасности клиентов?

– Это очень важное направление работы для нас. В прошлом году мы запустили в Казахстане собственное бесплатное страхование. Во время поездки, заказанной через "Яндекс.Такси", жизнь и здоровье каждого пассажира в машине и водителя застрахованы на 2,5 миллиона тенге. Да, мы не перевозчик, и законодательство РК не требует от онлайн-сервисов наподобие нашего страховать поездки, но нам важно, чтобы пользователи "Яндекс.Такси" были уверены в сервисе и доверяли ему. Понимали, что вызвать такси через приложение во всех смыслах надежнее, чем ловить машину на дороге.

Также у нас в планах запустить автоматический мониторинг скорости. Мы уже сделали это в России и получили неожиданные результаты. Что он из себя представляет: когда водитель выполняет заказ, технология с помощью GPS отслеживает его движение и вычисляет скорость на дороге. Фактическая скорость сверяется с разрешенной на конкретном участке трассы. Информация о скоростных ограничениях есть в "Яндекс.Навигаторе", который строит маршрут для поездок. При превышении скорости водитель такси сначала получает предупреждение. После нескольких предупреждений алгоритм ограничивает доступ к заказам сервиса – сначала временно, а в случае повтора нарушений – навсегда. Казалось бы, простая технология, но она позволила поменять поведение водителей. Больше 90% из тех, кто периодически нарушал скоростной режим, прекратили это делать после двух предупреждений.

– Когда мониторинг скорости будет введен в Казахстане?

– Как только введем, сразу расскажем об этом. Мы тестируем и другие технологии, которые помогут сделать поездки еще безопаснее. Это автоматическое определение усталости, а также алгоритмы, которые отслеживают склонность водителя к аварийной или некомфортной для пассажиров манере вождения, например к внезапному торможению или набору скорости, резким поворотам и перестроениям.
– Недавно в Казахстане был принят закон по вопросам транспорта. Как он на вас отразился?    
 
– В этом законе есть ряд пунктов, которые касаются онлайн-сервисов. Когда законопроект разрабатывался, мы были в тесном диалоге с органами власти, делились экспертизой и давали свои рекомендации. Мы принимаем и понимаем те нормы, которые ввели, и будем предпринимать меры для их реализации.
 
– Спасибо за интервью!

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: