Министерство по инвестициям и развитию РК предлагает прописать в законодательстве требования к электронным сервисам вызова такси. Соответствующая норма содержится в разработанной МИРом концепции проекта закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта".
"Что касается создания благоприятных условий по перевозке пассажиров и багажа такси, концепцией также предусмотрен ряд мер. В настоящее время, как вы знаете, в интернет-ресурсах доступны различные приложения для онлайн-заказа такси. Пассажирам, пользующимся мобильным приложением, мы полагаем, стоит опасаться перевозчиков, которые не прошли медосвидетельствование, не имеют страховки и имеют ряд других нарушений. Таким образом онлайн-сервисы по вызову такси создадут условия не только для нелегальной деятельности, но и опасность причинения вреда в будущем. В этой связи предлагается регламентировать деятельность информационно-диспетчерских служб такси, создаваемых иным лицом, не являющимся перевозчиком такси", – сказал вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр.
Он напомнил, что в настоящее время деятельность диспетчерских служб, которые работают в сети Интернет и через мобильные приложения, набирая водителей в свои службы, не лицензируется, что и несет потенциальные риски для безопасности пассажиров таких такси.
"Может быть, этому водителю нет 21 года, транспортное средство не имеет страхования и прочее, и прочее. Возможны там нарушения, поэтому мы предлагаем регламентировать деятельность таких служб – такси, которые действуют в сети Интернет, для того чтобы они к своим перевозчикам предъявляли требования, которые мы установим", – сказал г-н Скляр.
При этом вице-министр отметил, что никто не собирается ограничивать деятельность таких международных компаний. Вместе с тем Роман Скляр считает, что электронные сервисы такси должны выполнять требования, которые в настоящее время предъявляются к традиционным такси.
Изменения ожидают и другие виды перевозок.
"В настоящее время более 21% от общего числа казахстанских автомобильных перевозчиков, занятых на международных перевозках, не имеют собственных автотранспортных средств и используют только арендованные транспортные средства, что составляет порядка 26% всего автомобильного парка. Создавшаяся ситуация оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность добросовестных перевозчиков и приводит к заполнению рынка транспортных услуг перевозчиками, которые не отвечают предъявляемым квалификационным требованиям, – сказал Роман Скляр. – Отсутствие материально-технической базы и финансовых средств у перевозчика отрицательно влияет на устойчивое развитие рынка перевозок, перекладывает риск возможных убытков, связанных с перевозкой, на покупателя за счет удорожания грузов. В целях улучшения качества предоставляемых транспортных услуг, повышения доли отечественных перевозчиков на международной арене и обеспечения безопасности перевозок концепцией предлагается пересмотреть требования по допуску к осуществлению международных автомобильных перевозок, введение которых планируется с 2019 года".
Наряду с этим в настоящее время между Республикой Казахстан и Российской Федерацией функционируют порядка 89 международных регулярных маршрутов, с ежедневным отправлением на которые задействованы комфортабельные автобусы третьего класса. Концепцией предлагается отменить запрет на перевозку пассажиров между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области Республики Казахстан, что позволит обеспечить дополнительным регулярным автобусным сообщением порядка 80 населенных пунктов, тем самым создав удобства для пассажиров.
Концепцией также предлагается привести отраслевое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, оптимизировав контрольные функции на транспорте.
"Что касается морского транспорта. Здесь, на наш взгляд, необходимо утверждение правил по предотвращению загрязнений судов, что позволит привести национальное законодательство в соответствие с международными унифицированными стандартами и минимизировать риск загрязнения казахстанского сектора Каспийского моря при перевозках морским транспортом. Действующим законодательством контроль и надзор за выполнением требований по безопасности эксплуатации судов осуществляется путем проведения осмотров при каждом заходе и выходе судна из порта, – сказал вице-министр. – Вместе с тем в порты Актау и Баутино в основном заходят одни и те же суда прикаспийских государств. В этой связи в целях сокращения количества проверок судов в морских портах без ущерба для безопасности мореплавания предлагается установить срок, по которому судно подлежит осмотру не чаще одного раза в шесть месяцев, а также исчерпывающий перечень оснований для внепланового осмотра судна".
Сокращение проверок уменьшит время простоя судов в порту и увеличит скорость прохождения грузов. Также в рамках оптимизации контрольно-надзорной деятельности предлагается исключить функцию уполномоченного органа по техническому освидетельствованию маломерных судов. При этом контроль за обеспечением безопасной эксплуатации маломерных судов осуществлять в рамках проводимых осмотров судов уже в период эксплуатации.
"Речь идет о маломерных судах водоизмещением до 200 литров, то есть это наши небольшие лодки, скутеры и так далее", – уточнил г-н Скляр.
Органы транспортного контроля намерены так же более пристально проследить за транзитным автомобильным транспортом.
"В сфере автомобильного транспорта с 2013 года у нас в стране функция изготовления и персонализации карточек к цифровым тахографам передана в конкурентную среду. Для расширения рынка изготовителей карточек, а также реализации норм европейского соглашения, касающихся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, предлагается наделить уполномоченный орган компетенцией по утверждению порядка регистрации данных карточек и организации единой базы данных системы электронных тахографов, – сказал Роман Скляр. – Наряду с этим, учитывая приоритетную задачу органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и выявлению нарушений Правил дорожного движения, предлагается вернуть органам транспортного контроля функции контроля за соблюдением перевозчиками правил перевозки пассажиров и багажа автотранспортом, а также режима труда и отдыха водителей. Вместе с тем в целях снижения количества проверок автотранспортных средств должностными лицами органов транспортного контроля предлагается установить основания для таких остановок автотранспортных средств".
В целях совершенствования таможенных процедур предлагается повысить эффективность механизма мониторинга перемещения автотранспортных средств, осуществляющих международную перевозку с учетом использования средств идентификации. В частности, речь идет об обязательной электронной идентификации посредством GPS/ГЛОНАСС-навигаторов транзитных автомашин, следующих через территорию Казахстана.
"Для того чтобы мы понимали, какой транзит у нас проходит, то есть для контроля соответствия заявленного маршрута и заявленного груза. Да, это электронные средства идентификации", – ответил вице-министр на соответствующий вопрос.
Изменения ожидаются и в сфере железнодорожного транспорта.
"В сфере железнодорожного транспорта, в соответствии с законом РК "О железнодорожном транспорте", обязанность по разработке и внедрению системы управлению безопасностью возлагается на всех участников перевозочного процесса. Это сам перевозчик, национальный оператор инфраструктуры и оператор локомотивной тяги. Концепцией предлагается обязанность по разработке и внедрению системы управления безопасностью распространить исключительно на перевозчиков", – сообщил Роман Скляр, отметив, что данные меры предлагаются в связи с выходом на казахстанский рынок иностранных игроков.
Жанболат Мамышев