Производство птичьего мяса в стране понемногу растет. Об этом говорят данные Союза птицеводов Казахстана (СПК).
"На 1 июля 2019 года произведено отечественными производителями 108,7 тыс. тонн мяса птицы. В 2018 году производство мяса птицы составило 191 тыс. тонн", – сравнивают в отраслевой бизнес-ассоциации.
Напомним, в апреле союз прогнозировал, что объем промышленного производства птичьего мяса в 2019 году в стране достигнет уровня в 243 тыс. тонн.
Однако рост объемов потребления мяса птицы на внутреннем рынке происходит в основном за счет импорта, который в прошлом году был сопоставим с внутренним производством и вырос в сравнении с импортными объемами 2010 года в 127,4 тыс. тонн на 49%, указывают в союзе.
"Проводимый Союзом птицеводов мониторинг цен на продукцию птицеводства показывает, что, несмотря на рост цен на корма и их составляющую, на сезонность, на скачки валют – в 2016-м – 340 тенге, в 2017-2018 гг.– 370-380 тенге, в 2019 г. – 390-410 тенге, несвоевременное и неполное получение субсидий и иные производственные проблемы, птицефабрики добросовестно держат и не повышают цены", – отмечают в ассоциации птицеводов, комментируя вопрос inbusiness.kz о том, почему с начала года, по некоторым данным, наблюдался рост цен на птичье мясо на 4%.
Как известно, цены на мясо птицы в Казахстане ранее хорошо сдерживала готовность российских производителей замороженной птицеводческой продукции активно заходить на рынок при их повышении. Однако сейчас выросший обменный курс практически с уровня 5,5 тенге до 6,1 тенге за рубль, очевидно, накладывает ограничения.
Корма остаются наиболее важным фактором в ценообразовании у птицеводов, подчеркивают в союзе.
"С марта и по настоящее время имеются проблемы с обеспеченностью кормами, сегодня на птицеводческих хозяйствах республики создалась угрожающая ситуация – образовался дефицит зернофуража во всех регионах страны, на основании этого увеличилась цена на зерно. Аналогичная ситуация сложилась с масленичными культурами – подсолнечником, соевыми бобами. Как известно, важнейшим условием развития птицеводства, увеличения объемов производства птицеводческой продукции является обеспечение птицы полнорационными кормами. В статье затрат при содержании животных, а также производства единицы продукции животноводства корма составляют самую весомую часть. Их доля в себестоимости птицеводческой продукции в зависимости от ее вида составляет около 70%", – констатируют в СПК.
На начало июля, по официальным данным, запасы зерна по стране составляли примерно 4 млн тонн, однако трейдеры говорят, что на самом деле резервы не превышают 2 млн тонн. Напомним, в уходящем маркетинговом году экспорт зерна достиг очень высоких показателей на уровне 10,8 млн тонн.
По данным Союза птицеводов, в этом году МСХ поручило Продкорпорации выделить зерно третьего класса в объеме 50 тыс. тонн на нужды птицеводов. Однако цена предлагаемой пшеницы слишком высока для производственников – 67 тыс. тенге за тонну, притом что доставка в южные, западные регионы делает ее неимоверно высокой – более 75 тыс. тенге за тонну. Хотя только недавно, в конце 2018 года, цена на зерно составляла 40-45 тыс. тенге за тонну, отмечают в ассоциации.
"Осуществление закупа зернофуража по высокой цене птицефабриками нецелесообразно, так как это приведет к увеличению цены на продукцию и, соответственно, к снижению спроса на нее, а необеспеченность зернофуражом повлечет сокращение птицепоголовья и снижение объемов производства", – предполагают в союзе.
Такое ценообразование Продкорпорации, которая по своей функциональной логике должна проводить малые интервенции на внутреннем рынке пшеницы при резких ценовых скачках вверх или вниз с использованием бюджетных или заемных средств, вызывает вопросы о необходимости существования этой структуры "КазАгро". Особенно странным на этом фоне выглядит сообщение о том, что представители Продовольственной контрактной корпорации недавно побывали в Грузии для обсуждения возможности увеличения поставок в эту страну казахстанской пшеницы за счет субсидирования транспортных расходов на 50%, что противоречит обязательствам Казахстана в ВТО.
Справедливости ради стоит отметить, что часть экспортируемой птицеводческой продукции – яйца и мяса – также субсидируется прямыми выплатами из казахстанского бюджета, таким образом дотируя иностранного потребителя. Хотя не всегда птицефабрики вовремя и полностью получают положенные дотации от акиматов, писал ранее inbusiness.kz.
В Союзе птицеводов также прокомментировали недавний запрет Россельхознадзора на ввоз в Россию птицеводческой продукции Усть-Каменогорской птицефабрики, где якобы были обнаружены антибиотики тетрациклиновой группы, и ТОО "Ордабасы-кус" с заявленным содержанием патогенных микроорганизмов. Причем в обоих случаях были выявлены сальмонеллы.
"ТОО "Ордабасы кус" на сегодняшний день в РФ экспортировано порядка 1,5 тысячи тонн мяса индейки (с начала года. – Ред.). Все поставки продукции сопровождались ветеринарными сертификатами, выданными на основании протоколов испытаний, актами экспертизы от каждой партии мяса индейки по наименованиям, в соответствии с утвержденным Решением Совета ЕЭК от 09.10.2014 года № 94 нарушений не зафиксировано", – утверждают в птицеводческой ассоциации.
"Из письма заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному контролю и надзору РФ, непонятно, кем и когда, на каком складе и/или торговой точке был произведен анализ проб данной продукции. Согласно ветеринарно-санитарным требованиям стран ЕврАзЭС "Продавец" – в данном случае "производитель" – ТОО "Ордабасы кус" несет свою ответственность до первого пункта – склада "Покупателя", – аргументируют в СПК.
В Союзе птицеводов надеются, что ситуация в ближайшее время разрешится, ведь "Ордабасы кус" экспортирует индейку в РФ с 2011 года, в этом году предприятие планировало ввезти туда традиционные 3 тыс. тонн. Говоря о ситуации вокруг продукции Усть-Каменогорской птицефабрики, в ассоциации информируют, что она сопровождалась аналогичными подтверждающими документами. Inbusiness.kz направил запрос директору корпоративных коммуникаций УКПФ, но пока не получил ответа.
Данияр Сериков