DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Производители просят условий для конкуренции с узбекскими товарами

Производители просят условий для конкуренции с узбекскими товарами

В 160 раз больше безалкогольных напитков ввозится из Узбекистана в Казахстан по сравнению с взаимным экспортом.

20 Декабрь 2018 13:21 2929

Производители просят условий для конкуренции с узбекскими товарами

Автор:

Мира Бахытова

Фото: liter.kz

Казахстанские производители заявляют о невозможности конкурировать с узбекистанскими производителями товаров из-за высоких налогов и тарифов на коммунальные услуги.

Действенными мерами экономисты считают введение зеркального акцизного налога на похожие товары при экспорте в Узбекистан и субсидирование части затрат на коммунальные услуги для производства товаров первой необходимости.

Республика Узбекистан является главным торговым партнёром предпринимателей Шымкента и Туркестанской области, в прошлом году доля в общем товарообороте между регионом и соседней страной составила более 30%. Однако, как утверждает эксперт Палаты предпринимателей Шымкента Бауржан Бердалиев, для повышения доли экспорта казахстанской продукции на 30-миллионный рынок Узбекистана имеются преграды в виде налоговых нагрузок с узбекистанской стороны.

Узбекские лимонады

К примеру, с января 2019 года отечественные производители при экспорте безалкогольных напитков обязаны будут оплачивать акцизный налог 25% от таможенной стоимости, сейчас данный налог составляет 50%. И, тем не менее, снижение вполовину всё равно ставит местные компании в неравную конкуренцию с узбекистанскими товаропроизводителями. Так, при экспорте в Казахстан безалкогольных напитков акцизный налог отсутствует. Эксперт провёл небольшой анализ рынка по безалкогольным напиткам и пришёл к выводам: в Казахстан из Узбекистана на сегодня ввезено в 160 раз больше безалкогольных напитков, чем в обратном направлении.

«На сегодня на рынке города Шымкента уже продаётся продукция восьми узбекистанских компаний с 17 наименованиями напитков (Dena, Hydrolife, «Айс Теа», «Вкус детства», Dinay и другие). Более того, на рынке есть давно существующие бренды российских напитков («Сад», J7, «Сады Придонья», «Добрый», «Агуша»), филиалы (Coca-Cola, Fanta, Sprite, Piko, Fuse tea, Pepsi и другие), грузинских («Боржоми», «Натахтари»), кыргызстанских (Organic, чай Let's go) компаний. К примеру, по итогам девяти месяцев 2018 года из Узбекистана в Казахстан экспортировано порядка 3,6 миллиона литров минеральной воды и напитков (код ТНВЭД 2201, 2202) на 891,3 тысячи долларов. А в обратную сторону экспорт со всего Казахстана составляет лишь 22,5 тысячи литров на сумму 10,9 тысячи долларов. И данный наплыв импортных напитков ставит под угрозу будущее местных производителей», – считает Бауржан Бердалиев.

Для более подробного проведения анализа рынка безалкогольных напитков Шымкента эксперты Палаты предпринимателей совместно с представителями ТОО «Рауан» в начале 2019 года планируют провести ревизию крупных супермаркетов, базаров и розничных магазинов с целью контроля отечественных безалкогольных напитков и их проходимости.

Один ковёр против миллиона

При этом оказалось, что от такой конкуренции страдают также производители ковровых изделий фабрики «Бал текстиль» и «Назар текстиль». При экспорте в Узбекистан ковровых изделий казахстанского производства производители обязаны платить акцизный налог 15% от таможенной стоимости товара с 1 января 2019 года, до этого он составлял 30%. Хоть акциз и снижен на 15%, но это всё равно невыгодно для экспорта ковров в соседнюю страну. Что касается производителей Узбекистана, для них при ввозе ковров в Казахстан акцизный налог опять-таки не предусмотрен. В итоге, по информации эксперта, за девять месяцев 2018 года в Казахстан завезено 1,2 млн квадратных метров узбекистанских ковров на сумму 4,3 млн долларов, в то время как из Казахстана в Узбекистан экспортировано всего лишь 8 кв. метров ковров на сумму всего 50 долларов.

«Более того, с 15 декабря 2017 года отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта товаров, за исключением специфических товаров. При этом узбекистанским предприятиям, экспортирующим собственную продукцию, разрешено открывать торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламы, с поставкой для них товаров на условиях консигнации», – отмечает Бауржан Бердалиев.

Кроме того, на ценообразование и снижение конкурентоспособности казахстанских товаров по отношению к узбекистанским влияет огромная разница в тарифах на коммунальные услуги, тем более что для юридических лиц они в разы больше, чем для физических. Так, стоимость кубометра воды в Шымкенте на 11 тенге дороже, чем в столице Узбекистана – Ташкенте, электроэнергия выше на 15 тенге за кВт·ч, а природный газ почти на 23 тенге.

Сравнительные цены по тарифам г. Шымкент и г. Ташкент для юридических лиц

Туркестанская область и Шымкент являются приграничными регионами, расстояние из Шымкента в Ташкент всего 120 км. Население Узбекистана более 30 млн человек, что открывает прекрасный рынок сбыта для казахстанских товаропроизводителей. И также взаимный открытый доступ получили и узбекистанские предприниматели, а через Казахстан и доступ на рынки России, Китая и других стран.

Мира Бахытова, Шымкент

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Восточном Казахстане разрешили работу большим торговым объектам

Но бизнес недоволен отсутствием конкретики.

22 Май 2020 10:46 449

В Восточном Казахстане разрешили работу большим торговым объектам

Фото: ustinka.kz

Несмотря на смягчение карантинного режима в Восточном Казахстане, которое регламентировало постановление главного государственного санитарного врача ВКО Гуляим Тагаевой от 14 мая 2020 года № 9, не обошлось без неразберихи. Документ разрешил работу объектам оптовой, оптово-розничной, розничной торговли непродовольственными товарами от 500 до двух тысяч квадратных метров, но не конкретизировал, может ли работать только часть такого магазина, если сам он больше пресловутых двух тысяч квадратов. В то же время с 18 мая в Восточном Казахстане работают мобильные группы, которые проверяют деятельность открывшихся объектов торговли и общепита. В состав комиссий в городах и районах вошли специалисты территориальных управлений контроля качества и безопасности товаров и услуг, местных исполнительных органов, представители СМИ, НПП «Атамекен», партии Nur Otan, депутаты городских и районных маслихатов.

Такие нюансы

«С самого начала разъяснения никому не дали, как быть тем владельцам объектов торговли непродовольственными товарами, у кого площадь больше двух тысяч квадратных метров, – говорит общественница Елена Березинская-Абилова, которая сейчас в составе группы проводит мониторинг объектов торговли и общепита. – Вопрос не был отрегулирован. Поэтому кто-то открылся, рискнул, разделил магазин на две части. Работает та, где меньше 2 тыс. квадратных метров, кто-то остался закрытым. Есть неразбериха. Потом было устное разъяснение органов СЭС, что если на площади менее 2 тыс. квадратных метров в большом магазине торгуют однотипным товаром, то можно остальное закрыть и открыть только эту часть».

По словам Елены Березинской-Абиловой, несмотря на смягчение карантинных мер по ВКО, к ней продолжают поступать звонки и жалобы от встревоженных предпринимателей – обращаются более 80 человек ежедневно. А именно эти вопросы касаются нюансов работы в этот период. Также предприниматели озабочены, что нет дохода, нечем платить кредиты и аренду.

По данным заместителя руководителя ГУ «Отдел предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии Усть-Каменогорска» Олжаса Кудайбергенова, в областном центре Восточного Казахстана числится примерно 3,9 тыс. объектов торговли площадью до двух тысяч кв. метров. Но даже из них пока открыты примерно 76%. Остальные готовятся встречать покупателей, делают ремонт.

Как сообщил inbusiness.kz Олжас Кудайбергенов, по Усть-Каменогорску действует пять мобильных групп. И если на период введения чрезвычайного положения в стране было составлено 43 административных протокола на объекты торговли и общепита по статье № 476 КоАп РК за нарушения режима чрезвычайного положения, то сейчас эта статья уже не действует, и мобильные группы больше занимаются разъяснениями.

«Самые частые нарушения заключаются в том, что в некоторых торговых точках продавцы работают без масок, перчаток, да и покупатели заходят в магазины, объекты сферы услуг без масок. Мы владельцам объясняем, чтобы они предупреждали через громкоговорители, охранника о необходимости соблюдения санитарного режима. А так у всех арендаторов есть антисептики, у продавцов, есть разметки у касс», – говорит Олжас Кудайбергенов.

По поводу того, как работать крупным торговым точкам свыше 2 тыс. квадратных метров, чиновник не ответил, посоветовав обратиться в органы СЭС.

Две категории

Елена Березинская-Абилова считает, что мониторинг показал – предприниматели делятся на две категории – добросовестных и тех, кто нарушает санитарные правила.

«Многие предприниматели показали высокую социальную ответственность. Торговые дома имеют санитайзеры, средства индивидуальной защиты для персонала, дезинфекционные растворы, они проводят регулярно санитарную обработку», – говорит она.

Всего по Восточно-Казахстанской области действуют с 18 мая 24 мобильные группы по 19 городам и районам с проверкой, как работающие объекты соблюдают санитарно-эпидемиологические требования.

И только в первый день на 32 объектах выявлено 60 нарушений, как сообщили inbusiness.kz в департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг ВКО.

Самые частые нарушения – несоблюдение масочного режима и отсутствие средств индивидуальной защиты. Их комиссии обнаружили на 29 объектах. Незаконное открытие объектов в списке нарушений органов СЭС не значится.

«18 мая рейдами были охвачены 264 объекта, из которых 71 непродовольственный магазин, 105 продовольственных магазинов, 28 торговых домов и торгово-развлекательных комплексов, шесть парикмахерских, две аптеки, одна школа, пять рынков, один киоск, 33 кафе, два банка, – объяснили в пресс-службе департамента. – 10 объектов, – а это торговые дома и пункты общепита, были закрыты на момент проверок. На 17 объектах выявлены нарушения санитарно-дезинфекционного режима – это отсутствие санитайзеров, дезсредств, дезковриков. Нарушение социального дистанцирования между посетителями выявлено на восьми объектах, нарушение масочного режима и отсутствие СИЗ – на 29 объектах, хранение пищевой продукции в неупакованном виде – на одном объекте».

Напомним, что с 16 мая в ВКО, за исключением Семея, начались смягчения карантина для бизнеса. Так, разрешена работа не только объектов торговли непродовольственными товарами на площади до 2 тыс. квадратных метров, но и объектов общепита на открытых площадках.

А пока в Восточном Казахстане ожидают нового, десятого по счету постановления главного государственного санитарного врача ВКО, в котором, возможно, для бизнеса будут новые послабления.

Ольга Ушакова

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

Экспорт нефти достиг исторического максимума по периоду. В I квартале 2020 года продано 18,3 млн тонн нефти. Так много за начало года Казахстан не продавал много лет.

21 Май 2020 13:17 1016

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

По данным rомитета по статистике, в январе-марте 2020 года Казахстан продал за рубеж товаров на общую сумму 13 миллиардов 908,5 миллиона долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года продажи увеличились на 4,2%. Основной вклад в прирост внес март: по итогам месяца экспорт более чем на 40% превысил показатели годичной давности (4,8 млрд против 3,4 млрд).

Таким образом, по итогам I квартала объем зарубежных продаж оказался на максимальном уровне за последние шесть лет. И это несмотря на падение цен и сокращение спроса на многие виды сырья, которые остаются ключевыми экспортными позициями республики. Впрочем, до показателей начала десятилетия еще очень далеко: в 2012-2014 гг. объем экспорта за три месяца значительно превышал 20 млрд долларов.

Нефть – основа экспорта

Главным экспортным товаром Казахстана остается нефть. По итогам января-марта 2020 года за рубеж было продано около 18,3 млн тонн сырой нефти – это на 13,8% больше показателей годичной давности. Физический объем продаж оказался на максимальном уровне за последние как минимум шесть лет. Доход от сделок также оказался на пике с 2015 года – их общий объем составил 8,8 млрд долларов, что на 18,5% больше показателей января-марта 2019-го. Как итог: на долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта.

Черное золото ушло в 25 стран мира. Больше всего – в Италию. Только в марте физический объем продаж превысил 2 млн тонн, а объем сделок – 1 млрд долларов. Ни одна другая страна мира не имеет таких показателей даже по итогам трех месяцев. В целом за квартал в Италию продано более 5,1 млн тонн нефти на общую сумму почти 2,5 млрд долларов.

Вообще, в первой десятке крупнейших покупателей шесть европейских стран: помимо Италии, это Нидерланды, Франция, Румыния, Швейцария и Греция. Еще четыре страны представляют азиатский регион – Индия, Китай, Турция и Корея. Суммарно эти страны приобрели нефти более чем на 7,4 млрд долларов, обеспечив больше половины всего казахстанского экспорта.

По сравнению с началом 2019 года рынок сбыта нефти претерпел значительные изменения:

  • Появились новые (относительно января-марта 2019 года) рынки сбыта: Япония (222,2 млн долларов) и Бруней (87,5 млн).
  • Значительно увеличился экспорт по некоторым направлениям: в Индию (+582,6 млн), Нидерланды (+377,5 млн), Италию (+368,8 млн), Китай (+310,2 млн) и Турцию (+250,4 млн).
  • При этом полностью прекратились продажи в Малайзию (-209,6 млн), Португалию (-100,6 млн), Иорданию (-37,3 млн), Финляндию и Латвию.
  • Сильно упал экспорт в Испанию (-339,8 млн), Францию (-321,1 млн), Корею (-240,6 млн) и Сингапур (-73 млн).

В целом доля азиатских стран за год выросла с 24,7% до 31,2% (в марте – 26,3%). Это направление продолжает теснить Европу, на которую в I квартале 2020 года пришлось 67,3% экспорта (против 75,2% годом ранее).

Что еще продает Казахстан

Рост продаж нефти во многом и стал причиной роста казахстанского экспорта. С остальными ключевыми позициями ситуация выглядит не столь гладко. Например, продажи меди упали до трехлетнего минимума, составив 571,2 млн долларов. При этом продажи в семь стран прекратились полностью, еще в три (Турция, Великобритания и ОАЭ) – значительно сократились. Суммарное сокращение экспорта по этим направлениям составило 197,2 млн долларов. Частично оно было компенсировано ростом продаж в Китай (+83,1 млн долларов).

До четырехлетнего минимума сократился физический объем поставок газа за рубеж, а выручка от сделок упала за год на 18,1% (до 561,4 млн). Отгрузка ферросплавов, наоборот, выросла до рекордных значений (546,2 тыс тонн, +28,1% к январю-марту 2020 года), но доход от сделок падает второй год подряд (447,3 млн долларов, -11,2%). Упали доходы от продаж продукции неорганической химии (до шестилетнего минимума), пшеницы и меслина, мазута и транспортных средств.

Собственно, из крупнейших позиций экспорт вырос только по трем позициям. Помимо нефти, это плоский прокат (+13,7%, до 201,5 млн долларов) и железные руды и концентраты (+18%, до 159,2 млн долларов).

Импорт потребительских товаров вырос

Импорт по сравнению с январем-мартом 2019 года, наоборот, сократился, правда, ненамного – на 0,1%. По итогам I квартала в республику завезено товаров на 7 млрд 098,5 млн долларов. При этом, в отличие от экспорта, объемы торгов основными товарами в большинстве своем выросли. Например, в число главных импортируемых позиций по итогам квартала вошло семь видов товаров массового потребления. Из них:

  • Импорт автомобильных шин и покрышек вырос на 1,4%, до 88,9 млн долларов.
  • Гигиенических и косметических средств – на 9,1%, до 96,2 млн долларов.
  • Компьютеры – на 55,6%, до 131,3 млн долларов.
  • Телефоны – на 31,7%, до 214,3 млн.
  • Медикаменты – на 1,3%, до 243,8 млн.

При этом по четырем последним позициям физический объем продаж сократился. Это говорит о том, что стоимость каждой отдельной единицы за год выросла.

Главным импортируемым товаром в I квартале стали медикаменты. Основной сырьевой товар – природный газ (213,7 млн долларов). Главным завозимым промышленным товаром в I квартале стали трубы из черных металлов – 205,5 млн долларов.

Страновую динамику определяет нефть

В целом по итогам I квартала 2020 года товарооборот Казахстана со странами мира составил чуть более 21 млрд долларов. Это на 551,7 млн больше, чем годом ранее. В качестве торговых партнеров выступили 149 стран. Основным остается Россия, товарооборот с которой по итогам трех месяцев превысил 4 млрд долларов (-94,5 млн к январю-марту 2020-го). Она же – одна из немногих стран, импорт из которых превышает экспорт.

Наибольший рост товарооборота за год произошел с Индией: он увеличился на 595 млн долларов. Более чем на 300 млн выросла торговля с Нидерландами, Италией и Китаем. Во всех случаях ключевым драйвером роста стал экспорт, причем единственного товара – нефти.

По этой же причине торговые отношения с рядом стран стали заметно менее развитыми. Товарооборот с Испанией упал за год на 351,1 млн долларов, с Кореей, Малайзией и Францией – более чем на 200 млн долларов. То есть как раз с теми странами, продажи нефти в которые сократились.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: