/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 383,45 Brent 36,55
Антон Петраков, "Яндекс.Такси": "Технологические платформы меняют модель взаимодействия человека с автомобилем"

Антон Петраков, "Яндекс.Такси": "Технологические платформы меняют модель взаимодействия человека с автомобилем"

Эксперт уверен, что беспилотные машины могут стать реальностью на наших дорогах.

10:23 21 Май 2019 4578

Антон Петраков, "Яндекс.Такси": "Технологические платформы меняют модель взаимодействия человека с автомобилем"

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Вопрос только в том, готово ли к ним общество. Развитие автопрома в странах ЕАЭС стало предметом обсуждения в рамках Астанинского экономического форума. О новых трендах и информационных технологиях на этом рынке, а также о проектах компании в интервью inbusiness.kz рассказал директор по связям с государственными органами "Яндекс.Такси" Антон Петраков.

– Какие тенденции в сфере технологий для автомобилей Вы можете выделить?

– Мировые IT-компании активно развивают собственные системы для автомобилей. В их числе Google, Amazon, Baidu и, конечно, мы. В ближайшие три-пять лет все больше машин будут выполнять не только функцию передвижения под управлением водителя. Они станут, по сути, движущимся смартфоном, который предлагает водителям и пассажирам много дополнительных сервисов. Соответственно, автопроизводители из продавцов "железа" превратятся в поставщиков услуг. И здесь важно, чтобы представители автопрома и технологические компании тесно сотрудничали друг с другом. Государство, на наш взгляд, может стать активным медиатором в таких переговорах.

Но, помимо собственно "Яндекс.Авто" – "умной" внутренней начинки для автомобиля, у нас много других разработок, которые радикально меняют модель взаимодействия человека с машиной. Это и классические картографические продукты для автомобилистов, и "Яндекс.Такси", которое уже давно работает в Казахстане, и каршеринг, и, разумеется, беспилотная платформа, которую в перспективе можно будет поставить на любой современный автомобиль, чтобы он мог ездить без водителя.

– Как Вы думаете, когда беспилотные автомобили появятся на наших дорогах?

– "Яндекс.Такси" – одна из немногих компаний в мире, у которой уже есть работающая беспилотная технология. Мы используем собственные разработки "Яндекса" в области больших данных, машинного обучения, компьютерного зрения, ту же картографию. С прошлого года мы тестируем беспилотные автомобили на дорогах общего пользования в России. В двух городах работает беспилотное такси, которое можно заказать через обычное приложение "Яндекс.Такси". Тестировали машину и за границей, в других климатических условиях – в Лас-Вегасе, а сейчас и в Тель-Авиве.

Технологии развиваются быстро, и уже в течение трех-четырех лет будут готовы к массовому применению. Вопрос скорее в готовности госорганов и остальных участников дорожного движения к тому, чтобы допустить беспилотные автомобили к перевозке людей на ежедневной основе.

Все, что нужно роботу для передвижения, – знать, что происходит вокруг. Для этого не требуется дополнительной городской инфраструктуры, автомобилю хватает сенсоров на борту. Наша машина сама определяет свое положение на дороге, распознает других участников движения, светофоры и дорожные знаки, препятствия, окружающие объекты и на основе этих данных выбирает самый эффективный и безопасный маршрут. Конечно, ездить в большом городе с загруженными магистралями сложнее, чем по пустой прямой улице, но мы это уже умеем. Повторюсь, вопрос в готовности общества той или иной страны.

– Как Вы считаете, есть ли в наших странах тренд на отказ от личного автомобиля, как это происходит в западных странах?

– Развитие таких сервисов, как "Яндекс.Такси" и Uber, приводит к тому, что все больше людей во всем мире отказываются от личных автомобилей. Безусловно, владеть машиной, особенно в крупных городах, в разы дороже, чем пользоваться ей в определенный период времени. Речь необязательно о том, чтобы продавать машину и пользоваться только такси, хотя и таких случаев много. Скорее, я о некоей мультимодальной истории, когда для перемещения из точки А в точку Б человек использует разные виды транспорта. Часть пути может проехать на личной машине, пересесть на автобус, а затем – на такси, потому что так удобно. Мы видим этот тренд и в Казахстане, особенно в крупных городах – Нур-Султане и Алматы. Молодежь экономит время и по-другому смотрит на сам факт владения вещью.

– Владельцы таксомоторных компаний Казахстана признают тот факт, что приход новых игроков, в том числе и "Яндекс.Такси", трансформировал рынок, им пришлось перестраиваться. Как Вы думаете, какую главную ценность вы принесли в Казахстан?

– Еще 10 лет назад невозможно было представить, что стоит разок коснуться экрана телефона, и через две-три минуты машина уже подъезжает к вам. Это было чем-то из области фантастики, а сейчас реальность. За этим стоит большая работа и серьезные технологии. Мы сделали такси доступным, понятным по ценообразованию и удобным общественным транспортом. При этом водители такси получили возможность эффективно использовать свое рабочее время и больше зарабатывать.

– Какие меры принимает компания для повышения безопасности клиентов?

– Это очень важное направление работы для нас. В прошлом году мы запустили в Казахстане собственное бесплатное страхование. Во время поездки, заказанной через "Яндекс.Такси", жизнь и здоровье каждого пассажира в машине и водителя застрахованы на 2,5 миллиона тенге. Да, мы не перевозчик, и законодательство РК не требует от онлайн-сервисов наподобие нашего страховать поездки, но нам важно, чтобы пользователи "Яндекс.Такси" были уверены в сервисе и доверяли ему. Понимали, что вызвать такси через приложение во всех смыслах надежнее, чем ловить машину на дороге.

Также у нас в планах запустить автоматический мониторинг скорости. Мы уже сделали это в России и получили неожиданные результаты. Что он из себя представляет: когда водитель выполняет заказ, технология с помощью GPS отслеживает его движение и вычисляет скорость на дороге. Фактическая скорость сверяется с разрешенной на конкретном участке трассы. Информация о скоростных ограничениях есть в "Яндекс.Навигаторе", который строит маршрут для поездок. При превышении скорости водитель такси сначала получает предупреждение. После нескольких предупреждений алгоритм ограничивает доступ к заказам сервиса – сначала временно, а в случае повтора нарушений – навсегда. Казалось бы, простая технология, но она позволила поменять поведение водителей. Больше 90% из тех, кто периодически нарушал скоростной режим, прекратили это делать после двух предупреждений.

– Когда мониторинг скорости будет введен в Казахстане?

– Как только введем, сразу расскажем об этом. Мы тестируем и другие технологии, которые помогут сделать поездки еще безопаснее. Это автоматическое определение усталости, а также алгоритмы, которые отслеживают склонность водителя к аварийной или некомфортной для пассажиров манере вождения, например к внезапному торможению или набору скорости, резким поворотам и перестроениям.
– Недавно в Казахстане был принят закон по вопросам транспорта. Как он на вас отразился?    
 
– В этом законе есть ряд пунктов, которые касаются онлайн-сервисов. Когда законопроект разрабатывался, мы были в тесном диалоге с органами власти, делились экспертизой и давали свои рекомендации. Мы принимаем и понимаем те нормы, которые ввели, и будем предпринимать меры для их реализации.
 
– Спасибо за интервью!

Айгуль Тулекбаева

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Может ли цвет волос повлиять на манеру управления автомобилем?

29 Май 2020 13:58 2028

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Все привыкли к стереотипам о «женщине за рулем», создающей окружающим водителям кучу проблем и становящуюся порой зачинщицей аварии, что называется, на пустом месте. Но негласное противостояние блондинок и брюнеток длится уже не один десяток лет. У многих существует убеждение, что обладательницы белокурых прядей более легкомысленные и безрассудные, чем темных волос. Страховая компания «Лондон-Алматы» решила внести свою лепту в вечный спор, а может, даже развеять миф. Аналитики провели исследование с целью определить: зависит ли стиль вождения от цвета волос водителя или все же это миф.

Исследование проводилось компанией методом глубинного интервью, в нем приняли участие владельцы легкого автотранспорта Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 50 лет, 100% участников опроса – женщины. В ходе опроса представительниц прекрасного пола просили описать стиль вождения и свой характер, определить маневры, которые вызывают затруднения, рассказать, часто ли они нарушают правила дорожного движения и как относятся к заторам на дорогах. Кроме того, участниц опроса просили ответить на вопросы: «Вы встретили на дороге настоящего агрессора: то обгоняет, то подрезает. Как с ним быть?», «Вам нужно будет доехать из точки А в точку Б. Как будете запоминать дорогу?», «На парковке вы видите лишь одно место, и занять его можно, только если впритык прижаться к другим машинам. Ваши действия?» Ответы на ситуационные вопросы позволили аналитикам получить более точные результаты.

В ходе исследования брюнетки определили себя как уверенных водителей, среди своих главных черт они выделили рассудительность, спокойствие и сдержанность. Они очень аккуратно управляют автомобилями, чтобы не случилось – это точно будет не по их вине. В своих ответах они указали, что на дороге ведут себя довольно сдержанно, почти никогда не кричат и не нервничают, правда, редко уступают дорогу, всегда едут по своей полосе и не нарушают правила дорожного движения. Однако для многих из них сложности вызывают соблюдение дистанции и движение задним ходом при парковке. Они редко пользуются клаксоном и спокойно стоят в пробках часами.

Шатенки – это водители настроения, от них можно ожидать чего угодно. Их манера управлять автомобилем зависит от того, в каком настроении девушка вышла сегодня из дома. Они характеризуют себя более импульсивными в сравнении с брюнетками, чаще сигналят, признаются, что иногда могут и подрезать, а оказавшись с ними на дороге, лучше будет пропустить их вперед.

Блондинки же в ходе опроса определили себя как смелых и уверенных в себе людей, которые постоянно стремятся к поставленной цели и успеху. Правда, среди своих слабых сторон они отметили излишнюю импульсивность, и некоторые из них признались, что иногда могут полихачить на дороге и пренебречь скоростным режимом, поболтать по телефону, а иногда и вовсе не понимают, как кто-то может в чем-то их обвинять, они ведь сама невинность! Но в целом признаются, что ведут себя сдержанно и дисциплинированно на дорогах. Только одна из пяти девушек, обладающих белокурыми волосами, сказала, что была участником в ДТП хотя бы раз с момента получения прав, из них только 43% были виновницами дорожного инцидента.

По мнению представителей компании, дело здесь совсем даже не в цвете волос, и он никак не влияет на манеру вождения представительниц прекрасного пола, и то, что блондинки водят хуже, чем брюнетки или шатенки, является стереотипом. Тем более что ученые Университета штата Огайо провели свой опрос и уже опровергли миф о том, что интеллект блондинок уступает брюнеткам и шатенкам, а иногда уровень их интеллекта даже выше. Участницам предлагалось ответить на вопрос о цвете своих волос, а также пройти интеллектуальный тест, который демонстрировал их словарный запас, понимание текста, знания математики и способности к математическому мышлению. Результаты исследования гласят, что среднестатистический уровень интеллекта блондинок составляет 103,2. Шатенки же оказались на втором месте – с уровнем IQ в 102,7. Рыжеволосые девушки в среднем имеют IQ на уровне 101,2. Наименьший коэффициент интеллекта был зарегистрирован у брюнеток – 100,5 балла. Опрошенные также отвечали на вопрос, был ли у них в возрасте 14 лет доступ к чтению – журналам, газетам и книгам. Оказалось, что блондинки росли в семьях, где больше читали.

«В ходе исследования мы в очередной раз пришли к выводу, что cтиль вождения брюнеток, шатенок, блондинок зависит только от характера. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины. Но стоит отметить, что представительницы женского пола, будь то брюнетки или блондинки, реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП.

Мы бы хотели обратиться ко всем водителям и попросить их уважительно относиться к другим участникам дорожного движения и не игнорировать ПДД. Ведь, согласно официальной статистике, в РК за январь-декабрь 2019 года было зарегистрировано 16 614 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 24 585 человек. По состоянию на 1 января 2020 года страховыми организациями по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств было осуществлено 74 914 страховых выплат на сумму 29,7 млрд тенге», – говорит Роздина И. А., управляющий директор АО «СК «Лондон-Алматы».

Айнур Омиралина

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 5342

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров