Северо-Казахстанская область в 2020 году стала местом ожесточенной битвы за поголовье пернатых – на регион обрушился птичий грипп. И в этом сражении владельцы домашней птицы, увы, проиграли. Зараза, принесенная на крыльях диких собратьев, стала причиной того, что поголовья лишились как крупные птицефабрики, так и маленькие хозяйства. Яйцо стало продуктом если не дефицитным, так как его все же завозили из других областей, то ''золотым'' уж точно, передает inbusiness.kz.
Стоимость куриного яйца в особенно кризисный период переваливала 500 тенге за десяток. Лояльные цены оставались на точках стабфонда, но там продукт разбирался покупателями за считанные часы. По сути, к адекватным ценникам яйцо вернулось только недавно. Еще в ноябре 2021-го десять штук можно было купить за 490 тенге. А в феврале 2022-го эта продукция стоила на 100 тенге меньше. Тенденция к уменьшению продолжается. Средняя стоимость на сегодня составляет 350 тенге, на торговых рядах стабфонда – 300.
То есть путь к нормальным ценам, а значит, и к восстановлению птицеводства в регионе занял 2 года. Из-за птичьего гриппа в 2020-м на 3 из 5 имеющихся в СКО птицефабриках было полностью ликвидировано поголовье. Ощутимый удар, учитывая, что мощность каждого такого предприятия составляла 100 млн яиц в год. Так, в 2021 году птицефабриками области, которые на тот момент только, по сути, приходили в себя, по данным управления сельского хозяйства, было произведено всего 380 млн яиц. Для сравнения, только за I квартал 2022-го местные производители поставили на прилавки 143 млн штук яиц, а это почти в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
''На птицефабриках, пострадавших после вспышки птичьего гриппа (ТОО ''Фирма Алекри'', ТОО ''Адель-Кус''), полностью восстановлено поголовье и ведется производство яиц. ТОО ''Бишкульская птицефабрика'' занялось разведением и реализацией племенного яйца и молодняка. Для увеличения численности поголовья птицы птицефабриками после проведения карантинных мероприятий в конце 2020-го и в течение 2021 года завезено 1,8 млн голов молодняка птицы'', – проинформировали в управлении сельского хозяйства Северо-Казахстанской области.
При этом, оказывается, например, ТОО ''Фирма Алекри'' после буйства птичьего гриппа свои мощности восстанавливало самостоятельно. Компенсации от государства из-за несоблюдения предприятием определенных алгоритмов, положенных при установлении карантина, им добиться не удалось. Хотя факт птичьего гриппа был установлен. Оставшись без помощи, руководству птицефабрики пришлось перенаправить планировавшиеся изначально для расширения ресурсы на спасение производства.
''На эти средства мы и выжили. Вот эти полгода. Правда, на шестой месяц уже не было возможности зарплату платить, но люди отнеслись с пониманием. Мы сократили на 30% зарплату, потом, конечно, восстановили ее. Человек 20 отправили в отпуск без содержания. Но, делая ремонты, стройки, чтобы занять людей и спасти коллектив'', – рассказал в недавнем интервью СМИ генеральный директор предприятия Александр Прядко.
Помощь оказали и бизнес-партнеры компании, предоставив корм и ветпрепараты. Сейчас птицефабрика вышла на прежний режим работы, но всеобщее удорожание как кормовой базы, так и всего остального заставляет беспокоиться. Цену на продукцию государство поднимать не позволяет, а это, по идее, позволило бы предприятию безболезненно компенсировать убытки. О расширении производства уже речь не идет, главное, в нынешних условиях просто удержаться на плаву.
Бизнесмен считает, что немного сгладить углы помог бы экспорт. В частности, в Россию, куда долгое время дороги для казахстанских птицеводов были закрыты.
''У нас традиционный рынок сбыта – Россия. Поскольку мы являемся приграничной территорией, мы на рынок РФ поставляли до 30% своей продукции. Это значимый объем, который был бы нам подспорьем'', – сказал Александр Прядко.
Россия, кстати, как раз в апреле решилась снять запрет на импорт яиц из Казахстана. Напомним, под временные ограничения из-за единичных случаев птичьего гриппа осенью 2021 года попали Акмолинская, Актюбинская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области.
Пётр Акутионов