/img/tv1.svg
RU KZ
Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

Алматинские дворы превратились в парковки. Законно ли заставлять двор личным транспортом и каковы экологические стандарты парковки во дворах – в материале inbusiness.kz.

08:53 07 Февраль 2020 25155

Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

Автор:

Катерина Клеменкова

По статистике, на почти два миллиона алматинцев зарегистрировано полмиллиона автомобилей (данные округлены). Еще около 250 тысяч авто ежедневно въезжают в город. И все где-то паркуются…

Нормы и штрафы

По несложным расчетам получается, что каждый четвертый житель Алматы – автомобилист (и это хоть немного, но выше среднемирового уровня автомобилизации). Покупая новый автомобиль, горожане, по большому счету, не задумываются о том, где его парковать. Большинство уверены, что двор – удобное место для стоянки личного автомобиля.

А между тем, согласно экологическим стандартам, то есть санитарным нормам, действующим в стране еще с советских времен, стоянка автомобиля ближе десяти метров к жилым домам, границам земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений запрещается. Если машин больше десятка (но меньше 50), то расстояние должно быть увеличено до 15 метров.

По статье 425 КоАП РК, нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (…), не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП.

Кроме санитарных норм, парковка во дворах регламентируется правилами дорожного движения. Согласно пункту 12 ПДД РК, стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем запрещается, если это создает неудобства жителям (актуально не только для зимы, в теплую погоду многие автомобилисты также предпочитают прогревать двигатель по утрам).

Парковку на тротуарах, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках также запрещает 12 пункт ПДД РК, а по статье 597 КоАП РК «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» нарушителей ждет штраф в размере 10 МРП.

Кроме того, правила благоустройства территории города Алматы запрещают разного рода шлагбаумы, препятствующие проезду спецавтотранспорта.

Как это работает?

По большому счету – очень плохо. О существующих законах, регулирующих сферу парковок, автовладельцы как будто не знают или оправдывают себя тем, что город их не обеспечил гаражами, стоянками, парковками… Как результат – во дворах все свободное пространство, включая газоны и тротуары, под завязку набиты автомобилями. К подъезду не то чтобы подъехать, даже подойти сложно. По утрам двор наполнен шумом работающих двигателей и клубами выхлопных газов.

Автовладельцы в большинстве своем не соблюдают экологических стандартов и норм в виде СНиПов и ПДД. Потому что все прекрасно знают: за это им ничего не будет.

Как следует из ответов городского акимата на вопросы алматинцев, касающихся автостоянок во дворе, содержание дворовой территории находится в компетенции КСК и местного участкового инспектора. Судя по тому, как стихийно все дворы заставлены автомобилями, ни КСК, ни участковые не заинтересованы в том, чтобы упорядочить стоянку автомобилей, создав комфортный и безопасный двор.

Более того, старший лейтенант полиции участковый Бекзат Кенжебеков в телефонном разговоре с журналистом inbusiness.kz заявил, что вопрос нарушений правил парковки во дворах находится «в компетенции ГАИ»:

«102 наберите, и они приедут», – сказал инспектор.

Между тем стихийная парковка, нарушающая санитарные нормы и ПДД, нередко приводит к ситуациям, когда сами автовладельцы могут оказаться в проигрышном положении. К примеру, в конце декабря 2019 года сразу три автомобиля марки Toyota повредили сосульки, упавшие с крыши жилого комплекса Orion в Алматы. Сосульки рухнули с крыши 33-этажного здания и повредили автомобили так, что восстановление каждого, по примерным подсчетам сайта kolesa.kz, обойдется не менее чем в 200 тысяч тенге. 

Как пишет издание, в случае падения сосулек на автомобиль необходимо вызвать полицию, зафиксировать все повреждения и выставить счет КСК или управляющей компании. Однако ситуация здесь неоднозначная. Если учесть, что автомобили были припаркованы с нарушениями действующего законодательства, а именно норм, указанных в таблице 11.8 раздела 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть» СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», вполне на законных основаниях по заявлению КСК полиция может на пострадавших автовладельцев еще и наложить административный штраф.

«В Японии, к примеру, действуют очень жесткие правила – прежде чем купить автомобиль японцу, нужно доказать, что у него есть место, где он будет хранить этот автомобиль, проще говоря, есть парковочное место», – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

По его словам, если есть закон, регламентирующий правила стоянки, то его нужно соблюдать… либо отменять:

«Если сейчас начать кампанию и штрафовать всех, кто припаркован к домам, школам и больницам ближе 10 метров, то начнется «гора» возмущений. Можно сколько угодно рассуждать, плохо это или хорошо, но, если есть закон, давайте его соблюдать либо отменять и делать какой-то другой», – считает эксперт.

Битва за парковочное пространство

Мест для парковки машин (еще и таких, чтобы соблюдались санитарные нормы) в городе хватает не всем.

Битва за дефицитные парковочные места нередко приводит к серьезным конфликтам с соседями. Стоянка на газонах, клумбах и детских площадках всегда возмущает жильцов. Любители парковаться в таких местах мало того что уродуют эстетический вид двора, так еще и развозят грязь.

Беспорядочно припаркованные во дворах автомобили мешают проезду спецтехники и ее работе: скорой помощи, пожарных, спасателей, водоканала и других.

В апреле прошлого года припаркованный у мусорных контейнеров автомобиль стал причиной мордобоя. Один из пострадавших впал в кому.

И эта проблема не исчезает сама по себе. Более того, она усугубляется, когда городские власти разрешают точечную застройку. Достаточно вспомнить, как пять лет 400 автовладельцев противостояли строительству 17-этажного дома на территории стоянки в микрорайоне Орбита. В итоге дом построили, куда переместились 400 машин, остается только догадываться, и какой-либо компенсации за свои стояночные места автовладельцы не получили.

От парковки во дворах до экологии в городе

Высотная точечная застройка, помимо того что лишает горожан парковочных мест, еще и нивелирует продуваемость: вредные газы накопились до такой степени, что черное облако над Алматы видно из космоса. Уровень загрязнения мегаполиса опасно высокий, но не все осознают, насколько ужасен воздух, которым дышат.

«Если вы живете у большой магистрали, то это может отнять у вас пять лет жизни», – уверен профессор Энди Хадсон-Смит, возглавляющий Центр пространственного анализа в лондонском Университетском колледже. 

«Нельзя сказать, что автопарк Алматы очень большой, меня больше волнует то, чем этот транспорт питается и что выбрасывает в атмосферу. У нас порядка 88% превалирует транспорт, который выбрасывает в атмосферу целый список вредных веществ», – говорит международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович.

Между тем самый высокий показатель смертности от болезней легких в мире – у Казахстана. И это, к сожалению, факт – в мировом рейтинге здоровья, построенном на основе материалов ВОЗ, среди 183 стран Казахстан занимает первое место…  

Катерина Клеменкова

Купить автомобиль онлайн в Казахстане – какие есть преимущества

Карантин диктует новые правила авторитейла.

24 Август 2020 14:01 22474

Казахстанские автодилеры активно развивают онлайн-продажи автомобилей. Отчасти данная тенденция связана с карантинными ограничениями, продолжающимися уже полгода, однако это один из современных мировых трендов в авторитейле. Впрочем, отечественные дилеры заверяют, что не собираются и в дальнейшем отказываться от этого направления. А вот насколько удобна покупка автомобиля онлайн-клиентам? Давайте попробуем разобраться.

Надо сказать, что переход авторитейла в интернет-пространство – процесс гораздо более глобальный, чем кажется на первый взгляд. Интернет-магазины появились относительно недавно. Однако на сегодняшний день их услугами пользуются миллионы людей.

Тем временем мировой авторитейл более 100 лет работал по привычной схеме: покупатель посещает несколько автосалонов, общается с консультантами, останавливает свой выбор на какой-либо модели, проходит тест-драйв и, наконец, приобретает свое персональное средство передвижения.

В то время как психологи отмечают, что для миллениалов или поколения Y (условно социологи относят к ним людей, родившихся с 1981 по 1996 год) покупки онлайн зачастую гораздо предпочтительнее, чем «живое» общение с продавцом. Да и время свое миллениалы, особенно жители мегаполисов, привыкли экономить. А ведь на данный момент они составляют самую многочисленную целевую аудиторию автосалонов.

И все больше европейских и заокеанских покупателей начинают задумываться о том, что автомобиль через Интернет купить не сложнее, чем кроссовки. Потому что одежда может и не подойти. Она более индивидуальна. А вот автомобиль, купленный вами онлайн, ничем не будет отличаться от точно такого же, купленного в автосалоне. За исключением, конечно же, цвета и комплектации. Но в любом случае покупатель гарантированно получает то, что ожидает.

Не было бы счастья…

Автодилеры по всему миру начали осваивать просторы Всемирной паутины за несколько лет до COVID-19. По данным международной консалтинговой компании Frost & Sullivan, в прошлом году глобально через Интернет было реализовано 825 тыс. новых автомобилей, что более чем на 30% больше, чем годом ранее. Правда, в целом доля автомобильных онлайн-продаж на мировом авторынке пока мизерна – она занимает менее 1%. Но цифровой авторынок, пусть и медленно, но неуклонно растет.

Казахстанские авторитейлеры, возможно, и не планировали такой скорый переход к электронным продажам, но ситуация сложилась так, что осваивать их пришлось в текущем году в рекордные сроки.

– Мы и раньше задумывались о переходе в цифровое пространство. Пандемия коронавируса, безусловно, ускорила эту трансформацию. Нам пришлось в срочном порядке пересмотреть бизнес-процессы и увеличить инвестиции в области digital-маркетинга, адаптировав практически все сайты наших дилерских центров под онлайн-продажи, – отмечает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.

Впрочем, Динара, как многие представители автосалонов, уверена, что полный переход на дистанционную продажу в Казахстане пока маловероятен. Причина – наш менталитет. Однако онлайн-покупки продолжились в казахстанских автосалонах даже после снятия основных карантинных ограничений.

Глас народа

– Я принципиально не хотел брать автомобиль в кредит, – говорит клиент одного из автосалонов Ренат. – И возможность купить автомобиль онлайн меня обрадовала, прежде всего потому, что начало ЧС совпало с ростом курса доллара. И, когда решение, какое авто покупать, было принято, а на руках есть вся необходимая сумма, автосалоны закрываются на неопределенный срок. И что будет с ценами, когда они откроются, тоже неясно. Надо ли говорить, как я расстроился. Во-первых, к этому моменту уже продал свой старый автомобиль и, если бы цены поднялись, мне пришлось бы на время стать пешеходом. Что при моей работе совсем некомфортно. Да и настроился уже на покупку. Честно говоря, зашел на сайт одной из автомобильных компаний просто посмотреть, не поднялись ли уже цены. И увидел, что авто можно купить онлайн. Конечно, сразу решил оформить покупку. Правда, внести всю сумму оказалось невозможно – только предоплату. И с оформлением пришлось подождать. Но я получил самое главное – запланированный автомобиль по запланированной цене.

Что касается дальнейших онлайн-покупок, Ренат затрудняется ответить. В ближайшие годы менять авто он не планирует, а дальше будет видно.

А вот один из клиентов алматинского салона рассказал, что на онлайн-покупку автомобиля его подвигла отнюдь не экономия времени, а желание получить машину к определенной дате.

– Это был подарок. Знаете, говорят, ложка к обеду дорога. Понятно, что можно рассказать, что планируешь подарить, а сам подарок купить позже. Но… На тот момент никто точно не знал, когда закончится ЧС. Поэтому я решился на покупку онлайн. И, в общем-то, как и планировал, сделал это заранее. По большому счету, единственная накладка, которая возникла, – на тот момент было невозможно поставить автомобиль на учет. Но, в конце концов, все получилось сделать вовремя, – рассказал Тимур.

Правда он не уверен, что будет пользоваться этой услугой и дальше:

– Я уже не в том возрасте, когда меняешь свои привычки. Вот сыну – он и подал идею купить автомобиль онлайн – это все нравится. А я лучше по старинке – приеду в автосалон, посмотрю. Да и потом, мне нравится туда приезжать. Для меня это отдых.

Станислав и Виктор не покупали автомобили, но заказывали онлайн запчасти в другом салоне.

Станислав после оплаты получил возможность забрать их в другом, более удобном с точки зрения расположения салоне одной группы компаний. Однако, по большому счету, он придерживается мнения, что онлайн-покупки имеют смысл только в том случае, если заказ доставят на дом. В противном случае, если все равно остается необходимость ехать в автосалон, почему бы и не оплатить все там же.

Виктор уверен, что возможность купить запчасти онлайн у официального дилера необходима:

– Я предпочитаю покупать только оригинальные запчасти. Соответственно, покупаю их только у официального дилера. Поскольку я ежедневно проезжаю мимо автосалона, то для меня не имеет особого значения, оплатить запчасти онлайн или на месте. В противном случае – только онлайн. Представьте ситуацию: необходимой вам детали нет на складе. Чтобы ее для вас заказали, надо внести предоплату. Это логично. Так вот, если есть возможность оплатить онлайн – оплатил и жди, когда она придет. Если нет – придется ехать в автосалон. С учетом того, что он расположен практически на выезде из города, это время. А ведь потом еще раз уже за запчастью ехать придется.

Гульжан за свое новую авто внесла предоплату во время карантина:

– Я присмотрела эту машину еще до карантина. Потом появилась необходимая сумма, и я решила не ждать окончания ЧП, а оформить покупку онлайн. Мне прислали ссылку, пройдя по которой я оплатила задаток за машину. Здесь не возникло никаких проблем. Уже после карантина я приехала в салон, оплатила остаток суммы и забрала автомобиль.

В дальнейшем Гульжан не исключает возможности, что вновь приобретет автомобиль через Интернет:

– Если я уже точно буду знать, какую машину хочу, то почему бы не оформить покупку онлайн? И, если при этом мне привезут ее домой с документами и номерами, будет вообще замечательно. Другое дело, что, если я еще не определилась с автомобилем, здесь, конечно, лучше приехать лично и посмотреть варианты вживую.

Ержан свой внедорожник также купил во время карантина.

– Я уже не первый раз покупаю автомобиль в этом дилерском центре. Уже есть доверие к компании. Поэтому, раз уж запланировал покупку, зачем ее откладывать? Онлайн так онлайн. И это оказалось очень удобно. Через Интернет все оплатил, приехал – машина уже готова. Сел и уехал. Не надо ничего ждать. Если дальше можно будет покупать машины онлайн – буду покупать. Очень время экономит, – рассказал Ержан.

Алексей во время карантина только забронировал свой автомобиль класса люкс. Забирал он его уже позже. Однако возможность купить авто через Интернет его заинтересовала.

– Недавно меняли машину отцу. Родители живут не в Алматы. В результате пол-отпуска мотались по автосалонам. Плюс свою машину он поторопился продать и несколько месяцев ждал, пока я приеду, чтобы со мной посоветоваться. А ведь как все было бы просто: зашел на сайт, выбрал город, выбрал модель, оплатил – и машину бы привезли на дом с документами, страховкой и всем прочим. Можно даже попросить бантик завязать. И уже от подарка не откажешься – все оформлено. И мне спокойнее. И время можем провести с большей пользой, – отмечает Алексей.

Дамиру тоже не удалось купить автомобиль во время карантина. Правда, по той простой причине, что на время ЧП были приостановлены выдачи кредитов. Поэтому свой автомобиль он забрал только в июне:

– Для этого мне пришлось ехать из Павлодара в Нур-Султан. Тут уж так получилось. Однако если в будущем у меня будет возможность все оформить онлайн, так, чтобы мне привезли машину домой, я, конечно, этим воспользуюсь. Пусть даже придется доплатить за транспортировку в другой город. Это все равно обойдется дешевле. Да и мне не надо будет тратить время на поездку.

Промежуточные итоги

Как показал наш опрос, большинство покупателей заинтересованы возможностью и преимуществами покупки авто через Интернет. Более того, ряд автосалонов отметили, что после смягчения весеннего карантина вернулись не только офлайн-продажи, но и доля онлайн-продаж выросла на 3-5%. Что подтверждает тот факт, что казахстанцы готовы покупать автомобили через Интернет даже тогда, когда автосалоны открыты.

Директор диджитал-подразделения дилерской группы Orbis Auto Марат Кокенов считает такой интерес более чем закономерным:

«Казахстанский покупатель отреагировал весьма положительно на данный формат, объясню почему. В первую очередь, на нашем рынке уже существуют все инструменты для использования формата онлайн-обслуживания. Изо дня в день наши граждане используют мессенджеры, видеозвонки, смотрят видеообзоры на популярных площадках и, конечно же, пользуются онлайн-банкингом и/или безналичной формой платы за товары и услуги. Во-вторых, наши дилерские центры оперативно отреагировали на текущую ситуацию в Казахстане, да и в мире в целом. И услуга появилась именно тогда, когда она была необходима. И, наконец, не стоит забывать про солидный плюс в виде кешбэка».

К слову, многие проблемы, с которыми столкнулись наши герои, уже решены. Например, во время ЧС не было возможности поставить автомобиль на учет, так же как и внести оплату полностью – существовали банковские ограничения при онлайн-оплатах.

На сегодняшний день многие автодилеры уже отработали все эти вопросы. Соответственно, онлайн уже можно выбрать новый автомобиль или автомобиль с пробегом, оценить свой автомобиль для программы Trade-In, получить кредитный расчет на желаемых условиях, внести за автомобиль предоплату либо полностью оплатить автомобиль и поставить его на первичный учет.

Да, казахстанцы более консервативны, чем те же европейцы или американцы. Для нас покупка автомобиля – это ритуал. Однако, как выяснилось, там, где консерватизм конкурирует с комфортом… мы готовы выбирать комфорт. И, похоже, онлайн-продажи в нашей стране будут и дальше расти!

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новые мощности «Азия Авто» начнут работу в 2021 году

Расторжение соглашения о промсборке между холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и министерством индустрии и инфраструктурного развития стало, без преувеличения, самым громким событием первой половины года в отечественном машиностроении. Заочный диалог между ведомством и крупнейшим автопроизводителем республики сопровождался обильным потоком информационного шума. О том, как сегодня развивается строительство усть-каменогорского автопромышленного кластера, рассказал генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев.

22 Август 2020 08:35 24410

Ержан Оразбекович, какова ситуация на площадке проекта сегодня?

Активно ведем строительно-монтажные работы. В июле утвержден обновленный инвестиционный график. Он позволит ускорить процесс строительства и ввести в эксплуатацию мощности первой очереди в 2021 году. Речь о выпуске 50 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации выше 50%. Уже на этом этапе наши производственные площади будут расширены до 93 тыс. кв. м.

При этом конвейер «АЗИЯ АВТО» продолжит работу?

Разумеется. В более интенсивном режиме. Строящиеся цеха сварки и окраски кузова будут встроены в производственную цепочку. Но ключевым его звеном останутся действующие мощности автосборочного завода «АЗИЯ АВТО». Основным продуктом на новых производственных мощностях станет бюджетный автомобиль B-класса, ориентированный на массовый спрос. При этом действующий конвейер «АЗИЯ АВТО» сохранит традиционно обширный портфель брендов и моделей.

Рынок сбыта – ЕАЭС?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» располагает наиболее разветвленной сетью автоцентров на локальном рынке и является единственной казахстанской компанией, владеющей инфраструктурой сбыта и сервиса на территории РФ. Действующая сеть компании насчитывает 43 автоцентра в 31 городе России и Казахстана. Ее возможности достаточны для осуществления продаж и обслуживания автомобилей усть-каменогорского производства – в том числе на этапе после запуска новых мощностей. Перспективы дальнейшего развития товаропроводящей сети предопределит динамика восстановления отрасли.

Каков объем инвестиций в новые мощности на сегодняшний день?

$76 млн.

Эта сумма включает госфинансирование? Или речь только о ресурсах компании?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» последовательно осуществляет инвестиции в новые производственные мощности, пользуясь лишь собственными ресурсами и кредитами частных банков-партнеров. Будучи эффективным, коммерчески успешным бизнесом, наша группа реинвестирует прибыль в создание производств с нуля и их последующее технологическое развитие.

Строящиеся мощности сварки и окраски кузова не стали исключением. Их создание ведется за счет собственных средств холдинга. Государственные институты развития и связанные с ними структуры не выступали в качестве источников финансирования проекта.

Однако без государственной поддержки проект вряд ли мог быть нанесен на карту важнейших объектов индустриализации Казахстана. Именно преференции, предусмотренные законодательством ЕАЭС в формате соглашений о промышленной сборке, позволили направить ресурсы ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» на финансирование строительства новых мощностей и предложить потребителю более доступную стоимость автомобилей усть-каменогорской сборки. Кроме того, в рамках программы «ДКБ-2020» правительством Казахстана была оказана помощь в создании необходимых инженерных коммуникаций нашей производственной площадки.

Иными словами, инструменты поддержки, обеспеченные государством в рамках проекта, трудно переоценить.

И, вероятно, главный вопрос: планируете ли вы заключать новое соглашение о промышленной сборке с министерством индустрии и инфраструктурного развития? Недавние поправки в Предпринимательский кодекс, принятые мажилисом, дают министерству более широкие полномочия.

Прежде всего важно подчеркнуть: действующее соглашение о промышленной сборке между АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» и правительством РК не расторгнуто. Срок его действия истекает 31 декабря 2020 года. Одностороннее расторжение договора возможно лишь в рамках обязательной досудебной процедуры и не иначе как по решению суда. Законные основания для расторжения соглашения о промсборке сегодня отсутствуют, поскольку сроки исполнения обязательств по вводу в эксплуатацию мощностей сварки и окраски кузова продлены дополнительным соглашением.

Но после 31 декабря этот вопрос так или иначе предстоит решать?

Безусловно. Условия отраслевого регулирования автопрома на пространстве ЕАЭС и сложившийся конкурентный ландшафт говорят о необходимости сохранения преференций, предусмотренных действующим соглашением. Формальных и сущностных препятствий к заключению нового соглашения о промышленной сборке после 31 декабря 2020 года мы не усматриваем. Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» является отраслеобразующим предприятием казахстанского автопрома и абсолютным лидером по производственным показателям, объему налоговых поступлений и числу рабочих мест. Мы планомерно инвестируем ресурсы в развитие технологических мощностей и убеждены, что формальные барьеры, которые могли бы воспрепятствовать продолжению многолетней созидательной деятельности холдинга, противоречат интересам отечественного машиностроения, а значит, было бы логичным их устранить.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!