Надзорное ведомство вошло в региональные организации по возврату активов CARIN в Европе и ARIN-AP в Азии, а также к проекту StAR Всемирного банка и ООН.
"Проект "Возврат похищенных активов из-за рубежа" может улучшить алгоритм по поиску и возврату активов за рубежом. Здесь ущерб исчисляется миллиардами долларов. Нам здесь помогают эксперты из организации ООН, Всемирного банка, Италии, Литвы, Израиля, США и Великобритании. Мы с экспертами обучили 186 следователей и прокуроров, как оперативно замораживать и возвращать активы в страну. К слову, на сегодня заморожено 56 млн долларов за рубежом", - сообщил на коллегии заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко.
Напомним, ранее сообщалось, что за последние 10 лет из Казахстана выведено за рубеж не менее 100 млрд тенге, из которых удалось вернуть только 30%.
Уголовные процессы за считанные дни
Генеральная прокуратура готовит пакет поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. Изменения в УПК планируется разработать к апрелю текущего года. Как сообщил на коллегии заместитель генпрокурора Ерлик Кененбаев, правоохранительный орган намерен ускорить ведение уголовных процессов.
"Сегодня можно завести дело по любому обращению или факту. Изначально криминала нет, а людей таскают месяцами на допросы, проводятся обыски, выемки. Тысячи граждан необоснованно вовлекаем в орбиту уголовного процесса. В итоге прекращаем дело. Страдают люди. Рушится бизнес. Сотни квалифицированных следователей работают впустую, "на корзину"". Что надо изменить? Людям нужно, чтобы разобрались до регистрации. Если нет преступления, их не должны тревожить. Вот здесь нужно навести жесткий порядок. Чтобы выяснить, есть ли криминал, где то нужен осмотр. Где-то экспертиза. Где-то заключение специалиста. Надо сократить сроки их проведения. Проводить все это до регистрации. Обязать прокуроров проверять законность заведения дел в течение суток. Нет оснований - сразу прекращать", - отметил Ерлик Кененбаев.
С делами с очевидным исходом необходимо разбираться несколько дней, считают в Генеральной прокуратуре. Сегодня дела, не представляющие особой сложности, расследуются, а затем рассматриваются судом месяцами.
"В полиции дело расследуют два месяца, десять дней изучают в прокуратуре, месяц рассматривают в суде. Каждый на своем уровне хочет влиять на процесс. Есть, конечно, упрощенный порядок. Но даже он идёт полтора месяца. А это время, люди, финансы. На завершение простейшего дела деньги налогоплательщиков уходят сотнями тысяч. Это зачастую в разы превышает размер похищенного", - сказал замглавы ведомства.
Также в ГП намерены исключить нарушения в уголовном процессе с помощью создания специальных кабинетов для допросов с видеокамерами, применение видеорегистраторов при задержании правонарушителей.
Генпрокуратура "оцифруется"
В рамках законодательных новшеств Генеральная прокуратура намерена также вывести все уголовные процессы в онлайн-режим. Ведение дел в электронном формате позволит обеспечить прозрачность, контроль, качество следствия и надзора, считают в ГП.
"В киберэпоху прокуратура обязана быть цифровой. Начало есть. Запущена система "Заңдылық", карта уголовных правонарушений. Но эти IT-системы - капля в море цифрового мира, где уже давно живет наша планета. Пока с дубинками гоняемся за преступниками, технологии Big Data в США уже предсказывают, где и когда будет преступление. Ежегодно расследуем 500 тысяч уголовных дел. Плюс 4,5 млн протоколов об административных правонарушениях. То есть по пяти миллионам дел и материалов чиновники решают, какое назначить человеку наказание. Но страшны не эти цифры. Так во всех странах и даже в развитых. Бояться нужно того, что все эти дела и материалы ведутся вручную. Это миллиарды листов бумаги, громадные расходы. Сейчас, чтобы изучить жалобу, дело истребуем из области. Они из района две-три недели идут к нам. Потом обратно. Это еще 2-3 недели пути. Так дела мигрируют месяцами. Сроки идут, улики теряются, события забываются. Следствие стоит, а кто-то в это время сидит под арестом. В год в таком путешествии почти 900 тысяч дел", - отметил Жакип Асанов.
Большие надежды по этому направлению генеральный прокурор возлагает на главу комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Багдата Мусина.
"Багдат Батырбекович - это ваша самая главная задача. Сделаете это, считайте, что вы всю жизнь будете этим гордиться. Цель достигается не тогда, когда работаешь, а потом, когда ушел отсюда на пенсию или на другую работу. Поэтому я возлагаю большую надежду. Вы в "Казпочте" сделали достаточно многое. Но здесь еще больше масштаб. 5 млн судеб людей сегодня решаются на основе каких-то бумаг. Это очень важно, когда работа станет прозрачной, ни у кого в голову не придет злоупотреблять и другое делать", - обратился глава правоохранительного органа.
Стоит отметить, г-н Мусин в кресло главы комитета в Генпрокуратуре сел за день до коллегии. До назначения он три года возглавлял АО "Казпочта".
Быть ближе к народу
Помощник президента - секретарь Совета безопасности Республики Казахстан Владимир Жумаканов призвал сотрудников прокуратуры качественнее вести работу по обращению граждан.
"В прошлом году мы увидели, до чего может довести низкое качество рассмотрений обращений людей. Не получив исчерпывающие и понятные ответы, они зачастую идут на крайности. Причиной таких протестов являются неудовлетворительное качество начальных следственных действий, приводящих к ситуациям, которые затем невозможно разрешить. Несколько таких акций произошли на территории самих органов прокуратуры и вызвали большой общественный резонанс - самоподжоги, голодовки и так далее", - отметил Владимир Жумаканов.
По его мнению, в нынешних экономических условиях надзорный орган должен внимательно отслеживать вопросы в сфере охраны прав труда. Задолженность по зарплатам, необоснованные сокращения штатов, плохие условия работы, негативные моменты в трудовых коллективах должны стать первоочередными объектами внимания Генпрокуратуры.
Динара Куатова