Производители просят условий для конкуренции с узбекскими товарами

5229

В 160 раз больше безалкогольных напитков ввозится из Узбекистана в Казахстан по сравнению с взаимным экспортом.

Производители просят условий для конкуренции с узбекскими товарами Фото: liter.kz

Казахстанские производители заявляют о невозможности конкурировать с узбекистанскими производителями товаров из-за высоких налогов и тарифов на коммунальные услуги.

Действенными мерами экономисты считают введение зеркального акцизного налога на похожие товары при экспорте в Узбекистан и субсидирование части затрат на коммунальные услуги для производства товаров первой необходимости.

Республика Узбекистан является главным торговым партнёром предпринимателей Шымкента и Туркестанской области, в прошлом году доля в общем товарообороте между регионом и соседней страной составила более 30%. Однако, как утверждает эксперт Палаты предпринимателей Шымкента Бауржан Бердалиев, для повышения доли экспорта казахстанской продукции на 30-миллионный рынок Узбекистана имеются преграды в виде налоговых нагрузок с узбекистанской стороны.

Узбекские лимонады

К примеру, с января 2019 года отечественные производители при экспорте безалкогольных напитков обязаны будут оплачивать акцизный налог 25% от таможенной стоимости, сейчас данный налог составляет 50%. И, тем не менее, снижение вполовину всё равно ставит местные компании в неравную конкуренцию с узбекистанскими товаропроизводителями. Так, при экспорте в Казахстан безалкогольных напитков акцизный налог отсутствует. Эксперт провёл небольшой анализ рынка по безалкогольным напиткам и пришёл к выводам: в Казахстан из Узбекистана на сегодня ввезено в 160 раз больше безалкогольных напитков, чем в обратном направлении.

"На сегодня на рынке города Шымкента уже продаётся продукция восьми узбекистанских компаний с 17 наименованиями напитков (Dena, Hydrolife, "Айс Теа", "Вкус детства", Dinay и другие). Более того, на рынке есть давно существующие бренды российских напитков ("Сад", J7, "Сады Придонья", "Добрый", "Агуша"), филиалы (Coca-Cola, Fanta, Sprite, Piko, Fuse tea, Pepsi и другие), грузинских ("Боржоми", "Натахтари"), кыргызстанских (Organic, чай Let's go) компаний. К примеру, по итогам девяти месяцев 2018 года из Узбекистана в Казахстан экспортировано порядка 3,6 миллиона литров минеральной воды и напитков (код ТНВЭД 2201, 2202) на 891,3 тысячи долларов. А в обратную сторону экспорт со всего Казахстана составляет лишь 22,5 тысячи литров на сумму 10,9 тысячи долларов. И данный наплыв импортных напитков ставит под угрозу будущее местных производителей", – считает Бауржан Бердалиев.

Для более подробного проведения анализа рынка безалкогольных напитков Шымкента эксперты Палаты предпринимателей совместно с представителями ТОО "Рауан" в начале 2019 года планируют провести ревизию крупных супермаркетов, базаров и розничных магазинов с целью контроля отечественных безалкогольных напитков и их проходимости.

Один ковёр против миллиона

При этом оказалось, что от такой конкуренции страдают также производители ковровых изделий фабрики "Бал текстиль" и "Назар текстиль". При экспорте в Узбекистан ковровых изделий казахстанского производства производители обязаны платить акцизный налог 15% от таможенной стоимости товара с 1 января 2019 года, до этого он составлял 30%. Хоть акциз и снижен на 15%, но это всё равно невыгодно для экспорта ковров в соседнюю страну. Что касается производителей Узбекистана, для них при ввозе ковров в Казахстан акцизный налог опять-таки не предусмотрен. В итоге, по информации эксперта, за девять месяцев 2018 года в Казахстан завезено 1,2 млн квадратных метров узбекистанских ковров на сумму 4,3 млн долларов, в то время как из Казахстана в Узбекистан экспортировано всего лишь 8 кв. метров ковров на сумму всего 50 долларов.

"Более того, с 15 декабря 2017 года отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта товаров, за исключением специфических товаров. При этом узбекистанским предприятиям, экспортирующим собственную продукцию, разрешено открывать торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламы, с поставкой для них товаров на условиях консигнации", – отмечает Бауржан Бердалиев.

Кроме того, на ценообразование и снижение конкурентоспособности казахстанских товаров по отношению к узбекистанским влияет огромная разница в тарифах на коммунальные услуги, тем более что для юридических лиц они в разы больше, чем для физических. Так, стоимость кубометра воды в Шымкенте на 11 тенге дороже, чем в столице Узбекистана – Ташкенте, электроэнергия выше на 15 тенге за кВт·ч, а природный газ почти на 23 тенге.

Сравнительные цены по тарифам г. Шымкент и г. Ташкент для юридических лиц

Туркестанская область и Шымкент являются приграничными регионами, расстояние из Шымкента в Ташкент всего 120 км. Население Узбекистана более 30 млн человек, что открывает прекрасный рынок сбыта для казахстанских товаропроизводителей. И также взаимный открытый доступ получили и узбекистанские предприниматели, а через Казахстан и доступ на рынки России, Китая и других стран.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться