До 15 тонн возрастет производство золота на столичном аффинажном заводе ТОО "Тау-Кен Алтын" в текущем году по сравнению с 12 тоннами в 2016 году. Об этом сообщил председатель правления АО "Тау-Кен Самрук" (материнская компания) Мажит Турмагамбетов.
"В прошлом году "Тау-Кен Алтын" продал Нацбанку 12 тонн. В этом году мы ставим план 15 тонн золота", – сказал он на информационной сессии о развитии новых индустрий АО "Самрук-Казына" 23 февраля.
Аффинажный завод "Тау-Кен Алтын" был построен по поручению главы государства в 2013 году. С того времени завод продал Национальному банку порядка 29 тонн золота в слитках по 12 кг каждый.
Г-н Турмагамбетов отметил, что по итогам 2016 года завод получил 2 млрд тенге прибыли. Но таких результатов удалось добиться в условиях большой волатильности на рынке золота.
"Мы покупаем у поставщиков сплавы доре, шлиховое золото и иногда бывает так, что в тот момент, когда мы продаем Нацбанку, цена падает, и мы несем убытки", – сказал он.
На деятельность другого завода по выпуску металлического кремния в Караганде также сильно влияла ситуация на рынке.
"По поручению совета по горно-металлургической отрасли мы реабилитировали кремниевый завод. Он называется сейчас "Тау-Кен Темир" в Караганде. В октябре 2014 года мы запустили первую печь, в октябре 2015 года вторую печь. В прошлом году мы произвели уже 20,5 тыс. тонн кремния. Кремний мы продаем 100%: порядка 40% – в Америку и 60% – в Европу и Россию. Но надо сказать, что достаточно сложным был прошлый год. Многие кремниевые заводы понесли убытки, потому что цены за год рухнули на 40%. Поэтому у нас стоит задача как можно больше дальше снижать себестоимость, чтобы иметь какую-то определенную маржу", – сообщил Мажит Турмагамбетов.
Что касается разработки месторождений, то компания придерживается принципа, что только 40% от необходимого финансирования должен предоставить "Самрук-Казына", в то время как остальные 60% необходимо привлечь на рынке.
"Вы знаете, по месторождению Шалкия мы сейчас работаем с ЕБРР. Надеемся, в первом квартале подписать кредитное соглашение. Также мы в январе подписали соглашение с Евразийским банком развития. Мы получили 56 млн долларов для финансирования Алайгыра. Сейчас у нас идут переговоры по возможной схеме финансирования Масальского месторождения, – сказал он. – Как вы знаете, в соответствии с договоренностями, по этому проекту мы пока работаем с китайской стороной – с национальной компанией, и, конечно, хотим получить заемное финансирование от Эксимбанка (Китая – прим. автора). Сейчас у нас активно идут переговоры. Мы уже подготовили ТЭО, сейчас рассматриваем возможность перехода на стадию проектирования".
Интерес к месторождению Масальское подогревается изменением конъюнктуры железорудного рынка.
"На сегодняшний день цена уже 92 доллара (за тонну – прим. автора) с содержанием 61% железа в руде. Очень хорошие цены – только недавно они были ниже 50 долларов", – сказал Мажит Турмагамбетов.
Ранее сообщалось, что ТОО "Масальский ГОК" (дочерняя организация АО "Тау-Кен Самрук") и китайская национальная корпорация по техническому импорту и экспорту в 2015 году договорились о строительстве горно-металлургического комплекса мощностью 1 млн тонн стали в год на базе железорудного месторождения Масальское в Акмолинской области.
Кроме того, компания ShalkiyaZinc (дочерняя компания АО "Тау-Кен Самрук") начнет в первом полугодии 2017 года строительство горно-обогатительного комбината и газотурбинной электростанции на свинцово-цинковом месторождении Шалкия в Кызылординской области Казахстана. Стоимость проекта оценивается в 165 млрд тенге. Сроки реализации: первый этап (строительство рудника производительностью до 2 млн тонн в год) – 2018 год, второй этап (расширение рудника до 4 млн тонн в год) – 2020 год. Шалкия является пятым в мире по величине месторождением с доказанными и вероятными запасами 6,5 млн тонн цинка по классификации JORC. Ожидается, что освоение данного месторождения позволит ShalkiyaZinc стать одним из крупных игроков на рынке цинка, а также в значительных количествах производить свинец.
Г-н Турмагамбетов отметил, что в 2015 году компания планировала вложить до 200 млн долларов в геологоразведку.
"К сожалению, эта стратегия себя не оправдала в том плане, что мы просто не нашли таких месторождений, куда можно вкладываться. Мы, конечно, взяли месторождения. Сначала взяли 17 месторождений, 2 мы отказались, потому что данные по геологоразведке не подтвердились – мы ничего не нашли там. Два месторождения мы продали. У нас сейчас осталось 6 геологоразведочных месторождений, из них 4 – это золото и 2 – это медь", – сказал он.
Мажит Турмагамбетов отметил, что компании пришлось приобретать месторождения с разведанными запасами, чтобы не идти к добыче несколько лет эволюционным путем.
"Поэтому заводами занялись и потом купили готовые месторождения, на которых уже есть оцененные запасы", – сказал он.
"Планируется, что в 2017 году мы закончим и Шалкию, и Алайгыр. Масальское у нас идет на 2022 год, потому что достаточно сложный проект, но перспектива радует", – резюмировал глава компании.
Жанболат Мамышев